СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЧС
ОТНОШЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА К ПРОЕЗДУ ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ ПО ВНУТРИКВАРТАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ, КАК К ФАКТОРУ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА (НА ПРИМЕРЕ ЗАТО г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
Е.М. Проходимова, кандидат педагогических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. Д.В. Савочкин, кандидат социологических наук; О.О. Грибанова.
Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
Освещена проблема социальных рисков, возникающих в связи с парковкой личного автотранспорта на внутриквартальной территории многоквартирных домов, что затрудняет проезд пожарной спецтехники к очагу возможного пожара. Опираясь на результаты социологического опроса жителей многоквартирных домов в г. Железногорске, авторы сформулировали предложения, направленные на снижение рисков, связанных с проблемами проезда пожарной спецтехники по внутриквартальной территории.
Ключевые слова: социальная безопасность, проезд пожарной техники, внутриквартальная территория, жители многоквартирного дома
PUBLIC ATTITUDES TO THE PASSAGE OF FIRE ENGINES TO INTRA DISTRICT TERRITORIES NEAR APARTMENT BLOCKS AS A FACTOR OF SOCIAL RISK (IN ZHELEZNOGORSK, KRASNOYARSK TERRITORY AS EXAMPLE)
E.M. Prokhodimova. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. D.V. Savochkin; О.О. Gribanova. Siberian fire and rescue academy EMERCOM of Russia
This article is devoted to the problem of free movement of specialized fire engines to intra district territories near apartment blocks. In case of emergency it is rather difficult or even impossible to get into intra-areas because of a great number of parked personal vehicles. Using the results of a poll conducted among residents of apartment blocks in Zheleznogorsk, the authors of the article have formulated some proposals how to reduce risks connected with this problem.
Keywords: social security, passage of specialized fire engines, intra-area / intra district territory, residents of an apartment block
Потребность в безопасности относится к числу базовых потребностей человека. Еще в древности люди объединялись с этой целью, для того чтобы совместно противостоять угрозам окружающего мира. В ходе исторического развития из общего понятия «безопасность» стало выделяться более узкое понятие «социальная безопасность», то есть безопасность, связанная с определенными социальными рисками, предполагающими наличие неких угроз со стороны социума.
Одна из таких угроз с каждым годом приобретает все более зримые очертания - это проблема парковки личного автотранспорта на внутриквартальных территориях многоквартирных домов. Об актуальности этой темы не надо много говорить, достаточно просто выглянуть из окна своего дома и осмотреть двор. Личный автотранспорт стоит везде: заняты все парковочные места, газоны, тротуары, граничащие с внутридворовыми проездами, да и сами проезды настолько загромождены, что в вечернее время легковой автомобиль с трудом протискивается в оставленное для проезда пространство.
Что же тогда говорить о пожарной спецтехнике, габаритные размеры которой существенно больше, чем у обычных легковых автомобилей.
Так, в мае 2016 г. в г. Екатеринбурге во втором квартале Академического в доме по адресу ул. Краснолесья, д. 103 в квартире на высоте 14-го этажа произошло возгорание, в результате которого начался сильный пожар. Установка техники на первых порах была невозможна, так как дом был запаркован личным автотранспортом, и жителям вместе с пожарными пришлось отодвигать автомобили «руками» для проезда спецтехники [1].
В г. Ижевске из-за припаркованного транспорта погиб мужчина. В квартире в этот момент находились двое - мужчина и женщина. Женщину спасли, а мужчина задохнулся. При этом сотрудники пожарной охраны считают, что мужчину не удалось спасти из-за того, что они не смогли оперативно подъехать ближе из-за преградившего путь припаркованного автомобиля [2].
По словам ветеранов пожарной службы, такие ситуации возникают нередко, поэтому в подобных случаях приходится прокладывать магистральную линию и тянуть пожарные рукава для тушения пожара к месту загорания. Установка пожарной автолестницы, которая является основным средством спасения для людей, также зависит от подъезда к зданию. Если сотрудники МЧС России не могут добраться, им приходится отталкивать загромождающий путь транспорт, они теряют драгоценные минуты, необходимые для своевременного тушения огня и спасения людей.
Большая часть населения проживает в домах, спроектированных по стандартам прошлого века: СНиП II-60-75* и пришедший ему на смену СНиП 2.07.01-89*. Данные проекты разрабатывались для существенно меньшего количества парковочных мест на дворовой территории. Так, показатель обеспеченности населения личным автотранспортом по СНиП 2.07.01-89* составляет 250 автомобилей на тысячу жителей, а по СНиП II-60-75*: для первой очереди строительства - 60-90 автомобилей, в перспективе - 150-180 автомобилей на тысячу жителей [3].
Сейчас во время проектирования строительных объектов архитекторы руководствуются новым сводом правил СНИП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», в которых уровень автомобилизации составляет 350 автомобилей на тысячу жителей [4]. Но соответствует ли этот показатель реальной обстановке на данный момент?
Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на 1 июля 2016 г. обеспеченность легковыми автомобилями в среднем по России составила 285 шт. на 1 000 жителей. Наиболее обеспеченными регионами являются Камчатский (472 шт.) и Приморский (437 шт.) края. Москва в этом рейтинге находится на 22 позиции (308 шт.), Санкт-Петербург - на 11 (316 шт.), Красноярский край - на 36 (289 шт.) [5].
Таким образом, даже запас в 350 автомобилей на тысячу жителей - тоже близок к достижению своего предела, а на Камчатке и в Приморском крае - давно и значительно превышен.
Однако фактический уровень автомобилизации в отдельных районах или кварталах города - намного выше, чем среднестатистический. Таким образом, налицо серьезные социальные риски, связанные с возможностью своевременного оказания помощи людям, проживающим на этих территориях.
Наличие социального риска осознают и законодательные структуры, поэтому застройка и правила проезда по внутриквартальной территории определяются целым рядом нормативных документов [3, 4, 6-14]. Например, свод правил СНИП 42.13330.2011 предусматривает в жилых районах открытые стоянки для временного хранения автомобилей (но не более чем 25% от расчетного парка индивидуальных легковых автомобилей). Для остальной части личного автотранспорта предлагают «открытые стоянки для временного и постоянного хранения автомобилей в пределах улиц и дорог, граничащих с жилыми районами и микрорайонами, не более чем в 800 м от жилого дома» [4].
Законодатель также предусматривает возможность хранения автомобилей в подземных гаражах (из расчета не менее 25 машино-мест на 1 тыс. жителей). Все остальные автомобили должны располагаться на постоянных паркингах. Места для постоянного хранения автомобилей - это парковки в коммунально-складских зонах, где строить жилье нельзя. Согласно нормативам, «места для постоянного хранения должны находиться в пределах пешеходной доступности, не более чем 800 м от жилого дома. На больше удалении (но на расстоянии не более 1,5 км) могут размещаться стоянки в районах реконструкции» [4].
«Недавно мы подсчитали: для того, чтобы обеспечить все автомобили красноярцев местами для парковки во дворах, потребовалась бы территория. Равная по площади двум городским районам, пространство в 542 га - говорит главный инженер проекта отдела территориальной деятельности и транспортного развития института «Гражданпроект» Максим Силкин: - Где в пределах Красноярска мы можем найти такие территории? Большой вопрос. Город не может бесконечно увеличивать площадки для автомобилей, забирая при этом пространство у газонов и детских городков» [15].
Некоторые регионы уже приступили к решению данной проблемы. Так, депутаты Законодательной Думы Хабаровского края инициируют расширение полномочий пожарных. В декабре 2016 г. на одном из заседаний постоянный комитет Законодательной Думы края по вопросам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса рассмотрел проект законодательной инициативы комитета по внесению изменений в федеральные законы «О пожарной безопасности» и «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [11, 12].
Депутаты предлагают предоставить пожарным право перемещать транспортные средства, которые препятствуют проезду пожарной техники к месту пожара, за границы территории, на которой происходит тушение огня. Кроме того, авторы законодательной инициативы считают необходимым закрепить за органами местного самоуправления поселений и городских округов обязанность по созданию специальных площадок, предназначенных для установки пожарной техники. Это позволит местным властям определять правила устройства таких площадок, в том числе порядок нанесения специальной разметки, а также решать вопрос об установке дорожного знака «Остановка запрещена».
Администрацией г. Нижнего Новгорода 1 февраля 2016 г. было принято Постановление № 240 «Об обеспечении свободного проезда и определении мест установки специальной техники служб быстрого реагирования», в котором рекомендуют собственникам помещений многоквартирных домов оборудовать площадки для установки пожарной и специальной техники на придомовых территориях, находящихся в границах межевания многоквартирного дома [15].
Насущность проблемы особенно отмечают в крупных городах, где жилмассивы возводятся с минимумом парковочных мест, из-за чего автовладельцы буквально «набивают» дворы своими машинами. Действующий закон «О пожарной безопасности» не позволяет брандмейстерам перемещать их в случае необходимости без согласия их собственников.
Одной из главных причин того, что подобные ситуации продолжают повторяться в нашей жизни с завидной частотой, является то, что сознание среднего жителя многоквартирного дома еще не готово к тому, чтобы принять свою собственную ответственность за состояние дел во дворе его дома.
Для того чтобы разобраться в этом вопросе, авторы решили перевести его в практическую плоскость и провести опрос жителей ЗАТО г. Железногорск по вопросам, относящимся к рассматриваемой теме. Социологический опрос проводился в июне 2016 г. группой курсантов Сибирской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России. Всего было опрошено 300 человек. Несмотря на ограниченную выборку, можно с большой долей вероятности говорить о том, что это мнение совпадает с мнением всех остальных жителей города.
Основная цель исследования состояла в том, чтобы на основе опроса предложить конкретное решение проблемной ситуации, связанной с трудностями проезда пожарной техники по внутриквартальной территории.
Изучение мнения жителей города о личном транспорте показало, что на сегодняшний день подавляющее большинство опрошенных наблюдают «очень много припаркованных автомобилей» на территории своего двора (71 %). При этом наличие у респондентов собственного автотранспорта никак не отразилось на качестве ответа.
Треть от общего числа участвующих в опросе, паркуют свой автомобиль в основном во дворе, 25 % - предпочитают парковаться вне дворовой территории (стоянка, гараж и т.п.), а у 29 % нет своего автомобиля.
Жителям дома был задан вопрос о том, сможет ли, по их мнению, в случае возникновения пожара в одном из подъездов дома беспрепятственно подъехать пожарная техника. 30 % респондентов были уверенны, что пожарная техника сможет подъехать беспрепятственно, 31 % - сомневался, а 36 % считали, что это невозможно. Таким образом, 2/3 опрошенных знают о проблемной ситуации.
В п. 8.6 СП 4.13130.2013 изложены требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям проездов для пожарной техники: так, ширина противопожарного проезда, которая зависит от высоты сооружений, должна составлять в данном случае не менее 4,2 м (при высоте здания от 13 до 46 м) [10].
Замеры, проведенные курсантами Сибирской пожарно-спасательной академии, показали, что расстояние между припаркованными автомашинами во многих дворах г. Железногорска в среднем составляет около 2,5 м, а местами сужается до 2,2 м.
Что же делать, если неожиданно возникнет чрезвычайная ситуация и проезду пожарной техники к месту возникновения пожара будут мешать припаркованные во дворе автомобили?
Ответы горожан показали, что большая часть респондентов (47 %) стоят на позиции приоритета спасения людей и предлагают «отталкивать припаркованные автомобили в стороны с помощью техники и людей». То есть поступить так же, как люди, которые стихийно действовали во время пожара на ул. Шахтеров в г. Красноярске. Когда загорелось высотное жилое здание и пламя охватило все 25 этажей дома, именно припаркованные во дворе дома автомобили существенно осложнили проезд пожарных машин. Сотрудники МЧС России, жители дома и просто прохожие буквально отталкивали их в разные стороны, чтобы дать проезд спецмашинам [16].
Часть опрошенных (22 %) предлагают иной, более цивилизованный способ решения этой ситуации (однако, требующий значительно больше времени) - «эвакуировать припаркованные автомобили». И только 7 % опрошенных жителей предложили «ждать пока
эти автомобили отгонят в сторону сами автовладельцы». Последнее мнение явно продиктовано не заботой о спасении чужих жизней, зато четко укладывается в рамки формальных требований, связанных с возмещением возможного ущерба, причиненного в ходе эвакуации (или перестановки) транспорта.
Специалисты пожарной охраны признают, что проблема с проездом спецтехники во дворах носит комплексный характер. Так, например, существующие сейчас градостроительные нормы содержат требования к минимальной ширине проезда без учета возможности парковки. Нормативное количество машиномест во дворах, установленное этими документами, уже не отвечает сегодняшним потребностям, когда количество личного автотранспорта увеличивается год от года.
Что же могут сделать в этих условиях сами граждане?
Во-первых, собственникам жилья необходимо следить за обустройством придомовой территории. Только они своим решением могут расширить проезд, тем самым обеспечив наличие парковочных мест.
Также, жильцы многоквартирных жилых домов могут воспользоваться опытом Москвы и г. Нижнего Новгорода, когда на дорожном покрытии наносят специальную разметку и устанавливают знаки «Остановка запрещена» с указанием зоны действия данного знака. Тем самым обозначаются места установки пожарной техники. Стоянка транспортного средства на данной разметке будет являться нарушением требований пожарной безопасности, а несоблюдение требования запрещающего знака - нарушением правил дорожного движения. Установка указанных знаков на дворовой территории позволит Государственной инспекции безопасности дорожного движения при помощи специальных автомобилей, ведущих автоматическую видеофиксацию, ликвидировать препятствующие проезду парковки, привлекая правонарушителей к административной ответственности.
Идея такого рода была предложена респондентам, и 72 % опрошенных ответили, что поддержали бы нанесение специальной разметки на дворовой территории, чтобы автомобили, припаркованные в запрещенной зоне, в случае возникновения пожара могли быть эвакуированы без согласия их владельцев. Надо сказать, что 16 % жителей были против этого предложения, а оставшаяся часть (12 %) - просто затруднились ответить.
Кроме того, можно ограничить въезд во двор с помощью автоматических шлагбаумов с возможностью разблокировки при возникновении чрезвычайной ситуации, то есть обеспечить доступ экстренных служб на дворовую территорию в кратчайшие сроки.
Проведенный опрос также показал, что подавляющее большинство горожан (78 %) считают, что за парковку автомобилей, препятствующих проезду пожарной техники, должна быть предусмотрена ответственность автовладельцев.
Такая ответственность формально предусмотрена. Так, за перекрытие проезда к зданию или сооружению, к которому не смогли приблизиться пожарные расчеты, на должностных лиц налагается административный штраф от 500 до 1 000 руб., на юридические лица - от 5 000 до 10 000 руб. Такая ответственность предусмотрена ч. 6 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [6]. Если речь идет о многоквартирном доме, в котором избрана управляющая компания, ответственная за эксплуатацию общего имущества, ответственность за обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности возлагается на нее. Это следует из ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [11]. Согласно ч. 2 этой статьи ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. К последним, в частности относятся руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Требования к пожарной безопасности установлены и в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313 (Правила). В п. 23 Правил закреплено, что дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны всегда быть свободными для движения пожарной техники, содержаться в исправном состоянии [10].
Проведенный опрос также показал, что люди осознают величину риска и поэтому готовы поддержать идею перепланировки дворовой территории для того чтобы расширив парковочные территории, освободить проезды для спецтехники. Однако только 20 % опрошенных готовы вложиться своими средствами (конечно, в разумных пределах). Большая же часть (53 %) готова поддержать перепланировку только при условии, что это не потребует от них никаких дополнительных средств. Еще четверть опрошенных категорически высказываются против (в основном те, кто не имеет личного автотранспорта). Они настаивают на усилении ответственности недобросовестных автовладельцев.
Таким образом, на основании проведенного опроса жителей города, с высокой степенью вероятности можно предположить, что жители многоквартирных домов осознают степень опасности, связанную с загруженностью внутридворовых территорий припаркованным автотранспортом. Почти 80 % опрошенных респондентов считают, что за парковку автомобилей в местах, препятствующих проезду пожарной техники, должна быть предусмотрена ответственность. Поэтому, в случае возникновения пожара, почти все опрошенные считают, что необходимо отталкивать автомобили, создающие препятствие проезду спецтехники, в разные стороны, с помощью техники и людей.
Таким образом, проведенное исследование показывает, что существующая нормативно-правовая база является недостаточной, с точки зрения обеспечения социальной безопасности жителей многоквартирных домов, и нуждается в совершенствовании. Более того, сами жители таких районов заинтересованы в изменении сложившихся правил парковки личного автотранспорта и, в большинстве своем, готовы к сотрудничеству с властями и сотрудниками МЧС России.
Литература
1. YouTube. ru. URL: https: //www.youtube.com/watch?v=fbnSAlmeQKI (дата обращения: 11.05.2017).
2. Автостат. Аналитическое агентство. URL: https://www.autostat.ru (дата обращения: 11.05.2017).
3. СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений (утв. Госстроем СССР от 16 мая 1989 г.). Доступ из справ.-правового портала «Гарант».
4. СП 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*. М., 2011. 114 с.
5. Городские новости. URL: http://gornovosti.ru/tema/other/pozhar-v-krasnoyarskoy-vysotke-na-ulitse-shakhterov- khronologiya-sobytiy444445546.htm. (дата обращения: 12.08.2017).
6. Кодекс Рос. Федерации об административных правонарушениях. Доступ из справ.-правового портала «Гарант».
7. Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности: Приказ МЧС России от 30 июня 2009 г. № 382. Доступ из справ.-правового портала «Гарант».
8. Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Рос. Федерации от 25 апр. 2012 г. № 390). Доступ из справ.-правового портала «Гарант».
9. Разработка рекомендаций по обеспечению пожарной безопасности многофункциональных высотных зданий (П.3.4.Д.10.2005 «Высота»). Доступ из справ.-правового портала «Гарант».
10. СП 4.13130.2013. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям. п. 8.1-8.18. Доступ из справ.-правового портала «Гарант».
11. О пожарной безопасности: Федер. закон от 21 дек. 1994 г. № 69-ФЗ. Доступ из справ.-правового портала «Гарант».
12. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федер. закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ. Доступ из справ.-правового портала «Гарант».
13. О государственном строительном надзоре в Российской Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации от 1 февр. 2006 г. (в ред. от 12 нояб. 2016 г.). Доступ из справ.-правового портала «Гарант».
14. Градостроительный кодекс Рос. Федерации от 29 дек. 2004 г. № 190-ФЗ. Ст. 55. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15. Администрация Нижнего Новгорода. URL: http://www.admgor.nnov.ru/upload/ getODA/depdoc117333.html (дата обращения: 12.08.2017).
16. Транспортная безопасность и технологии. URL: http://transport.securitymedia.ru/ news_one_2521.html (дата обращения: 12.08.2017).
References
1. YouTube. ru. URL: https: //www.youtube.com/watch?v=fbnSAlmeQKI (data obrashcheniya: 11.05.2017).
2. Avtostat. Analiticheskoe agentstvo. URL: https://www.autostat.ru (data obrashcheniya: 11.05.2017).
3. SNiP 2.07.01-89*. Gradostroitel'stvo. Planirovka i zastrojka gorodskih i sel'skih poselenij (utv. Gosstroem SSSR ot 16 maya 1989 g.). Dostup iz sprav.-pravovogo portala «Garant».
4. SP 42.13330.2011. Gradostroitel'stvo. Planirovka i zastrojka gorodskih i sel'skih poselenij. Aktualizirovannaya redakciya SNiP 2.07.01-89*. M., 2011. 114 s.
5. Gorodskie novosti. URL: http://gornovosti.ru/tema/other/pozhar-v-krasnoyarskoy-vysotke-na-ulitse-shakhterov- khronologiya-sobytiy444445546.htm. (data obrashcheniya: 12.08.2017).
6. Kodeks Ros. Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah. Dostup iz sprav.-pravovogo portala «Garant».
7. Ob utverzhdenii metodiki opredeleniya raschetnyh velichin pozharnogo riska v zdaniyah, sooruzheniyah i stroeniyah razlichnyh klassov funkcional'noj pozharnoj opasnosti: Prikaz MCHS Rossii ot 30 iyunya 2009 g. № 382. Dostup iz sprav.-pravovogo portala «Garant».
8. Pravila protivopozharnogo rezhima v Rossijskoj Federacii (utv. Postanovleniem Pravitel'stva Ros. Federacii ot 25 apr. 2012 g. № 390). Dostup iz sprav.-pravovogo portala «Garant».
9. Razrabotka rekomendacij po obespecheniyu pozharnoj bezopasnosti mnogofunkcional'nyh vysotnyh zdanij (P.3.4.D.10.2005 «Vysota»). Dostup iz sprav.-pravovogo portala «Garant».
10. SP 4.13130.2013. Sistemy protivopozharnoj zashchity. Ogranichenie rasprostraneniya pozhara na ob"ektah zashchity. Trebovaniya k ob"emno-planirovochnym i konstruktivnym resheniyam. p. 8.1-8.18. Dostup iz sprav.-pravovogo portala «Garant».
11. O pozharnoj bezopasnosti: Feder. zakon ot 21 dek. 1994 g. № 69-FZ. Dostup iz sprav.-pravovogo portala «Garant».
12. Tekhnicheskij reglament o trebovaniyah pozharnoj bezopasnosti: Feder. zakon ot 22 iyulya 2008 g. № 123-FZ. Dostup iz sprav.-pravovogo portala «Garant».
13. O gosudarstvennom stroitel'nom nadzore v Rossijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 1 fevr. 2006 g. (v red. ot 12 noyab. 2016 g.). Dostup iz sprav.-pravovogo portala «Garant».
14. Gradostroitel'nyj kodeks Ros. Federacii ot 29 dek. 2004 g. № 190-FZ. St. 55. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
15. Administraciya Nizhnego Novgoroda. URL: http://www.admgor.nnov.ru/upload/ getODA/depdoc117333.html (data obrashcheniya: 12.08.2017).
16. Transportnaya bezopasnost' i tekhnologii. URL: http://transport.securitymedia.ru/ news_one_2521.html (data obrashcheniya: 12.08.2017).