Н.И. САДОВНИКОВА
ФОРМИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КАДРОВ МАССОВЫХ ПРОФЕССИЙ В ЧУВАШИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 60-х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 80-х ГОДОВ ХХ ВЕКА
В марте 1965 г. правительство наметило меры по совершенствованию управления сельскохозяйственным производством, которые должны были положить начало новому этапу в развитии производственных сил и общественных отношений в деревне. В колхозы и совхозы начала поступать новая техника. В 1985 г. хозяйства республики имели 19100 [1] единиц сельскохозяйственной техники против 12228 в 1965 г. [2]. Количество техники росло быстрее, чем численность механизаторских кадров.
Ускоряющийся технический прогресс в сельском хозяйстве потребовал коренных изменений в профессионально-квалификационном составе работников и их подготовке. Они связаны были со многими факторами. Происходило, во-первых, моральное старение техники и отмирание одних профессий и возникновение новых, во-вторых, повышение сложности сельскохозяйственного труда и квалификации кадров массовых профессий. Эти тенденции определяли профессионально-квалификационную структуру специалистов аграрного сектора экономики. Такая тенденция была характерной для всех отраслей народного хозяйства. В сельском хозяйстве она приобретала особое значение, ибо от того, насколько общественное производство обеспечивалось квалифицированными кадрами, зависело решение важных социально-экономических задач села.
В целях совершенствования подготовки квалифицированных кадров сельские профтехучилища были специализированы по таким основным профессиям: тракторист-машинист с квалификацией слесаря со сроком обучения 1 год; тракторист дизельных тракторов со сроком обучения 6 месяцев; механик-комбайнер со сроком обучения 6 месяцев; слесарь по ремонту тракторов, автомобилей, комбайнов и других сельскохозяйственных машин со сроком обучения 2 года. Все эти специальности имели более широкий профиль, чем подготавливаемые ранее. Тракторист дизельных тракторов получал квалификацию слесаря и навыки работы на других тракторах. Механик-комбайнер наряду с умением работать на прицепном комбайне мог управлять самоходным, а также выполнять слесарно-монтажные работы по механизации животноводческих ферм. Тракторист-машинист приобретал навыки работы на тракторах, комбайнах и сложных сельскохозяйственных машинах, а также специальность слесаря по ремонту тракторов и сельскохозяйственных машин.
С учетом этих изменений были пересмотрены учебные планы и программы подготовки кадров. В ходе учебы больше времени стали отводить производственному обучению в лабораториях, учебных мастерских, на полигонах, была введена производственная практика на полях колхозов и совхозов как обязательный этап подготовки механизаторов.
К началу 1965 г. в сети учебных заведений республики произошли некоторые другие изменения. В частности, во исполнение постановления Совета Министров РСФСР № 1567 от 16 декабря 1964 г. «О мерах по улучшению подготовки и повышению квалификации счетных работников и работников механизированного учета для сельского хозяйства» и приказа № 440 от 30 декабря 1964 г. по Главному управлению профехобразования при Совете Министров РСФСР «О передаче в ведение Центрального статистического управления РСФСР профтехучилищ,
готовивших счетных работников для сельского хозяйства», в январе 1965 г. Тюр-леминское СПТУ № 5 с контингентом учащихся 125 чел. было передано в ведение статистического управления ЧАССР [3]. Порецкое СПТУ № 9, организованное в 1963 г. после укрупнения районов, в марте 1965 г. было ликвидировано. Учащиеся в количестве 208 чел. были направлены в Ядринское СПТУ № 3 для завершения учебы, а 56 должны были выпускаться досрочно - 15 февраля 1965 г. [4].
Таким образом, подготовка кадров массовых профессий в 1965 г. осуществлялась в следующих сельскохозяйственных училищах: Канашском СПТУ №
1, Калининском СПТУ № 2, Ядринском СПТУ № 3, Советском СПТУ № 4, Мар-посадском СПТУ № 6, Батыревском СПТУ № 7 и Вурнарском СПТУ № 8. Хотя такое размещение учебных заведений в республике в целом способствовало сокращению финансовых расходов на образование, эффективному использованию кадров преподавателей, уделению внимания дальнейшей концентрации профилирующих специальностей, вместе с тем оно не позволяло более полному обеспечению специалистами массовых профессий административноэкономические районы республики.
В условиях начавшихся изменений в системе профессионального обучения Чувашское управление профтехобразования установило более тесные контакты с органами народного образования, что позволило совместными усилиями создать более или менее сносную учебно-материальную базу, оснастить училища современным оборудованием, обеспечить высококвалифицированными кадрами преподавателей. Вместе с тем Чувашское управление профтехобразования не сумело полностью реализовать правительственное указание. Не удалось выполнить задание по строительству общежитий для учащихся и жилых домов для преподавателей, мастеров производственного обучения, слабо проводилась профориентационная работа среди сельской молодежи, особенно по привлечению девушек для обучения механизаторским специальностям. Тем не менее в подготовке квалифицированных рабочих к середине 1970-х годов произошли качественные изменения. Во всех типах учебных заведений были введены новые учебные планы и программы, в основу которых легли принципы научно обоснованного соотношения профессиональной и общеобразовательной подготовки. Основным отличием новой учебной документации явился зональный принцип ее построения, по которой в каждой почвенно-климатической зоне выделяли 3-4 ведущие сельскохозяйственные культуры, наиболее распространенные в хозяйствах и на этой основе строили производственное обучение учащихся, изучение комплексов сельскохозяйственной техники, основ агрономии, передовой технологии.
В Ядринском СПТУ № 3 при выполнении отдельных заданий звено разбивали на 2 подзвена. Занятия проводились по следующей схеме: группа на один день освобождалась от теоретических занятий и под руководством мастеров обучались вождению на 15 тракторах. Однако этот метод не нашел одобрения со стороны мастеров производственного обучения, поскольку он затруднял применение индивидуального подхода к каждому учащемуся [5].
Использование новой техники требовало повышение уровня общеобразовательной подготовки молодежи в объеме средней школы. Молодежь, получившая наряду с профессией среднее образование, почти в 3 раза быстрее своих сверстников поднималась по «лестнице» разрядов, деятельно участвовала в научно-техническом творчестве [6].
В соответствии с постановлением Цк КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профтеобразования» в стране ряд сельских ПТУ с 1969 г. постепенно стали переходить на трехгодичный срок обучения по под-
готовке квалифицированных рабочих для сельского хозяйства из числа молодежи, окончившей 8-летние общеобразовательные школы. С окончанием их учащиеся получали наряду с профессией школьное среднее образование. Аттестат давал им право на поступление в высшие учебные заведения. Госкомитет по профессионально-техническому образованию разработал планы подготовки в трехгодичных сельских ПТУ рабочих по 20 профессиям. К новому учебному году для сельских профтехучилищ были изданы 17 учебников и учебных пособий, в числе которых пособия Н.М. Иоффе «Раздельноагрегатная гидравлическая навесная система», А.Н. Гуревича, В.И. Горожан-кина «Трактор ДТ-54 А», Е.Л. Половцева «Техника безопасности при ремонте тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин».
В 1973 г. Канашское СПТУ № 1 первым перешло на трехлетнее обучение, в 1974 г. - Ядринское СПТУ № 3. В соответствии с приказом № 100 Госкомитета Совета Министров РСФСР по профтехобразованию от 27 марта 1978 г. «О преобразовании профтехучебных заведений в среднее профтехучилище» и в связи с завершением работ по строительству комплекса зданий приказом управления № 119 от 7 апреля 1978 г. с 1 сентября 1978 г. Марпосадское СПТУ № 6, Вур-нарское СПТУ № 8 преобразованы в средние профтехучилища. В соответствии с приказом № 61 Госкомитета РСФСР по профтехобразованию от 1 марта 1979 г. «О преобразовании в 1979 г. профессионально-технических учебных заведений в средние» Калининское СПТУ № 2 было преобразовано в среднее [7]. К этому времени училище располагало неплохой материально-технической базой, имело 7 комбайнов, 27 тракторов разных марок, более 100 различных сельскохозяйственных машин. В 1980 г. на среднее профессионально-техническое обучение перешло Батыревское училище № 7.
Хотя в конце 1970-х - первой половине 1980-х годов в системе профтехобразования наряду с изменениями, связанными с переходом к подготовке квалифицированных рабочих со средним образованием, претерпели изменения планы, программы учебной работы, из-за слабого уровня материально-технической базы, неподготовленности части инженерно-педагогических работников к педагогической деятельности, наличия административно-командного стиля управления в качестве подготовки кадров массовых профессий не удалось устранить недостатки и упущения. Так, при значительном улучшении обеспеченности тракторами, бульдозерами, комбайнами учебные заведения испытывали острую нехватку прицепных орудий: плугов, сеялок, прополочных борон. Происходило это по той причине, что СПТУ пополняли свой парк из общерайонных фондов. «Сельхозтехника» обеспечивала инвентарем в первую очередь колхозы и совхозы, а училища профтехобразования ждали ее годами. В итоге учебный процесс в СПТУ не всегда отвечал требованиям, предъявляемым к практической стороне дела. Тем не менее в сельских профессионально-технических училищах расширялась специализация. В них готовили кадры по 25 профессиям. В Канаш-ском СПТУ № 1 готовили трактористов-машинистов, операторов животноводческих комплексов по выращиванию и откорму свиней, Калининском СПТУ № 2 -электромонтажников сельской электрификации и операторов-птицеводов, Яд-ринском СПТУ № 3 - трактористов-машинистов и мастеров-строителей сельского хозяйства, Советском СПТУ № 4 - трактористов-машинистов, мастеров-наладчиков по уходу за оборудованием животноводческих ферм, машиннотракторного парка, Батыревском СПТУ № 7 - механизаторов мелиоративных работ, мастеров-животноводов II класса по КРС, Вурнарском СПТУ № 8 - овощеводов, поливальщиков. Если в начале 1960-х годов в Марпосадском СПТУ № 6 готовили трактористов-машинистов, операторов животноводческих комплексов по
содержанию и откорму крупнорогатого скота, а также мастеров машинного доения, то в первой половине 198Q^ годов здесь приступили к подготовке кадров по семи специальностям: трактористов-машинистов широкого профиля, мастеров животноводов II класса (мастеров машинного доения), механизаторов животноводческих ферм с квалификацией электромонтер, операторов животноводческих комплексов, штукатуров, маляров, водителей [8]. Сроки обучения по специальностям составляли от б месяцев до двух лет.
Несколько усилилась подготовка инженеров, техников и других специалистов по обслуживанию электрифицированных машин, механизмов, аппаратов, используемых в сельскохозяйственном производстве. Необходимость их подготовки была связана с тем, что в колхозах и совхозах республики из-за отсутствия специалистов по обслуживанию электрооборудований, ограничения электроподачи на производственные нужды использовалось лишь 44% электроэнергии. Во многих колхозах на фермах КРС и свиноводства преобладал ручной труд. Доение коров было механизировано на 1Q%, раздача кормов на фермах КРС - лишь на 1,б%.
В Аликовском, Ибресинском, Канашском, Красночетайском районах ни на одной ферме доение коров не было механизировано. Во многих колхозах и совхозах республики недостаточно использовалась электроэнергия на приготовление кормов, уборку навоза, подогрев воды, очистку, сушку, сортировку зерна, приготовление витаминно-травяной муки [9].
Установленные доильные агрегаты во многих хозяйствах бездействовали. В целом по республике из смонтированных 143 доильных установок работали 48, в том числе из 87 установок типа «Елочка» эксплуатировались лишь 17, в это время как на складах объединения «Сельхозтехника» на январь 19бб г. имелось более 24Q различных доильных установок. Неустановленные доильные агрегаты лежали также на складах колхозов и совхозов [1Q]. В Урмарском районе дояры совхоза «Динамо» жаловались на то, что после внедрения установки «Елочка» снизились надои молока, что явилось причиной прекращения в последующем их использования. При проверке оказалось, что установка доярами эксплуатировалась неправильно [11].
Успешное выполнение плана механизации сельского хозяйства во многом зависело от организации электроснабжения колхозов и совхозов республики. Однако темпы электрификации отставали. На январь 19бб г. из 2б2 колхозов было электрифицировано только 144 и ни одного совхоза [12].
В соответствии с указанием Министерства сельского хозяйства Чувашской АССР в целях обеспечения электроэнергией колхозов и совхозов был разработан план электрификации сельского хозяйства ЧАССР на 1966-197Q гг. [13]. Выполняя его, к 1972 г. было электрифицировано и механизировано 44 коровника, 1б телятников, 31 свинарник, 12 птичников, 27 кормоцехов. На крупных механизированных комплексах и фермах создавались поточные линии по производству продукции, переработке и подготовке кормов, устанавливались сложные технологические оборудования с внедрением элементов автоматики. Большая работа по строительству таких ферм проводилась в Алатырском, Чебоксарском районах. В хозяйствах Алатырского района уровень механизации доения коров составил 97%, раздачи кормов на фермах КРС - 17%, уровень комплексной механизации ферм КРС - 9% [14].
Однако эти изменения не произвели коренного перелома. Во многих колхозах и совхозах в использовании машин и оборудования в животноводческих фермах имелись серьезные недостатки. В 1972 г. в хозяйствах республики не работало 14б доильных установок, что составляло 41,3% их общего числа, 6Q раздаточных машин, 1б навозоуборочных транспортеров и большое количество
другой техники. В Батыревском районе из 19 установленных доильных агрегатов использовались только 8, Порецком из 41 - 29. В районных объединениях «Сельхозтехники» медленно создавались пункты технического обслуживания, обменные фонды необходимых узлов и агрегатов. В итоге большое количество оборудования простаивало из-за отсутствия запасных частей к ним. Несмотря на низкий уровень квалификации обслуживающего персонала ферм, не было организовано повышение их квалификации в райобъединениях [15].
Широкое увлечение мелиорацией земель во второй половине 1960-х - начале 1980-х годов потребовало особой организации подготовки новых специалистов для системы мелиорации и водохозяйственных строек. В СПТУ приступили к оборудованию кабинетов, лабораторий, мастерских и переподготовке инженерно-педагогических кадров. Началась подготовка квалифицированных рабочих кадров по нескольким профессиям и специальностям: механизатора мелиоративных работ, машиниста одноковшовых и многоковшовых экскаваторов, сменного бурового мастера, мастера по поливу сельскохозяйственных культур, слесаря по ремонту гидромелиоративных работ и др. [16].
Наличие в Чувашской АССР мелиоративных земель потребовало специа-листов-гидротехников. На 1 января 1976 г. их количество составляло 310 чел. В этой связи руководством республики в Главное управление сельскохозяйственных техникумов Министерства сельского хозяйства РСФСР было направлено письмо № 56-5-40 от 16.10.1975 г. с просьбой о целесообразности введения подготовки специалистов-гидротехников по противоэрозийной работе и гидротехников по орошаемому земледелию [17]. Тем не менее мелиоративных работников не хватало. В 1985 г. орошаемые земли в республике занимали 45 тыс. га. На мелиоративных работах должны были быть задействованы 650 дождевальных машин и установок, которые при двухсменной работе должны были обслуживаться полутора тысячью операторами и машинистами. Для решения кадровой проблемы к подготовке специалистов приступили в Чебоксарском и Вурнарском учебно-курсовых комбинатах, направляли механизаторов на курсы повышения квалификации в Херсон, Новочеркасск, Горький. Однако операторов дождевальных машин готовили недостаточно. В отдельных районах, в частности, в Порец-ком, не было подготовлено ни одного мелиоратора. Технику здесь обслуживали неподготовленные люди, отчего было много поломок [18].
Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 501 от 28 мая 1981 г. Совет Министров РСФСР 4 сентября 1981 г. принял постановление «О комплектовании программы развития мелиорации земель в РСФСР на 1981-1985 гг.» и обязал Госкомитет РСФСР по профтехобразованию, Министерство сельского хозяйства РСФСР, Министерство плодоовощеводческого хозяйства РСФСР, Советы Министров автономных республик подготовить в 1981-1985 гг. 32497 квалифицированных рабочих - операторов широкозахватных дождевальных машин для колхозов и совхозов и других сельскохозяйственных предприятий. В Чувашии наметили подготовить в СПТУ № 8 282 оператора широкозахватных дождевальных машин, в том числе: 24 чел. - в 1981 г., 38 чел. - в 1982 г., 52 чел. - в 1983 г., 70 чел. - в 1984 г. и 98 чел. - в 1985 г. [19]. Началась массовая подготовка операторов дождевальных машин, машинистов насосных станций и других специалистов массовых профессий для работы на мелиоративных землях Чувашии, в Цивильском, Вур-нарском техникумах и Батыревском СПТУ № 7, Вурнарском СПТУ № 8.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии системы профессионально-технического образования и повышении ее роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров» № 315 от 12 апреля 1984 г. все существующие профтехобразования страны, в том чис-
ле и Чувашской АССР были реорганизованы в единый тип - среднее профтехучилище с соответствующими отделениями по профессиям и сроком обучения в зависимости от уровня образования поступающих, с филиалами, вечерними (сменными) отделениями и группами по переподготовке рабочих кадров [20]. В перспективе такие профтехучилища должны были стать основной школой обеспечения профессионального образования. Однако кадров массовых профессий, особенно высококлассных механизаторов, животноводов в аграрном секторе не хватало, сельские профтехучилища, не без ведома сельскохозяйственных органов, в избытке выпускали шоферов, электромонтеров и т.п. [21]. Сохраняющееся отношение к профессиональной школе приносило вред как подрастающему поколению, так и интересам общественного производства, ведь речь шла о подготовке нового пополнения, о тех, кому предстояло на рубеже ХХ-ХХ1 вв. решать сложные проблемы сельскохозяйственного производства. Вот почему расширение сети профессионально-технических учебных заведений по новым направлениям являлось важнейшей социально-экономической задачей, успешное решение которой позволяло укреплять ряды тружеников деревни квалифицированными специалистами массовых профессий. Не случайно в десятой пятилетке в республике были открыты три профессионально-технических училища - Кугесьское СПТУ № 5, Марпосадское СПТУ № 9, Канашское СПТУ № 10 [222]. Но открывавшееся в январе 1979 г. Марпосадское СПТУ № 9, где готовили по линии военкомата водителей, для колхозов и совхозов - мастеров-хмелеводов, в 1985 г. было закрыто, весь контингент обучающихся был передан в СПТУ № 6.
Таким образом, попытки реформирования сельскохозяйственного производства сказались и на профессиональной подготовке кадров. Усилилась подготовка по обслуживанию электрифицированных машин, механизмов, аппаратов, мастеров-наладчиков по техническому уходу за оборудованием животноводческих ферм.
Подготовка квалифицированных кадров по сложным профессиям требовала наличия среднего общеобразовательного уровня. В конце 1970-х годов в Чувашии, намного раньше, чем по стране, в основном был завершен перевод учебных заведений в средние профессионально-технические училища, что открывало перед учащимися возможности для приобретения высокой квалификации. Однако не все окончившие учебные заведения могли устроиться на работу по избранной специальности. Преобладание экстенсивных путей развития в системе профессионального образования не сопровождалось должным повышением качества их подготовки. Учебный процесс ориентировал обучающихся на простое запоминание постоянно растущего объема изучаемого материала, что не в полной мере отвечало задачам интенсификации сельскохозяйственного производства.
Литература и источники
1. Народное хозяйство Чувашской АССР за одиннадцатую пятилетку. Статистический сборник. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1987. С. 41.
2. Корольков В.А. Рост численности и уровня квалификации механизаторских кадров Чувашии в 1959-1969 гг. // История и культура Чувашской АССР. Сб. статей. Вып. 2. Чебоксары: НИИ, 1972. С. 339.
3. ГИА ЧР. Ф. 1914. Оп. 1. Д. 224. Л. 20-22.
4. ГИА ЧР. Ф. 203. Оп. 24. Д. 1935. Л. 5.
5. Ядринский муниципальный архив. Ф. 318. Оп. 1. Д. 47. Л. 122.
6. Профессиональное техническое образование в СССР. М.: Высшая школа, 1972. С. 29.
7. ГИА ЧР. Ф. 1914. Оп. 1. Д. 378. Л. 116.
8. Важават П.М., Савельев В.В. С землею на ты. Мариинский Посад: ПТУ 28, 1996. С. 69.
9. ГИА ЧР. Ф. 197. Оп. 48. Д. 556. Л. 56.
10. ГАСИ ЧР. Ф. 1. Оп. 28. Д. 730. Л. 99.
11. Там же. Л. 134.
12. Там же. Л. 103.
13. ГИА ЧР. Ф. 197. Оп. 48. Д. 555. Л. 19.
14. ГИА ЧР. Ф. 197. Оп. 48. Д. 1813. Л. 150.
15. Там же. Л. 151.
16. Осипов А.Н., Королев А.Ф. Организация учебно-производственной работы в СПТУ сельскохозяйственного профиля. М.: Высшая школа, 1987. С. 25.
17. ГИА ЧР. Ф. 197. Оп. 52. Д. 245. Л. 165.
18. Фадеев В.В., Максимов Н. Кто выйдет на полив? // Советская Чувашия. 1985. 26 марта.
19. ГИА ЧР. Ф. 1914. Оп. 1. Д. 944. Л. 331, 332.
20. ГИА ЧР. Ф. 1914. Оп. 1. Д. 1045. Л. 171.
21. Прокопьев И.П. Больше внимания системе профтехобразования // Советская Чувашия. 1984. 29 августа; Григорьева З. ПТУ и реформа // Советская Чувашия. 1985. 31 августа;
22. Матюхин В. Сельскому хозяйству квалифицированные кадры // Коммунизм ялав. 1982. 3 августа.
САДОВНИКОВА НАДЕЖДА ИВАНОВНА родилась в 1968 г. Окончила Чувашский педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Преподаватель кафедры новейшей истории Отечества Чувашского государственного педагогического университета. Изучаемая проблема: формирование сельскохозяйственных кадров со средним специальным и начальным профессиональным образованием в Чувашии во второй половине 60-х-первой половине 80-х годов ХХ века. Имеет 10 опубликованных работ по истории подготовки специалистов сельского хозяйства.