Научная статья на тему 'Формирование психомоторных качеств в современном спорте: теоретические и методологические проблемы'

Формирование психомоторных качеств в современном спорте: теоретические и методологические проблемы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
160
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / SPORT / ПСИХОМОТОРНЫЕ КАЧЕСТВА / PSYCHOMOTOR QUALITIES / РАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ / DISTINCTIVE SENSITIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марков К. К., Лебединский В. Ю.

The purpose of the present study was methodical development and scientific foundation for the formation of psychomotor qualities in modern sport. Conclusions. 1. Simple reaction time to a light signal and player's opportunities to distinguish time intervals and reproduce them by trainer's instructions and arbitrarily were defined to improve the reaction rate and the ability to differentiate microintervals of time and manage them. 2. Minimum increment of efforts distinguishable and reproducible by players on trainer's instruction and arbitrarily are defined to improve the ability to differentiate and reproduce set amount of efforts using electronic wrist dynamometer at the level of 70 % of the individual maximum capacity for the right hand. 3. A player can improve distinctive sensitivity of jump height and play back the specified parameters using a contact platform with an electronic recorder of time intervals between the moment when a player takes off while pushing off and landing, if the ability to distinguish and reproduce minimal deviations from the task is determined at the level of 70% of the individual maximum height of take-off. 4. To improve the distinctive sensitivity of spatial parameters and the ability to play them back, throw of a tennis ball at a distance with the strongest hand is tested with the definition of the player's ability to distinguish and reproduce on assignment minimum deviations of throw at the level of 70% of the individual maximum distance of throw.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование психомоторных качеств в современном спорте: теоретические и методологические проблемы»

УДК: 796.01+159.9

ФОРМИРОВАНИЕ

психомоторных качеств в современном спорте: теоретические и методологические проблемы

Доктор педагогических наук, профессор К.1К Марков Сибирский федеральный университет, Красноярск Доктор медицинских наук, профессор В.Ю. Лебединский

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, Иркутск

FORMATION OF PSYCHOMOTOR QUALITIES IN MODERN SPORT: THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PROBLEMS K.K. Markov, professor, Dr.Hab. Siberian Federal University, Krasnoyarsk

V.Yu. Lebedinsky, professor, Dr.Med. National Research Irkutsk State Technical University, Irkutsk Key words: sport, psychomotor qualities, distinctive sensitivity. The purpose of the present study was methodical development and scientific foundation for the formation of psychomotor qualities in modern sport.

Conclusions.

1. Simple reaction time to a light signal and player's opportunities to distinguish time intervals and reproduce them by trainer's instructions and arbitrarily were defined to improve the

reaction rate and the ability to differentiate microinter-vals of time and manage them.

2. Minimum increment of efforts distinguishable and reproducible by players on trainer's instruction and arbitrarily are defined to improve the ability to differentiate and reproduce set amount of efforts using electronic wrist dynamometer at the level of 70 % of the individual maximum capacity for the right hand.

3. A player can improve distinctive sensitivity of jump height and play back the specified parameters using a contact platform with an electronic recorder of time intervals between the moment when a player takes off while pushing off and landing, if the ability to distinguish and reproduce minimal deviations from the task is determined at the level of 70% of the individual maximum height of take-off.

4. To improve the distinctive sensitivity of spatial parameters and the ability to play them back, throw of a tennis ball at a distance with the strongest hand is tested with the definition of the player's ability to distinguish and reproduce on assignment minimum deviations of throw at the level of 70% of the individual maximum distance of throw.

Ключевые слова: спорт, психомоторные качества, различительная чувствительность.

Введение. Современный уровень развития мирового спорта требует от спортсменов высокой степени развития базовых физических, технико-тактических и психических качеств и способности эффективно интегрировать их в жестких условиях спортивных соревнований. Спортсмен в зависимости от вида спорта часто соревнуется в условиях жесткого лимита времени, в не программируемых заранее ситуациях ответных действий, при физическом контакте с соперником, точно и гибко дозируя временные, силовые и пространственные параметры своих движений, эффективность которых в итоге определяет его результат. По степени вариации указанных характеристик соревновательной деятельности и уровня значимости каждой из них в отдельности в достижении конечного спортивного результата различные виды спорта могут быть разделены на две группы, принципиально различающиеся характером предопределенности действий спортсменов, уровнем запрограммированности всего комплекса психических и моторных проявлений двигательной деятельности.

К первой группе [8, 10] относят виды, в которых соревновательная деятельность спортсмена осуществляется в довольно жестких пространственно-временных и динамических условиях с высоким уровнем запрограммированности как структуры отдельных движений, так и их соединения в целостные моторные акты (легкая атлетика, гимнастика, плавание, стрельба, гребля, тяжелая атлетика, лыжи, велосипед и др.). Различного рода тактические действия в ходе спортивной борьбы, несмотря на специфическую форму в каждом из этих видов спорта, как правило, весьма незначительно изменяют кинематические и динамические параметры и структуру движений. Во второй группе видов спорта движения спортсмена представляют собой ответные действия при непосредственном контакте с соперником (спортивные игры, фехтование, спортивные единоборства и др.) и без него (волейбол, теннис, настольный теннис, бадминтон).

Виды спорта второй группы занимают особое место, что связано с двумя принципиальными особенностями. Так, один из наиболее специфичных видов спорта - волейбол - является единственным видом спорта, в котором регламентиро-

ваны характер контакта с мячом, качество и длительность соприкосновения с ним игрока, чего нет ни в одной спортивной игре. На этот показатель приходится значительная доля всех фиксируемых судьями игровых ошибок. Вторая особенность, вытекающая из первой и выделяющая волейбол (вместе с теннисом, настольным теннисом и бадминтоном) из второй группы ситуационных видов спорта, состоит в отсутствии какой-либо паузы для принятия очередного, соответствующего ситуации тактического решения и выбора наиболее рационального технического действия [7, 9, 11].

Цель исследования - методически разработать и научно обосновать формирование психомоторных качеств в современном спорте.

Методика совершенствования различительной чувствительности спортсмена по времени. Различительная чувствительность движений в современном понимании [4, 9] - это определенная отличительная характеристика процесса различения, приуроченная к определенной степени различия в самих объектах. Она является важным перцептивным фактором, существенным образом определяющим своеобразие, качественные и количественные закономерности всех сенсорных функций спортсмена.

Основные задачи при ее совершенствовании:

• научиться реагировать точнее, задерживая двигательный импульс на точно заданное время;

• повысить способность управлять скоростью двигательной реакции.

Конкретные интервалы времени, включаемые в тренировочный процесс исходя из специфики вида спорта, выбираются в двух диапазонах: первый - 3-8 с, связанный с действиями игроков на подаче и приеме подачи и второй - порядка десятых и сотых долей секунды - для действий в защите и на страховке, при блокировании и нападающем ударе.

Методика совершенствования состоит из следующих этапов.

Iэтап - ознакомительный, 2-3 дня, для получения средних данных о скорости двигательной реакции игроков волейбольной команды, ознакомления с аппаратурой и техникой измерений, психологическая адаптация к процессу (мотивация, утомление, внимание).

II этап - развитие способности максимально быстро реагировать на стартовый сигнал, постоянно получая информацию о фактическом времени реакции и ее латентном периоде. На этом этапе ставится задача определения связи между моторным ответом и временем реакции.

III этап - овладение умением точно оценивать скорость двигательной реакции, осознаваемая игроком самооценка времени реакции, при которой испытуемый словесно и численно характеризует длительность микроинтервала. Сразу же после этой самооценки игроку сообщается точная величина реакции и сделанной ошибки. Этим испытуемые побуждаются к сравнению, сличению длительности микроинтервалов в ряде попыток, корректируют свои ошибки.

IVэтап - овладение умением управлять скоростью двигательной реакции, последовательно проходя несколько стадий. Задача этого этапа - достижение эффекта максимальной и осознаваемой стабильности в воспроизведении тех или иных микроинтервалов. Временным сенсорным эталоном является показатель стабильности, способности управлять «чувством времени».

На первой стадии испытуемый на каждый последующий сигнал воспроизводит интервалы по заданию (максимально быстро, медленнее и т. д.) с достаточно грубым различием двух последовательных попыток. После попытки - самооценка, потом сообщение истинного результата. На второй стадии этапа различение двух последовательных попыток, задаваемое ис-

пытуемым извне, становится более «тонким» и качественным (чуть быстрее, чуть медленнее), причем эта мера «чуть-чуть» может определяться индивидуально и находится в пределах 0,03-0,05 с. Далее снова самооценка и сообщение истинного результата. На третьей стадии выбор задания на требуемую скорость двигательной реакции делает сам испытуемый, выполняя самозадание. На четвертой стадии основной задачей становится максимально точное управление скоростью двигательной реакции. Перед каждой попыткой руководитель задает точную скорость двигательной реакции. Все остальные манипуляции аналогичны предыдущим. Осознанность ощущений, организация связи между предыдущим результатом, его субъективным ощущением и последующими действиями лежит в основе успеха такой тренировки. Стремление уменьшить разрыв между попыткой и ее самооценкой достигается только при высокой степени мотивации игрока.

Пространственная различительная чувствительность. Пространственная чувствительность [1-3, 12] обеспечивает точность и целесообразность двигательных действий спортсмена и является необходимым условием овладения совершенной спортивной техникой. Пространственная чувствительность в специальных движениях спортсмена улучшается по мере роста специальной тренированности и квалификации. Преимущественное развитие различительной чувствительности по отдельным переменным движениям специфично и связано с конкретной спортивной специализацией. Она весьма информативна при перетренировке. Ее значительные ухудшения обнаруживаются при оптимальном уровне чувствительности по времени и усилию. Развитие тонких мышечных ощущений не только основано на совершенствовании двигательного анализатора, но и тесно взаимодействует с речевой сигнальной системой; сознательный речемыслительный контроль в ходе заучивания и дифференцирования различных по амплитуде движений способствует превращению этих психомоторных движений в навык с высокой способностью различения и осознания изменений характеристик движения.

Тестирование кинестетического различения проводится на специальных приборах (кинематометр, курвиметр и др.) методом минимального приращения пространственного интервала амплитуды. При отсутствии зрительного контроля, возвращая руку в исходное положение, испытуемый воспроизводит определенную амплитуду движения с минимально ощущаемым приращением. Количество ступеней в заданном интервале, воспроизведенное спортсменом, определяет уровень его различительной способности в данном компоненте восприятия движения [5, 6]. В естественных экспериментах пространственное различение изучается по результату прыжков в длину с места при ступенчатом увеличении его в каждой попытке от 70 % максимального результата до предельного с заданием минимального приращения. Предшествующий прыжок не должен был повторяться или уменьшаться, зрительный ориентир отсутствовал, спортсмену сообщался только сам факт ошибки, без конкретного результата. Данная методика используется и при воспроизведении отрыва вверх с контактной платформы. По регистрируемому времени полета спортсмену сообщается динамика прыжка без точной цифры результата. Измерение производится в интервале от 50 %% предельного результата до максимума. Тонкое дифференцирование приращений высоты прыжка оценивается по количеству ступеней в интервале и по количеству ошибочных попыток. В обучающем эксперименте данная методика модифицируется аналогично описанной выше методике развития различительной чувствительности по времени, с аналогичной разбивкой и последовательностью этапов и стадий.

Различительная чувствительность по усилию.

Умение правильно распределить усилия во времени и пространстве - одно из основных условий проявления высокого технико-тактического мастерства спортсмена. Описанная выше специфика оценки качества соприкосновения спортсмена с мячом во всех игровых элементах позволяет утверждать, что тонкое дифференцирование мышечных усилий по величине, месту и времени их проявления во многом определяет класс игрока. Можно выделить следующие основные игровые действия, в которых качественное их выполнение в наибольшей степени определяется уровнем различения усилий:

• прием подачи: точность доводки, тонкое дифференцирование усилий;

• подача: сила и точность удара по мячу;

• верхняя передача: тонкое различение усилий кистей на мяче;

• нападающий удар: чередование сильных и обманных ударов, удары с силой по пустым зонам площадки. Исследования силовой чувствительности позволяют

выделить следующие общие закономерности [7]:

• качество и точность дифференцирования усилий улучшаются в процессе целенаправленной тренировки, с достижением спортивной формы значительно быстрее, чем точность восприятия времени и пространства;

• выявлена специфичность развития силовой чувствительности у спортсменов разных спортивных амплуа;

• между абсолютной силой и точностью мышечных напряжений прямая зависимость отсутствует, разные по величине мышечные напряжения дифференцируются неодинаково;

• уровень развития силовой чувствительности в значительной мере зависит от структуры самоконтроля спортсменом элементов техники.

Тестирование силовой чувствительности возможно с помощью кистевого динамометра методом минимального приращения усилия. Игроку предлагается без зрительного контроля постепенно, ступенчато с минимальным приращением усилия сжимать динамометр в диапазоне от 0 до базового усилия. Количество таких ступеней характеризует тонкость силовой дифференцировки. В естественных условиях тестирование силовой чувствительности может быть проведено метанием мяча аналогичным ступенчатым образом от 70 % максимального результата с минимальным приращением в каждой ступени до предельного броска. Обе указанные методики могут применяться в тренировочных целях для развития специальной силовой различительной чувствительности у спортсменов. Выводы

• Для улучшения скорости реакции и способности дифференцировать микроинтервалы времени и управлять ими определяются: время простой реакции на световой сигнал и возможности игрока различать интервалы времени и воспроизводить их по заданию тренера и произвольно.

• Для совершенствования способности дифференцировать и воспроизводить заданные величины усилий с использованием электронного кистевого динамометра на уровне 70 % от индивидуальной максимальной способности на правой руке определяются минимальные приращения усилий, различаемые и воспроизводимые игроками по заданию тренера и произвольно.

• Для совершенствования различительной чувствительности игроком высоты прыжка и воспроизведения им заданных параметров с использованием контактной платформы, имеющей электронный регистратор проме-

жутков времени между отрывом игрока при выталкивании с места и приземлением, определяется на уровне 70 % от индивидуальной максимальной высоты отрыва способность различать и воспроизводить минимальные отклонения от задания.

• Для совершенствования различительной чувствительности пространственных параметров и способности их воспроизводить тестируется бросок теннисного мяча сильнейшей рукой на дальность с определением способности игрока различать и воспроизводить по заданию на уровне 70 % от индивидуальной максимальной дальности броска его минимальные отклонения.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: Ощущение, восприятие / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1972. - С. 7-32.

2. Дикунов А.М. Управление пространственными параметрами двигательных действий методами наглядной информации: автореф. дис. ... докт. пед. наук / А.М. Дикунов. - М., 1971. - 42 с.

3. Ильин Е.П. Структура психомоторных способностей / Е.П. Ильин.

- В кн.: Психомоторика. - Л., 1976. -С. 128-133.

4. Коссов Б.Б. Познавательные процессы у спортсменов. Сенсорная основа спортивного мастерства / Б.Б. Коссов. - М.: ВНИИФК, 1973. - 78 с.

5. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин. - Л.: Медицина, 1984. - 216 с.

6. Марищук В.Л. Психодиагностика в спорте / В.Л. Марищук. - М.: Просвещение, 2005. - 349 с.

7. Марков К.К. Педагогические и психологические аспекты деятельности тренера по волейболу в тренировочном и соревновательном процессах: дис. ... докт. пед. наук / К.К. Марков. - М., 2001.

- 370 с.

8. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Советский спорт, 2010. - 340 с.

9. Озеров В.П. Психомоторное развитие спортсменов / В.П. Озеров. - Кишинев: Штиинца, 1983. - 140 с.

10. Платонов В.Н. Подготовка юного спортсмена / В.Н. Платонов, К.П. Сахновский. - Киев: Рад. шк., 1988. - 288 с.

11. Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена / Е.Н. Сурков. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 125 с.

12. Урузаева В.А. О зрительном различении основных форм траектории движения / В.А. Урузаева // Восприятие пространства и времени. - Л., 1969. - С. 124.

References

1.

Anan'ev, B.G. Human sensory-perceptual organization // Cognitive processes: Sensation, perception / B.G. Anan'ev. - Moscow: Nauka, 1972. - P. 7-32. (In Russian)

Dikunov, A.M. Management of spatial parameters of motor actions by means of visual information: abstract of doctoral thesis (Hab.) / A.M. Dikunov. - Moscow, 1971. - 42 P. (In Russian) Il'in, E.P. The structure of psychomotor abilities / E.P. Il'in . - In: Psychomotorics. - Leningrad, 1976. -P. 128-133. (In Russian) Kossov, B.B. Cognitive processes in athletes. Sensory base of sports skills / B.B. Kossov. - Moscow: ARSRIPC, 1973. - 78 P. (In Russian)

Kulagin, B.V. The fundamentals of professional psychodiagnosis / B.V. Kulagin. - Leningrad: Meditsina, 1984. - 216 P. (In Russian) Marishchuk, V.L. Psychodiagnostics in sport / V.L. Marishchuk. -Moscow: Prosveschenie, 2005. - 349 P. (In Russian) Markov, K.K. Pedagogical and psychological aspects of volleyball trainer's activity in training and competitive processes: doctoral thesis (Hab.) / K.K. Markov. - Moscow, 2001. - 370 P. (In Russian) Matveev, L.P. The general theory of sport and its applied aspects: textbook for universities of physical culture / L.P. Matveev. - Moscow: Sovetsky sport, 2010. - 340 P. (In Russian) Ozerov, V.P. Psychomotor development of athletes / V.P. Ozerov. -Chisinau: Shtiintsa, 1983. - 140 P. (In Russian)

10. Platonov, V.N. Training of young athlete / V.N. Platonov, K.P. Sakhnovsky. - Kiev: Rad. shk., 1988. - 288 P. (In Russian)

11. Surkov, E.N. Psychomotor function of athlete / E.N. Surkov. - Moscow: Fizkultura i sport, 1984. - 125 P. (In Russian)

12. Uruzaeva, V.A. On visual discrimination of the main forms of trajectory / V.A. Uruzaeva // Space and time perception. - Leningrad, 1969. - P. 124. (In Russian)

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 24.03.2014 г.

2.

3.

5.

6.

7.

9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.