Список литературы
1. Боков Л.А., Катаев М.Ю., Поздеева А.Ф. Технология группового проектного обучения в ВУЗе как составляющая методики подготовки инновационно-активных специалистов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. [Электронный ресурс] URL: http://science -education.ru/ ru/article/view?id=11762 (дата обращения: 04.10.2018)
2. Костюкович А.Е., Костюкович Н.Ф. Проектные методы обучения в технических дисциплинах СибГУТИ, [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28179948 (дата обращения: 12.10.2018).
Макарецкий Евгений Александрович, д-р техн. наук, профессор, makaretsky@,mailru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
TRAINING OF SPECIALISTS IN THE DESIGN OF RADAR EQUIPMENT WITH DESIGN
COMPETENCE
E.A. Makaretskiy
The principles of organization of project training for specialists in the field of radar technology are described. Given the composition of the disciplines of the module, the organizational structure of the working groups.
Key words: project-based learning, radar systems.
Makaretskiy Eugene Alexandrovich, doctor of technical science, professor, makaretsky@,mail. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 338.45.01
ФОРМИРОВАНИЕ РАЗДЕЛА «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И МИКРО БИЗНЕСА» В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
И.А. Чернышова
Приводится раздел, необходимый для экономических дисциплин при подготовке специалистов по техническим направлениям. Представлены и проанализированы основные виды государственной поддержки субъектов предпринимательства, способствующих повышению инновационной активности бизнеса и ускорению появления новых инновационных компаний.
Ключевые слова: экономика; господдержка; технические специальности, образование, ресурсное обеспечение.
Одной из основных целей образовательной деятельности является повышение качества подготовки инженерных и научных кадров путем создания многоуровневой научно-образовательной среды, ориентированной на потребности предприятий, в том числе и оборонно-промышленного комплекса России.
Основными задачами для достижения указанной цели являются:
- разработка, внедрение и реализация новых проектно-ориентированных образовательных модулей, направленных на удовлетворение насущных кадровых потребностей (в том числе и обусловленных конверсионными мероприятиями) промышленных предприятий России;
- ресурсное обеспечение новых (востребованных предприятиями) образовательных модулей, позволяющее осуществлять подготовку молодых специалистов, способных в кратчайшие сроки адаптироваться по месту трудоустройства;
- обеспечение благоприятной среды для развития существующих и создания новых инновационных предприятий и осуществление с их помощью апробации новых (в том числе и конверсионных) конструкторских и технологических решений.
Поэтому подготовка по ряду специальностей и направлений технического профиля подразумевает введение ряда экономических дисциплин, способствующих расширению знаний и компетенций для кратчайшей адаптации по месту трудоустройства.
Среди технических направлений и профилей подготовки в учебных планах следует выделить ряд дисциплин - «Экономика и организация производства», «Менеджмент и маркетинг, «Организация и планирование производства аэрокосмической техники», «Экономика научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ».
Для формирования экономических знаний у студентов технического профиля, способствующих повышению инновационной активности бизнеса и ускорению появления новых инновационных компаний, формированию сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и инновационных разработок, апробации новых конструкторских и технологических решений с помощью малых инновационных предприятий, необходимо в ряд указанных дисциплин ввести раздел, посвященный государственной поддержке субъектов малого и микробизнеса.
В настоящее время в России существуют три основных формы предпринимательской деятельности: малая, средняя и крупная.
Малый бизнес - это предприниматели, которые воспринимают развитие собственного дела как часть общего социального, политического и экономического успеха страны. Заинтересованность государства в развитии этой формы предпринимательства связана с перспективой формирования крепкого среднего класса в России. Внимание к данному сектору позволяет правительству обеспечить занятость населения и регулярное пополнение казны. Более того, по статистике почти 50...60 % ВВП -это прибыль именно от малого бизнеса, который имеет следующие преимущества:
1. Повышение конкуренции. Появление большого числа компаний на рынке возрождает соревновательный дух, стимулирует производство, заставляет работать над повышением качества товаров, что в свою очередь движет к инновациям и подавлению существующей монополии.
2. Гибкость и устойчивость. Развитие малого бизнеса способствует улучшению реакции на изменение конъюнктуры рынка.
3. Внедрение коммерческих и технических новшеств. Все представители малого бизнеса работают в условиях плотной конкуренции. Что способствует активному внедрению и реализации идей.
4. Решение проблемы занятости. Развитие малого бизнеса позволяет эффективно решать вопрос с занятостью населения.
14 июня 1995 года был принят Федеральный закон №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». С 1 января 2005 года из этого Закона был исключен ряд статей, что привело к отсутствию реального нормативного регулирования поддержки в частности малого бизнеса и ограничивало развитие этого сектора экономики в целом [1]. Это способствовало принятию нового Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступившего в силу с 01 января 2008 года [2].
На заседании Государственного совета России по вопросам среднего и малого бизнеса 07 апреля 2015 года Владимир Владимирович Путин отметил, что для развития всех регионов и страны в целом, предприниматели должны в полной мере реализовать свой потенциал, занять достойное место на собственном и международном рынках. Для этого необходима прямая поддержка государства. Ведь предпринимательский труд - это один из важнейших ресурсов развития и долгосрочного экономического роста России [3].
После выхода майского указа Владимира Путина в 2018 году в правительстве начался процесс перезагрузки поддержки малого бизнеса [4]. Свои меры уже подготовило Минэкономразвития - министерство предлагает снизить нормы резервирования банков по кредитам небольшим компаниям, расширить список банков, участвующих в программе льготного кредитования «6,5», ввести образовательные программы для фермеров, обеспечить для предпринимателей работу службы «одного окна».
Перезагрузка мер поддержки не означает замену действующих ранее механизмов. Идет процесс «обновления» с учетом запросов бизнеса, которого волнуют не только проблемы, план по которым подготовило Минэкономразвития, но и качество инфраструктуры. В министерстве также идет работа по улучшению условий конкуренции и защите прав собственности.
Федеральные, региональные и местные власти, в соответствии с нормами данного Закона, проводят серьезную работу в плане реальной государственной помощи предприятиям малого бизнеса.
В настоящее время существует несколько разновидностей оказания помощи предпринимателям малого бизнеса:
- финансовая для обеспечения доступа малого и среднего предпринимательства (далее МСП) к финансовым ресурсам - субсидии, гарантии и поручительства, льготные кредиты и займы, финансирование инвестиционных проектов, частичное возмещение затрат и компенсация процентной ставки по кредитам;
- имущественная поддержка с целью развития инфраструктуры поддержки МСП - передача имущества во временное пользование или владение;
- информационно-консультационная поддержка для своевременного информирования предпринимателей и повышения их квалификации -консультационная поддержка региональными объектами инфраструктуры, специализированные сайты, система рассылки информации, информационные семинары, выставки, ярмарки;
- административная и налоговая поддержка с целью формирования благоприятной деловой среды для предпринимательской деятельности -Институт Уполномоченного по защите прав, специальные налоговые режимы, упрощенная система отчетности [5].
Малый бизнес поддерживают такие организационные структуры как Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, региональные фонды и агентства, а также союзы и ассоциации общественных объединений малых предприятий, торгово-промышленные палаты. Рычагами и стимулом межотраслевого и регионального воздействия, выступающие как источники финансирования развития малого бизнеса, являются различные фонды.
Многие инстанции и организации, которые располагают собственным бюджетом, имеют полномочия, представленные в табл. 1, для решения вопросов предоставления помощи предпринимателям.
Таблица 1
Функции инстанций и организаций для решения вопросов предоставления помощи предпринимателям
Городская администрация В отделе экономического развития можно получить информацию обо всех видах федеральных и местных программ финансовой поддержки малого бизнеса.
Фонды поддержки предпринимательства Проводят экспертизу представленных предпринимателями проектов и на основании полученных результатов выделяют средства для финансирования малых предприятий;
Торгово- промышленные палаты Предоставляют бесплатные консультации по вопросам маркетинга, финансов, правовой поддержки и сертификации, а также помогают принять участие в различных федеральных и международных выставках.
Бизнес-инкубаторы Оказывают начинающим предпринимателям инфраструктурную поддержку, предоставляют площади и оборудование для ведения деятельности.
Венчурные фонды Определяют наиболее перспективные стартапы и выделяют гранты на поддержку малого бизнеса.
В соответствии с масштабами и объемами финансирования Программы государственной поддержки малого предпринимательства, представленные в табл. 2, реализуются на разных административных уровнях.
На сегодняшний день в рамках Программы поддержки малого бизнеса при субсидировании средства выдаются предпринимателю безвозмездно. В отдельных случаях речь идет о льготных кредитах и займах, предоставляемых на длительный срок по сниженной процентной ставке. Но любые формы финансирования имеют оговоренное целевое назначение и сопровождаются документальной отчетностью по установленной форме. Так, средства можно израсходовать на следующие цели:
- аренду помещения или земельного участка;
- закупку основных средств;
- приобретение сырья и расходных материалов;
- покупку производственного оборудования.
Таблица 2
Программы государственной поддержки
малого предпринимательства_
Федеральные программы Предназначены для реализации в масштабах страны; Характеризуются большими объемами финансовой поддержки малого бизнеса в 2018 году; Оперируют средствами преимущественно для масштабных проектов; Реализуют стратегию развития уже работающих предприятий.
Региональные программы Действуют в границах административных регионов; Оперируют бюджетом конкретного края или области; Предназначены для развития региональной инфраструктуры.
Местные программы Реализуются для городских или районных предпринимателей; Имеют сравнительно небольшой объем финансирования; Решают местные задачи экономического характера.
В настоящее время государство предлагает целый ряд выгодных и экономически интересных проектов для развития бизнеса в стране. Так, в 2018 году запущены и успешно действуют практически во всех регионах РФ Программы субсидирования граждан на открытие малого бизнеса посредством Центра занятости населения:
- дотации для безработных - как стартовый капитал потенциальному предпринимателю безвозмездно (59 000 руб.);
- субсидирования для начинающих предпринимателей - долевое участие государства в Программе 50 на 50 (до 300 000 руб.);
- долговое поручительство - государство ручается перед банковской организацией за бизнесмена;
- долевое погашение процентов - сумма определяется ставкой рефинансирования и величины выплат по кредитному договору;
- компенсация лизинговых расходов - это касается расходов на транспорт и оборудование для производства;
- льготное кредитование - минимальный размер - 10 000 руб., максимальный - 1 000 000 руб. Срок кредитования - 24 месяца.
На раннем этапе развития малого бизнеса, как поощрение за представленную реализацию бизнес-модели, выделяется начинающим предпринимателям безвозмездная финансовая помощь со стороны государственных программ, проектов, конкурсов, финансовых учреждений -грант. Главные требования на получение гранта:
1. Деятельность предпринимателя должна относиться к производству / продаже товаров и услуг на уровне именно малого бизнеса.
2. Деятельность является активной на протяжении минимум 12 месяцев.
3. «Белая» кредитная репутация кандидата на грант и отсутствие у него каких-либо недоразумений с налоговыми органами.
Кредитование - это эффективный инструмент увеличения доходности бизнеса. Использование заемных средств позволяет увеличить доходность бизнеса, как бы срабатывает эффект финансового рычага (далее ЭФР). Происходит увеличение рентабельности собственных средств за счет использования заемных.
Льготное кредитование - один из возможных выходов для тех, кто не может рассчитывать на иные способы финансовой поддержки государством малого бизнеса. Как и при выделении грантов, вероятность получения ссуды с минимальной процентной ставкой выше у тех, кто работает в приоритетных для государства сферах. К таким относятся: производство продовольственных и промышленных товаров народного спроса; область здравоохранения; оказание бытовых, коммунальных и прочих услуг; область строительства; сфера инновационных технологий; сельскохозяйственная отрасль.
Рассмотрим одни из основных видов кредитов на развитие бизнеса, представленных на рис. 1.
Программы кредитования малого предпринимательстЕ а
для участия в открытых аукционах, конкурсах и выполнении го сударств енных заказов
Кредиты, предоставляемые под отдельные нужды предпринимателей
Программы кредитования малого бизнеса по сниженным ставкам
Овердрафт
Рис. 1. Виды льготных кредитных программ
492
Овердрафт. Этот вид кредита выдается в случае нехватки средств на расчетном счете для оплаты платежных документов, а погашение его осуществляется путем автоматического списания средств, поступивших на счет. Основное условие - наличие стабильных оборотов по расчетному счету в течение нескольких месяцев. Основные преимущества и недостатки овердрафта представлены на рис. 2.
Возобновляемая кредитная линия (далее ВКЛ). Это кредитная линия с лимитом задолженности - банк открывает доступный лимит, в рамках которого можно регулярно привлекать и погашать кредит. Единовременная задолженность при этом не может превысить установленное ограничение - величину лимита. ВКЛ удобно привлекать на пополнение оборотных средств и синхронизировать погашение с периодом оборачиваемости активов - со временем, в течение которого затраты превращаются в выручку.
ВКЛ позволяет экономить на процентах. При поступлении выручки можно направить ее на погашение кредита, а при возникновении потребности - взять кредит снова, потому что линия возобновляемая.
Недостатки
• небольшие доступные суммы
• автоматическое списание
Рис. 2. Преимущества и недостатки овердрафтного кредитования
Невозобновляемая кредитная линия (далее НКЛ). Кредитная линия с лимитом выдачи. Это обычный кредит с поэтапной выборкой. При выборе максимальной суммы по договору, дальнейшая выдача невозможна. Погашение осуществляется либо поэтапно графику, либо единовременно в конце срока. Данный кредит удобен при длительном финансовом цикле бизнеса или при инвестиционном кредитовании.
Обычный кредит. Кредит выдается один раз в полной сумме и погашается по графику или в конце срока. Рациональнее его брать под конкретные единовременные затраты с определенным сроком окупаемости.
Кредиты по таким формам выплат для малых форм собственности предоставляются на сумму от 100 000 руб. Срок действия договора может быть любым, однако льготная программа действует на протяжении максимум пяти лет. Также для участия в ней предприниматель должен инвестировать в проект собственные средства в объеме:
- 10.20 % для кредитов на покупку основных средств в рамках специальных программ;
- 20 % для кредитов, погашение которых предполагается из прибыли, полученной в результате запуска финансируемого проекта;
493
Преимущества
• экономия в процентах
• простота в получении
• безопасность
- без ограничений - для остальных инвестиционных проектов.
Процентные ставки за пользование кредитом устанавливаются для
малых предприятий на уровне 11.. .11,8 % годовых.
Как правило, льготные Программы кредитования для предприятий малого бизнеса государство реализует через сеть банков-партнеров, в которых из бюджета субсидируется часть процентной ставки.
В некоторых случаях предпринимателям для реализации проектов не требуется масштабное финансирование на суммы в десятки миллионов рублей. Альтернативой для желающих получить от 100 000 до 3 000 000 руб. может стать иная форма поддержки малого бизнеса 2018 года - предоставление микрозаймов.
Заем выдается на срок от трех месяцев до трех лет по ставке 10 % годовых. Целевое назначение такого финансирования предполагает: пополнение товарного запаса и оборотных средств; аренду или приобретение объектов коммерческой недвижимости; ремонт объектов недвижимости; аренду или приобретение коммерческого транспорта; закупку станков и технологических линий; закупку сырья и материалов; рефинансирование ранее оформленных кредитов.
Финансовое учреждение может потребовать обеспечение кредита залогом со стороны предпринимателя. При сумме до 300 000 руб. в качестве такового используют либо движимое и недвижимое имущество, поручительство. При объемах кредитования, превышающих указанный лимит, применяют эти виды гарантий совместно.
Первые два года работы малого предприятия можно считать самыми тяжелыми - на этом этапе расходы компании значительно превышают доходы. Поэтому государственной программой поддержки МСП предусмотрены специальные налоговые льготы для малого бизнеса в 2018 году: для использующих УСН - возможность снижения ставки с 6 % до 1 %; для использующих ПСН - снижение размера потенциального дохода с 1000000 рублей до 500000 рублей в год; для использующих ЕНВД - возможность снижения ставки с 15 % до 7,5 %.
Начинающим предпринимателям льготы 2018 года могут быть предоставлены без ограничений, поскольку закон продлевает срок действия программы по 2020 год включительно. Дополнительно установлены правила применения налоговых каникул:
- снижение ставки - допускается только для предприятий, зарегистрированных в первый раз;
- для применения специальной ставки налогообложения предприятие должно перейти на ЕНВД, УСН или ПСН не позднее, чем через два года после регистрации;
- льготу можно назначать на срок не более двух лет;
- налоговые каникулы в 2018 году предоставляется предпринимателям, работающим в социальной, производственной либо научной сферах. При этом доля дохода компании от указанных видов деятельности должна превышать 70 % от общей суммы прибыли.
Программа государственной поддержки малого бизнеса в России в 2018 году позволяет в известной степени уменьшить кредитную нагрузку. Помощь предоставляется в объеме:
1/3 от установленной на 2018 год ставки рефинансирования для договоров со сроком действия менее двух лет;
1/2 от ставки рефинансирования для кредитов, выданных на срок от 2 до 3 лет;
2/3 от ставки рефинансирования для кредитов, выданных на срок более трех лет.
Субъекты малого бизнеса формируют в экономике страны особую нишу, попасть в которую крупным компаниям практически невозможно. Поэтому приоритетной стратегией государства является развитие именно сектора небольших предприятий, предоставляющих большое количество рабочих мест для местных жителей и создающих конструктивную социально-экономическую атмосферу.
Подводя итоги вышесказанному можно отметить, что, несмотря на сложность, которую испытывают предприниматели малого бизнеса, есть все шансы получить всеобъемлющую поддержку от государства [5].
Указанные знания, введенные в виде отдельного раздела в дисциплины экономического профиля, будут способствовать формированию у специалистов необходимых для инновационного общества и инновационной экономики компетенций, навыков и моделей поведения, что в последующем обеспечит повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний, апробацию новых конструкторских и технологических решений с помощью малых инновационных предприятий, повышению уровня коммерциализации новых промышленных технологий и результатов научной деятельности.
Список литературы
1. Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (принят Государственной думой 12.05.1995 года).
2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (принят Государственной думой 06.07.2007 года, одобрен Советом Федерации 11.07.2008 года).
3. Заседание Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/49214 (дата обращения: 23.08.2018).
4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской федерации на период до 2024 года» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 19.07.2018 года №444).
495
5. Виды и программы государственной поддержки малого бизнеса -[Электронный ресурс]. URL: http://posobie-help.ru/subsidii/business/ pro-grammy-gosudarstvennoj-podderzhki.html (дата обращения: 23.08.2018).
Чернышова Ирина Алексеевна, магистрант, Tefalka. [email protected], Россия, Тамбов, Тамбовский государственный технический университет
FORMING THE SECTION «STATE SUPPORT OF SMALL AND MICRO BUSINESS SUBJECTS»IN THE ECONOMIC DISCIPLINES IN THE PREPARA TION OF STUDENTS ON TECHNICAL SPECIALTIES
I.A. Chernyshova
The article provides a section necessary for economic disciplines in the preparation of specialists in technical areas. Presented and analyzed the main types of state support for business entities that contribute to increasing the innovation activity of business and accelerating the emergence of new innovative companies.
Key words: economics; state support; technical specialties, education, resource provision.
Chernyshova Irina Alekseevna, undergraduate, [email protected], Russia, Tambov, Tambov State Technical University
УДК 378.14
СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЕ НА НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЯХ
В.И. Родионов, И.В. Родионова, О. А. Титова
Рассмотрены предпосылки обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникационной среды на неязыковых специальностях. Приводятся алгоритм работы с аутентичным текстом профессиональной тематики и методика обучения письменной коммуникации на иностранном языке.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная среда, иностранный язык, неязыковая специальность.
В период активного развития информационно-коммуникационных технологий, информатизации всех сфер общественной жизни межкультурное общение специалистов разных стран приобретает систематический характер и становится неотъемлемой частью их профессиональной компетентности. В большинстве случаев оно опосредовано различными техническими средствами, позволяющими осуществлять взаимодействие оперативно и эффективно. Доступ к иноязычным информационным ресурсам способствует непрерывному развитию специалистов, которые в настоящее время имеют возможности и предпосылки для повышения своей квалификации, переподготовки, совершенствования компетенций в динамично меняющемся мире современных профессий.
496