8(287) - 2013
РАЗВИТИЕ АПК
УДК 631.115.8:635.21
ФОРМИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ В КАРТОФЕЛЕВОДСТВЕ
Н. В. БАННИКОВА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой предпринимательства Е-mail: nbannikova@mail. ru
Е. Г. ПУПЫНИНА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры предпринимательства Е-mail: elenapupinina@mail. ru Ставропольский государственный аграрный университет
В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности картофелеводства, имеющего важнейшее народнохозяйственное значение с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности, возможности получения дополнительных доходов и повышения занятости социально незащищенных групп населения. Предложены модели формирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов, позволяющие учесть особенности и территориальные условия производства картофеля.
Ключевые слова: картофелеводство, личные подсобные хозяйства, кооперация, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Картофелеводство, являясь одним из важнейших направлений сельхозпроизводства нашей страны, на современном этапе характеризуется разрушением системы семеноводства, ростом потерь картофеля в системе «поле - потребитель» при одновременном снижении качества конечной продукции и уровня ее конкурентоспособности. Эти проблемы усугубляет то обстоятельство, что
основным элементом производственной сферы картофелепродуктового подкомплекса стали личные подсобные хозяйства, где производство характеризуется низким технологическим уровнем и высокими трудозатратами. Отсутствие развитой системы снабжения, обслуживания, финансирования и сбыта, необходимой для мелкотоварных хозяйств, снижает эффективность их функционирования и уменьшает возможности трансформации части из них в фермерские хозяйства.
В этих условиях важнейшую роль должна играть кооперация малых форм хозяйствования, которая пока не получила должного развития. В этой связи возникает необходимость разработки и обоснования научно-методических и практических рекомендаций по повышению эффективности картофелеводства в хозяйствах населения на основе использования различных форм кооперации с учетом специфики и современного состояния исследуемой сферы производства.
конкретную характеристику состояния ее развития представим на примере Ставропольско-
го края, в котором, как и в других регионах Юга России, условия для выращивания картофеля в значительной степени дифференцированны. А на определенной части площадей региона эта культура выращивается только для самообеспечения населения.
Анализ показателей, характеризующих состояние картофелеводства на территории Ставропольского края, показал, что в период 2000-2010 гг. площади посадок картофеля уменьшились с 35,9 до 27,2 тыс. га. В структуре площади посадки личные подсобные хозяйства (ЛПХ) занимают свыше 90 %, удельный вес их в валовом сборе картофеля составляет в среднем 85 %. При этом урожайность культуры гораздо ниже, чем на сельскохозяйственных предприятиях (см. таблицу). В сравнении со среднероссийским показателем в Ставропольском крае несколько ниже доля посадок в сельскохозяйственных организациях и выше - в крестьянских (фермерских) хозяйствах [6].
Большинство картофелеводческих хозяйств в рыночных условиях испытывает серьезные трудности со сбытом продукции собственного производства, связанные прежде всего с необходимостью постоянного поиска более выгодных каналов реализации. Многие мелкотоварные картофелеводческие хозяйства, не сумевшие удержать свои позиции на рынке, превратились в натуральные.
Наряду с этим ни одно из мелкотоварных хозяйств не в состоянии обеспечить хранение произведенного объема картофеля для стабильной организации его поставок на потребительский рынок в течение года, поскольку строительство соответствующих современным требованиям картофелехранилищ требует значительных капиталовложений. Это является одной из причин вынужденной реализации большей части урожая в осенний период по
наиболее низким ценам, что в результате приводит к потере прибыли.
Еще одна трудноразрешимая проблема заключается в том, что представленная на рынке современная сельскохозяйственная техника рассчитана на применение на больших площадях, а ее высокая стоимость недоступна владельцам небольших хозяйств. Вместе с тем удобрения, химические средства защиты растений, горюче-смазочные материалы, нефтепродукты, запчасти личные подсобные хозяйства вынуждены приобретать небольшими партиями по розничным ценам, что также влечет за собой рост издержек.
Вследствие территориальной отдаленности, отсутствия квалифицированных специалистов и недостатка специальных знаний личным подсобным хозяйствам достаточно сложно ориентироваться в вопросах рыночной конъюнктуры, им практически недоступна информация о процессах формирования спроса и предложения на продукцию картофелеводства.
В сложившихся рыночных условиях мелкотоварные картофелеводческие хозяйства остро нуждаются в построении системы сбыта продукции, снабжения средствами производства и производственно-технического обслуживания. Здесь необходимо учитывать производственную специфику всех потребностей, способствующих повышению эффективности их деятельности.
наилучшим решением данной проблемы было бы создание соответствующего мощного кластера с полной инфраструктурой семеноводства, производства, переработки, хранения и логистики в картофелеводстве. Однако ученые и практики, специализирующиеся в области аграрной экономики, знают, что масштабы интеграции хозяйств населения обычно ограничены территорией одного
Показатели производства картофеля по категориям хозяйств в Ставропольском крае в 2005-2010 гг.
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2010 к 2005, %
Площадь посадки в хозяйствах всех категорий, тыс. га 29,7 27,6 27,0 25,9 27,4 27,2 91,6
В том числе:
- в сельскохозяйственных организациях 1,2 1,3 1,2 1,2 1,4 1,5 125,0
- в крестьянских (фермерских) хозяйствах 1,2 1,7 1,4 1,1 1,3 1,4 116,6
- в хозяйствах населения 27,7 25,3 24,3 23,5 24,7 24,3 87,7
Урожайность в хозяйствах всех категорий с 1 га, т 9,5 9,1 8,1 10,0 9,1 10,5 110,5
В том числе:
- в сельскохозяйственных организациях 9,6 7,9 9,8 22,2 16,5 15,0 156,2
- в крестьянских (фермерских) хозяйствах 8,5 7,8 8,4 10,6 10,3 10,2 120,0
- в хозяйствах населения 9,5 9,2 8,0 9,3 8,7 10,3 108,4
или нескольких населенных пунктов. Внутренние материальные и финансовые ресурсы их минимальны, а интерес инвесторов к сотрудничеству с данным сектором отсутствует.
Именно поэтому основной формой интеграции малых форм хозяйствования в аграрной сфере признается потребительский кооператив, который, являясь некоммерческой организацией, ориентирован на предоставление услуг своим членам в сфере реализации, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, в снабжении средствами производства, а также в получении ими максимальной выгоды от совместной деятельности. именно поэтому развитие кооперации стало одной из целей приоритетного национального проекта «Развитие АПК», в соответствии с которым было предусмотрено в течение 2006-2007 гг. создание 2 550 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 550 - перерабатывающих и 1 000 - заготовительных и снабженческих.
Рис. 1. Состав и последовательность проведения работ по формированию сельскохозяйственного потребительского кооператива
Несмотря на ряд беспрецедентных мер, предпринятых Правительством РФ в целях реализации национального проекта, в частности, оказания помощи в освобождении от многочисленных посредников, помощи в организации сбыта произведенной продукции, кооперация мелких сельхозтоваропроизводителей не получила должного развития.
Развитие сельскохозяйственной кооперации в России сдерживается рядом объективных причин. Как отмечают специалисты, отрицательное влияние на ее развитие оказывает:
- кризисное состояние сельского хозяйства, отсталость материально-технической базы рыночной инфраструктуры;
- недоверие к кооперативным идеям и кооперативному движению со стороны сельхозтоваропроизводителей;
- несовершенство нормативно-правовой базы в области кооперации;
- утрата многолетнего опыта кооперирования в сельском хозяйстве, имевшегося в стране;
- отсутствие навыков хозяйственного самоуправления у сельского населения;
- то обстоятельство, что большая часть товаропроизводителей не обладает должными знаниями о преимуществах кооперативных форм хозяйствования [2].
Создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов требует существенных организационных усилий и проведения целого комплекса мероприятий. До момента регистрации кооператива и начала его функционирования в статусе юридического лица должна быть проведена большая подготовительная работа, при проведении которой необходимо учитывать сложившуюся структуру районного агропромыш-
ленного комплекса, экономические взаимоотношения его участников, уровень развития рыночной инфраструктуры. Для организации потребительского кооператива целесообразно использовать схему, отражающую этапы этой работы (рис. 1).
Необходимо отметить, что обязательным условием целесообразности создания сельскохозяйственного потребительского кооператива являются инициатива и заинтересованность «снизу». Поэтому работа по его созданию должна проводиться только при наличии активных (потенциальных) членов.
Кроме того, простое признание необходимости кооперации личных подсобных хозяйств и даже предварительная разработка ее организационного плана сами по себе еще не решают проблемы сбыта продукции, снабжения и обслуживания этой категории хозяйств. Важно разработать четкую концепцию формирования кооперативного аппарата с детально проработанным технико-экономическим обоснованием его деятельности.
Выбор модели кооператива в картофелеводстве зависит от многих факторов и условий. Прежде всего следует учитывать особенности, присущие данной сфере производства. Определяющей особенностью является уникальное значение картофеля по сравнению с другими базовыми видами продовольствия в системе продовольственной безопасности России. Оно определяется местом данного продукта в структуре рациона россиянина, а также широкими возможностями получения дополнительных доходов и обеспечения занятости социально незащищенных групп населения. Важной особенностью также является противоречие между необходимостью размещения производства в наиболее благоприятных природных условиях и актуальностью самообеспечения территорий картофелем вследствие его невысокой транспортабельности.
Существенная разница в условиях, характеризующих территории с точки зрения возможности получения высоких урожаев картофеля (среднегодовое количество осадков, температура в период вегетации, механический и химический состав почв), в наличии соответствующей инфраструктуры, опыта и степени развития сельскохозяйственной потребительской кооперации требует дифференцированного подхода к выбору модели кооператива.
Для территорий, имеющих высокоразвитое картофелеводство, благоприятные условия для дальнейшего развития производства и повышения с помощью кооперации конкурентоспособности
сектора малых форм хозяйствования, рекомендуется модель кооператива под условным названием «Товарный» (рис. 2).
Данная модель предполагает включение в состав кооператива целого ряда необходимых предприятий и подразделений. При этом инициатором кооперации может стать семеноводческое предприятие (элитхоз) или предприятие по производству переработанной продукции картофелеводства: крахмала, полуфабрикатов, чипсов и т. д.
Главная цель предлагаемой модели кооператива - совместное удовлетворение потребностей его членов в средствах производства и услугах, необходимых для производства, хранения и реализации продукции картофелеводства, обеспечивающее повышение эффективности хозяйственной деятельности каждого члена и безубыточность деятельности кооператива в целом [5].
Кооперация в предлагаемой форме предполагает углубление специализации картофелеводческих хозяйств. Кооператив может производить продукцию нескольких категорий - семенной, ранний и поздний картофель для переработки и нестандартный картофель. Кроме того, в целях получения дополнительной выручки от реализации продукции картофелеводчес-кие хозяйства в результате освоения севооборотов выращивают овощные культуры.
В соответствии с этим имеющиеся и потенциальные рынки сбыта продукции также дифференцируются. Деятельность кооператива, таким образом, направлена на выполнение основных задач:
• формирование производственной политики и научно-обоснованное планирование объемов производства и видов продукции, производимой членами кооператива;
• обеспечение членов кооператива необходимыми материально-производственными средствами производства (горюче-смазочными материалами, семенами, удобрениями, средствами химической защиты растений, запасными частями, инвентарем и др.) по более низким ценам;
• освоение и распространение в хозяйствах современных эффективных технологий картофелеводства;
• получение и использование кредитов для выполнения основных задач кооператива;
• приобретение современной специализированной техники и оборудования, организация их эффективной работы, технического обслуживания и ремонта;
Отделы общего назначения:
- финансовый;
- планово-экономический;
- юридический
• строительство, содержание и ремонт хранилищ и других объектов производственного и вспомогательного назначения;
• аренда необходимых для решения производственных задач кооператива основных средств (техники, помещений и др.);
• контроль качества продукции, произведенной членами кооператива, формирование партий продукции для реализации;
• организация централизованного сбыта продукции, произведенной хозяйствами --членами кооператива в соответствии с заключенными договорами;
• организация юридического сопровождения деятельности хозяйств - членов кооператива и их юридическая защита;
• предоставление научно-технологических и производственных консультаций.
Основными структурными подразделениями кооператива являются отделы общего назначения: планово-экономический, финансовый, юридический, а также специализированные: технологического и технического обслуживания, материально-технического обеспечения.
Важнейшее значение для кооператива имеет маркетинговый отдел, основной функцией которого является обеспечение сбыта произведенной
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
Общее собрание членов кооператива
Правление кооператива и его председатель
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
Отделы специального назначения:
- маркетинговый;
- технического обслуживания;
- транспортно-логистический;
- технологический;
- информационно-консультационный;
- материально-технического обеспечения
I
ЧЛЕНЫ КООПЕРАТИВА
о а
Ё св
^ В
о Э
С «
о ^
я н
й о ^
и о
Я « н
а и
С К
КФХ (ЛПХ) по выращиванию семян картофеля 1-й, 2-й, 3-й репродукции
Элитовыращивающее хозяйство (элитхоз)
ЛПХ (КФХ) по выращиванию столового картофеля
раннего
позднего
ЛПХ (КФХ) по выращиванию картофеля для переработки
на продовольственные цели на технические цели
1 .
Картофеле- и овощехранилище
Лаборатория контроля качества Сортировочно-упаковочный пункт Подразделение по подработке картофеля
Собственные предприятия торговли брендированной продукцией
Предприятие по переработке картофеля
Условные обозначения:
.....Семенной картофель
_Товарный картофель
..............► Овощи
| Картофелепродукты
[ ] Потенциальный инициатор кооперации
Рис. 2. Схема структурной организации сельскохозяйственного потребительского картофелеводческого кооператива «Товарный»
продукции по приемлемым ценам. Создание маркетинговой службы в потребительском кооперативе является необходимым и обязательным условием его деятельности, поэтому переход от сбытовой ориентации, присущей производственным кооперативам, к маркетинговой должен стать приоритетным направлением деятельности всех участников кооперации. Маркетинговый отдел должен обеспечивать
участников кооператива достоверной и своевременной информацией о внешних условиях его функционирования и сопоставлять производственные возможности хозяйств с потребностями рынка.
Наряду с этим маркетинговый отдел должен заниматься следующими вопросами:
• изучением спроса, анализом рынков сбыта;
• планированием и прогнозированием уровня цен, объемов производства и сбыта продукции;
• оформлением договоров;
• обоснованием эффективных форм организации оптовой и розничной торговли;
• оценкой экономической эффективности принятых решений;
• разработкой и поддержкой общего для кооператива бренда [5].
Особое место в деятельности потребительского кооператива должна занимать консультативная и научно-техническая помощь сельхозтоваропроизводителям по вопросам применения современных технологий выращивания картофеля, реконструкции картофелесортировальных пунктов, переоборудования картофелехранилищ и т. д. Исследования показывают, что малые формы хозяйствования на селе ограничены в получении релевантной информации, поэтому обеспечение различных информационных потребностей многочисленных членов кооператива требует профессиональной работы в данной области [3].
Необходимость функционирования транспор-тно-логистического отдела связана с разработкой рациональных схем товародвижения такой малотранспортабельной продукции, как картофель.
Элитовыращивающее семеноводческое хозяйство является одним из наиболее значимых членов кооператива. При четко налаженной системе государственной сертификации появляется возможность подключения к семеноводческой работе предприятий малых форм хозяйствования. Это позволит фермерам, с одной стороны, наладить взаимовыгодное сотрудничество с зональными НИИ, ОПХ и элитхозами, а с другой - обеспечить качественным семенным картофелем личные подсобные хозяйства близлежащих территорий.
Включение в состав кооператива предприятий по переработке картофеля и собственных торговых организаций позволяет контролировать каналы товародвижения и взаимодействовать непосредственно с потребителями продукции картофелеводства.
Для тех территорий, где отсутствуют благо приятные условия для картофелеводства, основная цель кооперации - поддержка социально незащищенных групп населения и их самообеспечение. Специалисты отмечают, что быстрая трансформация картофелеводства в крупные хозяйственные формирования в современных условиях невозможна. Поэтому дальнейшее развитие отечественного картофелеводства должно осуществляться на основе рационального сочетания производства картофеля для местного потребления с формированием специализированных зон, производящих продукцию на вывоз и для переработки [4].
Рекомендуемая для территорий с неблагоприятными условиями модель кооператива «Социальный» значительно отличается от модели кооператива «Товарный» (рис. 3). Учитывая целевую направленность, данная модель кооператива предполагает прежде всего необходимость поддержки со стороны органов местного самоуправления.
Муниципальные властные структуры имеют достаточно много инструментов для активизации процессов кооперирования малых форм хозяйствования. Они могут способствовать формированию инициативных групп, получению заказов для спецучреждений (больниц, школ и т. д.), предоставлять в аренду помещения на льготных условиях, выделять субсидированные кредиты.
Отличительной особенностью модели кооператива «Социальный» является также формирование обменного центра, с помощью которого члены кооператива могут получать семена в счет будущего урожая, менять картофель разного назначения использования и разных сроков созревания, расплачиваться с поставщиками услуг.
Таким образом, улучшение обеспечения населения картофелем как одно из приоритетных направлений повышения продовольственной безопасности страны во многом связано с развитием кооперативного движения. Предложенный авторами дифференцированный подход к выбору модели и организации сельскохозяйственного кооператива позволит обоснованно подойти к формированию его структуры, учитывать накопленный опыт в области кооперации малых форм хозяйствования, степень развития картофелеводства на конкретной территории, существующие для этого природно-экономические условия. Формирование кооперативов в соответствии с представленными рекомендациями будет способствовать укреплению кооперативного движения в
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
Общее собрание членов кооператива
Правление кооператива и его председатель
I___________________г___________________I
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ (ОТДЕЛЫ)
Маркетинговый. Финансовый. Транспортно-логистический. Информационно-консультационный
о
X и
и &
§ И
Й &
л
И [2 к н
т
Условные обозначения:
.....■+> Семенной картофель
-► Товарный картофель
Рис. 3. Схемаструктурнойорганизациисельскохозяйственного потребительского картофелеводческогокооператива«Социальный»
аграрномсекторестраны, решению социально-эко-номтескюс проблем сельсюзхтерриторий.
Списоклитературы 1. Банникова Н. В., Милаевская С. С., Пупы-нина Е. Г. Методика оценки эффективности кооперации малыхформ хозяйствовашывкаргофелеводстве // Вестник АПКСтаврополья.Ставрополь: АГРУС, 2011. № 1. С. 59-62.
ЧЛЕНЫ КООПЕРАТИВА
КФХ (ЛПХ) по выращиванию семян картофеля 1-й, 2-й, 3-й репродукции ЛПХ (КФХ) по выращиванию товарного картофеля
1 ь ♦ * < 1 т
Обменный центр
1 Т т
Предприятия по транспортному и техническому обслуживанию (в счет возмещения затрат за оказываемые услуги) Органы муниципального управления (заказ для спецучреждений)
2. Беликова Е.В., Черкашина А. С. Кооперация мелкотоварного производства как условие обеспечения продовольственной безопасности и повышения занятости сельского населения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 8.
3. Ермакова Н. Ю., Ермаков И. В., Ермакова А.Н. Информационное обеспечение фермерских хозяйств: состояние, проблемы, направления развития // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 41.
4. Захарова Т. И. Оценка потенциальных возможностей развития интеграционных процессов в отрасли картофелеводства // известия оренбургского государственного аграрного университета. 2009. № 1 (21).
5. Козел И. В. Оценка эффективности функционирования маркетинговой службы на предприятии // Актуальные проблемы экономических наук: Сборник материалов XVI международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд-во НГТУ,2010.
6. Ставропольский край в цифрах. 2005-2011: стат. сборник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. Ставрополь. 2012.