ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ТРУДНОДОСТУПНЫХ И УДАЛЕННЫХ РАЙОНАХ
М.И. Комаров, кандидат экономических наук; В.О. Булатов, кандидат технических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Рассмотрены особенности формирования профессиональных навыков сотрудников МЧС России, необходимых для действий в чрезвычайных ситуациях, в труднодоступных и отдалённых районах с применением фотографической и видеозаписывающей техники.
Ключевые слова: инновационный подход, модульная система обучения, формирование профессиональных навыков, десантирование, фотографирование, видеозапись
FORMATION OF PROFESSIONAL SKILLS OF EMPLOYEES OF EMERCOM OF RUSSIA FOR LIQUIDATION OF CONSEQUENCES OF EMERGENCY SITUATIONS IN DIFFICULT AND REMOTE AREAS
M.I. Komarov; V.O. Bulatov.
Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
Features of formation of professional skills of employees of EMERCOM of Russia necessary for actions in emergency situations in remote and remote areas with application of photographic and video recording equipment are considered.
Keywords: innovative approach, modular system of training, formation of professional skills, landing, photographing, video recording
Вместе с ростом технической оснащенности МЧС России и накоплением опыта проведения аварийно-спасательных работ (АСР) в практику проведения АСР всё больше входит внедрение авиационно-спасательных технологий [1-8] и в первую очередь это связано с оперативностью и способностью проводить спасательные операции в труднодоступной для другой техники местности. Важнейшим фактором также являются огромные просторы нашей Родины [9-13], раскинувшейся на тысячи километров «от моря до моря», с Севера на Юг и от Балтийского моря до Тихого океана с Запада на Восток - есть места куда морской, железнодорожный и наземный транспорт, конечно, придут, но это займёт такое количество времени, что спасать, в принципе, будет некого и вместо АСР спасатели будут вынуждены проводить поисково-спасательные работы (ПСР). Существуют два основных способа десантирования - «парашютный» и «беспарашютный». Парашютный способ при всех его достоинствах имеет ряд недостатков, связанных, прежде всего, с метеорологическими и технико-экономическими ограничениями, включая ограничения по массе десантируемых грузов. Таким образом, основным способом десантирования спасателей и грузов в системе МЧС России стал беспарашютный способ. Десантирование с применением спусковых устройств из вертолётов при проведении АСР отрабатывается при изучении программ дополнительного профессионального образования спасателей «Высотно-десантная подготовка», «Подготовка выпускающего», а также в рамках специальной подготовки - для поддержания и повышения необходимого уровня подготовки (как личной, так и подразделения в целом).
Подготовку к беспарашютному десантированию [14-16] необходимо осуществлять через инновационные подходы к организации образовательно-воспитательного процесса с применением модульной системы подготовки, что обеспечивает более эффективное формирование профессиональных навыков.
Для реализации основных положений модульной системы подготовки для обеспечения траектории индивидуального развития обучаемого подготовка сотрудника МЧС России предусматривает подготовку специалиста на базовой основе с созданием ситуаций свободы выбора и действий для обучаемого в рамках руководящих документов МЧС России, регламентирующих деятельность сотрудников пожарно-спасательных подразделений [14].
Формирование профессиональных навыков специалистов с применением модульной системы подготовки осуществляется через следующие методы:
- имитационная деятельность в условиях, приближенных к естественной ситуации, с проговариванием вслух последовательности своих действий;
- практический опыт экологического взаимодействия с окружающей средой с учетом эколого-региональной специфики;
- пример опытных спасателей, инструкторов по десантной подготовке, других значимых людей в служебной деятельности [15] и др.
Профессиональные навыки формируются только как результат практической деятельности специалиста (рис. 1, 2).
Рис. 1. Обучение спасателей Рис. 2. Подготовка спасателя
на тренажёре к десантированию из вертолёта типа МИ-8
с использование спусковых устройств
Важнейшими ограничительными факторами при формировании профессиональных навыков специалистов являются технико-экономические и метеорологические факторы, то есть иными словами, стоимость обучения (достаточно вспомнить стоимость «летного часа» вертолёта типа Ми-8), а также температура воздуха, сила ветра и дальность видимости.
При проведении АСР с применением авиационно-спасательных технологий сложная интеллектуальная деятельность, связанная с риском для жизни или возможностью получить травму, необходимостью мгновенно выполнить практические действия, от которых зависит жизнь товарища, например, при совершении беспарашютного десантирования в сложных условиях (лес, вода, крыша здания), возможна только при наличии у специалиста высокоразвитых нравственной, интеллектуально-эмоциональной и физической сфер в их единстве, а также высокой скорости мыслительных и двигательных реакций в условиях напряженной и опасной ситуации.
Все эти особенности беспарашютного десантирования из вертолёта должны учитываться выпускающим, выявляя их в условиях частичного моделирования естественных ситуаций. Кроме этого, выпускающий должен быть внимателен к своим подопечным, он должен заметить все: малейшее нарушение крепления снаряжения и правил подгонки подвесной системы, состояние головного убора, одежды и обуви, наконец, чувства, переживаемые специалистом в эти минуты [16].
Ведь они выражаются в необычайной бледности лица, молчаливости и скованности одного, в несвойственной оживленности, блеске глаз и разговорчивости другого, в напряженной сосредоточенности и сдержанности третьего. Наблюдая за внешним видом и поведением десантников перед совершением десантирования и после него, выпускающий получает богатый материал, позволяющий судить о внутренних переживаниях специалиста. Обнаружив ошибку, при осмотре десантников перед спуском из вертолёта, выпускающий должен определить степень отклонения от нормы, влияние ошибки на конечный исход спуска, причины данной ошибки, пути и время ее устранения. Затем он дает оценочное суждение и указание об устранении отмеченных недостатков.
Спокойный тон, внимание, уверенные действия выпускающего создают ту рабочую атмосферу, без которой немыслимо взаимопонимание обучаемых и обучающих.
Наземная подготовка к беспарашютному десантированию проводится при подготовке обучаемых к учебно-тренировочным спускам из вертолёта. Их главным содержанием является практическая работа каждого сотрудника.
При контроле никакие условности в выполнении элементов недопустимы. Эту особенность работы на всех этапах подготовки к десантированию необходимо прививать сотрудникам МЧС России с первого занятия [14-17].
Беспарашютное десантирование из вертолёта формирует у сотрудников МЧС России умение быстро принимать обоснованные решения в нестандартных условиях обстановки и организовывать их выполнение, самостоятельно действовать в пределах предоставленных прав, применяя опыт авиаспасательных подразделений МЧС России.
Эффективность проведения спасательных операций особого риска напрямую зависит от степени и разносторонности развития профессиональных знаний, навыков и умений сотрудников пожарно-спасательных формирований МЧС России, которые формируются при занятиях на тренажерах и при практических спусках из вертолёта.
С целью повышения эффективности подготовки предлагается внедрение обязательной фото- и видеофиксации всех этапов подготовки сотрудников МЧС России. Для этого необходимо внести изменения в нормативные документы (отдельным приложением разработать и включить «Методику фото- и видеофиксации подготовки сотрудников МЧС России по программе «Высотно-десантная подготовка») и нормы снабжения (количество, тип применяемой аппаратуры).
«Методика фото- и видеофиксации подготовки сотрудников МЧС России по программе «Высотно-десантная подготовка» должна содержать наглядные рекомендации по размещению фиксирующей аппаратуры в ходе занятий на инструкторах и технике, а также предпочтительные ракурсы и режимы съёмки, обязательные этапы занятия, подлежащие фиксации, например:
- построение и проверка экипировки (рис. 3);
Рис. 3. Построение и проверка экипировки
22
- инструктажи, заполнение журналов (рис. 4);
Рис. 4. Заполнение журналов инструктажей перед десантированием
- наличие сил и средств обеспечения безопасности проведения занятий (рис. 5);
Рис. 5. Напутственное слово руководителя занятий перед обучаемыми (за спиной руководителя видна машина реанимации)
- отработка различных этапов и элементов десантирования из стоящего на земле (рис. 6 а) вертолёта (рис. 6 б) на тренажере, из башни (рис. 6 в);
а)
б)
в)
Рис. 6. Этапы отработки десантирования из стоящего на земле вертолёта в различных ракурсах
- десантирование из вертолёта, зависшего на высоте (рис. 7);
д)
е)
и)
Рис. 7. Этапы десантирования из вертолёта, зависшего на высоте с различных ракурсов
Парадокс сложившейся ситуации заключается в том, что опытные инструктора приобретают необходимую аппаратуру за счёт личных средств, исходя из богатого служебного опыта, включающего общение со следственными органами и судом (на приведенных в статье фотографиях использованы, в основном фото, сделанные на action-камеры А. А. Кутынко и его помощниками - сотрудниками АСЦ СЗРЦ МЧС России).
Фото- и видеофиксация позволяет, в том числе, наглядно и убедительно разъяснять требования руководящих документов по десантной подготовке обучаемым и разбирать типичные ошибки обучаемых ещё в учебном классе - задолго до травм и увечий, полученных на практических занятий из-за, прежде всего, безответственности и беспечности.
В качестве примера того, как надо проводить фото- и видеофиксацию и как не надо проводить (организовывать) практические занятия по десантной подготовке, можно привести кадры известного видеоролика, размещённого на видеохостинге www.youtube.com [18] и посвящённого десантированию неизвестных «героев» из зарубежного вертолёта (рис. 8).
Рис. 8. Зарубежный образец того, как надо проводить фото- и видеофиксацию и того, как категорически недопустимо проводить занятия по десантной подготовке (обучаемые застревают, повисают вниз головой и бьются лицом о порог вертолёта)
Внедрение методов фото- и видеофиксации является инновационным методом подготовки сотрудников МЧС России, который позволит значительно повысить эффективность и безопасность при ликвидации чрезвычайной ситуации в труднодоступных и отдалённых районах, а также позволит накапливать базы знаний и обмениваться накопленным опытом между подразделениями и в рамках международного сотрудничества.
Литература
1. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (с изменениями и дополнениями): постановление Правительства Рос. Федерации от 30 дек. 2003 г. № 794. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
2. Федеральные авиационные правила поиска и спасания в Российской Федерации (в ред. постановления Правительства Рос. Федерации от 17 дек. 2009 г. № 1033; от 25 янв. 2011 г. № 17). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
3. Об утверждении Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации: постановление Правительства Рос. Федерации от 15 июля 2008 г. № 530. Доступ из справ. -правовой системы «Гарант».
4. О Единой системе авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации: постановление Правительства Рос. Федерации от 23 авг. 2007 г. № 538 (в ред. от 17 дек. 2009 г. ). Доступ из справ. -правовой системы «Гарант».
5. О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя: постановление Правительства Рос. Федерации от 22 дек. 2011 г. № 1091. Доступ из справ. -правовой системы «Гарант».
6. Требования к проведению обязательной сертификации физ. лиц, юр. лиц, выполняющих авиационные работы. Порядок проведения сертификации: Федер. авиационные правила (утв. Приказом Минтранса Рос. Федерации от 23 дек. 2009 г. № 249). Доступ из справ. -правовой системы «Гарант».
7. О применении в системе МЧС России Наставления по парашютно-спасательной и десантной подготовке авиации Вооружённых Сил Российской Федерации: Приказ МЧС России от 11 окт. 2001 г. № 442. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
8. Об утверждении инструкции по применению авиации МЧС России: Приказ МЧС России от 20 нояб. 2003 г. № 700. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
9. Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей: Федер. закон от 22 авг. 1995 г. № 151-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
10. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федер. закон от 21 дек. 1994 г. № 68-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
11. Об определении мест дислокации поисковых и аварийно-спасательных сил и средств на территории Российской Федерации, общего количества и типов дежурных поисково-спасательных воздушных судов: Приказ Росавиации от 15 февр. 2013 г. № 74. Доступ из справ. -правовой системы «Гарант».
12. Об определении требований к структуре и содержанию инструкции по поиску и спасанию в зоне авиационно-космического поиска и спасания: Приказ Росавиации от 21 июня 2011 г. № 350. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
13. Об утверждении требований к структуре и содержанию инструкции экипажу поисково-спасательного воздушного судна, наземной поисково-спасательной команде, спасательной парашютно-десантной группе и Порядка передачи информации о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, в авиационный координационный центр поиска и спасания: Приказ Федер. аэронавигационной службы от 5 июня 2009 г. № 123. Доступ из справ. -правовой системы «Гарант».
14. Десантная подготовка: учеб. пособие / А.Л. Шидловский [и др.]. СПб.: С.-Петерб. ун-т ГПС МЧС России, 2015. 87 с.
15. Чугунов В.И. Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов авиации. Организация авиационной службы поиска и спасания: учеб. пособие. СПб.: Акад. ГА, 2004. 106 с.
16. Учебник спасателя / С.К. Шойгу [и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. Краснодар: Советская Кубань, 2002. 528 с.
17. Инструкция по применению спусковых устройств СУР в системе МЧС России: Приказ МЧС России от 27 марта 1997 г. № 170. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
18. Youtube.com. URL: https://www.youtube.com/watch?v=HkTpDqFm1OI (дата обращения: 02.04.2018).
References
1. O edinoj gosudarstvennoj sisteme preduprezhdeniya i likvidacii chrezvychajnyh situacij» (s izmeneniyami i dopolneniyami): Postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 30 dek. 2003 g. № 794. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».
2. Federal'nye aviacionnye pravila poiska i spasaniya v Rossijskoj Federacii (v red. Postanovleniya Pravitel'stva Ros. Federacii ot 17 dek. 2009 g. № 1033; ot 25 yanv. 2011 g. № 17). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».
3. Ob utverzhdenii Federal'nyh aviacionnyh pravil poiska i spasaniya v Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 15 iyulya 2008 g. № 530. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».
4. O Edinoj sisteme aviacionno-kosmicheskogo poiska i spasaniya v Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 23 avg. 2007 g. № 538 (v red. ot 17 dek. 2009 g.). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».
5. O nekotoryh voprosah attestacii avarijno-spasatel'nyh sluzhb, avarijno-spasatel'nyh formirovanij, spasatelej i grazhdan, priobretayushchih status spasatelya: Postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 22 dek. 2011 g. № 1091. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».
6. Trebovaniya k provedeniyu obyazatel'noj sertifikacii fiz. lic, yur. lic, vypolnyayushchih aviacionnye raboty. Poryadok provedeniya sertifikacii: Feder. aviacionnye pravila (utv. Prikazom Mintransa Ros. Federacii ot 23 dek. 2009 g. № 249). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».
7. O primenenii v sisteme MCHS Rossii Nastavleniya po parashyutno-spasatel'noj i desantnoj podgotovki aviacii Vooruzhyonnyh Sil Rossijskoj Federacii: Prikaz MCHS Rossii ot 11 okt. 2001 g. № 442. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».
8. Ob utverzhdenii instrukcii po primeneniyu aviacii MCHS Rossii: Prikaz MCHS Rossii ot 20 noyab. 2003 g. № 700. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».
9. Ob avarijno-spasatel'nyh sluzhbah i statuse spasatelej: Feder. zakon ot 22 avg. 1995 g. № 151-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».
10. O zashchite naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera: Feder. zakon ot 21 dek. 1994 g. № 68-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».
11. Ob opredelenii mest dislokacii poiskovyh i avarijno-spasatel'nyh sil i sredstv na territorii Rossijskoj Federacii, obshchego kolichestva i tipov dezhurnyh poiskovo-spasatel'nyh vozdushnyh sudov: Prikaz Rosaviacii ot 15 fevr. 2013 g. № 74. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».
12. Ob opredelenii trebovanij k strukture i soderzhaniyu instrukcii po poisku i spasaniyu v zone aviacionno-kosmicheskogo poiska i spasaniya: Prikaz Rosaviacii ot 21 iyunya 2011 g. № 350. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».
13. Ob utverzhdenii trebovanij k strukture i soderzhaniyu instrukcii ehkipazhu poiskovo-spasatel'nogo vozdushnogo sudna, nazemnoj poiskovo-spasatel'noj komande, spasatel'noj parashyutno-desantnoj gruppe i Poryadka peredachi informacii o vozdushnom sudne, terpyashchim ili poterpevshem bedstvie, v aviacionnyj koordinacionnyj centr poiska i spasaniya: Prikaz Feder. aehronavigacionnoj sluzhby ot 5 iyunya 2009 g. № 123. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».
14. Desantnaya podgotovka: ucheb. posobie / A.L. Shidlovskij [i dr.]. SPb.: S.-Peterb. un-t GPS MCHS Rossii, 2015. 87 s.
15. Chugunov V.I. Poiskovoe i avarijno-spasatel'noe obespechenie poletov aviacii. Organizaciya aviacionnoj sluzhby poiska i spasaniya: ucheb. posobie. SPb.: Akad. GA, 2004. 106 s.
16. Uchebnik spasatelya / S.K. Shojgu [i dr.]. 2-e izd., pererab. i dop. Krasnodar: Sovetskaya Kuban', 2002. 528 s.
17. Instrukciya po primeneniyu spuskovyh ustrojstv SUR v sisteme MCHS Rossii: Prikaz MCHS Rossii ot 27 marta 1997 g. № 170. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».
18. Youtube.com. URL: https://www.youtube.com/watch?v=HkTpDqFm1OI (data obrashcheniya: 02.04.2018).