Камирова А. Н.
Теоретические и практические основы применения эффективного контракта в творческом вузе
о ©
о
о
Камирова Антонина Николаевна
Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова (г Петрозаводск) Проректор по социально-экономическому развитию ^
Доцент, заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Заслуженный работник культуры Республики Карелия Кандидат экономических наук [email protected]
РЕФЕРАТ
В статье рассмотрены основные подходы к переходу работников творческого вуза (консерватории) на эффективный контракт. Разработаны показатели и критерии эффективности, ориентирующие профессорско-преподавательский состав на достижение общих целей вуза: таких, как выполнение государственного задания, повышение эффективности труда, улучшение качества услуг, повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг. Показатели и критерии эффективности учитывают права, предоставленные руководителю по установлению систем оплаты труда в организации, по оценке трудового вклада работников в общие результаты труда учреждения в целом.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
высшее учебное заведение, эффективный контракт, оплата труда, критерии и показатели эффективности, должностные обязанности
Kamirova A. N.
Theoretical and Practical Bases of Application of the Effective Contract in an Artistic Higher Education Institution
Kamirova Antonina Nikolaevna
Petrozavodsk State Conservatory of A. K. Glazunov (Petrozavodsk, Russian Federation) Deputy Rector no social and Economy Development
Associate Professor, Head of the Chair of Humanitarian, social and economy disciplines Honored Worker of the Culture of Republic Karelia PhD in Economy [email protected]
ABSTRACT
The article deals with the basic approaches to the change over of the artistic higher education institution (conservatory) employees to work by effective contract. The author describes developed effectiveness criteria and measures of the faculty, aimed towards the institution common goals achievement, such as public assignment processing, work effectiveness increasing, service quality improving, increasing of the competitive ability of institution on the educational services market. Effectiveness criteria and measures take into account the head of the institution rights to assess the employees' contribution to the overall results of the institution activities.
KEYWORDS
higher education, effective contract, remuneration of labour, effectiveness criteria and measures, functions
Институциональные преобразования в системе высшего образования входят в число первоочередных задач социально-экономического развития современной России. В течение 2012 г. был принят ряд нормативных актов, определяющих на-
з правленность и механизмы данных преобразований, в том числе переход на принес ципы эффективного контракта в учреждениях и организациях высшего образования. 0 Теория контрактов — одно из направлений новой институциональной экономи-£ ческой теории. Она объясняет, как контракт, являющийся формой организационной ^ трансакции, формирует ограничения и стимулы экономической деятельности субъ-° ектов [1]. Под эффективностью деятельности понимается, по сути, производитель-о ность труда. В нашем случае она оценивается выполнением преподавателем боль-д шего объема работы по сравнению с установленным планом за определенный ш период времени.
О Теоретические разработки эффективного контракта в деятельности образовательных организаций были сделаны в рамках корректировки и доработки «Стратегии социально-экономического развития страны до 2020 года»1. Впервые идею введения системы эффективных контрактов в бюджетной сфере озвучил в 2012 г. В. Путин в одной из своих программных статей «Строительство справедливости. Социальная политика для России». В данной статье формула эффективного контракта представлена следующими положениями: «оплату труда бюджетников надо соотнести с конкретными условиями регионального рынка труда» и «механическое повышение заработной платы всем и каждому неэффективно. Необходимо гораздо полнее учитывать в заработной плате квалификацию и профессиональные достижения. Это значит, что рост базового уровня оплаты должен сочетаться с еще более быстрым увеличением фонда стимулирующих надбавок и доплат»2.
Эффективный контракт объясняет, какими должны быть принципы организации и оплаты труда, вводит систему контроля, мотивации и стимулирования конкретного работника. В Программе даны четкие определения эффективного контракта: «Эффективный контракт — это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки» [2].
В свою очередь, в проекте программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2012-2018 гг. также дается определение «эффективного контракта». Под «эффективным контрактом» в данном документе понимаются трудовые отношения между работодателем (государственным или муниципальным учреждением) и работниками, в числе прочего, основанные на утвержденных учредителем государственном (муниципальном) задании и целевых показателях эффективности работы3. Целью внедрения эффективного контракта в организации бюджетной сферы исходя из предложенного законодательством в настоящий период, является развитие соотношения «трудовые усилия» — «заработная плата».
При разработке и внедрении эффективного контракта для учреждений и организаций образования можно выделить ряд принципов, ориентированных на достижение общих целей, утвержденных вузу вышестоящей организацией: таких, как
1 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90601/ (дата обращения: 16.04.2014).
2 Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы [Электронный ресурс] // Сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/docs/5579 (дата обращения: 14.02.2014).
3 О мероприятиях по реализации государственной социальной политики : указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 [Электронный ресурс] // Сайт «Российской газеты». URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html (дата обращения: 16.02.2014).
выполнение государственного задания, повышение оплаты труда профессорско- з преподавательскому составу до уровня двух средних заработных плат по региону ^ до 2018 г., повышение мотивации и эффективности труда, повышение общего § уровня квалификации педагога, создание условий для творческого и научного раз- £ вития коллектива, повышение эффективности работы вуза, повышение конкурен- ^ тоспособности вуза на рынке образовательных услуг. 2
Переход на новую систему оплаты труда, основанную на «эффективном контрак- о те», направлен на решение проблем кадрового обеспечения образовательных уч- ^ реждений, увеличение доходов и повышение статуса работников образования, ш стимулирование обеспечения качества и результативности деятельности как конкретных работников, так и образовательных учреждений в целом.
Изучение характера деятельности работников консерватории позволяет дифференцировать по качественным показателям результаты труда и установить единицы измерения показателей. Анализ целей деятельности учреждения, отдельных структурных подразделений и программы развития позволяет выявить критерии для установления целевых показателей, определить временные рамки применения показателей и значимость каждого из них. Для определения эффективности деятельности необходима система количественных показателей, которые учитывают все виды работы, показывают их трудозатраты; количественные показатели должны иметь понятный алгоритм подсчета.
Введение эффективных контрактов с профессорско-преподавательским составом связано с попыткой ввести систему дифференцированной оплаты труда. В случае если вводится система с общим описанием деятельности, не подкрепленная конкретными количественными единицами, такая система не будет по-настоящему эффективной и не может стимулировать производительность труда преподавателей [3].
В творческих вузах применяются такие критерии оценки деятельности профессорско-преподавательского состава: I. Учебно-методическая работа
1. Написание и издание учебно-методической литературы (учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, практикум, рабочая тетрадь, сборник задач, сборник текстов, учебные материалы и пр.).
2. Разработка учебно-методического комплекса по дисциплине.
3. Разработка/обновление рабочей программы учебной дисциплины.
4. Разработка/обновление материалов для промежуточного и итогового контроля знаний студентов.
5. Разработка электронного/мультимедийного учебника/пособия/комплекса. Подготовка видео- и телелекции, концерта, и видеозапись материала.
6. Разработка программ по всем видам практик, включенных в учебный процесс.
7. Разработка авторских программ. II. Научно-исследовательская работа
1. Издание научных монографий и научных статей (в изданиях ВАК и прочих изданиях, входящих в РИНЦ; статей в прочих научных изданиях).
2. Участие в конференциях (сертификат участника), опубликованный доклад на всероссийской, международной научной конференции, организация конференций, семинаров и прочих научных мероприятий.
3. Рецензирование диссертации (внутреннее), оппонирование диссертации, подготовка отзыва на автореферат, подготовка отзыва ведущей организации, сдача кандидатских минимумов, подготовка диссертации, защита диссертации.
4. Сольный концерт, новая ансамблевая программа из двух отделений, сольное исполнение в концерте, новая концертная программа, подготовка и проведение авторского концерта, участие преподавателя в исполнении оркестровой партии, сценарно-режиссерская и постановочная работа.
з 5. Руководство организацией, подготовкой и проведением научных конференций, □l конкурсов и фестивалей.
0 6. Участие в конкурсах на выполнение НИР (подача заявки, выигранные заявки, £ выполненные заявки), участие в музыкальных конкурсах и фестивалях (участие, ^ лауреат, дипломант и т. д.).
° 7. Сочинение собственных (оригинальных) музыкальных произведений для учебно-о го процесса и концертной практики, концертные обработки, транскрипции, пере-g ложения, аранжировки, создание клавиров и др. ш III. Прочая деятельность
1. Повышение квалификации.
2. Переподготовка по профилю преподаваемой дисциплины.
3. Подготовка студента к участию в международном и всероссийском конкурсах.
4. Подготовка и публичное проведение мастер-класса, открытой лекции.
5. Участие в теле- и радиопередачах; публикации, способствующие повышению имиджа консерватории.
6. Работа в экспертных группах и конкурсных комиссиях, жюри, комиссиях, попечительских советах.
7. Участие в воспитательной работе студента, подготовка и проведение концерта класса.
Показатели и критерии эффективности также учитывают необходимость развития системы оплаты труда работников с целью доведения заработной платы категорий работников до уровня, определенного указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», и перехода на «эффективный контракт»1 в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013-2015 годах»2.
Практическое определение целевых показателей и критериев эффективности деятельности конкретных работников консерватории проводится на основе анализа и увязки между собой следующих позиций: целей деятельности консерватории, программы развития консерватории, целей деятельности отдельных структурных подразделений, характера деятельности различных категорий работников и круга их должностных обязанностей.
Таким образом, показатели эффективности деятельности работников консерватории находятся в единстве с плановыми показателями деятельности консерватории, утвержденными вышестоящим органом управления (Министерством культуры РФ) в рамках выполнения государственного задания. В соответствии с действующей нормативно-правовой базой, мероприятиями по формальному «переходу» на «эффективный контракт» являются работы по заключению дополнительных соглашений к уже существующим трудовым договорам с руководителями и работниками профессорско-преподавательского состава. Фактический же «переход» будет зависеть от степени реализации остальных мероприятий, в том числе и в первую очередь от качества разработки локальной нормативно-правовой базы и разработки системы критериев и показателей эффективности конкретного работника учреждения образования в системе общих и отраслевых показателей и критериев эффективности.
1 О мероприятиях по реализации государственной социальной политики : указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 [Электронный ресурс] // Сайт «Российской газеты». URL: http://www.rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html (дата обращения: 16.02.2014).
2 Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 20132015 годах от 28.06.2012 [Электронный ресурс] // Сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/acts/15786 (дата обращения: 16.02.2014).
Данный подход является основой концепции «эффективного контракта» и не- з
обходимости перехода образовательных организаций и учреждений на эффектив- cl
ную систему оплаты труда (Бюджетное послание Президента Российской Федера- §
ции Федеральному Собранию от 28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013-2015 £
годах»)1. s
Литература й
1. Курбатова М. В. Эффективный контракт в системе высшего образования РФ: теоретические ш подходы и особенности институционального проектирования [Электронный ресурс] / М. В. Кур- ° батова, С. Н. Левин // Журнал институциональных исследований. 2013. Т. 5. № 1. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/effektivnyy-kontrakt-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya-rf-teoretiche-skie-podhody-i-osobennosti-institutsionalnogo-proektirovaniya#ixzz2ywlDHi00 (дата обращения: 16.04.2014).
2. Путин В. В. Строительство справедливости. Социальная политика для России [Электронный ресурс] // Сайт газеты «Комсомольская правда». URL: http://www.kp.ru/daily/3759/2807793/ (дата обращения: 16.02.2014).
3. Раицкая Л. Зачем университетам эффективный контракт? [Электронный ресурс] / Л. Ра-ицкая // Сайт МГИМО. URL: http://www.mgimo.ru/news/ experts/document249763.phtml (дата обращения: 16.04.2014).
References
1. Kurbatova M. V. Effective contract in the System of Higher Education of Russian Federation: theoretical approaches and features of institutional projecting [Jeffektivnyj kontrakt v sisteme vysshego obrazovanija RF: teoreticheskie podhody i osobennosti institucional'nogo proektirovani-ja] [Electronic resource] / M. V. Kurbatova, S. N. Levin // Journal of Institutional Studies [Zhurnal institucional'nyh issledovanij]. 2013. Vol. 5. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/nZeffektivnyy-kontrakt-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya-rf-teoreticheski e-podhody-i-osobennosti-institutsion-alnogo-proektirovaniya#ixzz2ywlDHi00 (date of address: 16.04.2014).
2. Putin V. V. Justice construction. Social policy for Russia [Stroitel'stvo spravedlivosti. Social'naja politika dlja Rossii] [Electronic resource] // Site of the newspaper "Komsomolskaya Pravda" [Sajt gazety «Komsomol'skaja pravda»]. URL: http://www.kp.ru/daily/3759/2807793/ (date of address: 16.02.2014).
3. Raitskaya L. What for the Effective contract for Universities? [Zachem universitetam jeffektivnyj kontrakt?] [Electronic resource] / L. Raitskaya // Site of MSIIR [Sajt MGIMO]. URL: http://www. mgimo.ru/news/experts/ document249763.phtml (date of address: 16.04.2014).
1 Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 20132015 годах от 28.06.2012 [Электронный ресурс] // Сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/acts/15786 (дата обращения: 16.02.2014).