Формирование региональной модели управления сферой культуры как основы перспективного развития отрасли
The formation of the regional management model in the field of culture as the basis of the sector's long-range development
Камирова Антонин Николаевна к.э.н., проректор по социально-экономическому развитию Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, доцент, заслуженный работник культуры РК Электронная почта: [email protected]
Mrs. Antonina Kamirova, Ph.D. in Economics, Vice-principal for socio-economic development of the Petrozavodsk State Glazunov Conservatory, Head of the Chair of human and socio-economic sciences, Assistant Professor, honoured worker of culture of the Republic of Karelia
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы управления сферой культуры региона, формирование основных приоритетов развития культуры и искусства, осуществления основных полномочий в сфере культуры. Особое внимание автор уделяет описанию системы подготовки управленческих кадров культуры на примере инновационного образовательного проекта Министерства культуры Республики Карелия.
Abstract
The author considers a wide range of problems concerning the cultural administration of the region, the formation of the main priorities of culture and art development, the exercise of basic powers in the field of culture. The author describes in detail how a system of staff education should be organized using the example of the educational project by the Ministry of Culture of the Republic of Karelia.
Ключевые слова:
Республика Карелия, Министерство культуры, государственное управление, культурная политика, структура управления, полномочия в сфере культуры, образовательные проекты культуры. Key words:
Republic of Karelia, Ministry of culture, public administration, cultural policy, management structure, powers in the field of culture, educational cultural projects.
Введение
Опыт проведения реформ в России показывает, что в настоящее время культуре не уделяется должного внимания со стороны государственных структур, в обществе ещё не утвердилось понимание культуры как одного из основных факторов социально-экономического развития регионов.
В современном европейском обществе формируется принципиально новая система управления в сфере культуры. Управленческие воздействия представлены не только в виде «вертикальных» связей власти и подчиненных, но и в «горизонтальных» отношениях, которые основаны в значительной мере на появлении новых субъектов хозяйственной и культурной деятельности, активизации гражданской позиции населения по отношению к процессам, происходящим в сфере культуры [5].
Для сохранения и развития сферы производства, услуг и культуры требуются новые способы организации и поддержки культурной деятельности, создающие условия для эффективного развития субъектов хозяйственной деятельности и партнерских отношений между ними.
Теоретические основы управления в сфере культуры Термин «государственное управление» применим к особой сфере административной деятельности. Здесь используются достижения многих областей знаний - экономических, общественных, естественных наук. Это зона принятия ответственных решений, со своей историей, наукой, противоречиями, которые присущи любому общественному явлению и дают стимулы к постоянному совершенствованию. В современной системе управления от государственных служащих требуются инновационный
подход к управлению, знания основ философии, новых организационных навыков и компетенций в использовании социальных и интеллектуальных ресурсов. В системе государственного управления сферой культуры, где сосредоточено множество творческих организаций, эта задача становится ещё более сложной.
Понятие «управление» является универсальной характеристикой для определения конкретного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на эффективное функционирование организации. В самом широком смысле управление, как рациональная деятельность, осуществляемая в динамичной социальной среде разными субъектами, принимающими на себя обязанности и ответственность за типы, формы и способы коммуникационной активности, за развитие и риски, за результаты взаимодействия, означает непрерывный процесс воздействия на управляемый объект для достижения общественно значимых целей при наименьших затратах времени и ресурсов [1].
Особое место среди видов управления общественной жизнью занимает государственное управление. Это обусловлено наличием мощной государственной власти, распространяющейся на все общество, устанавливающей правовые нормы и использующей механизмы принуждения для обеспечения соблюдения всеми управляемыми объектами установленных правил поведения.
Представляя собой исполнительную деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе, государственное управление направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. В процессе осуществления государственного управления его субъекты используют распорядительные полномочия, права по принятию обязательных к исполнению властных актов и охраняются мерами государственного принуждения.
В широком понимании государственное управление характеризует организующее воздействие государства на общественные отношения посредством специальных субъектов [2,8]. С таких позиций государственное управление (трактуемое как управление государственными делами) осуществляют все органы государства. На практике государственное управление осуществляется в рамках системы государственной власти, базирующейся на принципах разделения властей, и реализуется в следующих формах деятельности, направленных на реализацию единых целей и задач государства:
- законодательная деятельность, которую осуществляют представительные органы государственной власти;
- исполнительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти;
- правосудие, осуществляемое системой судебной власти.
В узком понимании государственное управление трактуется как административно-государственная деятельность, то есть работа исполнительных органов государственной власти на уровне Российской Федерации и субъектов РФ. В этой ситуации исполнительная власть как проявление единой государственной власти приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления.
Функции современного государства предполагают необходимость государственной политики в области культуры (культурной политики). Средствами выработки и реализации такой политики выступают разработка и принятие государственных программ, создание специализированных исполнительных органов (министерств, госкомитетов и т.п.), государственных организаций, учреждений, предприятий культуры [6].
На федеральном уровне такие функции исполняет Министерство культуры Российской Федерации. В соответствии с положением Министерство культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России) - это федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в области культуры, искусства, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны и историко-культурного наследия. Минкультуры России также осуществляет государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в сфере культуры в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства России.
Существование полноценного и самостоятельного Министерства культуры представляется целесообразным в контексте национальных традиций государственного управления. Это обеспечивает сфере культуры лучшее финансирование, а также - определенное равенство с другими отраслями в государственном механизме и дает свободу инициативы [8]. Существование министерства необходимо, поскольку государственный сектор в культуре сохраняет свое значение, в государственном ведении находится значительное число учреждений культуры.
На основании Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ в субъектах Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, который обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных правовых
актов субъекта Российской Федерации, а также формирует органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации 1.
Так, в структуре исполнительных органов государственной власти Республики Карелия действует министерство культуры. В соответствии с положением министерство является исполнительным органом государственной власти, реализующим на территории Республики Карелия государственную политику в сфере культуры, искусства, культурного наследия, архивного, музейного и библиотечного дела, средств массовой информации.
Основными задачами министерства культуры являются:
- реализация федеральной культурной политики на территории Республики Карелия;
- реализация региональной культурной политики;
- создание условий для развития учреждений культуры на территории Республики Карелия.
К полномочиям региональных органов государственной власти в области культуры относятся:
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения1;
- организация библиотечного обслуживания населения субъектов Российской Федерации;
- создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
1 Региональные органы государственной власти вправе участвовать в финансировании
работ по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, находящихся в федеральной собственности.
- организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
- поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством РФ);
- поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.
Основные принципы формирования стратегии в сфере культуры
В соответствии с федеральным законодательством региональные органы государственной власти в пределах своей компетенции могут выступать учредителями организаций культуры. В собственности субъектов Российской Федерации могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.
Правительством Республики Карелии утверждена Концепция развития сферы культуры, в соответствии с которой культура признана одним из «важнейших факторов развития региона» [3]. На основе концепции разработана и утверждена региональная отраслевая программа «Развитие сферы культуры в Республике Карелия », удостоенная Диплома лауреата Национального конкурса «Инновации в региональном и местном управлении», проводившегося Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В целях эффективной поддержки программы развития культурной деятельности Министерство культуры Республики Карелия привлекает к формированию и реализации культурной политики ведущих представителей общественности республики. При министерстве действует
система консультативных и совещательных органов, призванных вырабатывать рекомендации по вопросам текущего и перспективного планирования развития сферы культуры и искусства, которая представлена коллегией министерства культуры, общественными и экспертными советами.
Практика реализации программы развития культуры со всей остротой поставила перед Министерством культуры Республики Карелия целый комплекс стратегических и тактических задач, решать которые региональному органу управления культуры прежде не приходилось. Для повышения эффективности управления программой предусмотрено создание команды - не просто профессионалов, но перспективно мыслящих людей, владеющих современными технологиями управления, способных искать и находить новые возможности, привлекать ресурсы, максимально адаптивных, способных быстро и динамично вписываться в процесс реформирования [5].
Основные инструменты реализации стратегий В практику стратегического менеджмента развития кадрового потенциала было введено формирование внутренних позитивных ценностей, направленных на решение стратегических задач, рост профессиональной квалификации и мотивации руководителей всех уровней управления культурой. Министерство всегда активно использовало все возможности для обучения специалистов, направления их в зарубежные стажировки, привлекая на эти цели средства из международных фондов и организаций. Однако формирования системы непрерывного обучения и самообучения удалось достичь при реализации проектов совместно с Московской Высшей школой социальных и экономических наук (руководитель проекта С. Э. Зуев, директор Центра региональных исследований Академии народного хозяйства при
Правительстве Российской Федерации). Была организована система семинаров в Карелии и обучение (очное, заочное, дистанционное) в течение нескольких лет в Московской высшей школе социальных и экономических наук. Подготовка и переподготовка кадров также велись на базе Московской и Санкт-Петербургской академий государственной службы и Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, других государственных институтах. Было проведено множество совместных семинаров с зарубежными партнёрами по темам, связанным с развитием культурного туризма и формированием инновационной экономики в сфере культуры.
Сейчас время ещё больших возможностей, меняется система формирования основных принципов государственной службы и кадрового резерва с целью «создания целостной системы воспроизводства и обновления профессиональной элиты (кадров)» [4]. В конечном итоге резерв должен представлять собой «единую общедоступную базу данных о лучших специалистах» [4,9]. Одной из новых стратегических задач управления становится обеспечение роста человеческого капитала, который представляет собой синтез квалификации, опыта, знаний, трудовой активности и мотивации работников [3].
Положение о формировании кадрового резерва руководителей культуры и искусства в Карелии представляет собой методические рекомендации и общие принципы отбора кандидатов в резерв, такие как:
- принцип соответствия кандидата на должность руководителя (комплексная оценка уровня квалификации, профессионализма и продуктивности деятельности, оценка качества труда, оценка деловых и личностных качеств кандидата);
- принцип перспективности кандидата (требования к образованию, возрасту, оценка состояния здоровья, стаж руководящей работы).
Наиболее весомыми факторами и критериями оценки являются:
- мотивация труда и гражданская позиция, (интересы, стремления, амбиции);
- профессионализм и компетентность (образование, стаж, возраст, знание деловой этики, готовность к обоснованному риску, самостоятельность в принятии решений, уровень корпоративной культуры);
- личные и потенциальные возможности (гибкость, стрессоустойчивость, коммуникабельность, авторитетность).
Очень важным становится создание такой среды формирования кадровой элиты, где определяющими являются непрерывное самообразование, развитие компетентности, организация различных форм партнерства [10]. Особое внимание необходимо уделить формированию корпоративной культуры. Очередная ставка должна быть сделана на творческие способности претендентов, которые способны организовать эффективную управленческую деятельность на основе творческого решения проблем и принятия продуктивных управленческих решений, интегрирующих существующие модели в эффективный, современный стиль управления. При этом именно целостная творческая личность, которая выступает источником создания новых оригинальных идей, гипотез и средств решения сложных жизненных проблем, является важным ресурсом, конкурентным преимуществом и фактором успеха.
Заключение
Автором предложены сценарий развития сферы культуры и описание основных направлений и стратегий развития сферы культуры как ресурса социально-экономического развития региона во взаимосвязи с основными направлениями социально-экономического развития Республики Карелия.
При разработке основных направлений стратегии развития сферы культуры, определения основных приоритетов, целей и задач развития
отрасли использован уже имеющийся опыт подготовки управленческих кадров на основе выработки критериев оценки формирования кадрового резерва отрасли культура.
Предложенная в работе модель предполагает дальнейшее совершенствование системы управления в регионе на основе ресурса сферы культуры, повышение эффективности использования ресурсов в целях социально-экономического развития региона.
Список литературы
1. Астафьева О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность (Лекции 1-3) [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. 2010. № 2. URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/20.html&j_id=3 (дата обращения 15.04.2014).
2. Атаманчук Г.В. Управление и персонал государственного аппарата // Государственная служба. Вестник Координац. Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе. 2008. № 2. С. 66 - 77.
3. Возрождение Карелии: Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период 2002 - 2006 - 2010 гг.: С учетом изменений и дополнений. Утв. постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 25 декабря 2002 г. № 405 - III ЗС. -Петрозаводск: КНЦ РАН, 2003. 93 с.
4. Востряков Л.Е. Наброски к социально-политическому портрету региональных управленцев культурой // Политическая экспертиза: Политэкс. 2006. Т. 2. № 4. С. 166 - 177.
5. Камирова А.Н. Сфера культуры как ресурс социально-экономического развития региона: На примере Республики Карелия: автореф. дис. канд. эконом. наук: 08.00.05 / Антонина Николаевна Камирова. СПб., 2006. 24 с.
6. Кошкина М.В. Экономическая политика государства в сфере культуры и искусства // Управление собственностью. 2004. №1. С. 48 - 58.
7. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры: Сб. материалов / Сост.: Е.И.Кузьмин, В.Р.Фирсов. М.: Либерия, 2002. 237 с.
8. Лапина Н.Ю., Чирикова А.Е. Региональная власть и реформа российского федерализма: Сценарии политического будущего // Социологические исследования. 2001. № 4. С. 16 - 27.
9. Понеделков А.В. Формирование резерва кадров в системе государственной гражданской службы: социологический анализ // Государственная служба. Вестник Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в СевероЗападном федеральном округе. 2011. № 1. С. 36 - 44.
10. Стратегия 2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. [Электронный ресурс] // Сайт газеты «Коммерсант.т». URL: http://www.kommersant.ru/Docs/2011/2011d153-doklad.pdf (дата обращения 15.04.2014).
1. Astafyeva O. N. Cultural policy: theoretical concept and administrative activity (Lectures 1-3)//Culturological magazine [An electronic version ]. 2010 . No. 2. URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/20.html&j id=3 (accessed 15.04.2014)
2. Atamanchuk G. V. Management and government personnel//Public service. The messenger of Coordination Council on personnel questions, the state awards and public service at the plenipotentiary of the President of the Russian Federation in the Northwest federal district. 2008. No. 2. Page 66-77.
3. Revival of Karelia: The concept of social and economic development of the Republic of Karelia for 2002-2006-2010: Taking into account changes and additions. Approved by the resolution of the Legislative Assembly of the Republic of Karelia of Dec. 25, 2002 No. 405 - the III ZS. - Petrozavodsk: Karelian branch of the Russian Academy of Sciences, 2003. - 93 pages.
4. Vostryakov L.E. Sketches to a socio-political portrait of regional cultural managers //Political expertise: Politex. 2006 . T. 2 . No. 4. Page 166177.
5. Kamirova A.N. The field of culture as the resource of social and economic development of the region: through the example of the Republic of
Karelia: the author's abstract of the dissertation of the PhD in Economics: 08.00.05 / Antonina Nikolaevna Kamirova. St.Petersburg, 2006. 24 pages.
6. Koshkina M.V. State Economic policy in the field of culture and art /M.V. Koshkina//Property management. 2004. No. 1. Page 48 - 58.
7. Cultural policy in Europe: choice of strategy and reference points: source book/authors: E.I.Kuzmin, V.R.Firsov. - M.: Liberia, 2002. 237 pages.
8. Lapina N.Yu., Chirikova A.E. Regional power and reform of the Russian federalism: Scenarios of the political future//Sociological researches. 2001. No. 4. Page 16-27.
9. Ponedelkov A.V. Personnel reserve creation in the public civil service: sociological analysis//Public service. The messenger of Coordination Council on personnel questions, the state awards and public service at the plenipotentiary of the President of the Russian Federation in the Northwest federal district. 2011 . No. 1. Page 36-44.
10. Strategy 2020: New pattern of growth - new social policy. The total report on the results of the expert study on the actual problems of social and economic strategy of Russia for the period until 2020. [An electronic version]// The website of the "Kommersant.ru" newspaper. URL: www.kommersant.ru/Docs/2011 /2011d153-doklad.pdf (accessed 15.04.2014).