Научная статья на тему 'Подготовка энергетиков для объектов нефтегазовой отрасли'

Подготовка энергетиков для объектов нефтегазовой отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ / МАГИСТРАТУРА / ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смородова О. В.

В работе рассмотрены вопросы актуальности подготовки магистров для систем энергоснабжения объектов нефтегазового комплекса России. Рассмотрены конкурентные преимущества магистровэнергетиков, основные профессиональные и доминирующие виды деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка энергетиков для объектов нефтегазовой отрасли»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X

- оценка качества взаимодействия обучающегося с педагогами и родителями в конструктах современной культуры и образования, гарантирующих своевременное развитие и самоутверждение личности;

- оценка перспектив и возможностей целеполагания и достижения определяемых вершин в развитии личности и образовательного пространства.

Выделенные направления анализа качества организации воспитательной работы в структуре организации классных часов не имеют целостного, всестороннего объективного измерения качества организуемой деятельности и решаемых задач воспитательно-образовательной практики педагога. В иерархии реализуемых методов и средств педагогического взаимодействия нами выделенные направления и способы оценки качества организации воспитательной работы должны быть определены в систему анализа качества профессионально-педагогической деятельности, определяемой и определяющей в совокупности используемых методов исследования уровень достижений личности обучающегося в детерминированных направлениях и норма культуры.

Список использованной литературы:

1. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.

2. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.

3. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.

4. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.

5. Белокрылова Е. А. Здоровьесбережение как механизм верификации качества педагогической деятельности //Информационные технологии в науке нового времени:сб.ст.Межд.науч.-пр. конф.:в 2-х ч. Ч.2.Уфа:Аэтерна,2016.С.94-96.

6. Клепуков Р. С. Продуктивная деятельность обучающегося в системе непрерывного образования // Информационные технологии в науке нового времени: сб. ст. Межд. науч.-пр. конф.: в 2-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С. 109-111.

7. Медведева В. А. Педагогические условия самореализации личности как категория научно-педагогического знания // Информационные технологии в науке нового времени : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Курган, 20 июня 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.122-124.

8. Сидоров А. О. Фасилитация в конструктах педагогики развития // Информационные технологии в науке нового времени : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер.: в 2-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.142-144.

9. Элерт Т. С. Основы педагогической деятельности будущих педагогов по физической культуре в конструктах и моделях // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Пенза, 18 июня 2016 г.) : 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.222-224.

© Садовников П. П., 2016

УДК 372.862

О.В.Смородова

доцент кафедры Промышленная теплоэнергетика ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г.Уфа, РФ

E-mail: [email protected]

ПОДГОТОВКА ЭНЕРГЕТИКОВ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация

В работе рассмотрены вопросы актуальности подготовки магистров для систем энергоснабжения

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

объектов нефтегазового комплекса России. Рассмотрены конкурентные преимущества магистров-энергетиков, основные профессиональные и доминирующие виды деятельности.

Ключевые слова Энергоснабжение, магистратура, электрические и тепловые сети

Система теплоснабжения России за последние годы стала самой большой в мире: на ее долю в 2010 году приходилось 44 % мирового централизованного производства тепловой энергии. Потребление тепловой энергии в Москве превышает ее суммарное потребление в Голландии и Швеции [1, с.46].

На производство тепловой энергии для систем теплоснабжения расходуется более 300 млн. т у. т., или 33 % всего потребления первичной энергии в России, что равно потреблению первичной энергии в Великобритании.

На цели производства тепловой энергии ежегодно расходуется 190 млрд. м3 газа, что в 1,6 раза больше, чем расход на производство электроэнергии, и равно 41 % от суммарного потребления газа. Котельные и индивидуальные генераторы тепла расходуют газа больше, чем его используется на выработку электроэнергии на всех электростанциях. В топливном балансе систем теплоснабжения доля природного газа достигла 68 %.

Тепло вырабатывается на 500 ТЭЦ и 66 тыс. котельных, а также на 12 млн. индивидуальных тепловых установок. От этих источников оно передается по сетям протяженностью 177 тыс. км (в двухтрубном исчислении) с общей площадью поверхности около 180 км2 для примерно 44 млн. абонентов. Суммарная реализация тепла в стране составляет 2060 млн. Гкал/год, в том числе жилищный сектор и бюджетная сфера потребляют 1086 млн. Гкал, промышленность и прочие потребители 974 млн. Гкал. На теплоснабжение расходуется более 400 млн. т у.т./год.

В России преимущественно используется централизованное теплоснабжение. Таким способом подачи теплоты на нужды отопления обеспечены жилые площади в количестве более 80 % жилищного фонда, а горячей водой - 64 % населения России.

В основе централизованного теплоснабжения лежат комбинированная выработка электроэнергии и теплоты на ТЭЦ (или крупных котельных) и доставка тепла по тепловым сетям потребителям. Выпуск специалистов для обслуживания теплового хозяйства городских и промышленных объектов ведется по основным направлениям - электротехническому и теплоэнергетическому. Такая глубокая и узконаправленная подготовка выпускников является оправданной преимущественно для объектов генерации энергии, а именно, для тепловых электростанций.

Для объектов нефтегазовой отрасли высока потребность в других кадрах. В системе магистрального транспорта нефти, газа, нефтепродуктов, добывающих промыслов и нефтеперерабатывающих производств актуальным является наличие специалиста, обладающего профессиональными знаниями и практическими навыками как в тепловом, так и в электротехническом хозяйстве.

Данный профиль подготовки предполагает использование выпускника в качестве специалиста, решающего вопросы обеспечения предприятий не только тепловой энергией, водой, газом, сжатым воздухом, но и электрической энергией. Энергообеспечение предприятий относится к области техники для разработки и применения установок и систем, производящих, трансформирующих, распределяющих и потребляющих теплоту, электроэнергию и иные энергоносители, обеспечивающих функционирование предприятий.

В сложившейся ситуации оптимальным решением является выпуск магистра-энергетика на базе бакалавриата по профилю подготовки «Промышленная теплоэнергетика» [2, с.7]. Объектами профессиональной деятельности магистра по специальности «Энергообеспечение предприятий» являются котельные установки, турбогенераторы, компрессоры, насосы, вентиляторы, электрические машины и аппараты, тепломассообменные аппараты, кабельные и воздушные электрические сети и трубопроводы энергетических систем, обеспечивающих генерацию, трансформацию, транспортировку и использование электрической и тепловой энергии.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются [3, с.5]:

- технологические установки по производству, распределению и использованию тепловой и электрической энергии, сжатых и сжиженных газов, компрессорные, холодильные установки, установки систем кондиционирования воздуха, тепловые насосы;

- установки и комплексы низкотемпературных теплотехнологий;

- электрохозяйство предприятий;

- электрические и тепловые сети;

- установки кондиционирования теплоносителей и рабочих тел.

Энергетическое хозяйство современного промышленного предприятия наряду с общим электротехническим оборудованием включает в себя значительное количество энергосилового и тепломеханического оборудования.

Как правило, источником энергии для работы технологического оборудования является электрическая энергия. Надежная и эффективная работа этого оборудования в значительной мере определяет эффективность всего производственного процесса, что обуславливает необходимость знания техническим персоналом его устройства, технических характеристик и способов регулирования. Доминирующие виды деятельности выпускника:

- прокладывание кабелей силового питания, электропроводки;

- подключение электрооборудования;

- расчет и подбор кабелей для силового питания оборудования;

- составление плана размещения силового питания и электропроводки;

- участие в ремонте электрического оборудования;

- проектирование и координация монтажных и других работ при реконструкции и внедрении нового электрического оборудования;

- эксплуатация, исследование систем электроснабжения;

- проектирование и эксплуатация АСУ электроснабжением предприятий;

- проектирование схем различного назначения, расчет необходимых параметров [4, с.334].

При разработке учебного плана подготовки магистров-энергетиков необходимо соблюдать пропорциональное отведение часов, назначенных на изучение теплотехнических и электротехнических дисциплин [5, с.284]. В структуре магистерской диссертации вопросам теплоснабжении/теплопотребления и электроснабжения/электропотребления должно быть уделено равное внимание.

Список использованной литературы:

1. Башмаков И.А. Повышение энергоэффективности в системах теплоснабжения//Энергосбережение. 2010. №2. С.46-52.

2. Султанмагомедов С.М. О подготовке кадров для отрасли трубопроводного транспорта в Уфимском государственном нефтяном техническом университете: в книге: Трубопроводный транспорт-2009, материалы IV Международной учебно-научно-практической конференции. 2009. С.7-9.

3. Султанмагомедов С.М. Юбилейные кафедры - основа факультета трубопроводного транспорта//Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья. 2012. №4. С.5.

4. Майский Р.А., Губина О.В., Хвалова Д.В. Роль современных информационных технологий в развитии высшего образованиям сборнике «Теоретические и прикладные аспекты информационно-аналитического обеспечения инновационной экономики»/ Сборник научных статей. 2012. С. 334-337.

5. Колоколова Е.А., Колоколова Н.А., Сулейманов А.М., Смородова О.В. Повышение уровня учебного процесса: в сборнике «Трубопроводный транспорт - 2011»/ Материалы VII Международной учебно-научно-практической конференции. 2011. С. 284-285.

© Смородова О.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.