Научная статья на тему 'Формирование российской системы управления физической культурой и спортом во второй половине XIX века'

Формирование российской системы управления физической культурой и спортом во второй половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2264
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / СПОРТИВНАЯ НАУКА / УПРАВЛЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / HISTORY / SPORTS SCIENCE / MANAGEMENT / PHYSICAL CULTURE / SPORTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ворожко Юрий Викторович

Выявление основных направлений, особенностей и проблем формирования российской системы управления физической культурой и спортом во второй половине XIX в. способствует определению путей совершенствования спортивной науки, что позволяет улучшить результаты современных научных исследований в сфере физической культуры и спорта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of the Russian managerial system in physical culture and sports in the second half of the XIX-th century

Revealing of the basic directions, features and problems of the formation of the Russian managerial system in physical culture and sport in the second half of the XIX-th century promotes definitions by means of perfection of a sports science that allows to improve the results of modern scientific researches in sphere physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «Формирование российской системы управления физической культурой и спортом во второй половине XIX века»

УДК 930 1 : 796 Ю. В. ВОРОЖКО

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Выявление основных направлений, особенностей и проблем формирования российской системы управления физической культурой и спортом во второй половине XIX в. способствует определению путей совершенствования спортивной науки, что позволяет улучшить результаты современных научных исследований в сфере физической культуры и спорта. Ключевые слова: история, спортивная наука, управление, физическая культура, спорт.

Практически вся физическая подготовка в царской России была сосредоточена в армии. В связи с этим эта отрасль начинает формироваться именно в военном ведомстве. И лишь позднее управление и самоуправление в области физической культуры и спорта (далее ФИС) получат распространение в гражданском обществе, в образовательной и культурной сфере [1, с. 214].

Цель статьи — определить основные направления, особенности и проблемы складывания российской системы управления физической культуры и спорта во второй половине XIX века.

Поэтому в данный период ведущую роль в вопросах физического воспитания, физической подготовки, спорта и олимпизма сыграло Военное министерство России. Если в XIX в. оно было едва ли не единственным в решении этих проблем, то в первом и втором десятилетии XX в. оно активно привлекает к вопросам физической культуры и спорта Министерство народного просвещения, Министерство торговли и промышленности, Министерство иностранных дел, Государственное конезаводство, Ведомство императрицы Марии Федоровны. Наконец, в 1913 г. при активном участии военного министра Сухомлинова создается Канцелярии Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения России — Министерство спорта, как журналисты назвали это новое подразделение при Совете министров в России [2, с. 65].

Это министерство оставалось ведущим в этих вопросах вплоть до начала революционных событий 1917 г. Тесная связь с Министерством народного просвещения возникает уже во второй половине XIX века в связи с военными реформами, когда резко возрастает значимость образовательного уровня физической подготовки призывников для армии и флота.

Именно в этот период Военное министерство обращает особое внимание на работу отечественных общеобразовательных учебных заведений, активно перенимая зарубежный опыт в гражданских и военных учебных заведениях Англии, Франции, Греции, Норвегии, Швеции, Бельгии, Швейцарии. Не случайно представители Военного министерства принимали участие во всех педагогических съездах России, конференциях, в создании программ физического воспитания школьников. Так в декабре 1895 г. генерал-майор Бутовский был командирован в Москву для руковод-

ства Вторым съездом русских деятелей по техническому и профессиональному образованию [2, с. 212].

Так, система управления физическим воспитанием и спортом стала формироваться в России в рамках военного ведомства. Это было связано с необходимостью хорошей физической подготовки солдат и офицеров Русской армии, от которой во многом зависели их жизнь и здоровье, определялись победа или поражение в бою. Важную роль в этом играла также система управления физкультурно-спортивной работой в армейских подразделениях, обучение соответствующих специалистов, создание нормативов, методик тренировки и соревновательной деятельности. Ярким примером тому служила деятельность генералов М. И. Драгомирова и А. Д. Бутовского, а также профессора П. Ф. Лесгафта.

Г енерал М. И. Драгомиров (1830 — 1905 гг.) большое внимание уделял военно-физической подготовке в армии, целью которой он считал выработку военноприкладных навыков, развитие выносливости, ловкости и подвижности солдат и офицеров. Особенно высоко он ценил военно-полевую гимнастику, поэтому ему принадлежит идея создания совершенной штурмовой полосы («гимнастического городка»), которая включала в себя такие препятствия, как ров, бревно, палисадник, волчьи ямы, засеки. Правильными были указания Драгомирова по методике обучения и тренировки солдат на штурмовой полосе. Он рекомендовал сначала каждого солдата обучить преодолению отдельных препятствий налегке, а затем в полном вооружении и, наконец, в составе подразделений [3, с. 86 — 87].

Одним из выдающихся деятелей в области истории, теории и методики физического воспитания был генерал А. Д. Бутовский (1858 —1917). Автор более 70 работ по этим проблемам, один из организаторов качественной системы физкультурного образования, он знал немецкий, французский, английский языки, изучал постановку работы по физическому воспитанию во многих странах Европы, среди его публикаций работы по истории физической культуры, по теории и методике физического воспитания [3, с. 87].

В 1889—1890 учебном году были приняты инструкция и программа преподавания гимнастики, подготовленные А. Д. Бутовским и Кольбе, которые стали единственным официальным документом, где

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

определялись цели и средства физического воспитания, методика проведения занятий и гигиенические требования к их организации.

В этот период гимнастика становится обязательным элементом физического воспитания дворянской молодежи, но насаждение правительством заграничной гимнастики критически воспринималось многими прогрессивно мыслящими людьми. В связи с этим появляются работы по истории развития шведской гимнастики А. Д. Бутовского, который обращает внимание на проблемы подготовки кадров, отсутствия необходимого государственного финансирования, адаптации шведской системы гимнастики на русской почве [3, с. 86 — 87].

На 1912 г. в стране насчитывалось 82 844 учебных заведения с числом учащихся 6 149 281 человек, где преподавались гимнастика, военный спорт, игры, спорт, туризм [2, с. 23].

Наряду с государством, заинтересованным в физическом развитии и оздоровлении граждан, активизируется общественное мнение. К середине XIX века в нашей стране формируются первые спортивные школы, общества, яхт-клубы. Значительную роль в развитии и популяризации физического воспитания и спорта в России сыграли Петербургское общество любителей бега на коньках (1877 г.), Русское гимнастическое общество в Москве (1882 г.), кружок любителей атлетики в Петербурге (1885 г.), Петербургский кружок любителей спорта (1889 г.). А к началу Первой мировой войны в России было создано и действовало около 1200 физкультурно-спортивных объединений, насчитывающих 45 тыс. членов в 322 городах и поселках. Все образованные неправительственные организации действовали как самоуправляемые структуры в рамках общегражданского законодательства [1, с. 216].

Особенно хорошо физическое воспитание и внеклассные формы спортивной работы были организованы в учебных заведениях Министерства торговли и промышленности. В этой системе к 1 января 1913 г. насчитывалось 889 учебных заведений (11 высших, 263 средних и 615 низших), где обучалось около 100 тыс. человек [2, с. 30].

Здесь физическое воспитание было обязательным во всех типах учебных заведений, а в некоторых высших и средних — существовали даже различные спортивные общества. На Всероссийской Гигиенической выставке, организованной в С.-Петербурге в 1913 г., Учебный отдел Министерства торговли и промышленности за отличную организацию физического воспитания учащихся был награжден Почетным дипломом. За спортивную работу малой золотой медалью были награждены помимо Санкт-Петербургского спортивногимнастического кружка «Тармо» и Русского национального общества любителей спорта, два известных в России коммерческих училища: Тенишевское и Ташкентское.

Бурная деятельность спортивных обществ и кружков закономерно требовала выработки определенных правил и методик, поэтому особый интерес к занятиям физической культурой и спортом возникает у врачей, педагогов, психологов.

Значительный вклад в развитие физической культуры и спорта в России было внесено ведомством императрицы Марии Федоровны. Оно не только имело различные учебно-воспитательные учреждения, но и объединяло, систематизировало благотворительную деятельность в России. Это ведомство фиксировало многочисленные вложения средств в создание и функционирование спортивных клубов, спортивногимнастических обществ, союзов; поддерживало и по-

ощряло финансирование команд, выступавших в спортивных соревнованиях как в России, так и за ее пределами.

Спортивной общественности были широко известны имена таких спортивных меценатов России, как граф Г. М. Рибопьер, князь С. К. Белосельский-Бело-зерский, барон Кистер, братья С. и С. Морозовы, Г. А. Крестовников, А. П. Чехов, В. Л. Гиляровский,

А. П. Куприн, доктор В. Ф. Краевский и др.

Фонды ГВИА полностью свидетельствуют о том, что уже в XIX веке в русской армии меценатами стали внедряться капиталы, проценты от которых шли на развитие спорта среди солдат и офицеров, предоставлялись кубки, именные часы для награждения победителей состязаний различного ранга.

Кроме того, к концу первого десятилетия XX века Россия вошла в полосу промышленного подъема, который характеризовался достаточно высокими темпами. Так, среднегодовой прирост всей промышленной продукции составил к концу 1909 г. 8,8%. Быстро шло создание новых акционерных обществ. По темпам роста производства Россия в 1909—1913 гг. вышла на ведущее место в мире, обойдя многие страны мира. Созданные в эти годы промышленные общества имели капитал в 1,1 млрд рублей. На 1 млрд рублей увеличили свои капиталы ранее созданные общества. Соответственно, увеличились благотворительность и меценатство, в том числе и в спортивном движении.

Первые признаки роста интереса российской общественности к Олимпийским играм появились в начале 1908 г. и были связаны с именем графа Г. И. Рибо-пьера, с 1900 г. члена Международного Олимпийского комитета (далее МОК) для России. В центральной периодической печати появилось сообщение о том, что граф Рибопьер занят подготовкой русских спортсменов к участию в Играх IV Олимпиады в Лондоне. Назывались имена спортсменов, рекомендованных спортивными клубами и обществами для поездки в Лондон. Среди них Н. Панин-Коломенкин (фигурное катание), Н.Орлов, А. Петров, Демин, Замотин (борьба), Лидваль, Петровский (легкая атлетика), О. Индрак-сон, Маартинсон (велоспорт). Сформировать команду из финских спортсменов было поручено барону Вилебрандту, члену МОК для России.

Результаты выступления российских спорстсме-нов были достаточно успешными. Обладателями олимпийской медали стал Н. Панин-Коломенкин в фигурном катании на коньках. Серебряными призерами по состязаниям в борьбе стали А. Петров и Н. Орлов. Финские спортсмены также завоевали золотую и серебряную медали в борьбе (В. Викман, Ю. Саарела) и три бронзовые — А. Линден (борьба), В. Ярвинен (легкая атлетика) и в командных соревнованиях по гимнастике [4].

Пожалуй, впервые после этого удачного выступления россиян, общественность России заговорила о необходимости более тщательно готовиться к международным соревнованиям, о важности побед на международной арене. Надо полагать, причиной этого были и болезненно обостренные чувства патриотизма и национальной гордости после поражения России в русско-японской войне.

Кроме того, граф Рибопьер стал инициатором ежегодных всероссийских чемпионатов по тяжелой атлетике. В 1897 г. в Манеже, принадлежавшем Рибо-пьеру, в Петербурге был организован и проведен первый такой чемпионат России. На всероссийских и мировых чемпионатах последующих лет граф Рибопьер, выступая меценатом, способствовал выходу на миро-

вую арену многих талантливых русских атлетов (Лу-рих, Шмеллинг, Кравченко, Мейер, Матюшенко, Без-берг, Ланге, Адамчевский, Оттерштейн и др.) [4].

В 1912— 1916 гг. в физкультурно-спортивном движении России создается новый тип управленческой структуры, где соединяются государственные и общественные формы руководства в лице Канцелярии главнонаблюдающего, Временного совета и союзов по отдельным видам спорта, формируется система подготовки физкультурных кадров.

В практику спортивной работы вводятся русские Олимпиады — комплексные состязания по олимпийской программе — прообраз Спартакиад народов СССР. Для привлечения в физическую культуру и спорт накануне войны Канцелярией и Олимпийским комитетом России предлагается система нормативов «нормального атлета» — прообраз нормативов ГТО; вводится практика правительственных наград за особые заслуги в спортивном и олимпийском движении, активно продолжается процесс централизации спорта. К 1916 г. большинство из 15 существовавших Всероссийских спортивных союзов вошли в состав Международных ассоциаций по отдельным видам спорта.

В начале XX в. государственное управление физическим воспитанием и спортом находилось в ведении двух ведомств — Военного министерства и Министерства просвещения. Однако набиравшее силу общественное физкультурно-спортивное движение не было охвачено единой системой управления и контроля со стороны правительства. Это беспокоило государство, так как под эгидой спортивных школ и клубов могли вести политическую и пропагандистскую деятельность различные партии и группировки, которые подрывали основы государственного строя.

Указанные опасения, а также желание упорядочить спортивное движение привели к тому, что в 1913 г. правительством была создана в июне Канцелярия главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения России во главе с генерал-майором

В. Н. Воейковым.

Для улучшения работы новой управленческой структуры 8 февраля 1914 г. при главнонаблюдающем Воейкове был образован Временный совет по делам физического развития народонаселения России. В задачи совета входили управление и координация деятельности государственных, образовательных и общественных организаций, содействие развитию физического воспитания и спорта в стране, пропаганда здорового образа жизни.

Благодаря эволюционному развитию управленческих структур в этой отрасли в невероятно короткие сроки в 1913—1916 г. было сделано достаточно много полезного и нужного для страны.

Российская общественность сплотилась вокруг идей отечественного спорта, государство стало принимать участие в его финансировании. Были организованы первые чемпионаты страны, всероссийские олимпиады, созданы предпосылки государственной нормативной системы в физической подготовке населения, введены статистический анализ физкультурно-спортивного движения, правительственные награды за заслуги в области физической культуры и спорта, установились связи Всероссийских спортивных союзов с международными объединениями.

Вся эта деятельность государственных структур в области физической культуры и спорта свидетельствовала о наличии в России в XIX — XX вв. организаций, глубоко заинтересованных в процветании России и желании видеть ее среди ведущих стран мира, в поддержании ее высокого рейтинга среди мирового содружества.

Революционные события 1917 года привели к смене царского правительства коммунистическим руководством, что привело к глубокой реорганизации физического воспитания и спорта, а также системы руководства этой сферой.

Библиографический список

1. Галкин, В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом : учебное пособие для вузов / В.В. Галкин. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. — 448 с.

2. Финогенова, Л.А. Государственные структуры, спорт и олимпизм в России конца XIX — начала XX века / Л.А. Финогенова // Олимпийский бюллетень № 3 РГАФК. — М., 1997. — 121 с.

3. Выдрин, В.М. История и методология науки о физической культуре : монография / В.М. Выдрин. — СПб. : СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2002. — 151 с.

4. Финогенова, Л.А. У истоков олимпийского движения России. Член МОК для России граф Г.И. Рибопьер / Л.А. Финогенова // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. — М., 1998. — Т. 3. — С. 96— 102.

ВОРОЖКО Юрий Викторович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и истории.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 31.05.2010 г.

© Ю. В. Ворожко

ИНФОРМАЦИЯ

Cтипендии для молодых ученых

Финский центр международной мобильности (ФЦММ) ежегодно присуждает стипендии молодым иностранным ученым на последипломном (но не на последокторском) уровне для преподавательской и исследовательской работы в Финляндии в течение 3—12 месяцев.

Стипендиат в зависимости от квалификации и поддержки принимающей организации ежемесячно получает 800 — 1200 евро. Считается, что суммарных выплат достаточно для жизни в Финляндии одному человеку. Дополнительные выплаты на жилье не производятся. Расходы на дорогу в Финляндию и обратно не покрываются.

Заявления на стипендию должны подаваться принимающей организацией. Фиксированной даты подачи заявления нет, но оно должно поступить в ФЦММ не позже чем за 3 месяца до предполагаемого срока начала стипендиального периода.

Кандидаты должны быть не старше 35 лет, владеть английским, шведским или финским языком.

Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/297/228317.php.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.