педагогических технологий в области целеполагания (Монахов В.М., Нижников А.М., Смыковская Т.К., Власов Д.А. и др.) [3] и современных информационных технологиях [1], среди которых особое место занимает база знаний и набор вычислительных алгоритмов Wolfram Alpha.
Список использованной литературы:
1. Власов Д.А. Информационные технологии в системе математической подготовки бакалавров: опыт МГГУ им. М.А. Шолохова // Информатика и образование, № 3, 2012. С. 93-94
2. Власов Д.А. Методологические аспекты принятия решений. // Молодой ученый, 2016. № 4. С. 760-763
3. Власов Д.А. Особенности целеполагания при проектировании системы обучения прикладной математике. // Философия образования, 2008. № 4. С. 278-283
4. Власов Д.А., Синчуков А.В. Новое содержание прикладной математической подготовки бакалавра. Преподаватель XXI век. 2013. Т. 1 №1. С. 71-79
© Синчуков А.В., 2016
УДК 372.862
О.В.Смородова
доцент кафедры Промышленная теплоэнергетика ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной
технический университет» г.Уфа, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ - ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКОВ
Аннотация
В работе рассмотрены некоторые вопросы получения студентами профессиональных теоретических знаний и практических умений в области эксплуатации тепловых сетей с водяным теплоносителем. Предложено получение практических навыков по наладке систем теплоснабжения для студентов профиля подготовки Промышленная теплоэнергетика.
Ключевые слова
учебный план, профессиональная компьютерная программа, наладка
Российская система теплоснабжения является самой крупной в мире. Одной из причин сложившейся ситуации является меридиональная протяженность страны с преобладающим расположением в умеренной климатической зоне с ярко выраженным зимним периодом. На теплоснабжение зданий в настоящее время направляется около 45% всех энергетических ресурсов, расходуемых в стране. В холодные зимы эта цифра возрастает еще на величину более 9%.
Система теплоснабжения России состоит из почти 50 тыс. локальных систем теплоснабжения, которые обслуживаются 17 тыс. предприятиями теплоснабжения. Для эксплуатации такой развитой системы требуется большое количество специалистов-теплоэнергетиков. Подготовка бакалавров такого профиля ведется в соответствии с учебным планом (рисунок 1).
б - место дисциплины ИиСТС в
а - структура учебного плана
профессиональном цикле Рисунок 1 - Характеристика учебного плана подготовки бакалавра-теплоэнергетика
Базой для изучения специальных дисциплин являются циклы гуманитарных и математических, естественно-научных дисциплин (71% трудоемкости всего учебного плана). В рамках цикла профессиональных дисциплин предмет «Источники и системы теплоснабжения предприятий» (ИиСТС) является наиболее обширным, он составляет около 14% всего цикла.
Целью изучения дисциплины является формирование необходимой начальной базы знаний по профилю вуза и будущей профессиональной деятельности выпускника (технологические установки по производству, распределению и использованию теплоты: паровые и водогрейные котлы различного назначения; тепловые сети, теплообменные аппараты, вспомогательное теплотехническое оборудование, рабочие тела энергетических установок, нормативно-техническая документация, методы и средства испытаний оборудования), а также по видам деятельности: проектно-конструкторская, производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская.
Изучение курса формирует у студента комплекс знаний по процессам и агрегатам всей технологической цепочки от производства тепловой энергии до использования ее различными потребителями. При этом обеспечивается фундаментальная подготовка студента в области теплоснабжения промышленных предприятий, соблюдается связь с дисциплинами общепрофессиональной и специальной подготовки, происходит знакомство с навыками и понятиями профессиональной терминологии, обязательными для прочного усвоения последующих дисциплин и практического использования полученных знаний в решении профессиональных задач.
Дисциплина «Источники и системы теплоснабжения предприятий» относится к вариативной части «Профессиональный цикл» и является обязательным компонентом профессиональной подготовки современного специалиста. Ее изучение базируется на знаниях, умениях и навыках, приобретенных при изучении таких дисциплин, как «Техническая термодинамика», «Тепломассообмен», «Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологии». Для освоения дисциплины необходимо обладать навыками решения типовых задач по тепломассообмену, владеть методами решения дифференциальных уравнений, знать основные алгоритмы решения типовых задач технической термодинамики.
Освоение курса «Источники и системы теплоснабжения предприятий» является теоретической базой, которая позволяет обеспечить в дальнейшем освоение методов ведения инженерных практических расчетов с целью оценки текущего состояния системы теплоснабжения и проектирования современных энергоэффективных систем.
Одним из основных направлений дисциплины является изучение вопросов проектирования и наладки тепловых сетей. Для получения профессиональных практических навыков необходимо студентам предоставить возможность изучать специализированные профессиональные программные продукты. На российском рынке представлено достаточное количество компьютерных программ, позволяющих проводить расчеты гидравлических режимов трубопроводов с водяным и паровым теплоносителем. Математические модели расчетов представлены на основе классических закономерностей гидродинамики сплошных потоков,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
интерфейс понятен и доступен. В качестве примера представлен скрин-шот программы Zulu-Thermo при выполнении расчетов по наладке водяных тепловых сетей (рисунок 2).
Рисунок 2 - Рабочее окно программы Zulu-Thermo
Достоинством программы является свободное размещение демо-версии в сети Интернет с неограниченным количеством скачиваний. Это позволяет вести выполнение работы не только на занятиях в аудитории, но и в свободное время вне стен учебного заведения. Единственным ограничением системы является количество абонентов тепловой сети - не более 30 подключенных зданий. Для учебных целей такое ограничение не является существенным, так как для изучения принципа действия модуля наладки учебные схемы могут быть предложены и с меньшим количеством зданий без ущерба понимания целостности работы программы.
Работа выполняется в рамках практических занятий по дисциплине ИиСТС. В качестве исходных данных задается геометрия тепловой сети с конструктивными характеристиками, нагрузки каждого абонента, температурный график тепловых сетей, климатические характеристики района расположения объекта в 30 вариантах исполнения.
В процессе расчетов для всесторонней оценки режима работы тепловой сети выполняются задания:
— в соответствии с номером варианта составление схемы теплоснабжения;
— разработка карты гидравлических нагрузок (схемы теплоснабжения с подписанными по участкам расходами теплоносителя, диаметрами и протяженностью);
— отладка и выполнение расчета по наладке в программе;
— оформление результатов расчета в форме таблиц;
— подбор типоразмера дроссельной шайбы или балансировочного клапана;
— построение пьезометрического графика по результатам расчета;
— выполнение проверки допустимости гидравлических режимов системы по пьезометрическому графику;
— оценка сбалансированности и гидравлической устойчивости системы.
Практический производственный опыт выпускников специальности свидетельствует о том, что изучение вопросов наладки тепловых сетей с практическим ведением расчетов на специализированных компьютерных программах позволяет получить студентам профессиональные навыки работ по наладке
тепловых сетей. Это обеспечивает конкурентное преимущество теплоэнергетикам на рынке специалистов ТЭК, где представлены выпускники многих ВУЗов по направлению «Теплоэнергетика и теплотехника». Список использованной литературы:
1. Кузнецова В.В., Смородова О.В. Активизация познавательной деятельности студентов-теплоэнергетиков на практических занятиях//в книге: Проблемы строительного комплекса России, 2000/Материалы IV Международной научно-технической конференции при IV Международной специализированной выставке "Строительство, архитектура, коммунальное хозяйство-2000 ", Уфимский государственный нефтяной технический университет. - 2000. - С. 63-64.
2. Колоколова Е.А., Колоколова Н.А., Сулейманов А.М., Смородова О.В.Повышение уровня учебного процесса: в сборнике «Трубопроводный транспорт - 2011»/ Материалы VII Международной учебно-научно-практической конференции. 2011. С. 284-285.
3. Сулейманов А.М., Хафизов Ф.М., Колоколова Е.А.Использование прикладных программ в обучении студентов теплоэнергетических направлений:в сборнике « Трубопроводный транспорт - 2011»/ Материалы VII Международной учебно-научно-практической конференции. 2011. С. 293-294.
4. Майский Р.А., Губина О.В., Хвалова Д.В. Роль современных информационных технологий в развитии высшего образованиям сборнике «Теоретические и прикладные аспекты информационно-аналитического обеспечения инновационной экономики»/ Сборник научных статей. 2012. С. 334-337.
© Смородова О.В., 2016 г.
УДК 378.1; 371.3
Тарасова А. Н.
студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева О. А. к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОПРЕДЕЛЕНИИ КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация
В статье описана практика уточнения категориального аппарата здоровьесберегающей педагогики, специфика которых рассматривается в структуре изучения исторического подхода.
Ключевые слова
Педагогическое моделирование, социализация, педагогическая методология.
Категориальный аппарат здоровьесберегающей педагогики в структуре детализации и уточнения в модели исторического подхода имеет ряд особенностей, связанных с возможностями исторического подхода в теории и практике педагогики.
Исторический подход - это методологический подход, определяющий возможности истории как науки в решении задач научного поиска в моделях оптимизации и верификации качества научно-педагогической, методико-методологической, организационно-педагогической и прочих направлений и составных целостной профессионально-педагогической деятельности в макро-, мезо- и микромасштабах описания и моделирования, апробации и решения задачи в конструктах теорий и концепций образования и