Бурганов Р.Т.
Доктор экономических наук, доцент. Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.
Зизикова С.И.
Кандидат педагогических наук, доцент. Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.
Формирование прогностических компетенций будущих учителей физической культуры
В настоящее время динамичное развитие системы образования выдвигает перед вузами повышенные требования к выпускникам педагогических специальностей. Учитель физической культуры — это творческая личность, способная на высоком профессиональном уровне решать нестандартные задачи и быть готовыми к творческому поиску и принятию решений в различных ситуациях. Формирование творческой педагогической составляющей личности будущего учителя невозможно без реализации глубокого погружения в профессиональную деятельность.
Для подготовки учителей физической культуры необходимо кардинальное изменение системы вузовской подготовки в соответствии с актуальными потребностями и запросами современной школы. В университете создана уникальная экосистема образовательного процесса, которая включает в себя все уровни образования (от комплексной спортивной школы и колледжа до подготовки и учитывает современные запросы и требования, предъявляемые к будущим учителям. Профессиональная подготовка будущего учителя реализует углубленную теоретическую и практическую подготовку, максимально приближенную к реальным условиям современной школы.
Успешность учителя в профессиональной деятельности находиться в прямой зависимости не только от сформированности профессиональных качеств, но и от качеств личности учителя, которые определяются систематизирующими факторами профессиональной деятельности, такие как дуальный подход, проектирование качеств личности на основе модельных характеристик профессиограмм, анализ федеральных образовательных стандартов и профессионального стандарта «Педагог» [2].
Одним из таких личностных качеств являются прогностические,
которые напрямую связанны с научным исследованием перспектив развития явления или результатов деятельности. Ориентироваться на будущее, актуализируя умение прогнозировать для целенаправленной деятельности и ориентации на достижение результатов являются важными умениями современного учителя, наряду с решением профессиональных задач, связанных напрямую выполнением трудовых функций. Необходимость повышения качества образования напрямую связана с уровнем сформированности прогностических компетенций, с умением проектировать компоненты образовательного процесса, а также предвосхищении или предвидении образовательных результатов.
Рассматривая содержание и структуру прогностической компетентности, нами были выявлены компоненты и критерии сформирован-ности компетенций, выражающиеся в соответствующем уровне сформированное™ индикаторов, которые представлены теоретическими знаниями, умениями и навыками. Анализ основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки «Педагогическое образование» позволил выделить прогностические компетенции, формируемые в рамках программы и в соответствии с ФГОС ВО и профессиональном стандарте «Педагог», выражающаяся в универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенциях, таких как способность к анализу, обобщению и восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения [2].
Умение прогнозировать профессиональное будущее, рассматривается как умение целеполагания и планирования образа будущего, проектирования ожидаемого результата, а также программирования и проектирования путей достижения событий или результата.
Проблематика прогнозирования и формирования прогностических компетенций становится актуальной на сегодняшний день, несмотря на исследования в разных аспектах изучения прогностической компетентности, от вопросов, связанных с формированием прогностических компетенций для творческого саморазвития до вопросов прикладного значения планирования.
Анализ научных исследований, посвященных изучению прогностической компетентности и компетенциям, выявил неоднозначность суждений авторов. В основном российские исследователи склоняются к мнению, что прогностическая компетентность складывается из знаний терминологии, умении предвидеть как маршрут образовательной деятельности, так и результат, а также основывается на потребности в саморазвитии и целеустремленности, умении поиска наилучших путей планирования [1, 3, 4].
Рассматривая компоненты прогностической успешности, можно ■
выделить следующие: познавательный, выражающийся в умении прогнозировать, знании формирования прогностических способностей; де-ятельностный, выражающийся в умении планирования в соответствии с поставленными целями; а также аффективный, который обобщает навыки целеполагания и проектирования практической деятельности, на основе гибкости мышления и волевых качеств [5].
Данные компоненты выражаются в прогностических компетенциях, таких как способность к прогнозированию и целеполаганию, умению проектировать образовательных процесс и ожидаемый результат. Под определением понятия «прогностическая компетенция» нами понимается способность индивида предвидеть ожидаемое событие, оценивание и планирование возможных вариантов развития события, формирование образа будущего, позволяющая принимать решения в условиях неопределенности. Выделение таких содержательных элементов как умение постановки целей, составления планов, построения базовых моделей, выдвижения гипотез, сбор информации, установки временного интервала, умения строить поисковые модели.
Изучая феномен прогностической компетентности через анализ профессиональных компетенций, представленных в профессиональном стандарте «Педагог», можно выделить критерии их сформированности, выражающиеся в следующих индикаторах: планирование профессиональной деятельности и учебного процесса, навыками эффективного целеполагания и алгоритмизации в рамках реализации системно-дея-тельностного подхода в процессе обучения, а также предвидение хода учебного занятия, включая трудности и результаты учебной деятельности, прогнозирование взаимодействия с обучающимися и мотиваци-онно-ценностных установок личностного развития.
Для проверки сформированности прогностических компетенций нами были подобран диагностический инструментарий и определены критерии сформированности прогностических компетенций. Для определения уровней сформированности нами были охарактеризованы низкий, средний и высокий. В нашем исследовании приняли участие студенты 3 и 4 курсов институтов спорта и физической культуры. Исходный уровень на начало года был определен с помощью методик «Мотивация учения студентов педагогического вуза», «Ценностные ориентации М.Рокича», «Способность к прогнозированию» (автор Л.А. Регуш), «Мельбурнский опросник принятия решений, МОПР».
Сравнительный анализ показателей сформированности прогностических компетенций позволил сделать вывод об имеющимся уровне _
■ студентов 3 и 4 курса. Так уровень сформированности «Способности
к прогнозированию и целеполаганию» низком уровне (64%) сформированности у студентов 3 курса, выражающиеся в постановке ставить профессиональные цели и планировать их достижение, студенты отмечают, что им сложно анализировать свои возможные ресурсы и умение принять решение, кроме этого, также возникают сложности в определении критериев оценки качества, саморефлексии достижений, а также скорректировать свои цели в плане профессионального развития, 10% студентов не испытывают трудностей и у них отмечается высокий уровень и у 26 % опрошенных, отмечается средний уровень, однако на 4 курсе этот показатель был на среднем уровне у 58% респондентов, низкий уровень показали 12% респондентов и у 30% опрошенных студентов выпускного курса отмечается высокий уровень сформированности данной компетенции.
Анализ результатов методики «Ценностные ориентиры М. Рокича» выявляет у 25 % респондентов как 3, так и 4 курса низкий уровень, у 65% респондентов 4 курса и у 52% студентов 3 курса отмечается средний уровень, и у 10% студентов 4 курса и 23% студентов 3 курса отмечается высокий уровень сформированности инструментальных ценностей.
При изучении мотивации учения студентов, стоит отметить высокий уровень как у студентов 3 курса (63%), так и 4 курса (69%), которые характеризуются такими мотивами как успешно сданная сессия, получить удовлетворение от результатов учения, а также возможность достичь уважения среди сокурсников и достичь уважения преподавателей, на среднем уровне сформированности находятся мотивы быть готовыми к следующему занятию, избегать наказания за плохую учебу.
Кроме этого, отмечается у 89 % студентов, принявших участия в исследовании, отмечается высокий уровень сформированности мотивов, характеризующих профессиональную компетентность и карьерную ориентацию. Это связано в-первую очередь с тем, что большинство студентов 3 и 4 курса уже имеют рабочее место по выбранной специальности, это говорит об сформированности установок, отвечающих за карьерный рост, увеличение профессиональных навыков, продвижение по карьерной лестнице, репутационные требования, а также качество выполняемой работы.
Так навык планирования своих действий с учетом запросов нарабатывается не только в рамках изучения дисциплин и прохождения производственных практик, а также при выполнении научно-исследовательской работы. Работа над проектами позволяет планировать этапы _
достижения поставленной цели, разрабатывая алгоритм действий.
Данный навык связан с конструирование учебной деятельности, который выражается в детализации и разработке взаимосвязей между всех элементов проекта. Сформированность прогностических компетенций, характеризующих прогнозирование и целеполагание способствует успешному выполнению трудовых функций и становлению профессионального мастерства. Кроме этого, данные компетенции способствуют быстрой адаптации будущего учителя, выделяя направленность устойчивых доминирующих мотивов личности будущего учителя физической культуры.
Прогностическая компетентность представляет собой не просто совокупность характеристик, системное формирование мотивационной сферы, которая является основной в формировании личности учителя, способного к осознанной творческой деятельности в соответствии с запросами общества и своими интересами.
Умения принимать ответственное решение в ситуации неопределенности или динамично изменяющихся условиях, с учетом различных факторов, на сегодняшний день являются важными для учителя, от которых зависит рациональность построения как процесса подготовки, так и процесса проведения урока.
Принятие решения о действии находится в структуре мотивации и характеризуется способностью самостоятельно принять решения. Де-терминантой достижения цели является два условия, значимость цели и вероятность достижения результата, так как ожидаемый результат должен быть ценен для удовлетворения потребностей и интересов. Отмечается, что трудная задача повышает активность и мотивирует на достижение цели.
Таким образом, уровень сформированности прогностических компетенций говорит выступает как фактор успешности профессиональной деятельности учителя физической культуры. Актуальным способом формирования прогностических компетенций является комплексный, который реализуется в Университете через дуальный подход, благодаря которому идет постоянное совершенствование условий образовательной среды, помогающей реализации всех видов профессиональной компетентности, отражающие специфические аспекты профессиональной подготовки будущих учителей.
Библиографический список
1. Благова М.А. Факторы и условия формирования прогностической компетенции будущих специалистов сервиса // Вестник Университета. 2015. № 5. С. 283-288.
2. Бурганов Р.Т. Возможности реализации дуального образования в спортивном вузе на
примере ФГБОУ во «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» / Р.Т. Бурганов, С.И. Зизикова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 12 (226). С. 60-66.
3. Зеер Э.Ф., Третьякова В.С., Церковникова Н.Г. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 6. С. 153-184. - DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-6-153-184.
4. Присяжная А.Ф. Реализация акмеологического подхода в формировании прогностической компетентности будущих педагогов. - М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2006. 153 с.
5. Серебренников С.В. Сформированность прогностических компетенций у будущих офицеров // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14. № 2. С. 82-94. - DOI: 10.12731/2658-4034-2023-14-2-82-94.
6. Бездухов В.П. Культура и образование // Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. // Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. - Самара: СГПУ. 2002. С. 66-173.
References
1. Blagova M.A. Factors and conditions for the formation of prognostic competence of future service specialists // Bulletin of the University. 2015. № 5. P. 283-288.
2. Burganov R.T. Possibilities of implementing dual education in a sports university on the example of the Volga Region State University of Physical Education, Sports and Tourism / R.T. Burganov, S.I. Zizikova // Scientific notes of P.F. Lesgaft University. 2023. № 12 (226). P. 60-66.
3. Zeer E.F., Tretyakova V.S., Tserkovnikova N.G. Digital generation in the context of forecasting the professional future // Education and Science. 2021. Vol. 23. № 6. P. 153-184. - DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-6-153-184.
4. Prisyazhnaya A.F. Implementation of the acmeological approach in the formation of prognostic competence of future teachers. - M.: Mosk. ped. state University, 2006. 153 p.
5. Serebrennikov S.V. Formation of prognostic competencies in future officers // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Vol. 14. № 2. P. 82-94. - DOI: 10.12731/2658-4034-202314-2-82-94.
6. Bezdukhov V.P. Culture and education // Kulyutkin Yu.N., Bezdukhov V.P. // Value guidelines and cognitive structures in the teacher's activities. - Samara: SGPU. 2002. P. 66-173.