Научная статья на тему 'Формирование регионального рынка туристских услуг (на примере Алтайского края)'

Формирование регионального рынка туристских услуг (на примере Алтайского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цой Валерий Александрович, Акимов Олег Сергеевич

Рассмотрены вопросы формирования регионального рынка туристских услуг. Изложены подходы к анализу отраслевых и региональных особенностей рынка туристских услуг. Представлены результаты исследования элементов туристской инфраструктуры г. Белокуриха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with problems of regional tourists' services market formation. Analysis approaches for industry and regional organizations are considered. The studies results of tourists' infrastructure elements of Belokurikha resort are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование регионального рынка туристских услуг (на примере Алтайского края)»

ночные механизмы и обрекает население на беспросветный товарный дефицит. Причем, если открытая инфляция только искажает регулирующие функции рыночных отношений, то подавленная инфляция останавливает их полностью. Однако немедленный переход к открытой инфляции может себе позволить не всякая экономика, особенно российская и в современных условиях.

Если народное хозяйство монополизировано, не имеет развитой рыночной инфраструктуры, обременено гипертрофированной, отсталой в технологическом отношении промышленностью, страдает от государственного сектора, а уровень жизни населения низок, то нужен плавный, весьма осмотрительный поворот в сторону открытой инфляции и становления рыночных отношений.

В заключение отметим, что расчет ВРП с определением инфляции на региональном (областном) уровне и на уровне административных районов позволит получить комплексную характеристику экономического развития регионов, объективно определить их место и роль в экономике Республики Беларусь, существенно повысить обоснованность оперативных и стратегических управленческих решений в целях обеспечения необходимого качества жизни населения.

По предложенной методике исчисление индекса инфляции более достоверно, так как используются показатели, характеризующие и состояние национально экономики, и уровень и качество жизни населения. Кроме того, это дает возможность определять уровень инфляции по регионам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Самуэльсон, П.А. Экономика [Текст] : пер. с англ.: в 2 т. / П.А. Самуэльсон. - М.: Алгон, ВНИИСИ, 1992. - Т. 1. - 416 с.

2. Статистический ежегодник Гродненской области [Текст]. - Гродно, 2009. - 400 с.

3. Деньги, кредит, банки [Текст] : учебник /

Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др.; под ред. Г.И. Кравцовой. - Мн.: БГЭУ, 2003. - 527 с.

4. Баранова, Е. Антиинфляционная политика стран ЕС в условиях становления единой валюты [Текст] / Е. Баранова // Российский экономический журнал. - 1999. - № 11-12. - С. 55-60.

УДК 338.48(045)

В.А. Цой, О.С. Акимов

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

В рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации в 2011-2016 гг.» (Распоряжение Правительства РФ № 1230-р от 19.07.2010 г.) на территории Алтайского края в 2012 г. будут созданы два кластера: автотуристический «Золотые ворота» (г. Бийск) и ту-ристско-рекреационный - «Белокуриха» (г. Бе-локуриха) [1, 2]. Сегодня рынок туристских

услуг Алтайского края характеризуется низким уровнем сервиса, высокими ценами, неразвитой инфраструктурой и нехваткой квалифицированных кадров. Для решения указанных проблем необходимо привлечение значительных финансовых и трудовых ресурсов [3, 4]. Применение теоретических и методологических разработок, касающихся вопросов формирования и развития региональных и отраслевых рынков,

позволит повысить эффективность функционирования хозяйствующих субъектов.

В исследованиях, посвященных проблемам функционирования отраслевых рынков [5-7], отмечается, что отрасль образуют либо отдельная крупная фирма-монополист, либо группа фирм, которые специализируются на производстве некоторого однородного продукта с использованием сходных ресурсов и близких технологий. Границы отрасли определяются с помощью показателя перекрестной эластичности предложения по цене, который для отрасли имеет отрицательное значение, т. е. товары и услуги являются субститутами в производстве. Географические и временные параметры отрасли определяются показателем долгосрочной субституции для максимально широкой географической области с максимальным разнообразием видов производственной деятельности.

При исследовании рынка основное внимание уделяется сетевым взаимоотношениям между продавцами и покупателями по купле-продаже однородных товаров или услуг. Границы рынка определяются исходя из показателя перекрестной эластичности спроса по цене, высокое положительное значение которого соответствует существенной взаимозаменяемости в потреблении. Если показатель перекрестной эластичности спроса по цене имеет отрицательное значение, то реализуется ситуация с формированием определенных сегментов одного и того же рынка. Географические границы рынка определяются при помощи показателя пространственной перекрестной эластичности спроса по цене. Если показатель пространственной перекрестной эластичности спроса по цене для двух разных регионов имеет положительное значение, то их анализ целесообразно проводить в рамках единого регионального рынка. В рамках одной отрасли может существовать несколько рынков, в то же время, региональный рынок включает в себя совокупность отраслевых рынков. Географические границы рынка могут не совпадать с соответствующими границами отрасли, если размещение производства является независимым от локализации потребления.

При анализе региональных рынков рассматриваются вопросы эффективности их развития во взаимосвязи с процессами формирования развитой системы рынков и рыночной инфраструктуры. При этом региональные рынки также выполняют районообразующую функцию. Система региональных рынков включает потребительский рынок, рынок средств производства, финансовый рынок, рынок недвижимости, рынок труда и рынок информации [8, 9]. Входящие в систему региональные рынки различного типа функционально связаны взаимодействием субъектов рыночных отношений и элементов производительных сил, воспроизводство которых происходит под влиянием региональных факторов. Внутреннее пространство является социально-экономической средой для формирования инфраструктуры системы региональных рынков.

Специфической особенностью рынка услуг является высокая степень локализации, поскольку большинство различных видов услуг характеризуется четкой территориальной границей реализации. Исключение составляют санаторно-курортные и туристские услуги, рынок которых может рассматриваться в рамках крупного экономического региона или страны в целом. Значительная часть рынка услуг локализуется в пределах населенного пункта, города или городской агломерации.

Рынок туристских услуг - это институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) туристских услуг [10]. В отличие от товарных рынков на рынке туристских услуг не реализуется движение товаров от продавцов к покупателям - покупатели перемещаются к месту назначения для получения зарезервированных услуг. Рынок туристских услуг неоднороден и имеет сложную структуру, что обусловливается принадлежностью производителей туристских услуг к разным сферам деятельности и наличием посредников между производителями и потребителями туристских услуг предприятиями, специализирующимися на формировании и реализации туристского продукта. По функциональному признаку рынок туристских услуг подразделяется

на субрынки рекреационного, культурного, спортивного, приключенческого, научного, делового, коммерческого туризма.

Анализ и прогнозирование экономического развития региона основаны на определении особенностей развития рыночной инфраструктуры. При этом учитывается, что состав отраслей инфраструктуры зависит от уровня территориального образования, поставленных задач, масштаба имеющегося потенциала и региональных особенностей.

Для исследования инфраструктуры рынка туристских услуг используются отраслевой, территориальный и функциональный подходы [11], которые формируют методологическую базу исследования.

Исследование туристской инфраструктуры целесообразно начинать с отраслевого анализа - выделения наиболее приоритетных видов туризма для данного региона. Приоритетные виды туризма варьируются в зависимости от региона. Наиболее распространенными являются культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, экологический, спортивный, активный. Определение наиболее привлекательных видов туризма проводится с учетом возможностей региона и внешних воздействий (потребностей, тенденций развития) [10, 11].

Территориальный подход включает в себя комплексные исследования туристской инфраструктуры на разных территориальных уровнях: на локальном рассматривается инфраструктурное обустройство определенных мест посещения; на региональном - инфраструктурное обустройство региона в целом и его частей; на межрегиональном - инфраструктурное обустройство территорий, входящих в состав двух и более регионов; на зональном - обустройство туристско-рекреационных зон разного территориального уровня (внутригородские, региональные, межрегиональные). Данный подход позволяет выявлять территории, перспективные для развития туристско-рекреационной деятельности.

Функциональный подход предполагает изучение имеющихся условий для развития рынка туристских услуг с использованием системы по-

казателей по каждой группе элементов инфраструктуры: для оценки средств размещения -вместимость, комфортность, количество объектов; для оценки объектов питания - количество объектов и посадочных мест; для оценки транспорта - транспортная доступность туристско-рекреационной территории разными видами транспорта (расстояние и время в пути); для оценки связи - обеспечение мобильной связью (процент покрытия территории). Также к функциональным показателям относится оценка безопасности организации туристской деятельности. Функциональный подход может быть использован при оценке влияния туристской инфраструктуры на развитие региона.

С использованием описанных подходов рассмотрены основные объекты инфраструктуры рынка туристских услуг в г. Белокуриха. Выбор города-курорта Белокуриха в качестве объекта исследования обусловлен необходимостью развития рынка туристских услуг, который по сравнению с санаторно-курортным направлением недостаточно развит. В качестве основных элементов инфраструктуры рынка туристских услуг рассматривались предприятия индустрии гостеприимства, питания развлечения и досуга. Предприятия, оказывающие услуги размещения, и величины их номерного фонда представлены на рис. 1. В городе функционируют 13 санаториев, пять пансионатов, четыре гостиницы и два отеля. Общее число мест в период максимального развертывания составляет свыше пяти тысяч. ЗАО «Курорт Белокуриха», санаторий «Россия» и санаторий «Алтай^е8Ъ>, санатории «Здравница» и Центросоюза РФ относятся к группе традиционных санаториев, основное преимущество которых заключается в оказании услуг санаторно-курортного профиля. Санатории «Марьино», «Транссиб», «Эдем» и «Белокуръ» позиционируются как элитные, предлагающие эксклюзивные услуги отдыха и лечения.

Цены на услуги средств размещения варьируются в пределах от 500 до 12188 р. за одно место в номере в сутки (см. рис. 2). Цены зависят от категории номера и сезона проживания.

Рис. 1. Номерной фонд средств размещения: а - количество номеров в санаториях; б - количество номеров в иных средствах размещения

Рис. 2. Диапазон цен на услуги средств размещения - минимальная и ^Ц) - максимальная цена, руб.

Предприятия питания и цены на оказываемые услуги

Предприятие Тип предприятия Количество посадочных мест Средний чек на 1 чел., руб. (без стоимости спиртных напитков)

«Ахтамар» Ресторан 45 500-1000

«Эликсир» Бар 70 Менее 500

«Флагман» Кафе 35 Менее 500

«Шансон» Кафе-бар 36 Менее 500

«Флибустьер» Таверна 46 500-1000

«Пятое колесо» Ресторан 20 500-700

«Братчина» Пивной бар 30 Менее 500

«Ми1то» Кафе 40 500-1000

«Мехико» Гриль-бар 60 500-1000

«Подкова» Трактир 50 Менее 500

«3/9 царство» Ресторан 60 900-1200

«Бивер» Пивной бар 75 1000-1500

«Дон Кихот» Кафе 45 Менее 500

«Баваренок» Кафе 60 600-1000

«Амидория» Суши-бар 30 700-1100

«Трапеза» Ресторан 40 400-600

Перечень предприятий питания с указанием количества посадочных мест и величиной среднего чека без учета стоимости спиртных напитков приведен здесь в таблице. Из табличных данных видно, что наиболее популярными заведениями являются рестораны «Ахтамар» и «3/9 царство». Средняя величина чека варьируется в широких пределах - от 500 до 1200 р. с человека. Следует отметить, что на рынке практически не представлены предприятия, оказывающие услуги в нижнем ценовом диапазоне.

Туристские продукты распространяются туроператорами и турагентами. Туроператоры представлены двумя предприятиями: ООО «Чистые пруды - Простоквашино» и ООО «Белоку-риха трэвл». Туроперагентами являются такие организации, как ООО «Алтур», ООО «Рябиновый мост», «Белокуриха Лэнд», «Синегорье» и «Шеди-тур».

Объекты досуга в городе обеспечивают предоставление услуг проката горнолыжного

инвентаря, бизнес-туризма, развлекательных мероприятий, активного и пассивного отдыха. Наиболее популярными являются экскурсионное обслуживание, посещение аквапарков и горнолыжных комплексов.

Величина туристского потока характеризует степень обеспечения региона элементами инфраструктуры [12]. На рис. 3 представлена двухфакторная модель, позволяющая прогнозировать нагрузку на средства размещения и предприятия питания в зависимости от величины туристского потока. Из представленной модели видно, что при увеличении туристского потока существует необходимость увеличения номерного фонда средств размещения и количества мест на предприятиях питания.

С использованием полученной модели рассчитаны значения коэффициентов нагрузки основных объектов инфраструктуры туристского рынка.

Рис. 3. Двухфакторная модель оценки величины туристского потока

Для средств размещения расчетное значение составляет 0,79, для предприятий питания - 0,75, для предприятий досуга - 0,78, для транспортных предприятий - 0,81. При выполнении нормативного значения коэффициента нагрузки на уровне 0,8 существующие объекты туристской инфраструктуры функционируют в условиях предельной мобилизации собственных резервов.

Таким образом, для обоснованного определения границ отраслевых и региональных рынков туристских услуг предлагается использовать

показатели перекрестной эластичности предложения, перекрестной эластичности спроса, а также пространственной перекрестной эластичности спроса по цене.

Предложенная двухфакторная модель зависимости величины туристского потока от номерного фонда и количества мест на предприятиях питания позволяет прогнозировать по рассчитанным коэффициентам нагрузку на средства размещения туристской отрасли и предприятия питания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tourism.minstm.gov.ru

2. Главное управление экономики и инвестиций Администрации Алтайского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.econom22.ru

3. Цой, В. А. Туристские офшоры: системный подход к развитию [Текст] / В.А. Цой, А.А. Ильяшенко // Российское предпринимательство. - 2009. - № 3.-С. 146-152.

4. Цой, В.А. Влияние стратегического планирования размещения туристско-рекреационных зон на экономическое развитие региона [Текст] / В.А. Цой, Т.М. Тихонова // Экономика. Сервис. Туризм. Культура: сб. статей / XI Междунар. науч.-практ. конф. /

Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009. - С. 200-202.

5. Пахомова, Н.В. Экономика отраслевых рынков и политика государства [Текст] : учебник / Н.В. Пахомова, К.К. Рихтер. - М.: Экономика, 2009. - 815 с. - (Учебники экономического факультета СПбГУ).

6. Розанова, Н.М. Экономика отраслевых рынков [Текст] : учебник / Н.М. Розанова. - М.: Изд-во Юрайт; Изд. дом Юрайт, 2011. - 906 с. - (Серия «Учебники ГУ - ВШЭ»).

7. Кабраль, Луис М.Б. Организация отраслевых рынков: вводный курс [Текст] / Луис М.Б. Кабраль; пер. с англ. А.Д. Шведа. - Мн.: Новое знание, 2003. -356 с.

8. Новоселов, А. С. Теория региональных рынков [Текст] : учебник / А.С. Новоселов. - Ростов на/Д: Феникс, 2007. - 448 с.

9. Новоселов, А.С. Рыночная система региона: проблемы теории и практики [Текст] / А.С. Новоселов. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2007. - 568 с.

10. Косманев, А. Региональная туристская инфраструктура: подходы, методы и опыт исследования [Электронный ресурс] / А. Косманев. - Режим доступа: http:// www.prj-pgpu.ru

11. Архипова, В. Об инфраструктуре как определяющем факторе развития туризма в регионе [Текст] /

B. Архипова, А. Левизов // Журнал ВлГУ. - 2007. -№ 18. - С. 40-44.

12. Архипова, В. Моделирование туристских потоков по показателям инфраструктуры Центрального Федерального округа [Текст] / В. Архипова, А. Левизов // Журнал ВлГУ. - 2008. - № 16. -

C. 32-34.

УДК 332.145

Т.И. Крутько

СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ С УГОЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ

Сегодня для успешного решения задачи модернизации национальной экономики и социально-экономического развития России необходимо эффективное управление не только страной и ее регионами, но и отдельными территориями (муниципальными образованиями).

В последнее десятилетие проблемы неперспективных территорий постоянно находятся в центре внимания ученых, политиков, хозяйственников, общественности. Однако многочисленные обсуждения этого вопроса так и не привели к ощутимому улучшению ситуации. Одна из причин этого кроется в отсутствии соответствующих политических решений и эффективных программ структурной модернизации экономики депрессивных территорий [2, 3].

Во многих регионах России, в том числе в Пермском крае, существуют не отдельные проблемы (экономические, экологические, социальные, инфраструктурные и др.), а целый их комплекс. Такая ситуация особенно характерна для территорий с угольной специализацией.

Ухудшение горно-геологических условий добычи угля во многих угольных бассейнах с конца 1970-х гг. привело к постоянному сни-

жению технико-экономических показателей работы отрасли. К 1993 г. более половины шахт имели фактический срок службы свыше 40 лет и лишь 18 шахт были относительно новыми (со сроком службы до 20 лет). Длительное время не подвергались реконструкции 46 % шахт. Только на 15 % шахт технико-экономические показатели были сопоставимы с аналогичными зарубежными предприятиями. Выбытие мощностей по добыче угля в этот период в три раза превысило их ввод. В ходе реструктуризации отрасли угледобычи изменилась роль отдельных углепромышленных регионов в топливо-обеспечении национальной экономики, в связи с чем была проведена градация регионов с точки зрения перспектив их развития и «привлекательности» для «нового» бизнеса, основанная на оценке их природно-ресурсного и производственно-технического потенциалов. В результате такой градации все угледобывающие регионы были разделены на три группы. Регионы, в которых резко снизилась или вовсе прекратилась добыча угля, попали в категорию неперспективных и оказались за рамками интересов «нового» бизнеса и новых властей. Регионы, в которых объемы добычи угля изме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.