Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций студентов вуза по проектированию развивающей образовательной среды'

Формирование профессиональных компетенций студентов вуза по проектированию развивающей образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
960
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТУДЕНТ / ВУЗ / РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЛИЧНОСТЬ / МОДЕЛЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PROFESSIONAL COMPETENCES / STUDENT / HEI / DEVELOPMENTAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PERSONALITY / MODEL / DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедова Сания Хайрутдиновна, Палаткина Галина Владимировна

В статье рассматривается актуальность формирования профессиональных компетенций у студентов вуза по проектированию развивающей образовательной среды. На основе проведенного анализа научных концепций зарубежных и отечественных авторов о сущности образовательной среды, ее типах подробно раскрывается значение комплекса возможностей образовательной среды в развитии личности. Приводится кросскультурный анализ научных взглядов в истории психологии и педагогики о сущности понятия «образовательная среда» и ее значения в жизни каждого человека. В статье подчеркивается важность принятия в 1972 году Организацией Объединенных Наций Декларации «Об окружающей среде». Приводится анализ современной концепции государственной стратегии образования Российской Федерации, направленной на создание условий для социализации личности в воспитывающей образовательной среде. Авторами аргументируется, что условия и факторы образовательной среды оказывают мгновенно или долговременно на физические, химические, биологические и социальные факторы развития личности. В статье резюмируется, что развивающая образовательная среда оказывает благотворное влияние на формирование личностных, физических качеств ребенка, и в этом важную роль отводится педагогу Педагогическая теория и практика работы образовательных учреждений свидетельствуют о том, что чем полнее используются возможности среды, тем успешнее проходит процесс социализации личности. Авторами дается описание результатов педагогического опыта по формированию профессиональных компетенций у студентов вуза при изучении дисциплин программы бакалавриата, участия их во внеучебной работе по проектированию развивающей образовательной среды. Приводится модель данного процесса. Подробно описываются ее компоненты, методологии экспертизы и проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедова Сания Хайрутдиновна, Палаткина Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming professional competences in HEI students on designing a developmental educational environment

The article dwells on the urgency of forming professional competences in HEI students on designing a developmental educational environment. The role of the range of opportunities of an educational environment for personal growth is thoroughly described on the basis of the conducted analysis of foreign and Russian authors’ scientific concepts on the nature of educational environment and its types. The paper presents a cross-cultural analysis of scientific views, found in the history of psychology and pedagogy, on the nature of the notion “educational environment” and its meaning in every person’s life. The article stresses the importance of the UN Declaration “On Human Environment”, adopted in 1972. The authors conduct an analysis of the modern conc ept of the state strategy for education of the Russian Federation, aimed at establishing conditions for personal socialization in a developmental educational environment. They give reasons for the fact that conditions and factors of an educational environment have an immediate or long-term impact on physical, chemical, biological and social factors of personal growth. The article summarizes that a developmental educational environment has a beneficial effect on forming personal and physical qualities of a child, and an important role is attributed here to a teacher. Pedagogical theory and practice of educational institutions indicate that the more we use the environment potential, the more successful the personal socialization process is. The authors describe the results of a pedagogical experiment on forming professional competences in HEI students when they learn subjects within their BA programmes and participate in extracurricular activities on designing a developmental educational environment. The paper presents the model of this process, describes in detail its components, as well as the methods for expert assessment and design.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов вуза по проектированию развивающей образовательной среды»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/136PDMN618.pdf

Статья поступила в редакцию 13.12.2018; опубликована 08.02.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Ахмедова С.Х., Палаткина Г.В. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза по проектированию развивающей образовательной среды // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/136PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Akhmedova S.Kh., Palatkina G.V. (2018). Forming professional competences in HEI students on designing a developmental educational environment. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki. com/PDF/ 136PDMN618.pdf (in Russian)

УДК 378.4 ГРНТИ 14.35.07

Ахмедова Сания Хайрутдиновна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Астрахань, Россия Доцент кафедры «Социальная педагогика и психология»

Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

Палаткина Галина Владимировна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Астрахань, Россия Декан факультета «Педагогики и социальной работы» Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]

Формирование профессиональных компетенций студентов вуза по проектированию развивающей образовательной среды

Аннотация. В статье рассматривается актуальность формирования профессиональных компетенций у студентов вуза по проектированию развивающей образовательной среды. На основе проведенного анализа научных концепций зарубежных и отечественных авторов о сущности образовательной среды, ее типах подробно раскрывается значение комплекса возможностей образовательной среды в развитии личности. Приводится кросскультурный анализ научных взглядов в истории психологии и педагогики о сущности понятия «образовательная среда» и ее значения в жизни каждого человека. В статье подчеркивается важность принятия в 1972 году Организацией Объединенных Наций Декларации «Об окружающей среде». Приводится анализ современной концепции государственной стратегии образования Российской Федерации, направленной на создание условий для социализации личности в воспитывающей образовательной среде.

Авторами аргументируется, что условия и факторы образовательной среды оказывают мгновенно или долговременно на физические, химические, биологические и социальные факторы развития личности.

В статье резюмируется, что развивающая образовательная среда оказывает благотворное влияние на формирование личностных, физических качеств ребенка, и в этом важную роль отводится педагогу Педагогическая теория и практика работы образовательных

учреждений свидетельствуют о том, что чем полнее используются возможности среды, тем успешнее проходит процесс социализации личности.

Авторами дается описание результатов педагогического опыта по формированию профессиональных компетенций у студентов вуза при изучении дисциплин программы бакалавриата, участия их во внеучебной работе по проектированию развивающей образовательной среды. Приводится модель данного процесса. Подробно описываются ее компоненты, методологии экспертизы и проектирования.

Ключевые слова: профессиональные компетенции; студент; вуз; развивающая образовательная среда; личность; модель; проектирование

Введение

В научной литературе в самом общем смысле среда понимается как окружение. Наряду с термином «среда» активно используется еще целый ряд терминов, таких как «среда людей», «человеческая среда», «окружающая среда», «жизненная среда», «человеческое окружение» и др.

Учеными доказано, что среда человека влияет мгновенно или долговременно на физические, химические, биологические и социальные факторы, в том числе факторы и условия развития личности.

Анализ научных источников в области социологии, психологии, педагогики, а также педагогическая практика свидетельствуют о том, что чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем успешнее происходит ее свободное и активное саморазвитие. Среда, являясь совокупностью условия и влияний, окружающих ребенка, во многом формирует его сознание, характер его поведения и межличностных отношений. Оптимальные условия для воспитания и развития возможностей личности создаются в развивающей образовательной среде. В условиях образовательной среды ведущая роль принадлежит педагогам, обладающим профессиональными компетенциями по проектированию развивающей образовательной среды.

Методология обоснования развивающей образовательной среды как системы и условие социализации личности

В 1972 году на Конференции ООН была принята Декларация по проблемам окружающей человека среды. В международном документе высоко оценивается роль среды в становлении личности: «Человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие»1.

Основные положения международного документа продекларированы в Конституции Российской Федерации, других нормативно-правовых документах, регулирующих вопросы социализации личности.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р утверждена Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Программа предусматривает решение задач по обеспечению высокого стандарта качества содержания и технологий для всех видов образования - профессионального (включая высшее),

1 http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml.

https://mir-nauki.com

общего и дополнительного. Это, в свою очередь, будет способствовать достижению качественно нового уровня развития молодежной политики, повышению доступности программ социализации детей и молодежи для успешного вовлечения их в социальную практику2.

В соответствии с Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 3 ведется работа по ранней коррекции безнадзорности несовершеннолетних, по воспитанию и профилактике антиобщественного поведения детей и подростков.

Федеральный закон 273-Ф3 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 34, п.9)4 определяет основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования, в том числе: уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

Реализация Президентской программы «Дети России» способствует укреплению материально-технической базы учреждений и служб государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и их социальной реабилитации.

В основе этой работы особое внимание уделяется взаимодействию школы и семьи как субъектов образовательной среды с целью объединения усилий в создании условий для гармонизации социальных отношений ребенка посредством защиты, профилактики и коррекции.

В педагогической литературе термин «образовательная среда» употребляется в сочетании с такими понятиями, как «обучение», «развитие», «инновации в образовании», «воспитание», «социальное воспитание», что является свидетельством того, что образовательная среда является одним из важных составляющих процесса воспитания и развития личности молодого человека.

Однако это не означает, что понятие «образовательная среда» появилось только в последние десятилетия. В истории педагогической мысли образовательная среда рассматривается учеными как система условий, обеспечивающих физическое и духовное развитие человека, как фактор социального воспитания.

Известный отечественный ученый в области детской возрастной психологии Л.С. Выготский утверждал, что «...социальная среда является источником возникновения всех специфически человеческих свойств личности, постепенно приобретаемых ребенком, или источником социального развития ребенка, которое совершается в процессе реального взаимодействия идеальных и наличных форм» [1, с. 265].

Известный советский педагог С.Т. Шацкий обосновал исключительную роль социальной среды в воспитании молодежи, подготовки ее к жизни. По его инициативе в 1919 году была создана Первая опытная стация по народному образованию, деятельность которой была основана на принципе советской педагогики: связь обучения и воспитания с жизнью» [2,

В современной социальной педагогике процесс взаимодействия человека и его социальной среды определяется как социальное воспитание. В учебном пособии под редакцией доктора педагогических наук И.А. Липского и доктора педагогических наук Л.Е. Сикорской

2 http: //static. government. ru/media/ file s/mlorxfXbbCk.pdf.

3 http://base.garant.ru/12116087/.

4 http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/.

с. 97].

https://mir-nauki.com

цель и результат социального воспитания определяются как процесс формирования личности и как «социальная характеристика человека. включенного в социальную среду, в социальную деятельность, ответственного перед государством, обществом, семьей, другими людьми самим собой за свои поступки и поведение в целом» [3, с. 60].

В современных условиях модернизации российского образования вопросы образовательной среды являются предметом изучения многих ученых в области педагогики и психологии. В контексте тематики нашего исследования наиболее актуальными, на наш взгляд, являются работы ученых В.А. Ясвина и В.И. Панова.

А.В. Ясвин в исследовании «Образовательная среда: от моделирования к проектированию» освещены вопросы образовательной среды, приводится описание ее типов, влияния среды на формирование личности молодого человека. Автор анализирует типологию образовательной среды Януша Корчака (1919), характеризует теорию о «школьных типах» образовательной среды российского деятеля образования Х1Х века П.Ф. Лесгафта.

Автор, акцентируя внимание на «теории возможностей», разработанную известным американским психологом Дж. Гибсоном, определяет следующее: «Возможность, с одной стороны, - это мостик между субъектом и средой, с другой, возможность определяется как свойствами среды, так и свойствами самого субъекта» [4, с. 10].

A.Я. Ясвин обосновывает алгоритм педагогического проектирования образовательной среды (модель «проективного поля»). В модели «проективного поля» автором выделены следующие компоненты образовательной среды: пространственно-предметный, социальный и технологический [4, с. 272].

B.И. Панов, отечественный ученый в области исследования психодидактического подхода современных проблем развития образования, утверждает, что в соответствии с ориентирами развития российского образования моделями образовательной среды должно быть: эколого-личностная, коммуникативно-ориентированная, антрополого-психологическая и психодидактическая модели. В качестве основных структурных компонентов образовательной среды автор выделяет: деятельностный (технологический), коммуникативный, пространственно-предметный компоненты [5, с. 71].

Характеристики компонентов образовательной среды, приведенные в исследованиях авторов, свидетельствуют о многообразии отношений педагога и детей, что, в свою очередь, требует от педагога высокой профессиональной компетентности.

В этом плане Митина Л.М. выделяет три интегральные характеристики личности и труда педагога: направленность, компетентность и гибкость, которые, по утверждению автора, «по существу являются характеристиками его личности как субъекта жизнедеятельности», «обуславливают не только эффективность педагогического труда, но и профессиональное развития учителя» [6, с. 59].

Несомненно, что основы профессионального становления педагога закладываются в студенческие годы. Студент в процессе обучения вуза является и объектом, и субъектом образовательной среды: с одной стороны, он получает знания, умения и навыки, определяющие его профессионализм, с другой, - формируется ценностное отношение к профессии, социальная и трудовая компетентность в многообразии коллективной деятельности студентов [7, с. 282].

Формирование профессиональных компетенций студентов вуза по проектированию развивающей образовательной среды

Среда, в которой живет и развивается человека, - это есть система влияний и условий формирования личности в процессе социализации, при этом, в системе взаимоотношений со средой человек занимает центральное место. В развивающей образовательной среде создаются оптимальные условия для удовлетворения его потребностей: физиологических, безопасности, в любви, уважении, признании и общественном одобрении, желание трудиться, развивать свои творческие способности, в сохранении и повышении самооценки.

Выводы, полученные в результате теоретического исследования, были апробированы в 2017-2018 учебном году на базе факультета педагогики и социальной работы в рамках изучения дисциплины «Воспитательная работа в образовательной среде» студентами 1 курса по направлению подготовки «44.03.02 Психолого-педагогическое образование» (уровень бакалавриата).

Учебные дисциплина «Воспитательная работа в образовательной среде» являются одним из педагогических средств формирования общепрофессиональной компетенции по построению воспитывающей образовательной среды в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.5

Исходя из этого целью и задачами освоения дисциплины «Воспитательная работа в образовательной среде» является формирование у студентов профессиональных компетенций по проектированию развивающей среды, направленной на создание условия для гармоничного развития личности ребенка, его физических и интеллектуальных способностей, нормальной жизнедеятельности ребенка в социуме.

Согласно определению Н.Ф. Ефремовой компетенции, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме, являются ключевыми [8, с. 36].

Результат проведенного исследования позволил сформулировать вывод о том, что профессиональная компетентность студента по проектированию развивающей образовательной среды является ключевой компетенцией, в которой интегрируются следующие общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции будущего педагога:

• общекультурная компетенция (ОК-1) - способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;

• общепрофессиональная компетенция (ОПК-6) - способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;

• профессиональная компетенция (ПК-16) - способность к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся;

• профессиональная компетенция (ПК-17) - способность составлять программы социального сопровождения и поддержки обучающихся.

В соответствии с целью и задачами освоения дисциплины авторами была разработана модель по формированию профессиональных компетенций студентов вуза по проектированию развивающей образовательной среды (см. рис.).

5 http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGQS%20VQ%203++/Bak/440302 B 3 20032018.pdf.

Компоненты Ключевые Наименование темы Вопросы для обсуждения Формы работы Оценочные Результаты

компетенции дисциплины обучающихся средства освоения дисциплины

я л д й 1. Процессы глобализации и их а е З н а т ь:

и н влияние на формирование Доклады студентов с использованием У т е

а н PO Современные регионального образовательного Тезисный конспект н ь н а м ь о р е

- 1 тенденции развития пространства. мультимедиа средств обучения (презентации, видеоролики) М в т

^ и н а м и н о a в м S си А M t^ о оп сп О :В о Ч о S Н О 8 образования. Понятие «образовательная среда» 2. Соотношение понятий «альтернативное образование» и «вариативное образование». 3. Типология «воспитывающей среды» Януша Корчака. хресто матийных материалов да ы к а м и п р о е к ы я в л я т ь в о с s ч е с к и е о с н Q

п и а § § .а о Si д е я т и п и в ы

OJ и на § « а и п ^ о о тьв 1. Технологии развивающего е л ь W о в а н и е s ь и л о

m 3S ы ьто л а р ^ еа S к о м образования: «Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова»; № о с т и я с о ц н ы е п о и

н в образовательная система «Школа и в о з S п е

и т о g 3 Развивающая диалога культур» (В.С. Библер); Работа в группах: ь м о —

и н св и о образовательная среда: концепция поэтапного анализ, оценка Аннотация работ н о ж н рг г о

- о ^ 1 технологии формирования умственных авторов по 1 о с г и к

К см ор р развивающего действий П.Я. Гальперина, Аннотация работ изучаемой тематике е — а т и

но е- образования экспериментальная дидактическая авторов г s с р и п

с о система Л.В. Занкова. Ключевое О г е с и

п с понятие образовательной среды ч о с — ы х

1-4 1 (В.В. Рубцов, А.А. Марголис и к о о л

« о др.). й г и и

Страница 6 из 12

World of Science. Pedagogy and psychology 2018, No 6, Vol 6 https://mir-nauki.com

х. Ключевые Компоненты компетенции Наименование темы _ _ Формы работы Оценочные Вопросы для обсуждения 1 дисциплины обучающихся средства Результаты освоения дисциплины

Мотивационно-ценностный Общепрофессиональных (ОПК): ОПК-6. способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды Семейная среда как компонент социальной воспитательной системы 1. Основные функции семьи. 2. Семейное воспитание. 3. Семья - первый главный институт социализации личности. Коллоквиум: фронтальная работа Доклады-презентации студентов Знать: методы, формы, принципы и средства социально-педагогической деятельности Уметь использовать педагогические возможности образовательной среды в оказании помощи молодому человеку в его социализации Владеть навыками поиска эффективных форм и методов организации социально-педагогической деятельности

Взаимодействие в образовательном поле 1. Защита прав ребенка. Конвенция ООН. 2. Защита на государственном уровне. 3. Деятельность социального педагога по защите прав ребенка в образовательной среде. Работа в группах: Решение проблемных профессиональных задач

Страница 7 из 12

Компоненты

Ключевые компетенции

Наименование темы дисциплины

Вопросы для обсуждения

Формы работы обучающихся

Оценочные средства

Результаты освоения дисциплины

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т с о

т я е

мя ес

лх

би обр щ

« в-еу тб тос об

ни

ди ун

a а

- * s

w И g & 8 §

й £03 ы е й

и е ю он и ло

нк ет ло в

с с е №

оы рп в

пк ь т с о н б о с о

о в

о р

п о с о

-

о

d я

ас ци хс

оц и сщ

ыю а

мч му аб ро ё S

ор к

с

чо

К

В

I

ь т я л в а т с о с ь т с о н б о с о п с

I--

К

В

р

е

Организация психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в образовательной среде 1. Детство в мире социальных угроз. 2. Одаренные дети в группе риска. 3. Школьная адаптация как фактор риска. Доклады студентов Решение проблемных профессиональных задач Устный опрос: доклады

Профилактика антиобщественного поведения детей и подростков 1. Методы психологической профилактики. 2. Правовое воспитание детей и подростков. 3. Профилактика детской безнадзорно сти. Составление программы профилактики детской безнадзорности Презентация программ студентов по профилактике детской безнадзорности

Командный проект. «Социальная служба: «Ребенок на улице» 1. Отечественный и зарубежный опыт: профилактика детской безнадзорности и беспризорности. 2. Работа социальных служб. Выбор алгоритма проектирования развивающей образовательной среды Социальный проект. Публичная защита проектов

гв т

ь н а в ы к а

п о

с от ба

рл

ае

з

о

ви я

т

В" о S г ор йа

п

д

е

а

г о

г и

ч е с к о

г о

н а

т

вн

о

б о т ы

п т

ь в ы я в л я т ь в о с

о пи

т

е н ат

це

р

а зз ом о

ат ж

тле нос

ьт н

ео

д

Е I

г о

О Я с

ои б

еи

S -

ну о

с

ть

п

у оц с

ли оа

вл

иь

ян

хо

® п бр е

д а о

I

з о в

ат

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ел ь

£

х

х а р а к т е

■в е

с к о

I

й о

сс ро

ы

п у

б

ъ е

к т а п

е

д

I о

I и ч е с к о I о

I

I

Рисунок. Модель формирования профессиональных компетенций студентов вуза по проектированию развивающей образовательной среды Страница 8 из 12

На основе проведенных авторами исследований были выделены компоненты модели формирования профессиональных компетенций студента по проектированию образовательной среды: когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный [9, с. 67].

Содержание компонентов разработанной модели согласуются с алгоритмом проектирования воспитывающей образовательной среды (по В.А. Ясвину, 2001; В.И. Панову, 2007).

1. В рамках когнитивного компонента решаются задача по формированию у обучающихся общекультурных компетенций и мировоззренческих позиций в процессе изучения концептуальных взглядов отечественных и зарубежных авторов о сущности образовательной среды и ее влияния на развитие личности.

2. В соответствии с задачами мотивационно-ценностного компонента студенты изучают роль семьи и других субъектов образовательной среды в системе нравственного, гражданского и патриотического воспитания и защиты прав ребенка. У студентов формируются коммуникативные навыки и способности по организации межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды.

3. 3. Формирование компетенций в профессиональном образовании предполагает применение активных методов обучения, «предполагающих акцент на взаимодействие обучающихся и их вовлечение в учебный процесс» [10, с. 290]. Поэтому деятельностный компонент предусматривает участие студентов в технологической организации образовательной среды: организация деятельности детей, организация стимулирования и взаимодействия всех участников образовательного процесса. Одним из инновационных методов технологической организации образовательной среды является проектная деятельность студентов.

Студенты разрабатывают командный проект «Социальная служба: ребенок на улице». В ходе работы над проектом у студентов формируются умения и навыки проектирования предметно-пространственной организации образовательной среды, коммуникативные способности, способность выявлять трудности в поведении ребенка, умение работать в команде, составлять программы социально-педагогического сопровождения детей группы риска.

При оценке социального проекта учитывается соответствие его содержания следующим требования (по В.А. Ясвину):

• сложность среды, разнообразность ее элементов;

• функциональные зоны среда должна быть взаимосвязаны, что способствует тому, что ребенок может переходить от одного вида деятельности к другой;

• образовательная среда должна быть гибкой и управляемой как со стороны педагога, так и со стороны воспитуемого;

• обеспечение трансляции символов среды;

• среда должна быть индивидуализированной (в центре внимания среды каждый ребенок);

• среда должна быть аутентичной (сообразной жизненным проявлениям субъектов).

Студенты учатся описывать социальную организацию образовательной среды, которая должна удовлетворять следующим требованиям:

• взаимопонимание, удовлетворенность и позитивный настрой всех субъектов образовательного процесса;

• авторитет педагогов;

• степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;

• сплоченность, сознательность, продуктивность взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Решение этих задач определило содержание лекционных и практических занятий по дисциплине «Воспитательная работа в образовательной среде», выбор соответствующих ключевых компетенций, методов обучения, оценочных средств, перечень задания для самостоятельной работы.

В заключение следует отметить, что важным этапом процесса формирования профессиональных компетенций будущего педагога по проектированию образовательной среды, является выбор оценочных средств.

Приведенные в модели оценочные средства не исчерпывают возможности выявления результатов обучения студентов. Для более полной и всесторонней оценки сформированности профессиональных компетенций студентов проводится анализ результатов исследований студентов, представленных в бакалаврских квалификационных работах и магистерских диссертациях, анализируются отчеты студентов о прохождении педагогических практик, которые учитываются при разработке рабочих программ и методическом обеспечении учебного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: В 6т. [Текст] - М., 1984. - Т.4. - С. 265.

2. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в двух томах / С.Т. Шацкий. [Текст] - М., 1980. - Т.2. - С. 20.

3. Педагогика: Учебник для бакалавров / Под ред. докт. пед. наук И.А. Липского, докт. пед. наук Л.Е. Сикорской. [Текст] -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. - 280 с. - ISBN 978-5-394-02024-7.

4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст].

- М.: Смысл, 2001. - 365 с. - ISBN 5-89357-090-1.

5. Панов В.И. Психодиагностика образовательных систем: теория и практика [Текст]. - СПб.: Питер, 2007. - 352 с.: с ил. - (Серия «Практическая психология»).

- ISBN 978 5-91180-152-6.

6. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с. - ISBN 5-796-1666-6.

7. Ахмедова С.Х. Студент как объект и субъект образовательной среды [Текст] / С.Х. Ахмедова // Современная образовательная среда: материалы региональной научно-методической конференции; сост. И.В. Гавриленкова. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. - 441 с. - ISBN 978-5-99260311-6.

8. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание [Текст] / Н.Ф. Ефремова. -Москва. Издательство «Национальное образование», 2012. -416 с. (Контроль и оценивание в современной системе образования. Методический портфель учителя). - ISBN 978-5-906015-01-3.

9. Ахмедова С.Х. Профессиональная компетентность выпускника - условие успешной адаптации на рынке труда [Текст] / С.Х. Ахмедова // Компетентностный подход в образовании - успешная карьера выпускника: материалы Международной научно-практической конференции (г. Ростов-на-Дону, 4-5 апреля 2009 г.) / под ред. проф. А.Ю. Архипова. - Ростов-н/Д.: Антей, 2009. - С. 66-68. ISBN 978-5-91365-093-1.

10. Российское образование: тенденции и вызовы: сб. ст. и аналитических докл. [Текст] - М.: Изд-во «Дело», АНХ, 2009. - 400 с. - ISBN 978-5-7749-05621-093-1.

Akhmedova Saniya Khayrutdinovna

Astrakhan state university, Astrakhan, Russia E-mail: [email protected]

Palatkina Galina Vladimirovna

Astrakhan state university, Astrakhan, Russia E-mail: [email protected]

Forming professional competences in HEI students on designing a developmental educational environment

Abstract. The article dwells on the urgency of forming professional competences in HEI students on designing a developmental educational environment. The role of the range of opportunities of an educational environment for personal growth is thoroughly described on the basis of the conducted analysis of foreign and Russian authors' scientific concepts on the nature of educational environment and its types. The paper presents a cross-cultural analysis of scientific views, found in the history of psychology and pedagogy, on the nature of the notion "educational environment" and its meaning in every person's life. The article stresses the importance of the UN Declaration "On Human Environment", adopted in 1972. The authors conduct an analysis of the modern conc ept of the state strategy for education of the Russian Federation, aimed at establishing conditions for personal socialization in a developmental educational environment. They give reasons for the fact that conditions and factors of an educational environment have an immediate or long-term impact on physical, chemical, biological and social factors of personal growth. The article summarizes that a developmental educational environment has a beneficial effect on forming personal and physical qualities of a child, and an important role is attributed here to a teacher. Pedagogical theory and practice of educational institutions indicate that the more we use the environment potential, the more successful the personal socialization process is. The authors describe the results of a pedagogical experiment on forming professional competences in HEI students when they learn subjects within their BA programmes and participate in extracurricular activities on designing a developmental educational environment. The paper presents the model of this process, describes in detail its components, as well as the methods for expert assessment and design.

Keywords: professional competences; student; HEI; developmental educational environment; personality; model; design

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.