Формирование системообразующих взаимодействий в инновационном развитии
экономики
УДК 338.24:001.895(476)
Резюме. В статье раскрываются четыре главные предпосылки, которые обеспечивают системообразующее взаимодействие между субъектами в процессе инновационного развития экономики. Рассмотрены также пять благоприятных условий, которые необходимы для формирования новаторской деятельности в стране как национальной инновационной системы.
Ключевые слова: национальная инновационная система, системообразующее взаимодействие, инновационный комплекс.
Александр Шумилин,
председатель Государственного комитета по науке и технологиям,кандидат экономических наук, доцент
Деловые взаимодействия, которые постепенно превращают инновационный комплекс в систему, могут развиваться лишь в благоприятных условиях и при наличии способствующих предпосылок. Последние, в свою очередь, не возникают спонтанно, а вызревают и формируются на определенной стадии становления экономики
и социума.
Шнаш взгляд, можно выделить четыре главных предпосылки данного процесса: обмен инновационной деятельностью, возникновение инновационных интересов, накопление инновационного потенциала и консти-туирование инновационных ценностей. Рассмотрим подробно каждую из них.
Обмен инновационной деятельностью
Это конструктивное воздействие одного субъекта инновационной деятельности на другой, в результате чего происходит расширение совокупных новых технологий, используемых в профессиональной сфере. Даные технологии могут охватывать как производственную, так и социальную деятельность, но, несомненно, с целью повышения ее эффективности в том или ином аспекте. Обмен создает определенный инновационный импульс,
который сообщается субъекту инноваций и приводит к включению инновационного элемента в его деятельность. Этот элемент может быть немедленно реализован в практике, а может и накапливаться некоторое время для осуществления более крупных изменений.
Участниками обмена могут выступать как отдельные физические лица, так и целые коллективы: институты, предприятия, венчурные компании, юридические лица, государственные структуры, общественные формирования. Субъекты инноваций могут действовать с разными подходами и различной степенью активности. Например, на одном предприятии конкретный инновационный проект может быть отвергнут, а на другом принят и успешно реализован. Это зависит от целого ряда факторов: профессионализма и позиции руководителя, новаторских традиций компании, ее
конкурентоспособности, состояния производства, инновационного климата и др.
Инновационное действие может быть точечным и тем не менее создавать системообразующее воздействие. Нововведение окажется эффективным, если оно органично вплетено в схему взаимосвязей элементов субъекта хозяйствования. Кроме того, инновация должна быть понята и принята коллективом, а также соответствовать конкретным социальным ожиданиям и интересам.
В производственно-хозяйственной сфере инновационный обмен неизбежно выступает коммерческой деятельностью. Однако не менее важна в нем и социальная составляющая. Например, научно-технические конференции обычно не несут прямой коммерческой выгоды. И даже в экономической сделке с инновационной продукцией присутствует социальный аспект - новая технология одновременно выступает и как фактор лич-ностно-профессионального развития персонала. Неслучайно многие современные компании даже выплачивают своим сотрудникам так называемые «смотровые» премии за знакомство с новыми разработками с прицелом на перспективу.
Одновременно с классификацией инновационного обмена по экономическому и социальному признакам ряд авторов рассматривают его деление по возмездному и безвозмездному принципам [1, 2]. Первый означает одностороннее действие - передачу или продажу новой технологии, второй предусматривает реакцию по встречной передаче новшества. В этом случае обычно осуществляется не купля-продажа, а паритетный обмен.
Процесс поиска и коммерциализации инноваций часто
не ограничивается простым обменом, а использует и более сложные формы в виде целого комплекса действий. Например, наукоемкое предприятие может внедрять новую сложную технологию при консультационном сопровождении научного института - автора разработки и при финансовой поддержке венчурного инвестиционного фонда.
Обмен инновационной деятельностью существенно отличается от экономического оборота товаров и услуг. Он имеет основные закономерности:
■ вероятностный характер -обмен не обязательно влечет
за собой внедрение новшества;
■ асимметричность - передатчик и получатель инновации далеко не всегда получают паритетную выгоду и не всегда в равной степени заинтересованы в обмене;
■ дискретность - вовлеченность многих технологий, сложность измерения количественных параметров обмена, уникальности содержания инновационного продукта;
■ синергичность - мультипликативный эффект инновационных воздействий, увеличение совокупного потенциала нововведений у участников обмена.
Возникновение инновационных интересов
Инновационные интересы возникают и проявляются на основе вполне конкретных мотиваций (отдельного индивида и больших производственных коллективов). Они могут быть следующими:
■ экономические - увеличение доходов и прибыли, повышение конкурентоспособности в результате внедрения новшеств;
■ политические - укрепление позиций государства в мировой экономике, расширение сферы влияния в международных отношениях;
■ когнитивные - расширение круга знаний об окружающем мире, повышение профессионального уровня;
■ безопасности - личная и коллективная защита, выживание, противостояние внешним угрозам, внутренняя устойчивость;
■ социальные - обеспечение устойчивого развития
и общественной стабильности, преодоление противоречий, профилактика конфликтов;
■ военные - развитие военной стратегии и тактики, совершенствование вооружений, освоение новых способов обучения войск;
■ духовные - самосовершенствование личности, утверждение высоких моральных норм, внесение вклада
в культуру общества;
■ эстетические - ландшафтный и производственный дизайн, взаимодействие науки и производства со сферой искусства;
■ личные - дружба на основе инновационных интересов, развитие семьи, воспитание детей, креативное проведение досуга и др.
Инновационные интересы могут совпадать, не пересекаться, вступать в противоречие и даже становиться конфликтными. Например, возможна ситуация, когда процесс технологического обновления предприятия противоречит личным творческим планам отдельных сотрудников. Поэтому вопрос согласования инновационных интересов выступает важной вехой в системообразующем взаимодействии субъектов хозяйствования в ходе производства и обмена новшествами.
Накопление инновационного потенциала
Далеко не вся инновационная информация, полученная субъектом хозяйствования, как отмечалось, сразу же включает-
ся в производство. Значительная ее часть аккумулируется в виде «инновационного портфеля». Причин для возникновения временного промежутка между приобретением инновации и ее внедрением в практику может быть несколько:
■ отсутствие необходимости в незамедлительном нововведении. Компания может успешно работать, выпускать пользующуюся спросом конкурентоспособную продукцию. Поэтому не разумно останавливать производство, нести затраты
на внедрение инновации, лишив себя стабильной прибыли;
■ отсутствие финансовой возможности немедленного внедрения. Организация может не иметь собственных средств для реализации новшества,
а на поиск инвесторов или оформление кредита потребуется определенное время;
■ стратегия развития предприятия. В соответствии с ней создается банк перспективных идей, которые будут реализованы в будущем согласно общему плану развития производства;
■ профессиональная или психологическая неготовность сотрудников.
Таким образом, накопительный инновационный обмен дает возможность предприятию создать определенный инновационный потенциал, который позволит уверенно смотреть в будущее. В компаниях-лидерах он используется по мере необходимости и возможности, но параллельно ведется его постоянное накопление.
Однако инновационный потенциал не исчерпывается креативными идеями и новыми технологиями. Не менее важную роль играют кадровый и ресурсный «портфели» инноваций. Становление первого происходит в условиях соединения усилий ученых и конструкторов с одной стороны, специалистов произ-
водства и менеджеров - с другой. В качестве второго выступают развитая научно-материальная база исследований и венчурные производства, позволяющие довести научную идею до уровня реальной технологии.
Конституирование
инновационных
ценностей
Обмен новаторскими идеями и приемами постепенно создает практические инновационные ориентиры и традиции, которые становятся существенными нормами экономической и общественной жизни. Причем такие нормы усваиваются как хозяйствующими субъектами, так и отдельными индивидами, становятся инновационными ценностями общества. Их практическое закрепление и консти-туирование происходит в четырех сферах: в сознании людей, в профессиональной деятельности, в стиле жизни, в политике государственных структур.
Наличие указанных предпосылок для системообразующих взаимодействий позволяет говорить не о выборочном или комплексном, а о системном инновационном развитии экономики.
Для активных системообразующих взаимодействий участников инновационных процессов нужны также соответствующие благоприятные условия. Ряд авторов пытается определить их и обосновать. По нашему мнению, это:
■ целенаправленная государственная инновационная политика;
■ высокий научный потенциал страны;
■ квалифицированный инновационный менеджмент;
■ наличие финансовых ресурсов - инновационные венчурные фонды, прямые инвестиции;
■ союз науки, производства и бизнеса.
Целенаправленная государственная инновационная политика
Национальная инновационная система может выступать не только фактором экономического прогресса, но и элементом социальной стабильности. Отсюда и высокий интерес государства к выработке и реализации соответствующей политики. Тем самым оно стремится «найти"эликсир прогресса", чтобы обеспечить для своих граждан комфортное социальное существование» [4]. Основой государственной инновационной политики, по принципу ведущих стран Евросоюза, могут служить следующие подходы: региональный, кластерный, научно-производственных объединений.
Первый тип предусматривает упор на области как внутри страны, так и межгосударственные, в том числе существующие еврорегионы. На основе всестороннего анализа выявляются сравнительные преимущества каждого района и определяется их специализация. Затем развитие в рамках специализации получает активную поддержку со стороны центра и местных органов власти. Особое внимание уделяется установлению связей между наукой, образованием и производством.
В соответствии с кластерным подходом правительства концентрируют усилия на поддержке существующих инновационных объединений и создании новых сетей компаний, ранее не сотрудничавших между собой. При этом государство не только способствует формированию кластеров, но и само принимает участие в их создании. Так, эта стратегия широко используется в Дании, Нидерландах, ФРГ, Финляндии и других государствах. В Германии, например, уже почти
20 лет реализуется программа создания биотехнологических кластеров Bio Regio [6]. Сетевое инновационное сотрудничество обеспечивает постоянный доступ к достижениям и опыту предприятий-лидеров внутри отрасли. Инновационные проекты получают комплексные технологические решения, разнообразные ресурсы, менеджерскую поддержку. Они выводятся на рынок через сеть предприятий, а не от отдельного производителя. Это дает возможность разделять риски и финансовые затраты на проведение НИОКР, позволяет распределять инновационные знания, способствует финансовому инвестированию. Результатом развития сетей может стать возникновение такого феномена, как, например, Силиконовая долина в США.
Третий подход заключается в создании научно-производственных объединений. Такие комплексы служат не для обмена инновационными знаниями, а для привязки научных идей к практике и установления их ценности на ранних стадиях, что позволяет избежать необоснованных затрат. Научные идеи, которые приняты к разработке, исследуются в тесной связи с действующим или перспективным производством. Приоритет отдается тем проектам, которые направлены на заполнение пробелов в технологическом развитии национальной экономики.
Деятельность научно-производственных объединений направляется государством также на предконкурентные исследования и разработки. При этом оно субсидирует только создание общедоступного научно-технологического продукта, не нарушая сложившегося на национальном рынке соотношения между отечественными производителями.
Так, Евросоюз с 2000 г. начал процесс объединения стран в единую гиперсеть. Была принята программа создания инфраструктуры знаний, активизации инноваций и экономических реформ, модернизации систем социальной защиты и развития образования. Ее целью было обозначено построение более компетентной и динамичной экономики, способной обеспечить ЕС мировое лидерство.
Высокий научный потенциал страны
Научный потенциал складывается из исследовательских традиций и научных школ, наличия крупных ученых, систем поиска и развития молодых дарований, обеспечения науки необходимыми ресурсами и современным исследовательским оборудованием.
Страны с развитой рыночной экономикой прилагают значительные усилия для накопления научного потенциала, усматривая в этом важный фактор своего будущего экономического и социального прогресса. Так, в 2000 г. была сформулирована Концепция единого европейского исследовательского пространства. В качестве одной из главных задач она ставила определение перспектив развития Евросоюза на период до 2021 г. и преодоление основных вызовов XXI века.
В ЕС в 2007 г. представлена Зеленая книга «Европейская исследовательская сфера. Новые перспективы». В ней были обозначены шесть основных направлений интеграции и развития европейских научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Главной целью науки Зеленая книга определила превращение Европы в «наукоемкое экономическое пространство». Серьезные усилия предлага-
лось направить на подготовку и привлечение научных кадров, дефицит которых был оценен в 700 тыс. человек [4, с. 7].
Очень амбициозные планы вынашивает Китай. Он выдвигает своей целью стать к 2020 г. инновационным лидером, а к 2050 г. - добиться мирового первенства в сфере науки и технологий. И эти планы имеют под собой все основания. Соответствующая государственная программа, рассчитанная до 2020 г., предусматривает для Академии наук КНР прорыв по десяти приоритетным направлениям. Среди них: космическая сфера, информационные технологии, производство современных материалов. За 20 лет - с 1992 по 2012 г. - доля наукоемкой продукции в Китае возросла с 5 до 40%.
Потенциал отечественной науки определяется Национальной академией наук, университетами и прикладными институтами. В своем интервью еженедельнику «Веды» Премьер-министр Беларуси, бывший председатель правления НАН, Михаил Мясникович дал оценку состояния академической науки [3]. За последние годы произошел рост прикладной направленности и конкретности научных исследований. Были выделены серьезные бюджетные инвестиции в создание новых высокотехнологичных производств. Это полноценные мощности по серийному выпуску микробиологических и фармацевтических препаратов, световодов, генетического и семенного материала для сельского хозяйства, беспилотных летательных аппаратов, космической инфраструктуры и др. В этом заключается суть научной корпорации - чтобы ученые Академии создавали продукт по полному циклу и получали всю добавленную стоимость от коммерциализа-
ции своих научных разработок. Однако у нас «очень мало новых прорывных проектов, ориентированных на перспективу». Даже многие промышленные предприятия более активны в инновационной деятельности. «Однако они проводятся, главным образом, за счет разработок зарубежных ученых. Системных отечественных инноваций - считанные единицы» [3]. Квалифицированный инновационный менеджмент
Активная инновационная деятельность предполагает эффективное управление на всех этапах - от поиска перспективных новшеств до их полного внедрения и подведения итогов.
Подготовке инновационных менеджеров на Западе придается очень большое значение, и осуществляется она уже свыше 30 лет. Специальный курс «Инновационный менеджмент» преподается во многих университетах. В числе лидеров выступают Гарвардская школа бизнеса (США), Лондонская школа бизнеса, система MBA и др.
В мире инновационного менеджмента высоко ценятся научные знания и контакты. Когда специалисты этого профиля посещают научные конференции или приходят к исследователям, чтобы быть в курсе последних достижений в науке и технологиях, они не пытаются вникать в тему так глубоко, как делают это ученые, но исследуют многие вопросы гораздо шире, особенно в перспективе практического использования научных идей. Поэтому среди инновационных менеджеров котируется наличие ученой степени.
Особую роль в этой сфере играют внешние деловые связи, которые помогают искать новые идеи и источники финансирования. Считается, что лучшим способом вхождения в инновационное
и венчурное сообщество является получение рекомендаций от тех, кто принимал участие в создании и работе стартапов и бизнес-инкубаторов.
Опыт России в управлении инновационным развитием пока значительно беднее западного, да и система подготовки инновационных и венчурных менеджеров еще находится в стадии начальной организации, несмотря на то что инвестиционная деятельность в российской экономике развивается уже около 20 лет. Пока еще нет ни четко сформулированных принципов работы таких специалистов, ни требований к их подготовке, ни достаточного опыта управления на высокотехнологичных предприятиях, на результатах которого можно было бы формулировать требования к кандидатам на эту должность. Тем не менее инновационный менеджер -одна из самых востребованных профессий в российской экономике. Людей с достаточным опытом такой работы катастрофически мало. Образование практических менеджеров инновационной сферы в большинстве случаев инженерное или физико-математическое, реже - экономическое. Фактически эти специалисты принимают решения об осуществлении нововведений. Они должны досконально разбираться как в видах новшеств, так и в преимуществах инноваций и рисках затрат на научные исследования в своей отрасли. Наличие инновационных фондов и инвестиций
Обновления требуют немалых финансовых ресурсов, и инструментом, позволяющим их получить, выступают инновационные и венчурные фонды и прямые инвестиции. В Республике Беларусь, вслед за мировыми тенденциями, все больший вес приобретает вен-
чурная деятельность как фактор обеспечения финансированием нововведений на разных стадиях их разработки и реализации. Индустрия инновационно-венчурного капитала может в значительной степени способствовать реформированию национальной экономики, переводу ее на современные рельсы развития. Но она в нашей стране пока находится в стадии зарождения. Союз науки, производства и бизнеса
Такой союз складывается между университетскими научными лабораториями и академическими институтами с одной стороны, и крупными промышленными предприятиями и объединениями - с другой. Действуют его участники на основании хозрасчетных договоров на научные исследования. Однако наиболее эффективно такое партнерство реализуется через венчурные компании и инновационные инкубаторы.
В Западной Европе сегодня появляется особая институциональная форма сотрудничества науки и производства - так называемые агентства развития, которые выполняют функции центров по распространению инноваций и бизнес-центров. Они выступают катализатором функционирования сетей, связывающих местных субъектов хозяйствования с государственными органами, призванными содействовать реализации инноваций и поиску инвестиций.
Наиболее часто встречающимися видами таких организаций являются центры по распространению технологий и консалтинговые компании. Будучи независимыми, они тем не менее периодически получают помощь от Европейской комиссии по предпринимательству. Специальные фонды Ев-
росоюза финансируют создание инновационной инфраструктуры с целью развития регионов и отраслей.
Центры по распространению технологий сегодня имеются в 30 европейских странах, их число превысило 70, они обладают банком данных по 15 основным направлениям. Центры сами образуют инновационную сеть, в рамках которой действуют свыше 220 организаций, связанных с инновациями, что позволяет научно-исследовательским структурам осуществлять трансфер новых технологий не только в Европе, но и во всем мире.
Таким образом, системообразующее взаимодействие инновационных компонент и определенные благоприятные условия, созданные для участников инновационного процесса, способствуют дальнейшему совершенствованию НИС.
Статья поступила в редакцию 05.05.2014 г.
Summary
In article four main prerequisites which provide backbone interaction between subjects in the course of innovative development of economy reveal. Five favorable conditions which are nec-essary for formation of innovative activity in the country as national innovative system are con-sidered also.
See: http://innosfera.org/2014/07/backbone
Литература
1. Васин В. А. Национальная инновационная система: предпосылки и механизмы функционирования / В.А. Васин, Л. Э. Миндели.-М., 2002.
2. Иванов В. В. Национальные инновационные системы: теория и практика / В. В. Иванов.- М., 2004.
3. Мясникович М. В. В ЕЭП мы должны стать инноваторами: интервью // Веды. 21.06.2012.
4. Селезнев П.Европейский путь инновационной политики / П. Селезнев // Обозреватель -Observer. 2012, № 6. С. 107-121.
5. Шумилин А. Г. Инновационная трансформация современных национальных экономических систем / А. Г. Шумилин // Наука и техника. 2014, № 1. С. 87-94.
6. Юрин С. В. Мировое инновационное развитие / С. В. Юрин // Креативная экономика. 2010, № 6. С. 81-85.
Стандартизация
и
т
предприятия
Существующая на большинстве отечественных предприятий структура служб и подразделений, а также организация инженерной и промышленной деятельности, сложившаяся в Советском Союзе в условиях плановой экономики, к настоящему времени почти не претерпели изменений. В СССР информатизация производственных процессов была ориентирована на вычислительные центры и ЭВМ серии ЕС. Соответственно, и системы стандартов субъектов хозяйствования, разработанные в ту эпоху, отражали сложившиеся процессы взаимодействия подразделений предприятия в соответствии с требованиями единой системы документации и технологической подготовки производства (ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП) в редакции того времени.
Сегодня информационные технологии (ИТ), базирующиеся на распределенных вычислительных сетях и возможностях Интернета, шагнули далеко вперед и по своему функционалу, и по подходам к автоматизации производ-
ственной деятельности. Вместе с тем системы стандартов предприятий, как и их организационная структура, изменились мало. В большинстве случаев службам стандартизации уделяется недостаточно внимания, так как компании больше заняты проблемами выживания и быстрого продвижения своей продукции на рынок. Как следствие - действующие стандарты регламентируют устаревшие процессы и не предусматривают возможности использования документов в электронном виде, не учитывают перспективы, открывающиеся при внедрении современных ИТ, а порой и вовсе блокируют их введение.
Именно поэтому модернизация систем стандартов предприятий для отражения в них требований автоматизированных бизнес-процессов и электронного документооборота является актуальной задачей. На ее решение было направлено задание Государственной научно-технической программы «Электронное управление ресурсами предприятия» на 2011-2015 гг. (ГНТП «CALS-ERP-техноло-