5. Краузе М. П. Дети с нарушениями развития : психологическая помощь родителям / М. П. Краузе. — М. : Академия, 2006. — 328 с.
6. Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст /
В. Э. Пахальян. — СПб. : Питер, 2006. — 264 с.
7. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И. П. Подласый. — М. : ВЛАДОС, 2002. - 360 с.
Поступила 31.03.10.
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ возможностями школьных
ПРЕДМЕТОВ О. Н. Романова
Представлен психологический анализ школьных предметов с точки зрения возможностей формирования у детей психологической культуры. Установлено, что учебные дисциплины выступают инструментами формирования психологической культуры. Однако на практике их возможности используются очень слабо.
Одной из характерных тенденций и одновременно перспектив развития образования является его психологизация. Она подразумевает психологическое обеспечение и сопровождение всех аспектов школьной жизни, включая введение соответствующих учебных предметов и переориентацию учебно-воспитательного процесса на решение новых задач, в том числе и задачу формирования психологической культуры. В связи с этим требуются дальнейшее сближение и интеграция педагогики и психологии, повышение уровня психологической образованности и психологической культуры участников учебно-воспитательного процесса. Так в документе <0 состоянии и перспективах развития Службы практической психологии образования в Российской Федерации» говорится: «Можно констатировать, что развитие практической психологии во многом повлияло на подготовку почвы новой философии образований, обусловило переход от традиционной парадигмы „знаний, умений и навыков “ к парадигме развивающего образования в контексте создания национальной доктрины образования России на пороге XXI века» [3].
Решение задачи целенаправленного формирования психологической культуры возможно не только с помощью организации в
образовательных учреждениях психологической службы и введения в программы обучения такого предмета, как психология. Данные возможности содержат в себе и все другие учебные дисциплины, которые традиционно были подчинены решению узких предметных задач — обучению математике, биологии, литературе и т. д. В этом отношении более высоким потенциалом обладают гуманитарные дисциплины, поскольку предполагают включение в содержание учебного материала психологических вопросов. Например, они традиционны для литературы и обществоведения. Но кроме содержательных возможностей, существуют еще и методические инструменты формирования элементов психологической культуры. Они позволяют использовать для этого любой учебный предмет. Например, типичное для школы домашнее задание «Чтение и пересказ текста» вполне приспособлено для целенаправленного формирования приемов запоминания и понимания. Тем более, что соответствующие методики хорошо известны психологам. Проблема в том, что их не знают учителя-предметники. Такой методический подход позволяет не только формировать элементы психологической культуры, но и улучшать уровень усвоения учебного материала. Но для того, чтобы пользоваться им, учитель
© О. Н. Романова, 2011
157
сам должен быть психологически культурным.
При разработке федерального компонента Государственного стандарта общего образования учитывались основные направления модернизации общего образования, а также его психологизация. В него внесены определенные изменения в содержании отдельных учебных предметов: «Русский язык» и «Иностранный язык» — формирование коммуникативной компетентности; «Биология» — значительно расширено содержание раздела «Человек» (проблемы физического и психического здоровья, здорового образа жизни, экологической грамотности); «Художественная литература» рассматривается как одна из форм освоения социальной реальности, отражения богатства и многообразия духовной жизни человека.
Содержательная направленность произведений, представленная в «Образовательном стандарте основного общего образования по литературе», может использоваться для формирования интеллектуального и ценностносмыслового компонентов психологической культуры: 1) обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, справедливость, совесть, любовь, семья, свобода и ответственность; 2) утверждение высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности; 3) обращение к жизни и внутреннему миру человека; 4) отражение многообразия человеческих чувств; 5) проблема самоценности личности; 6) проблема личности и общества;
7) человек в ситуации нравственного выбора;
8) психологизм в литературе; 9) утверждение нерушимости нравственных устоев и ценностей человека в сложных жизненных обстоятельствах; 10) представление о высоком назначении человека и его способности противостоять превратностям судьбы; 11) сложность и противоречивость человека как личности; 12) проблема выбора жизненного пути; 13) проблема истинных и ложных ценностей и др. [6].
Однако основные виды учебной деятельности по освоению литературных произведений (осознанное, выразительное, творческое чтение; пересказ; ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; заучивание наизусть; анализ и интерпретация произведения; составление планов и написание отзывов; написание сочинений; целенаправленный поиск информации) не позволяют в полной мере осуществлять познание внутреннего мира человека, формировать его ценностно-смысловую сферу. К такому же выводу приводит
анализ школьных программ по чтению и литературе [5].
По мнению специалистов (С. В. Борисовой и др.), в «Примерной программе по биологии основного общего образования» в разделе «Человек и его здоровье» необходимо познакомить детей со следующими понятиями: «познавательная деятельность
мозга», «сон и его значение», «сознание», «память», «эмоции», «речь», «мышление», «потребности», «цели и мотивы деятельности», «индивидуальные особенности личности (способности, темперамент, характер)» и др. Следует заметить, что в ходе изучения многих тем возможно и методически разумно формирование некоторых практических умений, что, к сожалению, не предусмотрено авторами. Однако в любом случае решение этих задач возможно лишь на основе правильных теоретических и методических установок учителя. Для того чтобы максимально реализовать возможности своего предмета и исключить биологизаторские интерпретации, он должен иметь высокую психологическую культуру.
Одной из задач изучения курса «История» является освоение умения объяснять мотивы, цели и результаты деятельности отдельных исторических деятелей, аргументировать свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личности в истории. Но применяемые на уроках методические средства (составление плана параграфа, работа с картой и др.) не соответствуют реализации заявленных требований. Здесь требуются какие-то другие методические подходы, разработка которых возможна при сотрудничестве учителя истории и психолога.
В курсе «Обществоведение» наиболее предпочтительными для формирования элементов психологической культуры являются такие темы, как «Человек», «Сущность человеческого бытия», «Человек в системе общественных отношений». На занятиях школьники могут познакомиться с феноменом человека, получить понятие о потребностях, способностях, сознании, самосознании, личности и межличностных отношениях, духовной жизни, особенностях человеческого бытия и др. Кроме того, в рамках этого предмета можно формировать некоторые практические умения, входящие в состав практического компонента психологической культуры: умение слушать, выражать свои мысли, оппонировать иному мнению и др. Психологический потенциал этого предмета чрезвычайно велик. Об этом свидетельствует бурное развитие в последние десятилетия таких отраслей психологии, как «Политическая
психология» и «Этнопсихология». Однако на практике соответствующие задачи никогда не решаются, а чаще всего даже и не ставятся.
Возможности для формирования элементов психологической культуры заключаются и в таких учебных предметах, как «Мировая художественная культура», «Музыка» и «Изобразительное искусство». Они позволяют воспитывать нравственные чувства и отношения к людям, формировать определенные социальные стереотипы и практические умения: сопереживать, воздействовать на свое состояние с помощью соответствующих художественных произведений и выражать его. Возможности изобразительного искусства и особенно музыки для формирования эмоциональной культуры детей просто неисчерпаемы. По нашему мнению, в реальности эти задачи никогда не решаются.
Курс «Физическая культура» обладает ими возможностями в плане формирования элементов практического компонента психологической культуры. Воспитание индивидуальных психических черт и особенностей средствами и методами спортивной деятельности является общегуманитарной задачей курса. В ходе занятий физической культурой дети должны научиться управлять своими эмоциями и мотивами, эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, овладеть культурой общения и навыками самоорганизации. На самом деле такие задачи учителя физкультуры почти никогда не ставят, да и не способны решать их в связи с низким уровнем психологической культуры.
Важную роль в формировании культуры мышления играет математика. Занятие математикой приучает учеников к точности и логической непротиворечивости своих рассуждений. Однако ее потенциальные возможности в этом плане практически никогда не реализуются по тем же самым причинам, о которых говорилось при обсуждении психологических возможностей других учебных предметов.
Анализ показывает, что в реальной практике учителя-предметники довольно плохо подготовлены в психологическом и методическом плане, не владеют специальными развивающими технологиями, а также ограничены нормами учебной нагрузки. Поэтому они не способны качественно решать задачи формирования психологической культуры средствами своих учебных предметов. Однако самое грустное состоит в том, что эти задачи перед ними даже и не ставятся. По мнению В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунова, «...образование утратило культурный, нравствен-
ный, личностный, а вместе с этим и предметно-деятельностный смысл и контекст (...). произошел разрыв образования и культуры, образования и жизни, образования и науки» [1]. Б. Г. Моргунов пишет: «Живой человек с душой выпал из содержания общего образования, а с ним вместе и тот духовный фундамент, на котором должно строиться гуманистическое мировоззрение, процессы саморазвития личности подростка» [1]. Минимум учебного времени отводится на разделы и темы, относящиеся к человекознанию.
Как уже отмечалось ранее, в современной школе почти не изучаются законы и свойства человеческой души. Детей не учат, как понимать себя и других, как управлять собой и своими психическими функциями, как правильно общаться, вести диалог, сотрудничать, строить совместную деятельность. «Удивительно и непонятно, — писал В. А. Сухо-млинский, — школьник изучает и узнает многое о звездах... элементарных частицах, о государственном устройстве Древнего Египта и Вавилонии, но не изучает и ничего не знает о том, что происходит у него в голове, как он воспринимает и познает окружающий мир, как воспитать человеческую культуру в самом себе... как соотносить свои поступки, желания в интересах других людей» [7]. Далее: «Чем больше человек узнает об окружающем мире, тем больше он должен узнать о человеке. Пренебрежение к этому очень важному правилу нарушает гармонию между знанием и нравственностью» [7].
Анализ учебных программ, учебников и пособий в рамках традиционной образовательной системы показал, что имеющиеся там содержательные и методические возможности для формирования психологической культуры реализуются очень слабо. Можно утверждать, что базовое образование не проработано с точки зрения гуманистической и психологической направленности. Оно не ориентировано на формирование психологической культуры, а более широко — на воспитание человека как зрелой личности и активного субъекта своего бытия. Поэтому развитие психологической культуры школьников происходит стихийно. Особенно это касается ее практического компонента, что порождает разрыв между психологической теорией и реальной практикой общения и самопознания.
Задачи формирования психологической культуры более успешно решаются в образовательной системе «Школа 2100» [2]. Ее авторы считают, что активное владение психологическими знаниями позволяет человеку значительно эффективнее управлять пробле- !
II
мами собственной жизни, профессионального и гражданского самоопределения, саморазвития, способствуют развитию творческого потенциала, выбору своего пути в освоении мира, расширению границ самоактуализации. Психология позволяет ребенку лучше понимать самого себя, свою самоценность, выстраивать более гуманные отношения с другим человеком и окружающим миром в целом. Для обеспечения непрерывного курса психологии в школе авторы программы рекомендуют использовать пособия И. В. Дубровиной и ее коллектива, а также Ю. М. Забродина и М. В. Поповой [4]. Однако главное состоит в том, что для решения этой глобальной задачи — подготовки детей к полноценному социальному бытию — целенаправленно используются возможности каждого общеобразовательного предмета.
Например, цели и задачи обучения математике заключаются не только в усвоении ее содержания но и в формировании элементов психологической культуры: приемов рационального мышления, способов самооценивания («У меня получается», «Я могу», «Этого я еще не могу»), техники преодоления трудностей (воли). В курсе биологии (8 класс) при изучении раздела «Психологические особенности человека» более подробно, чем в традиционной системе обучения, рассматривается взаимосвязь анатомических, физиологических и психологических особенностей человека и его развития. Учащиеся знакомятся с такими психологическими вопросами, как темперамент, типы темперамента, эмоции, виды и формы эмоций (настроение, аффект, стресс, депрессия), их внешнем выражении, способами эмоциональной саморегуляции и др. Для решения подобных психологических задач используются и все остальные учебные предметы.
Большой интерес представляет такой предмет, как «Мир и человек», где изучается не только окружающий мир, но и человек как некий его центр и их взаимосвязь. Основная задача обучения естествознанию в начальной школе — воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем его мире. Смысл сообщения элементарной целостной научной картины мира — сделать человека активным деяте-
лем, сознательным участником жизни. Решение проблемных творческих задач как способ осмысления мира является основой выработки навыка истолкования своего опыта. Поэтому вся программа 1 класса написана с позиций человека, познающего мир и правила поведения в нем. Главной целью является демонстрация всеобщей взаимосвязи школьника со всей окружающей его действительностью. На уроках дети изучают такие вопросы, как познание окружающего мира, органы чувств, память, мышление, эмоции, общение, понимание других людей, поведение человека, поведение людей, межличностные отношения и др.
В центре курса «Риторика» находятся общающийся человек и, соответственно, проблема обучения детей эффективному общению. Он направлен на формирование у учеников понимания значимости общения для человека. Основное внимание уделяется формированию коммуникативных умений:
1. Умений анализировать и оценивать собственное общение с точки зрения его эффективности и адекватности.
2. Умений ориентироваться в ситуациях общения и выбирать соответствующие способы и приемы воздействия.
3. Умений выражать свои мысли, чувства, похвалу, одобрение, сочувствие, утешение, благодарность, просьбу, комплимент, обещание, возражение и т. п.
Предлагаемые в учебниках коммуникативные задачи целенаправленно стимулируют учащихся задуматься над своими речевыми поступками, в основе которых лежат проблемы нравственного характера. Дети осознают, насколько и всегда ли им удается понять и почувствовать ситуацию общения, уйти от конфликта или разрешить спор без ущемления интересов и чувств другого человека и т. п.
Задачи формирования психологической культуры более успешно решаются и в рамках преподавания всех остальных предметов. Завершая анализ образовательной концепции «Школа 2100», следует сказать, что при всех позитивных оценках она также не реализует в полной мере потенциал учебных предметов в плане формирования психологической культуры учащихся.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Зинченко В. П. Человек развивающийся : очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. — М. : Тривола, 1994. — 304 с.
2. Образовательная программа «Школа 2100» // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла : сб. материалов / под науч. ред. А. А. Леонтьева. — М., 2003. -
С. 72-142.
3. О состоянии и перспективах развития Службы практической психологии образования в Российской Федерации // Вопр. психологии. — 1995. — № 4.
4. Преподавание психологии в школе : учеб.-метод, пособие. III —XI классы / А. Д. Андреева,
Е. Е. Данилова, И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. — М. : Изд-во Моск.
психолого-соц. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 624 с.
5. Романова О. Н. Формирование психологической культуры : учеб.-метод, пособие /
О. Н. Романова. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006. — 48 с.
6. Стандарт основного общего образования но литературе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.window.edu.гu/window/library?p_rid=39259. — Загл. с экрана.
7. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. / В. А. Сухомлин-ский. — М. : Педагогика, 1981. — Т. 3. — 639 с.
Поступила 19.05.10.
ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИИ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Г. Е. Шанина
В статье подробно дается характеристика особенностей внимания детей с задержкой психического развития, раскрываются основные его причины и предлагается комплекс методов психодиагностики и коррекции, обеспечивающих успешность усвоения и понимания учебного материала.
На протяжении младшего школьного возраста идет интенсивное развитие всех свойств внимания: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается скорость восприятия информации, что благотворно сказывается и на объеме усваиваемой информации, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 10 годам дети становятся способными достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий [12].
Как считает М. Н. Пейсахов, хорошо развитые свойства внимания являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте [8]. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют «неодинаковый вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, например, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность освоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению — с устой-
чивостью внимания. Из этого напрашивается естественный вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
, :^пако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания — он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать, чтобы предотвратить их стихийное развитие [3].
Успешность тренировки внимания в значительной мере определяется также индивидуально-типологическими особенностями. Установлено, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или, напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания. В частности, люди с сильной и подвижной нервной системой имеют устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание. При сочетании инертности и силы — показатели устойчиво-
л
© Г. Е. Шанина, 2011