УДК 94:613.95(571)
Е.В. Караваева
E-mail: kfnstu@ngs.ru
ФОРМИРОВАНИЕ САНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ДУХОВНОГО ВЕДОМСТВА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО УЧИЛИЩА)
Куйбышевский филиал Новосибирского государственного технического университета
Основу среднего женского образования в России в конце XIX - начале XX вв. среди прочих учебных заведений составляли епархиальные училища. Епархиальные женские училища (ЕЖУ) - полузакрытые учебные заведения, главным образом для дочерей духовенства, создавались с разрешения Синода по ходатайству епархиальных архиереев и содержались на местные епархиальные средства, а также на пособия попечительств о бедных духовного звания и частные пожертвования. В России первое женское духовное училище появилось в 1843 г. в Царском Селе. Утвержденный 28 сентября 1868 г. устав ЕЖУ, сохраняющий свою силу и до настоящего времени, юридически закрепил за ними статус самостоятельного среднего учебного заведения. Если в 1870 г. ЕЖУ в России было 16, то к 1915 г. их уже насчитывалось 74, где обучалось 28529 воспитанниц.
Архиереи Тобольской, Томской и Омской епархий, находящихся на территории Западной Сибири, особое значение придавали развитию женского образования дочерей духовенства и способствовали открытию ЕЖУ. По указу Синода 21 ноября 1866 г. при Иоанно-Введенском монастыре открывается
Тобольское училище для девочек духовного сословия. К 1880/1881 учебному году училище переводится в Тобольск. В феврале 1881 г. на общеепархиальном съезде духовенства оно было преобразовано в трехклассное ЕЖУ (с двухгодичным курсом в каждом классе), а с 15 декабря 1886 г. - в шестиклассное (с одногодичным обучением в каждом классе). К 1915 г. в нем обучалось 328 учениц. Епископ Томский и Семипалатинский Владимир, согласно указу Синода, открыл 14 октября 1884 г. трехклассное Томское епархиальное женское училище (ТЕЖУ). В 1890 г. оно было преобразовано в шестиклассное. Если в 1884 г. 63 девочки стали его воспитанницами, то к 1915 г. обучались уже 450 учениц. В связи с образованием в 1895 г. Омской епархии почти сразу был поднят вопрос о создании в городе шестиклассного ЕЖУ. 17 сентября 1906 г. состоялось открытие Омского ЕЖУ закрытого типа (принимались только дочери священников).
Идея сделать ЕЖУ предметом специального исторического исследования выдвигалась еще в конце XIX - начале XX вв. инспекторами и преподавателями ЕЖУ, среди которых были такие выдающиеся деятели как Н. Владимирский, В. Лебедев, А. Преображенский, А. Сперанский, С. Дмитриевский и др. Они являлись авторами кратких исторических очерков об отдельных училищах, помещавшихся в епархиальных ведомостях или издававшихся отдельными небольшими брошюрами. Большинство этих работ содержало лишь описание фактов деятельности такого типа учебного заведения без их научного анализа и оценки [1].
После долгого перерыва с 90-х г. XX в. наблюдается повышенный интерес к исследованиям, посвященным женскому духовному образованию. Публикуются научные статьи, содержащие анализ истории открытия училищ, воспитательного и учебного процессов, формирования при них библиотек [2]. Первую попытку целостного рассмотрения возникновения и развития ЕЖУ в дореволюционной России с учетом всех аспектов их деятельности сделала
Е.А. Андреева [3]. Она выделила три этапа в развитии ЕЖУ и охарактеризовала видоизменение деятельности училищ на каждом из них, проанализировала содержание и специфику воспитания и образования, определила относительную равномерность их распределения на территории страны, сделав вывод
о безусловно положительном результате деятельности духовенства на местах в каждой епархии.
Изучение литературы показывает, что нет специальных исследований о формировании санитарной культуры воспитанниц ЕЖУ. Между тем епархиалки (так называли учениц епархиальных училищ) становились сельскими учительницами, не уступая по уровню знаний воспитанникам учительских семинарий и воспитанницам гимназий. Выпускницы духовных училищ отправлялись в самые глухие места, в которые отказывались ехать мужчины, получали мизерную зарплату. Например, только за 1884-1909 гг. ТЕЖУ выпустило 610 учительниц [4]. Именно они, помимо школьного образования, несли санитарное просвещение в крестьянскую среду, оказывая медицинскую помощь, устраивая приходские аптечки, принимая участие в работе санитарных комиссий, организации яслей, проводя беседы по гигиене в церковно-приходских школах. Нельзя забывать и о тех епархиалках, которые выходили замуж за священнослужителей и в этом статусе занимались образовательной и врачебной деятельностью в приходе, являлись повсеместно оспопривива-тельницами [5]. Поэтому целесообразно исследовать, как формировалась санитарно-гигиеническая культура воспитанниц епархиальных училищ.
Цель данной статьи - охарактеризовать факторы, оказывающие влияние на формирование санитарной культуры учениц ТЕЖУ за все время его существования (с 14 октября 1884 г. до 1918 г.). В качестве источников используются прежде всего еже-
годные отчеты ТЕЖУ, которые публиковались в официальном журнале РПЦ «Томские епархиальные ведомости» (ТЕВ) и выпускались отдельными изданиями. Значимость этих отчетов заключается в том, что по ним можно проследить изменения санитарно-гигиенических условий содержания и качество медицинского обслуживания воспитанниц, развитие преподавания курса гигиены, введенного в 1894 г., и оспопрививания с 1905 г. Кроме того, востребованы журналы съездов духовенства и церковных старост Томской епархии, а также многочисленные публикации ТЕВ об открытии, строительстве новых зданий, деятельности совета и преподавателей ТЕЖУ
Прежде всего охарактеризуем санитарно-гигиенические условия, в которых проживали и обучались воспитанницы, и проследим, как епархиальное начальство и совет училища решали санитарно-гигиенические вопросы, связанные с их содержанием. При открытии ТЕЖУ из-за нехватки средств были приобретены два каменных дома с участками на улице Духовской (ныне Карла Маркса), расположенных рядом и принадлежавших ранее частным лицам, недостаточно просторных и приспособленных к учебному заведению с пансионом свыше 60 человек. С разрешения Исаакия, епископа Томского и Семипалатинского, уже в 1886 г. для расширения училищных помещений совет выработал проект, планы и смету на постройку каменного соединительного корпуса между двумя имевшимися домами, домовой церкви, а в задних частях двора - каменных надворных служб, бани, прачечной. Епископ Исаа-кий делал все возможное для улучшения санитарных условий содержания воспитанниц. Он «почти ежемесячно посещал училище: обходил классы во время учебных занятий, бывал во время стола воспитанниц, еще зимой (1887 г.) распорядился о за-
Фото 1. Епархиальное женское училище на ул. Духовской. Ныне Томский лесотехнический техникум
купке строительных материалов, весной обозревал место для предложенной постройки двухэтажного каменного корпуса с подвалом, а летом осматривал и сами работы» [6].
Новый корпус, выстроенный между двумя флигелями, дал училищу хорошее помещение, но зато урезал и без того небольшую площадь для прогулок и игр учащихся. Она была в 117 кв. саж. (5,4 сотки), проходной, выходила на пыльную дорогу, так что свежим воздухом ученицы могли дышать только зимой. Новое здание училища само по себе было светлым, просторным и рассчитано на вмещение более шести классов в надежде на открытие седьмого класса.
Однако предусмотрительность строителей не могла предвидеть всех условий увеличения населения Томской губернии. Известный статистик А.А. Кауфман отмечал, что до 1890 г. ежегодное количество переселявшихся на восток крестьян колебалось между 25 и 50 тыс., в голодные 1891-1892 гг. число переселенцев доходило до 90 тыс., в 1895 г. - до 120 тыс., а в 1896 г. достигло 200 тыс. [7]. Южные уезды губернии стали плотно заселяться, открывались новые приходы, число церквей с 1890-1907 гг. удвоилось, соответственно этому увеличилось число духовенства. Как следствие, в 1890/1891 учебном году в ТЕЖУ было 142 воспитанницы, из которых только 96 пансионерок; в 1894/1895 учебном году было 245 воспитанниц при 138 пансионерках, а в 1903/1904 учебном году уже 338 воспитанниц при 282 пансионерках. Только за 12 лет количество учениц увеличилось более чем в два раза, а количество пансионерок почти утроилось [8].
В 1897 г. училищный врач А.И. Макушин заявил совету, что здание училища не в состоянии удовлетворять его нуждам. В 1899 г. лишили квартиры инспектора классов, она была занята под больницу. С
1899 г. ежегодно в отчеты училищного врача заносились жалобы: «Размеры училищных помещений далеко не соответствуют количеству желающих учиться в училище и даже учащихся, что отчасти подтверждается количеством малокровных» [9]. 6 марта
1901 г. совет училища вновь слушал заявление училищного врача А.И. Макушина «О большой численности малокровных в связи с переполнением училища учащимися, чтобы совет озаботился увеличением помещений для нужд училища» [10]. Совет постарался решить эту проблему наймом частных домов, расположенных рядом с ТЕЖУ. Но наем помещений не решал проблем, что было засвидетельствовано училищным врачом А.И. Макушиным совместно с советом училища в докладной записке, а также в акте осмотра училищных помещений комиссией в составе профессора гигиены при Томском университете, училищного врача и городского санитарного врача. В них указывалось на тесноту и неудобства помещений ТЕЖУ, находящихся в разных местах; невозможность открывать в классах, имеющих 60 и
более учениц, параллельные отделения (по уставу ЕЖУ, количество учащихся в классе не должно было превышать 45 чел.). Помещение больницы и хозяйственные постройки были недостаточны для потребностей училища. Очень тесной была и училищная церковь, в которой на каждую воспитанницу приходилось менее половины кв. аршина (1/4 м2).
Необходимо отметить, что, несмотря на указанные неудобства, заболеваемость воспитанниц не была многочисленной, а смертные случаи очень редки по причине того, что принимались все возможные меры: вовремя топились печи; спальни, классные комнаты, столовая, коридоры вентилировались и содержались в возможной чистоте; воспитанницы совершали прогулки на большой перемене, после обеда и в перемену на вечерних занятиях; питанию уделялось должное внимание. По заявлению начальницы училища, «малокровным, находящимся в больнице, предлагается более питательная пища, например, молоко, яйца» [11]. Предметом особой заботы была личная гигиена учениц: регулярное посещение училищной бани, своевременная смена нательного белья, использование индивидуальных гребней и полотенец. Ежегодно в смету училища включались расходы на покупку мыла, полотенец, гребней и пр. В отчете за 1901/1902 учебный год сообщалось: «Керосиновое освещение, переполняющее воздух продуктами горения, еще в прошедшие годы заменено электрическим освещением» [12]. В отчете 1903/ 1904 учебного года записано, что «врач ежедневно посещал училищную больницу и наблюдал за исполнением гигиенических условий училищного общежития и классных комнат» [13]. В экстренных случаях руководство училища шло на крайнюю меру - прекращение занятий. Так, весной 1903 г. во время разлива Томи был затоплен весь нижний этаж здания ТЕЖУ, где находились столовая и кухня, после чего появились заболевания, связанные с проникновением сырости в эти помещения. Обер-прокурор Синода по ходатайству епископа Макария разрешил перевод детей без экзаменов, чтобы раньше отпустить домой [14].
По воле епископа Макария еще в 1900 г. для устройства новых училищных зданий в высокой, здоровой части города был куплен участок в 8548 кв. саж. (40 соток) за 25 644 р. Архитектором К.К. Лы-гиным при участии начальницы ТЕЖУ В.В. Субботиной был составлен план новых училищных зданий. «В сентябре 1902 г. были открыты действия Комитета по постройке новых зданий ТЕЖУ» [15]. 25 апреля 1904 г. состоялась закладка, а 14 октября 1907 г. было открыто новое здание училища стоимостью более полумиллиона, соответствующее всем санитарно-гигиеническим требованиям того времени. При возведении зданий особое внимание архитектор обратил на то, чтобы помещения были просторны, светлы, постоянно вентилировались. Также тщательно выбиралось место для прогулок,
защищенное от пыли, открытое солнцу, сухое и засаженное насаждениями. Этими требованиями гигиены и было обусловлено расположение училищных зданий, углубленных внутрь ограды. Учитывая правила школьной гигиены, классный фасад был обращен на юг и частью на восток, в ученический сад, а не в сторону города, так как это была северная сторона, выходившая на пыльную, шумную дорогу.
Новые здания ТЕЖУ заключали в себе главный корпус в три этажа, с подвальным этажом; баню с прачечной в одноэтажном здании, с подвалом под частью здания; два двухэтажных деревянных дома; службы. Главный корпус и баня с прачечной были выстроены из кирпича на каменном фундаменте. Все стены, потолки, своды внутри здания оштукатурены. Полы в коридорах, вестибюле, на лестницах и в подвальном этаже - асфальтовые, в остальных помещениях - деревянные. Отопление в главном корпусе, центральное, водяное, разделено на три самостоятельные системы, каждая снабжена двумя котлами, которые были установлены в особых помещениях подвального этажа. Отопление регулировалось в каждом помещении отдельно. В здании имелась приточная вентиляция, по которой наружный, согретый воздух поступал в помещения всех этажей. В свою очередь, из всех помещений по другим каналам испорченный воздух вытягивался наружу. Для удаления нечистот была выбрана система сжигания. Для этой цели в подвальном этаже главного
корпуса установили три печи, по одной для каждой системы. В каждой системе было по 6 клозетных очков на этаже, или по 18 на каждую печь. Кроме того, для сжигания домового мусора имелась специальная печь, устроенная также в подвале. Камеры, где располагались печи, с внутренними помещениями не сообщались, а имели особые входы со двора. Для отведения отработанной воды из умывальников, бани, помоев из кухни и ватерклозетной жидкости из помещений служащих была устроена подземная канализация, снабженная специальным колодцем с системой Манье, которая удаляла запах, и особым приемником, из которого поглощалась землей. Благодаря устройству системы удаления нечистот, ТЕЖУ избавлялось от зловония, а также от расходов по ассенизации помещений.
На новом участке ТЕЖУ были прекрасные условия для отдыха и прогулок на свежем воздухе, в отличие от убогого дворика, выходящего на пыльную улицу, каким владело училище раньше. На нем, помимо училищного сада и огорода, располагалась обширная, ровная, открытая площадь с двумя беседками, качелями, трапециями для гимнастики, с навесом для игры в кегли. Зимой устраивались большой каток, две ледяные горы. Благодаря общему благоустройству училищного пансиона, со времени перехода училища в новые помещения (с 1907 г.), «в нем не замечалось случаев дифтерита, брюшного тифа и других тяжких заболеваний» [16].
Фото 2. Новое Томское епархиальное женское училище с домовым храмом Покрова Пресвятой Богородицы.
1902-1907 гг. Архитектор К.К. Лыгин. В 1918-1919 гг. в зданиях епархиального училища размещалось эвакуированное в Томск по приказу адмирала Колчака Екатеринбургское юнкерское училище. Ныне Томский военно-медицинский институт
Важно отметить, что медицинскую помощь все ученицы получали своевременно, для работы в ТЕЖУ как для лечения, так и для преподавательской деятельности отбирался квалифицированный персонал. На штатной должности врача с 22 августа 1884 г. состоял имеющий степень лекаря коллежский советник Н.Е. Аккерман, окончивший курс Дерп-тского университета. С 13 июня 1881 г. он по указу Сената исполнял дела старшего акушера Томской губернии [17]. С 26 марта 1892 г. врачом училищной больницы был назначен имеющий степень лекаря коллежский советник А.И. Макушин. Он окончил Пермскую духовную семинарию и медико-хирургическую академию (1880 г.), был Томским городским санитарным врачом в 1884-1887 гг., сверхштатным врачом при управлении Томского почтово-телеграфного округа в 1889-1901 гг., а с 1902 г.
- Томским городским головой [18]. С 1 декабря
1906 г. обязанности училищного врача принял на себя доктор медицины А. Романов, а с 20 сентября
1913 г. - доктор медицины Я. Калачников.
При поступлении в ТЕЖУ ученицы предоставляли в училищный совет свидетельство о привитии оспы. Кроме того, ежегодно в начале учебного года все вновь поступающие в училище подвергались всестороннему медицинскому осмотру. Не раз производились осмотры учениц тех классов, где наблюдались случаи дифтерита. Инспектор классов ежегодно в отчетах писал об усердии училищных врачей, старательном лечении, соблюдении чистоты и своевременной дезинфекции помещений. Воспитанниц с инфекционными заболеваниями изолировали в отдельные помещения училищной больницы, отправляли в заразную городскую больницу или помещали за установленную плату в университетскую клинику. При лечении активно использовались сыворотки. Так, в отчете за 1895/1896 учебный год сообщалось: «Заболевание дифтеритом ученицы, болевшей крупозным воспалением легких, было весьма тяжелым, и не будь противодифтеритной сыворотки, надо думать, кончилось бы неблагоприятно» [19]. Не были единичными случаями и операционные вмешательства. Только в 1914/1915 учебном году было «23 случая заболевания аппендицита. Все случаи прошли благополучно» [20].
С постройкой нового здания больница и амбулатория училища получили очень хорошие помещения и удовлетворительный инвентарь. Но по отчетам прослеживается, что в первые годы после открытия больницы для всестороннего обследования и лечения в ней не хватало инструментов, электрических аппаратов и лечебно-диагностических приспособлений. Например, в отчете за 1907/1908 учебный год записана рекомендация: «Для больницы и амбулатории желательно добавить инструментов и электрических аппаратов на сумму до 300 р.» [21]. Временную нехватку оборудования врачи училища компенсировали тем, что некоторых больных учениц
для специального обследования и лечения отправляли в клинику или принимали во врачебном кабинете у себя на дому. В отчетах врачей училища встречаются записи: «За советами амбулаторно ученицы как пансионные, так и квартирные, обращались весьма охотно» [22].
Еще до открытия ТЕЖУ обсуждался вопрос о том, что «при училищной больнице непременно должна быть опытная фельдшерица: девочки стесняются доктора» [23]. В отчетах о личном составе служащих с 1894 г. числились надзирательницы училищной больницы, в основном выпускницы ТЕЖУ, отлично освоившие курс гигиены и оспопрививания: с 15 марта 1894 г. - девица М. Иванова, с 20 августа 1897 г. - девица Ю. Федорова, с 14 сентября 1903 г. - девица Л.И. Загибалова (с домашним образованием), с 1 января 1915 г. - девица А. Иванова. Они заведовали больничным имуществом, аптечкой и ухаживали за больными. Так, в отчете за 1896/ 1897 учебный год записано: «Нужно отдать честь больничной даме, что она под руководством училищного врача достаточно навыкла составлять лекарства, следить за ходом болезни, вести записки по измерению и взвешиванию воспитанниц» [24].
Вследствие значительного числа учениц, страдавших от зубной боли, и недостатка оказания помощи им в городских лечебницах, с начала 1912 г. при училище был оборудован собственный зубоврачебный кабинет. На обстановку кабинета единовременно было израсходовано 360 р. [25]. В течение 1912/1913 учебного года было приобретено необходимых принадлежностей на 100 р. Ежегодно на покупку лекарств и пломб расходовалось от 50 до 100 р. С 10 января 1912 г. и до закрытия училища зубным врачом была Р. Сосунова. В 1913/1914 учебном году услугами врача воспользовались 978 пациенток [26], а в 1915/1916 учебном году - 1315 пациенток [27].
До 1895 г. ЕЖУ не имели подробно разработанных программ. Руководствуясь указанием Синода, советы училищ с утверждения своих архипастырей пользовались правом вводить новые предметы, которые по программе не назначены, определять число уроков, распределять их по классам и выбирать учебники. На основании этого права вне программы Синода в ТЕЖУ владыкой Макарием при поддержке училищного врача А.И. Макушина в 1894 г. было введено преподавание гигиены. В программу ЕЖУ она была включена только в 1907 г., и то лишь в VII классах, которые не везде имелись. Несомненно, на введение гигиены как обязательного предмета в ТЕЖУ повлияло открытие в Томске в 1888 г. университета с кафедрой гигиены. С 1905 г. выпускницы ТЕЖУ обучались оспопрививанию и получали во врачебной управе по представлению училищного врача свидетельства оспопрививатель-ниц. «Введение преподавания этих предметов вызывалось сколько желанием пользы для учащихся,
столько же и в ответ на слышавшиеся из общества жалобы, что училище мало подготавливает девочек к жизни и недостаточно развивает их» [28].
Большой вклад в курс преподавания гигиены и оспопрививания внесли врачи. С 1894 г. уроки гигиены преподавал врач училищной больницы А.И. Ма-кушин. К 1910 г. для учащихся V и VI классов им было составлено пособие по гигиене. С 12 октября
1902 г. преподавателем физики и гигиены был врач-лаборант при кафедре гигиены Томского университета П.В. Смирнов. С 1 декабря 1906 г. этот курс вел доктор медицины М. Райский, с 11 сентября 1908 г.
- М. Протодьяконов, окончивший курс медицинского факультета Томского университета. С 1 ноября
1914 г. гигиену преподавала женщина-врач Л. Рублева-Малышева.
По ежегодным отчетам можно проследить динамику введения курса гигиены в ТЕЖУ. С 1894 г. по 1898/1899 учебный год было по два урока в неделю в VI классе. С 1899/1900 учебного года дополнительно вводится по одному уроку в V классе. С 1909/1910 учебного года в программе открывшегося VII класса было два урока гигиены. Кроме того, в качестве необязательного предмета в VI классе училищным врачом проводились практические уроки оспопрививания. Из отчета за 1909/1910 учебный год: «Благодаря тому, что курс гигиены проходят в училище за три года, является возможным дать воспитанницам очень обширные сведения по этому предмету. Программа его вырабатывалась в училище на практике в течение целого ряда лет» [29].
Ознакомление с программой курса гигиены дает возможность представить изучаемый круг вопросов и определить значимость полученных знаний для дальнейшего применения их на практике. Пятый класс был как бы подготовительный, в нем изучали анатомию и физиологию человека, которые являются фундаментом, теоретической базой для дальнейшего обучения гигиене. Ученицы получали ответы на такие вопросы: откуда происходит слово «гигиена», почему изучению гигиены должно предшествовать изучение человеческого организма и др. Они изучали следующие темы: костную систему, мышцы, кровеносную и пищеварительную системы, кожу, дыхательную систему, голос и речь и пр. Программа по гигиене в VI классе, включавшая следующие разделы: история развитии гигиены, задачи науки, воздух, жилище, освещение, отопление, вентиляция, отделка жилищ, искусственное освещение, отбросы, кладбище (выбор места), вода, напитки, пища, кухня, одежда, обувь, уход за кожей, школьная гигиена, подача первой помощи в несчастных случаях позволяет утверждать, что учащиеся получали углубленные знания по гигиене и первые теоретические знания по оказанию медицинской помощи. Программа VII класса делилась на три значимых раздела, их значимость заключалась в том, что наряду с теорией
изучались рекомендации для практической деятельности. Первый раздел «Гигиена детства и отроческого возраста» знакомил учениц с методами борьбы с инфекционными болезнями детей, гигиеной беременных и рожениц, гигиеной родов. Эти знания давали возможность при необходимости выполнять обязанности повивальных бабок (акушерок), потребность в которых была огромна. Например, в отчете Томской губернии за 1881 г. предоставлены сведения, что на тот период в сельской местности работало 20 повивальных бабок [30], а по штатному расписанию 1889 г. на всю Томскую губернию с 1,3 млн чел. сельского населения полагалось 30 повивальных бабок [31]. Второй раздел содержал знания о подаче первой помощи при ушибах, кровотечениях, переломах костей, вывихах, ожогах, замерзании, удушении, отравлении, а также уходе за больными и заразными больными, что позволяло выполнять обязанности фельдшеров, потребность в которых была также велика. Так, по штатному расписанию 1889 г., полагалось 50 фельдшеров [32]. Знания, так необходимые при непрекращающихся эпидемиях, содержал в себе третий раздел «Краткое описание наиболее часто встречающихся заболеваний и подача первой помощи при них без врача». В разделе было представлено описание двадцати пяти болезней: простой жабы (ангины), свинки, скарлатины, разновидностей тифа и оспы, холеры и др.
При изучении курса гигиены в ТЕЖУ использовались три учебника: учебник гигиены Макушина для V и VI классов; гигиена детского возраста Филиппова и руководство к оказанию первой помощи в различных случаях заболеваний Эсмарка для VII класса.
Из всех изучаемых предметов успеваемость учениц по гигиене была самой лучшей, а процент успеваемости - самый высокий в выпускном классе. Качество получаемых знаний по гигиене в ТЕЖУ подтверждается и сокращением заболеваемости. Уже к
1900 г. по сведениям о заболеваемости, содержащимся в отчетах ТЕЖУ, прослеживается, что в старших классах, где изучали гигиену, процент заболеваемости был намного ниже, чем в предыдущие годы, а в младших классах заболеваемость оставалась на прежнем уровне.
Хорошо организованная внеурочная работа в условиях полузакрытого учебного заведения не только развивала детские способности и интересы, отвечала разнообразным запросам учащихся, но и помогала целенаправленно готовить епархиалок к их будущей деятельности как жен священников, так и учительниц начальных школ. В этих целях большое внимание уделялось кружковой работе, в том числе садоводству и огородничеству, медицине и гимнастике.
Итак, рассмотренные нами материалы показывают, что епископы Томской епархии и совет ТЕЖУ за все время существования училища прилагали серьезные усилия для решения санитарно-гигиенических вопросов, связанных с условиями содержа-
ния и обучения, питания и лечения воспитанниц, считая эти вопросы значимыми как для сохранения их здоровья, так и для привития санитарно-гигиенических норм. После введения вне программы Синода курса гигиены с тщательно разработанной программой на три года и обеспечения его учебными пособиями для всех классов, ученицы приобретали углубленные знания, которые впоследствии могли применять на практике, выполняя функции повивальных бабок и фельдшеров. Несомненно, основную роль в процессе формирования санитарной культуры воспитанниц сыграло многолетнее сотрудничество двух подвижников: епископа Макария и училищного врача, преподавателя гигиены, автора пособия по гигиене для V и VI классов А.И. Маку-шина. Благодаря их инициативе и неустанному труду в ТЕЖУ было введено преподавание гигиены и оспопрививания, построено одно из лучших в санитарном отношении училищное здание начала XX в. в России, применялись прогрессивные методы диагностики и лечения.
Немаловажное значение для распространения санитарной культуры среди населения Томской губернии имел тот факт, что вообще во всех учебных заведениях духовного ведомства Томской епархии были введены предметы, непосредственно влиявшие на формирование санитарной культуры и состояние здоровья учащихся: гигиена, медицина, оспопрививание и гимнастика. Именно проживание в удовлетворительных санитарных условиях и полученные знания давали возможность выпускникам епархиальных учебных заведений нести санитарное просвещение в крестьянскую среду, оказывать медицинскую помощь, устраивать аптечки и выполнять обязанности оспопрививателей.
Наметившейся перспективе дальнейшего совершенствования епархиальных женских училищ не суждено было реализоваться в связи с ликвидацией всех средних женских учебных заведений после революционного переворота в России в октябре 1917 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Владимирский В. Расширение и обновление казанского епархиального женского училища (ЕЖУ) / В. Владимирский. - Казань, 1900; Лебедев В. Историческая записка о Тамбовском ЕЖУ за пятьдесят лет его существования (1863-1913 гг.) / В. Лебедев. - Тамбов, 1914; Преображенский А. История Владимирского епархиального училища за первый период его существования (1865-1879 гг.) / А. Преображенский. - Владимир, 1902; Сперанский А. Историческое изложение Московского Филаретовско-го ЕЖУ в пятидесятилетний период (1832-1882 гг.) / А. Сперанский. - М., 1883; Дмитриевский С. XXV лет с основания Томского епархиального женского училища (ТЕЖУ) / С. Дмитриевский // Томские епархиальные ведомости (ТЕВ). Ч. неофиц. - 1909. - № 23. - С. 959-971;
- № 24. - С. 1000-1012; Торжество открытия новых зданий ТЕЖУ 14 октября 1907 г. - Томск, 1907; Из истории Тобольского ЕЖУ // Тобольские епархиальные ведо-
мости. Ч. неофиц. - 1899. - № 21. - С. 414-418; - № 22.
- С. 437-443 и пр.
2. Еперина Г.С. Из истории Омского епархиального женского училища / Г.С. Еперина // Изв. Ом. гос. ист.-краевед. музея. - 1997. - № 5. - С. 35-41; Демченко А. Омское епархиальное женское училище: страницы истории / А. Демченко // Сохранить историческую память: материалы междунар. науч. конф. Омск, 1995. - С. 25-28; Огурцова Н.В. Система православной религиозной информации на территории Омского Прииртышья в конце XIX - начале XX вв. [Электронный ресурс] / Н.В. Огурцова. - Режим доступа: http://www.omsu.omskreg.ru/ vestnik/articles/y1999-i3/a102/article.html; Кремнев Д.Н. Из истории ТЕЖУ / Д.Н. Кремнев // Вызов времени и православные традиции: материалы XV Дух.-истор. чтений в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. - Томск: Изд-во Томского ЦНТИ. - 2005. -С. 237-242.; Кузнецов В. История женского образования [Электронный ресурс] / В. Кузнецов. - Режим доступа: http://www.ihtus.ru/22003/hi61.shtml и пр.
3. Андреева Е.А. Возникновение и развитие ЕЖУ в России (середина XIX - начало XX вв.) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Андреева. - Москва, 2000.
4. XXV лет с основания ТЕЖУ // ТЕВ. Ч. неофиц. - 1909.
- № 23. - С. 959-971.
5. Государственный архив Томской обл. (ГАТО). Ф. 3, оп.
2, д. 3190, л. 49, 50; Ф. 170, оп. 2, д. 3089, л. 53, 53 об.; Распоряжения высшего начальства // ТЕВ Ч. офиц. -
1898. - № 2. - С. 4; Дыбовская С. История двух яслей для солдатских детей / С. Дыбовская // ТЕВ. Ч. неофиц.
- 1916. - № 2. - С. 56-61; Влияние сельских матушек // Тобольские епархиальные ведомости. Ч. неофиц. -
1899. - № 17. - С. 325-328; Зверев В.А. Деревенская учительница о «темных сторонах» педагогической и медицинской культуры крестьян / В.А. Зверев // «Сибирь - мой край.»: проблемы региональной истории и исторического образования. Новосибирск: Новосиб. пед. ун-т, 1999. - С. 79-92 и пр.
6. Отчет о состоянии ТЕЖУ за 1886-1887 уч. г. // ТЕВ. Ч. неофиц. - 1887. - № 20. - С. 18-19.
7. Кауфман А.А. Община. Переселение. Статистика / А.А. Кауфман. - М.: Изд. Г.А. Лемана и Б.Д. Плетнева, 1915. - С. 170-171.
8. Торжество открытия новых зданий ТЕЖУ 17 октября 1907 г. // ТЕВ. Ч. неофиц. - 1907. - № 21. - С. 31.
9. Отчет о состоянии ТЕЖУ за 1899-1900 уч. г. // ТЕВ. Ч. неофиц. - 1901. - № 2. - С. 14.
10. От совета ТЕЖУ // ТЕВ. Ч. неофиц. - 1901. - № 8. -С. 10.
11. Там же.
12. Отчет о состоянии ТЕЖУ за 1901-1902 уч. г. // ТЕВ. Ч. неофиц. - 1903. - № 5. - С.39.
13. Отчет о состоянии ТЕЖУ за 1903-1904 уч. г. // ТЕВ. Ч. неофиц. - 1905. - № 5. - С. 34.
14. Отчет о состоянии ТЕЖУ за 1902-1903 уч. г. // ТЕВ. Ч. неофиц. - 1904. - № 9. - С. 20.
15. Торжество открытия новых зданий ТЕЖУ 17 октября
1907 г. // ТЕВ. Ч. неофиц. - 1907. - № 21. - С. 34.
16. Отчет о состоянии ТЕЖУ за 1910-1911 уч. г. // ТЕВ. Ч. неофиц. - 1911. - № 23. - С. 486.
17. ГАТО. Ф. 3, оп. 2, д. 1959, л. 445 об.
18. Наличный состав служащих в духовных заведениях Томской епархии в 1905-1906 уч. г. // ТЕВ. Ч. неофиц.
- 1905. - № 21-22. - С. 13-14.
19. Отчет о состоянии ТЕЖУ за 1895-1896 уч. г. // ТЕВ. Ч. неофиц. - 1896. - № 24. - С. 45.
20. Отчет о состоянии ТЕЖУ за 1914-1915 уч. г. // ТЕВ. Ч. неофиц. - 1916. - № 13. - С. 21.
21. Отчет о состоянии ТЕЖУ за 1907-1908 уч. г. // ТЕВ. Ч. неофиц. - 1909. - № 10. - С. 222.
22. Отчет о состоянии ТЕЖУ за 1897-1898 уч. г. // ТЕВ. Ч. неофиц. - 1899. - № 1. - С. 33.
23. По поводу имеющего открыться в г. Томске ЕЖУ // ТЕВ.
Ч. неофиц. - 1883. - № 24. - С. 681.
24. Отчет о состоянии ТЕЖУ за 1896-1897 уч. г. // ТЕВ. Ч. неофиц. - 1897. - № 23. - С. 27.
25. Отчет о состоянии ТЕЖУ за 1911-1912 уч. г. // ТЕВ. Ч. неофиц. - 1913. - № 1. - С 27.
26. Отчет о состоянии ТЕЖУ за 1913-1914 уч. г. // ТЕВ. Ч. неофиц. - 1915. - № 18. - С. 610.
27. Отчет о состоянии ТЕЖУ за 1914-1915 уч. г. // ТЕВ. Ч. неофиц. - 1916. - № 13. - С. 24.
28. XXV лет с основания ТЕЖУ // ТЕВ. Ч. неофиц. - 1909.
- № 23. - С. 965.
29. Отчет о состоянии ТЕЖУ за 1909-1910 уч. г. // ТЕВ. Ч. неофиц. - 1911. - № 22. - С. 467.
30. ГАТО. Ф. 3, оп. 2, д. 1959, л. 452 об. - 454 об.
31. ГАТО. Ф. 3, оп. 40, д. 1а, л. 31.
32. Там же; См. также: Зверев В.А. Крестьянское население Сибири в эпоху капитализма: (Проблемы физического и социального возобновления) / В.А. Зверев // Учеб. пособие. - Новосибирск: Новосиб. пед. ин-т, 1988. -С. 28-29.
—-----------------------------------
"IV Т Ч ✓ V ~ /ч Ч У
Neaebneee
V о • • v • • v / /^/ V s
iaaeoeineee
Я0В1АЁ
ЕЖЕКВАРТАЛЬНЫЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ
Издавался в г.Томске с 1923-го по 1931 год.
С1996 года возрождено издание журнала решением президиума Томского научного центра СО РАМН.
Адрес в сети INTERNET: http://www.medicina.tomsk.ru
В настоящее время начинается подписка на первое полугодие 2009 года.
Стоимость журналов:
для индивидуальных
подписчиков 690 руб.
для организаций 1610 руб., вкл. НДС
Тарифы на размещение рекламного материала Для отечественного рекламодателя:
1 черно-белая страница 1/2 черно-белой страницы 1/4 черно-белой страницы
1 цветная страница 1/2 цветной страницы
Наценки:
2-я стр. обложки - +40%
3-я стр. обложки - +25%
4-я стр. обложки - +35%
(плюс 5% налог на рекламу)
Подписку на журнал можно оформить:
• ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ,
выслав заявку с указанием полного названия заказчика, его почтового адреса, ИНН по адресу: 634012, г. Томск, ул. Киевская, 111а, редакция «СМЖ»; факс (3822) 55-87-17.
E-mail: medicina@tomsk.ru
По заявке высылается счет для оплаты.
• ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОДПИСЧИКОВ, отправив почтовый перевод с указанием полных Ф.И.О., почтового адреса и заказываемых номеров по адресу: 634012, г. Томск, а/я 922, Коломийцеву Андрею Юрьевичу, прислав копию квитанции почтового перевода по факсу редакции: (3822) 55-87-17.
4000 руб. 2200 руб. 800 руб. 8000 руб. 4300 руб.