Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяконова Тамара Михайловна, Суворова Светлана Николаевна, Бербенец Ольга Анатольевна, Подледнова Наталья Шафигуллаевна, Иванкова Ирина Олеговна

Цифровая трансформация, как процесс модернизации образования, учитывает открывающиеся достоинства виртуального мира и позволяет в полной мере использовать потенциал цифровых технологий. В Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования Правительства Российской Федерации обозначены ключевые траектории достижения «цифровой зрелости» в этой области, как для образовательных организаций высшего образования, так и для компаний и уполномоченных органов исполнительной власти. Таким образом, демонстрируя значимость для государства задач формирования информационного общества, цифровой образовательной информационной среды, цифровой экономики. В связи с чем, педагогам необходимо активно включаться в процесс цифровой трансформации, которая определена в целях Стратегии развития до 2030 года. Актуальность изучения онлайн-платформ и онлайн-курсов обусловлена их активным внедрением в систему высшего образования в РФ. На фоне становления электронной педагогики как отрасли педагогической науки, анализ образовательных онлайн-площадок, именно, как образовательного ресурса представляет большой исследовательский интерес. С целью выявления возможностей, которые предоставляет онлайн-обучение, авторами был проведен анализ цифровой среды онлайн-обучения в Российской Федерации, а также проанализированы основные российские платформы и проекты онлайн-образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьяконова Тамара Михайловна, Суворова Светлана Николаевна, Бербенец Ольга Анатольевна, Подледнова Наталья Шафигуллаевна, Иванкова Ирина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ONLINE EDUCATION IN HIGHER EDUCATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Digital transformation, as a process of modernization of education, takes into account the emerging advantages of the virtual world and allows you to fully use the potential of digital technologies. The Strategy of Digital Transformation of the Branch of Science and Higher Education of the Government of the Russian Federation outlines the key trajectories of achieving "digital maturity" in this area, both for educational institutions of higher education, and for companies and authorized executive authorities. Thus, demonstrating the importance for the state of the tasks of forming an information society, digital educational information environment, digital economy. In this connection, teachers need to be actively involved in the process of digital transformation, which is defined for the purposes of the Development Strategy until 2030. The relevance of studying online platforms and online courses is due to their active introduction into the higher education system in the Russian Federation. Against the background of the formation of electronic pedagogy as a branch of pedagogical science, the analysis of educational online platforms, namely, as an educational resource is of great research interest. In order to identify the opportunities provided by online education, the authors analyzed the digital environment of online education in the Russian Federation, as well as analyzed the main Russian platforms and online education projects.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

уровне, прослежены лишь незначительные изменения в результате стандартного течения учебно-воспитательного процесса военного института войск национальной гвардии Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андриянов Е.В. Формирование профессионально-нравственного идеала офицера внутренних войск МВД России : дис. ... канд. пед. наук / Андриянов Евгений Валентинович. - Москва, 2014. - 177 с.

2. Султанбеков Т.И. Педагогические условия формирования межэтнической толерантности курсантов в образовательной среде военного института внутренних войск МВД России : дис. ... канд. пед. наук / Султанбеков Тимур Ильфатович. - Санкт-Петербург, 2015. - 265 с.

REFERENCES

1. Andriyanov, E.V. (2014), Formation of the professional and moral ideal of an officer of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, Moscow.

2. Sultanbekov, T.I. (2015), Pedagogical conditions for the formation of interethnic tolerance of cadets in the educational environment of the Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: anatoliy.dubinin.87@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.01.2022

УДК 378

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тамара Михайловна Дьяконова , кандидат педагогических наук, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток; Светлана Николаевна Суворова, заведующая секцией физической культуры, Дальневосточный государственный институт искусств, Владивосток; Ольга Анатольевна Бербенец, старший преподаватель, Наталья Шафигуллаевна Подледнова, старший преподаватель, Ирина Олеговна Иванкова, начальник отдела, Дальневосточный государственный университет,

Владивосток

Аннотация

Цифровая трансформация, как процесс модернизации образования, учитывает открывающиеся достоинства виртуального мира и позволяет в полной мере использовать потенциал цифровых технологий. В Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования Правительства Российской Федерации обозначены ключевые траектории достижения «цифровой зрелости» в этой области, как для образовательных организаций высшего образования, так и для компаний и уполномоченных органов исполнительной власти. Таким образом, демонстрируя значимость для государства задач формирования информационного общества, цифровой образовательной информационной среды, цифровой экономики. В связи с чем, педагогам необходимо активно включаться в процесс цифровой трансформации, которая определена в целях Стратегии развития до 2030 года. Актуальность изучения онлайн-платформ и онлайн-курсов обусловлена их активным внедрением в систему высшего образования в РФ. На фоне становления электронной педагогики как отрасли педагогической науки, анализ образовательных онлайн-площадок, именно, как образовательного ресурса представляет большой исследовательский интерес. С целью выявления возможностей, которые предоставляет онлайн-обучение, авторами был проведен анализ цифровой среды онлайн-обучения в Российской Федерации, а также проанализированы основные российские платформы и проекты онлайн-образования.

Ключевые слова: онлайн-обучение, цифровая образовательная среда, онлайн-платформы, высшее образование, цифровизация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p89-93

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ONLINE EDUCATION IN HIGHER

EDUCATION OF THE RUSSIAN FEDERATION Tamara Mikhailovna Dyakonova, the candidate of pedagogical sciences, Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok; Svetlana Nikolaevna Suvorova, Head of the Physical Education Section, Far Eastern State Institute of Arts, Vladivostok; Olga Anatolyevna Berbenets, the senior teacher, Natalya Shafigullaevna Podlednova, the senior teacher, Irina Olegovna Ivankova, Head of the Department, Far Eastern State University, Vladivostok

Abstract

Digital transformation, as a process of modernization of education, takes into account the emerging advantages of the virtual world and allows you to fully use the potential of digital technologies. The Strategy of Digital Transformation of the Branch of Science and Higher Education of the Government of the Russian Federation outlines the key trajectories of achieving "digital maturity" in this area, both for educational institutions of higher education, and for companies and authorized executive authorities. Thus, demonstrating the importance for the state of the tasks of forming an information society, digital educational information environment, digital economy. In this connection, teachers need to be actively involved in the process of digital transformation, which is defined for the purposes of the Development Strategy until 2030. The relevance of studying online platforms and online courses is due to their active introduction into the higher education system in the Russian Federation. Against the background of the formation of electronic pedagogy as a branch of pedagogical science, the analysis of educational online platforms, namely, as an educational resource is of great research interest. In order to identify the opportunities provided by online education, the authors analyzed the digital environment of online education in the Russian Federation, as well as analyzed the main Russian platforms and online education projects.

Keywords: online learning, digital educational environment, online platforms, higher education, digitalization.

Россия, как страна с развитой системой образования, активно включилась в процесс цифровизации и совершает значительные шаги в сторону развития онлайн-образования [1, 2]. Это обуславливает актуальность изучения и описания тенденций и перспектив развития онлайн-обучения в высшем образовании. Онлайн-обучение предоставляет ряд возможностей в сфере высшего образования (рисунок).

Возможности-онлайн-обучения!

О_<>_

Повышение-экономической эффективности-образования! (снижение-расходов,-оптимизация-управления,-повышение-оплаты-труда)!

о

Реализация -индивидуальной -траектории -обучения! (учитывая -когнитивные-особенности -обучающихся, -имеющиеся -знания, ■ время, -возможности)!

_zQL_

Развитие -новых образовательных концепций и -моделей преподавания! (открытая -модель-образования, -концепция -непрерывного -образования)!

_S_

Развитие -участников -образовательного -процесса - в -соответствии • с -современными требованиями!

Рисунок - Возможности онлайн-обучения в сфере высшего образования

Для реализации процесса онлайн-обучения в вузах существуют российские платформы и проекты онлайн-образования [4, 5] (таблица).

Таблица - Анализ основных российских платформ и проектов онлайн образования

Наименование Характерные особенности Результат обучения

Образовательная платформа «Нетология» Онлайн-курсы для маркетолога, менеджера продукта, дизайнера, программиста, аналитика Диплом и удостоверение установленного образца по государственной лицензии

Образовательная платформа «Открытое образование» Онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах, в соответствии с требованиями ФГОС Успешная сдача экзамена -сертификат

Образовательная платформа «Стэпик» Бесплатные онлайн-курсы по основным направлениям: математика, работа с компьютерными системами, программирование, цитология и генетика Во многих (но не во всех) выдается сертификат

Образовательная платформа «Е^йоп» Образовательные курсы по бизнес-тематикам, ориентированы на профессионалов По итогам прохождения курсов выдается сертификат

Платформа онлайн-обучения «Uniwab» Образовательные онлайн-продукты ведущих вузов с целью распространения качественного образования на русском языке Сертификаты от вузов-авторов курсов

Академический образовательный проект «Лек-ториум» Сочетание двух направлений: медиатека с видеолекциями от ведущих преподавателей вузов России и собственные онлайн-курсы По итогам прохождения - сертификат

Образовательный проект «Учи новое» Построен по принципу «теория + практика». Создаются пошаговые инструкции, курсы, которые позволяют пользователям овладеть тем или иным навыком. Бесплатная программа акселерации с оплатой после трудоустройства Цифровой сертификат об окончании после выполнения выпускной работы

Открытая онлайн-платформа «Университет без границ» Обучение с позиции liberal arts. Онлайн-курсы, основной упор на обучение методам исследования. Преподаватели-исследователи из зарубежных и российских университетов. Семинары и часть заданий проходят в онлайн-режиме Сертификат с указанием названия курса, количеством часов, именем преподавателя и датой проведения курса

МООК-платформа Универсариум» Работает по технологии массовых открытых онлайн-курсов, разрабатывают собственные курсы совместно с российскими вузами Сертификат государственного образца

Кроме того, существует сайт «Ес1авв» - предназначен для всех, кто интересуется современными технологиями в обучении и, в частности, онлайн-курсами. Он создан с целью лёгкого и быстрого доступа ко всем имеющемся онлайн-курсам. Помогает иметь один общий каталог, быть в курсе всего нового, может находить курсы по своим запросам, давая возможность получить информацию централизованно, не прибегая к услугам поисковой системы по всем сайтам.

Наряду с этим разработана Карту образовательных проектов России, данный проект помогает наглядно разобраться в «море» российского образования: стартапах и экспертных центрах, каталогах и мероприятиях, онлайн-курсах и школах. Платформа «еТШогшш» собрала самые популярные сервисы для организации онлайн-обучения в карту-путеводитель.

Однако, знания, полученные после прохождения курсов на таких платформах, не могут стать полноценной заменой классического высшего образования. При этом, низкий порог входа для обучения на таких платформах онлайн-курсов дает возможность людям быстрее перепрофилироваться и получать знания в новых областях. Персонализация вариантов получения знаний, количество затрачиваемого времени студентом - все это делает такие платформы намного более эффективным аналогом классического образования.

Также онлайн-курсы представляют собой очень хороший способ развить у студентов навыки самостоятельной работы и требует большей ответственности [3]. Немаловажным достоинством онлайн-курсов является возможность с их помощью построить индивидуальную траекторию как для обучения студента в целом, так и для решения конкретной стоящей перед ним задачи.

Следует также отметить, что восемь ведущих российских вузов приняли участие в создании Национальной платформы открытого образования, с целью сделать из онлайн-курсов полноценный аналог образовательных программ вузов, который позволит получить знания того же качества и уровня, что и при классической форме обучения. Это подразумевает очень высокие требования к разрабатываемым программам и их эффективности. Многие российские вузы и организации активно разрабатывают собственные онлайн-курсы на ведущих и национальных платформах.

Из российских вузов, вступивших в сотрудничество с проектами в области онлайн-образования, можно выделить такие наиболее активные, как Московский государственный университет (почти все стартовые курсы Универсариума), Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский государственный университет (сотрудничество с Coursera), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (сотрудничество с Uniweb и Hexlet).

Онлайн-курсы содержат значительный педагогический потенциал, связанный с информатизацией и интенсификацией образовательного процесса. Онлайн курсы в ближайшем будущем способны сформировать твёрдую основу для непрерывного образования в течение всей жизни.

Среди основных тенденций развития электронного обучения лидирует применение различных технологий, таких как видеоконтент, игровые программы, элементы виртуальной или дополненной реальности. Главная функция обучения - дать четкие ответы на вопросы и закрепить нужные навыки.

Таким образом, сегодня новым вызовом для традиционной системы образования становится необходимость закладывать основы цифровой грамотности на всех уровнях образования, а это требует профессионального развития преподавателей.

Цифровизация образования нацелена на формирование у обучающихся цифровых компетенций принципиально нового типа, дающих возможность реализовывать цифровые проекты, быть востребованным в будущем на рынке труда и социализированным в общество в новых условиях цифрового образования.

В настоящее время становится актуальным вопросом и проблемой серьёзное повышение квалификации учителей, преподавателей, всех участников образовательного процесса. Растет актуальность идеи образование «через всю жизнь», в котором обеспечивалось бы непрерывное развитие личности и индивидуальности каждого человека, а также стоит вопрос владения, освоения подрастающим и уже подросшим поколением цифровыми устройствами в уже наступившую эпоху всеобщей киберсоциализации общества и получения цифровых компетенций.

ЛИТЕРАТУРА

3. Кудлаев М.С. Процесс цифровизации образования в России / М.С. Кудлаев // Молодой ученый. - 2018. - № 31. - С. 3-7.

4. Паспорт приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. N 9) (с изменениями и дополнениями) // ГАРАНТ [справочная поисковая система] : [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/71677640/ (дата обращения: 14.09.2021).

5. Репина И.Б. Форсайт инновационных технологий для реализации обучения в режиме онлайн / И.Б. Репина, Т.Ю. Шкарина, А.А. Козлова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020 - № 12 (190). - С. 182-187.

6. Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования // EDtechs : [сайт]. - URL: https://edtechs.ru/ (дата обращения: 20.09.2021).

7. Мансурова Г.И. Массовые открытые онлайн-курсы / Г.И. Мансурова, Е.С. Андреева // Электронное обучение в непрерывном образовании: V Международная научно-практическая конференция : сборник трудов конференции. - Ульяновск, 2018. - С. 49-54.

REFERENCES

1. Kudlaev, M.S. (2018), "The process of digitalization of education in Russia", Young scientist, No. 31, pp. 3-7.

2. Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for strategic development and priority projects (2016), "Passport of the priority project "Modern digital educational environment in the Russian Federation"", Minutes of October 25, 2016 N 9, available at: https://base.garant.ru/71677640/ (accessed: 09/20/2021).

3. Repina, I.B., Shkarina, T.Yu., and Kozlova, A.A. (2020), "Foresight of innovative technologies for the implementation of online learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (190), pp. 182-187.

4. EDtechs (2021), Rating of the largest companies in the online education market, available at: https://edtechs.ru / (accessed: 09/20/2021).

5. Mansurova, G.I. and Andreeva, G.I. (2018), "Mass open online courses", E-learning in continuing education: V International Scientific and Practical Conference : collection of proceedings of the conference, Ulyanovsk, pp. 49-54.

Контактная информация: tomico2014@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.11.2021

УДК 378

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

(ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)

Тамара Михайловна Дьяконова, кандидат педагогических наук, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток; Светлана Николаевна

Суворова, Заведующий секцией физического воспитания, Дальневосточный государственный институт искусств, Владивосток; Ольга Анатольевна Бербенец, старший преподаватель, Наталья Шафигуллаевна Подледнова, старший преподаватель, Альбина Альбертовна Лигачева, старший преподаватель, Дальневосточный государственный университет, Владивосток

Аннотация

В настоящее время онлайн-обучение представляет собой один из основных трендов развития образовательных технологий во всём мире. Онлайн-курсы содержат значительный педагогический потенциал, связанный с информатизацией и интенсификацией образовательного процесса. И в ближайшем будущем способны сформировать твёрдую основу для непрерывного образования в течение всей жизни. Однако, одной из глобальных проблем является наличие образовательного неравенства, наблюдается цифровой разрыв между различными странами и регионами мира. Для его преодоления необходим анализ стратегий цифровой трансформации (цифровизации) в сфере науки и высшего образования стран с наиболее развитыми образовательными системами. С целью выявления преимуществ, а также оценки существующих проблем при использовании информационных технологий в высшем образовании, авторами проведен анализ зарубежного опыта создания цифровой среды онлайн-обучения в высшем образовании, рассмотрена история развития разработки и внедрения массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Кроме того, проведен анализ наиболее популярных специализированных платформ МООК и выявлены основные тренды в мировом онлайн-образовании.

Ключевые слова: онлайн-обучение, мировое онлайн-образование, платформа МООК, цифровые образовательные технологии.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p93-96

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF ONLINE LEARNING IN HIGHER EDUCATION (FOREIGN EXPERIENCE) Tamara Mikhailovna Dyakonova, the candidate of pedagogical sciences, Vladivostok State University of Economics and Service; Svetlana Nikolaevna Suvorova, Head of the Physical

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.