ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37 (091) (470)
ББК Ч4 03(235.55)5-422
ГСНТИ 14.01.79
Код ВАК 13.00.01
У. П. Ефремова, М. В. Попов
Екатеринбург
ЕПАРХИАЛЬНОЕ ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ И ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ (1880—1920-Е ГГ.)
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Екатеринбургское епархиальное женское училище; православная церковь; учительские кадры; церковно-приходская школа; педагогическое учебное заведение; педагогическая деятельность.
АННОТАЦИЯ. Исследуется деятельность Екатеринбургского епархиального женского училища как специального педагогического заведения по подготовке учительских кадров для начальных школ. Рассматриваются проблемы комплектования контингента воспитанниц училища, его материальной базы и финансирования, состояния кадров преподавателей. Анализируется содержание общеобразовательной и профессионально-педагогической подготовки будущих учительниц.
U. P. Efremova, М. V. Popov
Ekaterinburg
EPARCHIAL COLLEGE FOR WOMEN AND TRAINING OF TEACHING STAFF IN EKATERINBURG (1880—1920-S YEARS)
KEY WORDS: Ekaterinburg Eparchial College for Women; Orthodox chirch; teaching staff; parish school; pedagogical educational establishment; pedagogical activity.
ABSTRACT. The activity of Ekaterinburg Eparchial College for Women as a special pedagogical establishment to train teaching staff for primary schools is examined. The problems of admission to the college, financial bases of the college, and members of the teaching staff are discussed. The content of educational and vocational-pedagogical training of intending female teachers is analysed.
О
дной из особенностей системы общеобразовательных школ в дореволюционной России была ее разнове-домственность. Наряду с государственными, земскими, частными и другими начальными училищами в конце XIX — начале XX в. большую роль в повышении общеобразовательного уровня населения, прежде всего крестьянства, играли училища, подчиненные ведению Русской православной церкви, — начальные церковно-приходские школы. Взлет церковно-приходского образования в 1880-х гг. был связан с реформами обер-прокурора Святейшего синода К. П. Победоносцева, по инициативе которого 13 июня 1884 г. были приняты «Правила о церковно-приходских школах». Это решение было нацелено на значительное расширение сети церковно-приходских школ в России, в том числе на Урале. Школы создавались для того, чтобы «утвердить в народе православное учение веры и осуществить получение нравственного знания» [33. С. 73].
На Урале в Екатеринбургской епархии к середине 1890-х гг. было открыто 117 церковно-приходских школ, к 1900 г. их численность увеличилась до 162 [25. С. 42—43]. Для подготовки кадров учителей начальных классов школ церковного ведомства
К. П. Победоносцев разработал проект устройства педагогических учебных заведений: преподавателей готовили второклассные церковно-приходские школы, духовные семинарии, женские епархиальные училища.
В Екатеринбурге главную роль в подготовке учительских кадров для церковноприходских школ играло епархиальное женское училище, которое в 1880 г. было преобразовано из четырехклассного в Зауральское шестиклассное училище [35. С. 1—19]. Одним из направлений деятельности этого женского училища, наряду с задачей дать духовное образование дочерям священников, была подготовка учительниц для церковно-приходских начальных училищ. История Екатеринбургского епархиального женского училища, положившего начало духовному женскому образованию в Пермской губернии, уже привлекала внимание исследователей. В книге Э. Е. Чумаковой [35] приводится обширный фактологический материал о деятельности этого учебного заведения, цитируется большое количество источников. Интересна и статья Е. Бирюкова [27. С. 5], которая, правда, носит скорее краеведческий характер. Мы попытаемся исследовать деятельность Екатеринбургского епархиального женского училища как специального педагогического
учебного заведения, готовящего учительские кадры для начальных школ.
Первый выпуск из шестиклассного женского епархиального училища в Екатеринбурге (в 1886 г. Зауральское училище было переименовано в Екатеринбургское) был проведен в 1887 г. Из 23 выпускниц 19 успешно сдали выпускные экзамены и получили звания домашних учительниц [5. С. 631—362]. Изменение статуса училища обусловило ряд изменений в педагогическом процессе. Было увеличено количество преподаваемых дисциплин, прежде всего за счет дисциплин светского характера. Полный перечень всех предметов включал Закон Божий, церковнославянский язык, арифметику, физику, геометрию, географию, историю, церковное пение, рукоделие, чистописание, русский язык, словесность [1. С. 41], французский и немецкий языки, гигиену, гимнастику.
Одной из изучаемых воспитанницами дисциплин становится педагогика. Уроки педагогики проводились два раза в неделю в шестом классе. Программа данного предмета включала в себя понятие о дидактике и делилась на общую и частную методику. В разделе частной дидактики, или методики, в программе предусматривалось изучение педагогических методов обучения и их отличия от научных методов. Программа предусматривала также овладение методикой преподавания конкретных предметов учебного курса начальных народных училищ всех типов, что позволяло вырабатывать у воспитанниц навыки ведения педагогической деятельности [6. С. 1126—1129]. Обучение педагогике велось по учебнику Тихомирова «Курс педагогики, методики и дидактики».
В 1884 г. при Екатеринбургском епархиальном женском училище была открыта воскресная церковно-приходская школа, а с 1887 г. это воскресное начальное училище было преобразовано, согласно определению Святейшего ганода, в образовательную школу. В данной школе на протяжении существования епархиального училища ученицы начиная с пятого класса проходили педагогическую практику [4. С. 71]. Воспитанницы преподавали Закон Божий, русский и старославянский языки, арифметику, чистописание и пение [11. С. 347—351].
Первые полгода практикантки вели общие классные занятия. К каждому занятию будущая учительница готовила конспект, который просматривал руководитель школы, а после урока его проведение выносилось на обсуждение одноклассников воспитанницы. Со второй половины года пришедшие на практику ученицы, теперь уже шестого класса училища, переходили к индивидуальным занятиям с учащимися вос-
кресной школы, беря себе на урок одного или двух обучаемых [11. С. 350—351].
Екатеринбургское епархиальное женское училище, безусловно являвшееся педагогическим учебным заведением, в значительной степени носило сословный характер. Одной из главных задач училища было дать образование дочерям священнослужителей. Большинство девочек, обучавшихся здесь, происходили из духовенства. Так, из 242 учениц 1890/91 уч. г. 213 были детьми священнослужителей и только 29 — детьми светских лиц [10. С. 240].
В Екатеринбургское епархиальное женское училище принимались девочки не моложе 9 лет, окончившие церковно-приходские школы. Отбор учениц в 1—4 классы проводился в результате вступительных экзаменов. Обучение было платным. При этом необходимо было вносить деньги не только за обучение, но и за содержание, проживание в общежитиях. Учащиеся, за которых родители вносили плату в полном объеме, назывались своекоштными. Поскольку плата за полный пансион была весьма значительной, своекоштные воспитанницы были, как правило, детьми представителей состоятельного высшего духовенства. Однако церковь давала возможность обучаться в училище и дочерям из семей малообеспеченных священнослужителей. Содержание таких учениц полностью или частично осуществлялось за счет средств епархии. Таких воспитанниц называли епархи-альнокоштными. Из епархиальных средств воспитанницам назначались стипендии. Кроме того, были и именные стипендии от общественных организаций, попечительств, монастырей, земств, различного рода спонсоров и т. д., шедшие на содержание учениц из малообеспеченных семей.
В принципе в Екатеринбургском епархиальном училище могли обучаться и дочери светских лиц. Однако плата за обучение и содержание для детей священнослужителей была значительно ниже. Так, в 1885 г. дети духовных лиц платили за обучение и содержание 90 р. в год, а полный годовой пансион дочери светских лиц составлял 180 р. [13. С. 113—114].
Таким образом, льготы на оплату обучения и содержания воспитанниц из семей священнослужителей и выделение епархиальных средств для дочерей духовных лиц превращали Екатеринбургское епархиальное училище во многом в сословное учебное заведение, готовящее, как говорили тогда, «жен для священников».
Екатеринбургское епархиальное женское училище находилось в ведении Святейшего синода и духовного комитета при нем под управлением местного преосвя-
щенного (главного начальника женского училища и духовной консистории, утверждавшего все должностные лица при училище). Учебно-воспитательный процесс определялся требованиями устава епархиального училища и циркулярными разъяснениями по духовному учебному ведомству. Преподавание в епархиальном училище велось по учебникам и учебным программам, одобренным Святейшим синодом и учебным комитетом при нем.
Непосредственное управление училищем, согласно уставу, осуществляли училищный совет и начальница училища. В училищный совет входили представители от духовенства, обычно священнослужители от церкви. Данные лица выбирались на три года и несли службу за определенную плату, которая в середине 1890-х гг. составляла от 60 до 150 р. [12. С. 1—7]. В тот же период в училищный совет стали включать начальницу и инспектора классов, а в начале XX в. — преподавателей из светских лиц.
Сближение программы епархиального училища с программой светских женских образовательных учреждений выразилось в изучении гигиены, гимнастики, новых языков и т. д., что обусловило увеличение числа светских преподавателей в штате учебного заведения. В разные годы в училище преподавали И. Д. Знаменский, В. К. Коровин, И. А. Левитский, Н. И. Макушин, Г. А. Мла-дов и др. С 15 августа 1907 г. учителем русского языка здесь являлся П. П. Бажов [31. С 397]. Его педагогическая деятельность в училище продолжалась шесть лет, т. е. до 1913 г. [34. С. 47—51]. Он учил девочек письму, чистописанию, грамматике [26. С. 13].
Заработная плата преподавателей учи-
лища зависела от уровня их общеобразовательной и профессиональной подготовки и от количества проведенных уроков и составляла в конце XIX в. от 120 до 1000 р. в год [12. С. 5—7]. Это примерно соответствовало жалованию учителей женских гимназий.
Большую роль в организации учебного процесса играла начальница училища. На эту должность избирались училищным советом по представлению епархиального преосвященного лица любого сословия, принадлежащие к православной церкви, а затем утверждались Святейшим синодом. Первой начальницей Екатеринбургского епархиального женского училища вплоть до 1890 г. была настоятельница Ново-Тихвинского монастыря игуменья Магдалина (в миру М. А. Неустроева). В дальнейшем эту должность занимали женщины, происходившие из дворянских и чиновничьих семей и имевшие педагогическое образование. Среди них наибольший след после себя оставила выпускница Казанского родионов-ского института В. В. Рогинская, которая возглавляла Екатеринбургское епархиальное женское училище в течение пятнадцати лет, с 1903 до 1918 г. [35. С. 120—129].
Преобразование Екатеринбургского епархиального женского училища в 1880-х гг. в педагогическое учебное заведение потребовало его размещения в специальном здании. Если раньше училище находилось в стенах Ново-Тихвинского монастыря, то в 1880 г. для этого учебного заведения было специально построено здание на углу Александровского проспекта и Уктусской улицы (сейчас это улицы Декабристов и 8 Марта; см. фото) [30].
Екатеринбургское епархиальное училище. Фото начала ХХ в. (автор не известен) [30]
Из «Акта об осмотре помещения Епар- хиального училища» за 1886 г. видно, что
оно помещалось уже в двух «прекрасных и просторных» зданиях. В «Акте» отмечается, что помещения теплые и единственным недостатком является отсутствие правильно устроенной вентиляции [2. С. 586—587]. Для осуществления учебного процесса в училище были специально оборудованы кабинеты для рисования, рукоделия, музыки [11. С. 350—351]. В кабинете физики имелись различные приборы, при помощи которых учитель физики проводил лабораторные занятия: динамометр, гидростатические весы, сифон и ливер, подзорная труба и др. [18. С. 131].
В начале XX в. значительно выросли книжные фонды библиотеки Екатеринбургского епархиального училища. Они делились на три части: библиотеку фундаментальную, ученическую и учебную. Расширился штат библиотечных работников: кроме заведующей, работали двое библиотекарей из числа выпускников училища. В их обязанности входило составление
книжных каталогов, выборка пришедших в негодность книг, распределение учебных пособий между воспитанницами, хранение и уход за книгами и т. д.
Главную роль в финансировании Екатеринбургского епархиального женского училища играла православная церковь. Деньги на его содержание выделялись попечительст-вами Екатеринбургской и Пермской епархии. Кроме того, определенные взносы делались церквями Екатеринбургской епархии и Екатеринбургским земством.
В 1912 г. в церковном ведомстве был принят разработанный архитектором К. А. Полковым проект строительства нового здания для училища с церковью Святой Великомученицы Екатерины при нем. Корпус учебного заведения был построен в конце 1916 г., а 10 января 1917 г. храм и новое здание были освящены. Они располагались на Щепной площади (ныне это дом по адресу Университетский переулок, 9; см. фото) [32. С. 470—471].
Екатерининская церковь бывшего епархиального женского училища в Екатеринбурге, вид с северо-восточной стороны. Справа — звонница церкви (фото А. Бокарёва, 3 авг. 2008 г.) [28]
Здание бывшего епархиального женского училища в Екатеринбурге. Вид с западной стороны. Слева крыло, в котором помещалась домовая Екатерининская церковь, видна ее звонница (фото А. Бокарёва, 25 авг. 2008 г.) [29] Значительное участие православной церкви в финансировании Екатеринбург-
ского епархиального женского училища обусловило тот факт, что в конце XIX — начале XX в. численность учащихся в этом учебном заведении неуклонно возрастала, о чем свидетельствует таблица. Ежегодно росло и количество выпускниц, подавляющее большинство которых получало звание домашней учительницы (см. таблицу). За 16 лет училище выпустило как минимум 553 преподавателя для церковно-приходских школ. Хотя далеко не все из них становились учителями в начальных народных училищах, Екатеринбургское епархиальное женское училище внесло значительный вклад в подготовку учительских кадров в Уральском регионе.
Таблица
Численность учащихся в Екатеринбургском епархиальном женском училище и количество выпускников в 1886—1916 гг.*
Учебный год Всего учеников Кол-во выпускников
1886/1887 228 20
1887/1888 236 23
1888/1889 234 29
1890/1891 242 23
1892/1893 266 22
1893/1894 266 41
1894/1895 269 24
1900/1901 267 35
1901/1902 277 27
1902/1903 262 30
1908/1909 307 48
1909/1910 320 62
1910/1911 326 35
1911/1912 338 47
1913/1914 330 38
1915/1916 209 49
1915/1916 335 Не выявлено
* Составлено У. П. Ефремовой и М. В. Поповым по материалам Екатеринбургских епархиальных ведомостей [3. С. 583; 5. С. 632; 8. С. 109; 7. С. 91; 9. С. 317; 12. С. 1-5; 14. С. 143; 15. С. 53; 16. С. 4—11; 17. С. 106; 19. С. 10; 20. С. 8-9; 21. С. 8—9; 22. С. 296—300; 24. С. 21—22; 10. С. 240].
Училище неуклонно развивалось до Первой мировой войны. Даже первая русская революция 1905—1907 гг. не повлияла на учебный процесс. Единственной проблемой для воспитанниц в годы первой революции было ужесточение надзора за ученицами со стороны воспитателей, которые следили за девочками и ограждали их от участия в демонстрациях, проходивших в Екатеринбурге.
В годы Первой мировой войны возникли трудности с финансированием и материальным обеспечением Екатеринбургского епархиального женского училища. Из-за этого в 1915 г. контингент воспитанниц сократились на одну треть, о чем свидетельствует таблица. Летом 1916 г. дело дошло до
того, что казеннокоштные ученицы лишились материальной поддержки государства и церкви в обеспечении продуктами и одеждой. Училищный совет принял решение об отказе в выделении семьям воспитанниц данной категории целого списка продуктов питания, включавшего в себя муку, крупу, масло, сметану, яйца, овощи [23. С. 377— 378].
В ходе революции 1917 г. и Гражданской войны здания училища использовались властями в качестве больничных помещений, для размещения воинских команд и штабов.
Так, весной 1917 г. в здании размещался военный госпиталь, а летом 1918 г. — Академия Генерального штаба, которая лишь в августе была передислоцирована в Томск. Однако занятия в училище продолжались до весны 1920 г. [35. С. 390].
Таким образом, в конце XIX — начале XX в. Екатеринбургское епархиальное училище являлось одним из важнейших учреждений по подготовке педагогических кадров для начальных училищ, в первую очередь для церковно-приходских школ. Свою деятельность как педагогическое учебное заведение училище начало почти одновременно с появлением восьмого, педагогического класса при Екатеринбургской женской гимназии. Это не случайно: в условиях модернизации системы образования на Урале требовалось расширение профессиональной подготовки учительства для начальных школ различных ведомств — земских, государственных, церковных и т. д. Поскольку Екатеринбург был уездным городом и здесь до 1916 г. отсутствовала духовная семинария, центром профессиональной подготовки учителей для начальных учебных заведений, подведомственных церкви, стало Епархиальное женское училище. То, что оно было профессиональным педагогическим учебным заведением, подтверждается перечнем изучаемых воспитанницами предметов, среди которых особенно выделяются педагогика и методика преподавания, прохождением ученицами педагогической практики в начальной школе.
Училище, являвшееся педагогическим учебным заведением, сохраняло сословный характер: здесь наряду с профессиональным педагогическим образованием за высокую плату получали общеобразовательную подготовку и церковное воспитание преимущественно девочки из семей священнослужителей. Это дает основание называть Екатеринбургское епархиальное женское училище «пансионом благородных девиц» [27. С. 11].
ИСТОЧНИКИ
1. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ Епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1886. № 3—4.
2. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ Епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1886. № 25.
3. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ Епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1886—1887. № 25.
4. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ Епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1888. № 3.
5. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ Епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1888. № 27.
6. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ Епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1888. № 48.
7. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ Епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1889. № 4.
8. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ Епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1889. № 5.
9. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ Епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1892. № 4.
10. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ Епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1892. № 9.
11. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ Епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1892. № 13—14.
12. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ Епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1895. № 1—2.
13. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ Епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1895. № 5.
14. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ Епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1895. № 6.
15. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ Епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1896. № 3.
16. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ Епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1902. № 1—2.
17. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ Епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1903. № 5.
18. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ Епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1903. № 6.
19. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ Епархиальные ведомости. 1910. № 42.
20. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ Епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1911. № 45.
21. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ Епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1912. № 45.
22. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ Епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1914. № 29.
23. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ Епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1916. № 51—52.
24. ЕКАТЕРИНБУРГСКИЕ Епархиальные ведомости. Екатеринбург, 1917. № 9.
25. СТАТИСТИЧЕСКИЕ сведения о церковно-приходских школах Российской империи (со времени издания высшего утверждения 13 июня 1884 г. правил о школах церковно-приходских). СПб., 1909.
ЛИТЕРАТУРА
26. БАЖОВСКАЯ энциклопедия. Екатеринбург, 2007.
27. БИРЮКОВ Е. Институты благородных девиц // Главный проспект. 1995. № 11.
28. БОКАРЁВ А. Екатеринбургская церковь бывшего Епархиального женского училища в Екатеринбурге, вид с северо-восточной стороны. URL: http://temples.ш/show_picture.php?PictureГО=49005 (дата обращения: 15.05.2012).
29. БОКАРЁВ А. Здание бывшего епархиального женского училища в Екатеринбурге. Вид с западной стороны. URL: http://temples.ш/show_picture.php?PictureГО=49009.
30. ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ епархиальное училище. URL: http://virlib.eunnet.net/Ekaterinburg/inside.jsp? с=10&=6&р=1 (дата обращения: 15.05.2012).
31. КРАТКАЯ литературная энциклопедия. Ч. 1. М., 1962.
32. СВОД памятников истории и культуры Свердловской области. Т. 1. Екатеринбург, 2007.
33. ХРЕСТОМАТИЯ по истории педагогики. Т. 1. М., 1936.
34. ЧУМАКОВА Э. Е. Духовные учебные заведения архиерейского квартала // Сплетались времена, сплетались страны. Екатеринбург, 2008. Вып. 2.
35. ЧУМАКОВА Э. Е. Епархиальное женское училище Екатеринбурга (1880—1920). Екатеринбург, 2010.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Б. М. Игошев