Научная статья на тему 'Формирование сети центров цифрового образования школьников в Ульяновской области'

Формирование сети центров цифрового образования школьников в Ульяновской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / цифровая образовательная среда / дополнительное образование учащихся / обучение / техническое творчество / управление развитием / digitalization / digital educational environment / additional education of students / training / technical creativity / development management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексей Геннадьевич Анохин

Рассматривается проблема освоения информационных технологий школьниками в рамках системы дополнительного образования. Описан опыт центров цифрового образования детей «IT-куб», организованных в Ульяновской области. Приведены примеры инновационных форм работы с учащимися в системе основного общего образования и дополнительного образования: образовательной акции «Урок цифры», цифровой олимпиады «Волга-IT». Обосновывается эффективность децентрализованной модели развития таких центров, матричного управления системой дополнительного образования в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексей Геннадьевич Анохин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a network of centers for digital education of schoolchildrenin the Ulyanovsk region

The problem of mastering information technologies by schoolchildren in the framework of the system of additional education is considered. The experience of the centers of digital education of children «IT-cube» organized in the Ulyanovsk region is described. Examples of innovative forms of work with students in the system of basic general education and additional education are given: the educational campaign «Lesson of numbers», the digital Olympiad «Volga-IT». The effectiveness of the decentralized model of development of such centers, matrix management of the system of additional education in the region is substantiated.

Текст научной работы на тему «Формирование сети центров цифрового образования школьников в Ульяновской области»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Научная статья

УДК [37.016:004](470.42)

Формирование сети центров цифрового образования школьников в Ульяновской области

Алексей Геннадьевич Анохин

АНО ДО «Агентство технологического развития» Ульяновской области, Ульяновск, Россия

Aleksey_anohin1997@mail. ru

Аннотация. Рассматривается проблема освоения информационных технологий школьниками в рамках системы дополнительного образования. Описан опыт центров цифрового образования детей «IT-куб», организованных в Ульяновской области. Приведены примеры инновационных форм работы с учащимися в системе основного общего образования и дополнительного образования: образовательной акции «Урок цифры», цифровой олимпиады «Волга-IT». Обосновывается эффективность децентрализованной модели развития таких центров, матричного управления системой дополнительного образования в регионе.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая образовательная среда, дополнительное образование учащихся, обучение, техническое творчество, управление развитием.

INFORMATION TECHNOLOGY Scientific article

Formation of a network of centers for digital education of schoolchildrenin the Ulyanovsk region

Alexey G. Anokhin - Agency for Technological Development of the Ulyanovsk region, Ulyanovsk, Russia

Aleksey_anohin1997@mail.ru.

Abstract. The problem of mastering information technologies by schoolchildren in the framework of the system of additional education is considered. The experience of the centers of digital education of children «IT-cube» organized in the Ulyanovsk region is described. Examples of innovative forms of work with students in the system of basic general education and additional education are given: the educational campaign «Lesson of numbers», the digital Olympiad «Volga-IT». The effectiveness of the decentralized model of development of such centers, matrix management of the system of additional education in the region is substantiated.

Keywords: digitalization, digital educational environment, additional education of students, training, technical creativity, development management.

Одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года является цифровая трансформация общественной жизни и экономики, планируется рост вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий (1Т) в четыре раза по сравнению с 2019 г. В системе образования цифровая трансформация реализуется с принятием Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», регла-

© Анохин А. Г., 2022

ментировавшего использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. С 2018 г. в рамках Национального проекта «Образование» реализуется Федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [2], цель которого - создание условий для внедрения к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путём обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры,

подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы. Проект предусматривает создание центров цифрового образования детей, одним из таких центров является «IT-куб». Грант Министерства просвещения РФ, который в 2019 г. выиграла Ульяновская область, позволил начать создание в регионе сети центров цифрового образования.

Анализ первых результатов деятельности этих центров и выявленных административных и методических проблем является целью данной статьи.

В числе национальных целей развития нашей страны - самореализация и развитие талантов, целевым показателем чего является формирование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся [1]. Задачей системы образования является формирование у учащихся социокультурного багажа, ценностей и знаний, которые позволяют осознать собственные способности, потребности, сформировать профессиональные интересы [5, с. 79]. Данная задача традиционно реализо-вывалась не только в школе, но и в системе дополнительного образования учащихся. В условиях цифровизации её организации активно реализуют как новое содержание образовательных программ, так и новые формы образовательной деятельности. Мы разделяем мнение, что цифро-визация образования нацелена на формирование у обучающихся цифровых компетенций принципиально нового типа, новых наборов soft- и hard-компетенций, дающих возможность реализовы-вать цифровые проекты, быть в будущем востребованным на рынке труда и социализированным в общество в новых условиях, условиях цифровой экономики [7, с. 43].

Исследования показывают, что при педагогическом сопровождении профессионального самоопределения школьников требуется учитывать как их личностные особенности и индивидуальные мотивы выбора профессии, так и социально-экономические факторы региона их проживания, обуславливающие профессиональные планы, образовательную стратегию [4, с. 121].

Для освоения учащимися 1Т-компетенций требуется цифровая образовательная среда, а её создание возможно только при достаточной материальной базе адекватном финансировании. Поэтому управление развитием сети организаций дополнительного образования является не столько педагогической проблемой, сколько

проблемой административного характера. Оснащение таких центров современным оборудованием и программным обеспечением невозможно без бюджетного финансирования и активной поддержки региональных органов исполнительной власти.

Специалисты, изучающие вопросы инновационного развития образования, отмечают специфику их управления. О. В. Ковальчук указывает на необходимость конструирования таких моделей образовательных систем, которые при условии достаточного многообразия частных подходов и установок удовлетворяли бы требованиям целостности (по целям образования), системности (по содержанию), комплексности (по способам, методам, формам) [6, с. 96], что означает матричный характер управления, его децентрализацию, формирование горизонтальных связей между образовательными организациями.

Данной модели отвечает сеть Центров цифрового образования «IT-куб» Ульяновской области. Первый такой клуб был открыт на базе УлГТУ в 2020 г. Несмотря на пандемию, удалось открыть Центры «IT-куб Север» и «IT-куб Засвияжье» в г.Ульяновске. «IT-куб» является интерактивной площадкой дополнительного образования школьников, реализующей различные программы IT-отрасли: «Программирование на Python», «VR/AR разработка», «Мобильная разработка», «Алгоритмика и логика» «Системное администрирование», «JAVA разработка», шахматы. Дети от 7 до 18 лет учатся востребованным технологиям и языкам программирования. Обучение проходит по таким направлениям, как программирование роботов, алгоритмика и логика, системное администрирование, программирование на Java, программирование на Python, мобильная разработка, а также включает образовательные программы от партнёров проекта - топовых мировых компаний Яндекс и Samsung [3].

Центры цифрового образования «IT-куб» являются базовыми площадками как для региональных проектов технического творчества учащихся, так и национальных и международных мероприятий. Tак в международный День детских изобретений 17 января был организован конкурс детских рисунков «Изобретательство -моё будущее!». Дети, посещающие «IT-клубы», участвуют в Национальной технологической олимпиаде школьников 5-11 классов и студентов.

В 2019 г. Ульяновская область была отмечена Министерством просвещения РФ в номинации «Поддержка региона» в рамках образовательной акции «Урок цифры», инициированной

Министерством просвещения РФ и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. «Урок Цифры» выполняет просветительскую и образовательную функции: учащиеся, находясь дома, могут получить знания о цифровой экономике, программировании и цифровых технологиях. Образовательные программы этого проекта разработаны для трёх возрастных групп: начальная школа, средняя школа и старшая школа. Занятия с учащимися классов охватывают такие предметные области, как разработка игр, разработка приложений, безопасность в сети, принципы работы искусственного интеллекта.

В 2021 году в г. Ульяновске прошла Цифровая олимпиада «Волга-IT». С 2006 г. она объединяет студентов и школьников России и иностранных государств (Японии, Киргизии, Таджикистана, Молдавии, Монтсеррата, Приднестровья). Организаторов Олимпиады (УлГТУ и ведущие IT-компании региона) традиционно поддерживает Правительство Ульяновской области, региональный Фонд развития информационных технологий и Агентство технологического развития области.

Сетевой принцип функционирования Центров цифрового образования «IT-куб» наглядно иллюстрируется их взаимодействием с различными общественными организациями, образовательными организациями, с представителями высокотехнологичных компаний, финансовых организаций. Например, к проведению мастер-классов привлекаются педагоги Центра молодёжного инновационного творчества и детского технопарка «Кванториум». «Урок цифры» и другие проекты поддерживались АНО «Цифровая экономика», ПАО «Сбербанк» и его благотворительным фондом «Вклад в будущее», компаниями «Лаборатория Касперского», «1С», Mail.ru Group, Международной школой программирования «Алгоритмика».

Так совместными усилиями в Ульяновской области формируется образовательная среда, обеспечивающая ускоренное освоение обучающимися актуальных и востребованных знаний в IT-сфере. Сеть организаций дополнительного образования можно рассматривать в качестве каркаса такой среды. Формирование IT-компетенций детей и молодёжи во внеучебное время может происходить в разнообразных форматах, во временных и постоянно действующих учебных группах. Сетевой принцип администрирования обеспечивает гибкость процессов

взаимодействия образовательных организаций при сохранении их партнёрских связей с коммерческими и некоммерческими организациями различных профилей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Указ №474 от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития России до 2030 года». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728.

2. Паспорт Федерального проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 г. № 9, с изм. 27.09.2017 г. URL: https://base.garant.ru/71677640/

3. Анохин А. Г. Об опыте реализации инновационных проектов в дополнительном образовании региона // Современное дошкольное и начальное общее образование: Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 24.11. 2021 г. / отв. ред. А. П. Мишина. Ульяновск: УлГПУ, 2021. 337 с. С.19-22.

4. Захарова И. В. Профессиональное самоопределение старшеклассников: социальные факторы и личные мотивы // Образование и саморазвитие 2021. Т. 16. Вып.4. С. 120-135. DOI: 10.26907/esd.16.4.10.

5. Захарова И. В. Формирование профессиональных интересов и образовательных стратегий старшеклассников // От Советской школы к Российской школе XXI века: вопросы воспитания. Сборник материалов Всерос. научно-практической конференции 8-9.04.2021 г. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021, 301 с. С. 74-78.

6. Ковальчук О. В. Модернизация и проблемы инновационного управления развитием образовательных систем // Человек и образование. Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО 2013. №3 (36). С. 92-97.

7. Кузьмина М. В. Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М. В. Кузьмина и др. Киров: ИРО Кировской области, 2019. 47 с.

Информация об авторе

А. Г. Анохин - специалист по работе с партнёрами, АНО ДО Агентство технологического развития Ульяновской области.

Ответственность автора Автор несёт ответственность за патентную чистоту, достоверность и точность приведённых фактов, цитат, географических названий, экономико-статистических данных, собственных имён и прочих сведений, а также за разглашение данных, не подлежащих открытой публикации.

REFERENCES

1. Ukaz №474 ot 21.07.2020 g. «О nacional'nyh celyah razvitiya Rossii do 2030 goda» [Decree No. 474 of 21.07.020 «On the National Development Goals of Russia until 2030»]. URL: http: //www .kremlin.ru/events/president/news/63728

2. Pasport Federal'nogo proekta «Sovre-mennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossijskoj Federacii» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam, protokol ot 25.10.2016 g [Passport of the Federal Project «Modern Digital Educational Environment in the Russian Federation» (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and Priority Projects, Protocol No. 9] dated 25.10. 2016, ed. 27.09.2017. URL: https://base.garant.ru/71677640/

3. Anokhin A. G. Ob opyte realizacii inno-vacionnyh proektov v dopolnitel'nom obrazovanii regiona [On the experience of implementing innovative projects in additional education in the region]. Sovremennoe doshkol'noe i nachal'noe obshchee obrazovanie: Sbornik materialov vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 24.11. 2021 g. [Modern preschool and primary general education: A collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference on 24.11]. 2021 / ed. by A. P. Mishin. Ulyanovsk, UlSPU, 2021. 337 p. pp.19-22.

4. Zakharova I. V. Professional'noe samoopredelenie starsheklassnikov: social'nye faktory i lichnye motivy [Professional self-determination of high school students: social factors and personal motives]. Obrazovanie i samorazvitie 2021 [Education and self-development 2021]. Vol. 16. Issue 4. pp. 120-135. DOI: 10.26907/esd.16.4.10.

5. Zakharova I. V. Formirovanie professional'nyh interesov i obrazovatel'nyh strategij starsheklassnikov [Formation of professional interests and educational strategies of high school students. From the Soviet school to the Russian school of the XXI

century: questions of education]. Ot Sovetskoj shkoly k Rossijskoj shkole HKHI veka: voprosy vospitaniya. Sbornik materialov Vseros. nauchno-prakticheskoj konferencii 8-9.04.2021 g [Collection of materials of the All-Russian Scientific and practical conference 8-9.04.2021], Moscow, FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO» [FGBNU «Institute of Education Development Strategy RAO»]. 2021. 301 p. рр.74-78.

6. Kovalchuk O. V. Modernizaciya i problemy innovacionnogo upravleniya razvitiem obrazovatel'nyh system. Chelovek i obrazovanie. [Modernization and problems of innovative management of educational systems development. Man and Education]. Akademicheskij vestnik Instituta pedagogicheskogo obrazovaniya i obrazovaniya vzroslyh RAO 2013 [Academic Bulletin of the Institute of Pedagogical Education and Adult Education of RAO 2013]. No. 3 (36). pp.92-97.

7. Kuzmina M. V. Formirovanie cifrovoj gramotnosti obuchayushchihsya: Metodicheskie rekomendacii dlya rabotnikov obrazovaniya v ramkah realizacii Federal'nogo proekta «Cifrovaya obrazovatel'naya sreda» [Formation of digital literacy of students: Methodological recommendations for educators in the framework of the implementation of the Federal project «Digital educational Environment»]. Avt.-sost. M. V. Kuz'mina i dr. Kirov: IRO Kirovskoj oblasti [Ed. M. V. Kuzmina et al. Kirov: Institute of Education Development of the Kirov region], 2019. 47 p.

Information about the author А. G. Anokhin - specialist in working with partners of the ANO DO Agency for Technological Development of the Ulyanovsk Region.

Responsibility of the author

The author is responsible for the patent purity, reliability and accuracy of the facts, quotations, geographical names, economic and statistical data, proper names and other information, as well as for the disclosure of data not subject to public publication.

Статья поступила в редакцию 31.05.2022; одобрена после рецензирования 15.06.2022; принята к публикации 10.07.2022.

The article was submitted 31.05.2022; approved after reviewing 15.06.2022; accepted for publication 10.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.