ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 372.851
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА НА ОСНОВЕ ПОНЯТИЯ «КОРРЕКТНОСТЬ»
© Н. Н. ЯРЕМКО
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра математического анализа e-mail: [email protected]
Яремко Н. Н. - Формирование профессиональных компетенций специалиста на основе понятия «корректность» // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 891-895. - Автор рассматривает понятие «корректность» в математике: выявляет существенные свойства, использует в качестве теоретической основы при формировании профессиональных компетенций специалиста, предлагает модель такого формирования.
Ключевые слова: корректность, категория корректности, профессиональные компетенции специалиста.
Yaremko N. N. - Formirovanie professionalnih kompetentsii spetsialista na osnove ponyatiya «korrektnost» // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 891-895. - The author examines the notion of «correctness» in mathematics, reveals its essential properties, proposes to use as a basis for the formation of professional competences of the expert, offers model of such formation.
Keywords: ^trec^ess, category of the сorrectness, professional competences of the expert.
Необходимость подготовки конкурентоспособного специалиста в России вызвала коренную перестройку высшего профессионального образования, произошло изменение приоритетов образовательного процесса: от знаниевой компоненты и репродуктивного метода обучения - к личностно-ориентированной, развивающей модели познавательно-деятельностной направленности, основанной на принципах гуманизации, демократизации и ориентированной на приобретение будущим специалистом ряда общекультурных и профессиональныхкомпетенций.Освоениекомпетен-ций обучающимися - важная педагогическая задача, и в этом направлении представляется перспективным рассмотрение понятия корректности, поскольку оно является общим, межпредметным, дает единый подход к формированию ряда профессиональных компетенций, связанных с решением математических задач.
Корректность задачи, корректность математической модели, корректность определения понятия, корректность вопроса и ответа, корректность метода, алгоритма, доказательства и т. д. - это вопросы, осмысление, освоение и обобщение которых позволит реализовать единый подход в обучении математике и выделить профессиональную компетенцию, обеспечивающую успешность решения математических задач. Овладение этой компетенцией, построенной на основе понятия «корректность», позволит будущим специалистам различного профиля в их учебно- позна-
вательной и профессиональной деятельности успешно решать задачи математического содержания.
В статье исследуется возможность совершенствования как математической, так и межпредметной подготовки студентов на основе выделения инвариантов деятельности, адекватных понятию «корректность». С этой целью выполнено следующее:
1) выделено понятие «корректность», выявлено его содержание и основные свойства: общность, системность, фундаментальность, относительность;
2) на основе понятия «корректность» введена общепрофессиональнаякомпетенцияспециалиста,обе-спечивающаяуспешноерешениематематическихзадач (ОПК РЗ); выявлены ее содержательный, операционально -деятельностный и личностный компоненты;
3) построена модель формирования ОПК РЗ -общепрофессиональной компетенции специалиста, обеспечивающей успешное решение математических задач.
1. Понятие «корректность» в математике
1.1. Корректность математической задачи была введена Ж.Адамаром в начале XX века для задач математической физики, [см. 1]. В дальнейшем определение Ж.Адамара было принято математическим со-обществом,[см.2]длязадачматематическогоанализа, вычислительных методов, алгебры, геометрии, теории распознавания образов и т.п. В настоящее время явля-
ется действующим, общепризнанным, причем из математики оно распространилось и привычно применяется в различных областях знаний: информатике, теории систем, теории управления и т. п. Есть примеры его использования и в психолого-педагогических науках: И. П. Калошина [3] работает с определением некорректной задачи по Ж.Адамару в исследовании творческой деятельности; В. А. Крутецкий [4] использует некорректныезадачикаксредстворазвитияматемати-ческих способностей школьников.
В соответствии с этим определением задача называется корректной или корректно поставленной, если ее решение 1) существует, 2) единственно,
3) устойчиво. К однозначной определенности решения (условия 1-2) добавляется требование устойчивости, которое означает, что «малым» изменениям данных задачи соответствуют «малые» изменения решения. Продолжая определение, отметим, что задача называется некорректной или некорректно поставленной, если не выполняется хотя бы одно из условий 1)-3). Таким образом, [3, с.14]: «термин «некорректная задача» означает, что задача либо не имеет решения (в интересующем нас классе), либо напротив, имеет много решений (как минимум два), либо процедура нахождения решения неустойчива». К некорректным также относятся «переопределенные» задачи как неустойчивые [см. 2].
1.2. Корректность математической модели определяется аналогично корректности задачи и включает три требования: однозначную определенность образа объекта моделирования и устойчивость модели. Корректностьмоделиозначаетееполноту, непротиворечивость и устойчивость (робастность). Доказательство корректности математической модели -это первая апробация математической модели, первая проверка модели на адекватность.
Установление корректности математической модели представляет самостоятельную достаточно сложную проблему, поэтому в моделировании корректность очень часто доказывается опосредованно, т. е. выполняются исследования, косвенно подтверждающие корректность модели. Это ряд контрольных проверокразмерности,порядков,характеразависимо-стей, экстремальных ситуаций, физического смысла и математической замкнутости [5].
1.3. Корректность вопроса и ответа. Вопрос -это логическая форма, включающая исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа. Ответ - это суждение, вызванное вопросом; ответуменьшаетинформационнуюнеопределенность, заключенную в вопросе. Ответ на вопрос есть утвердительное предложение, дающее информацию, затребованную вопросом.
Одним из требований к постановке вопроса является его корректность, которая означает, что все предпосылки вопроса (явные и неявные) представляют собой истинные (непротиворечивые) знания. В основе некорректного вопроса лежат предпосылки, представляющие ложные или противоречивые сужде-
ния, смысл которых не определен или не ясен. Если вопрос корректен, то на него существует единственный правильный ответ. В случае некорректного вопроса ответомявляется указаниенаегонекорректность,обо-снование этой некорректности и требование изменить вопрос, уточнить, переформулировать. Правильным ответом на некорректный вопрос является утверждение: «На предложенный вопрос ответа нет ввиду его некорректности». Вопрос некорректен, еслинанегоне существует истинного ответа.
Установлением корректности вопросов занимается методология. Если ответ найден, то вопрос корректен. Признаком корректности постановки вопроса является наличие единственного правильного ответа. Если ответ непосредственно установить не удается, то надо перейти к анализу предпосылок вопроса и в случае их ложности, неясности, дать отрицательный ответ.
Если вопрос трактовать как задачу, то в этом случае явные предпосылки вопроса представляют собой данные задачи, а неявные предпосылки - это те знания, которыми владеет человек; это сведения из предметной области, к которой вопрос относится. При такой трактовке вопроса и ответа корректность вопроса можно связать с непротиворечивостью и полнотой данных вопроса, а также с существованием и единственностью решения-ответа.
1.4. Корректность определения понятия. За каждым определением стоит не единичный объект, а целый класс объектов с их сущностными характеристиками. Корректностьопределения понятия является фундаментальным требованием. При введении научных понятий и терминов должно быть гарантировано их неотъемлемое качество - однозначная определенность рассматриваемого класса объектов, единое понимание определения всеми учеными данной отрасли, а также «откорректированность» определения.
1.5. Корректность доказательства определяется его строением. В каждом доказательстве существует три элемента: тезис, аргументы (основания), демонстрация. Тезис - это суждение, истинность и приятие которого устанавливается в доказательстве, аргументы - суждения, из которых выводится тезис, демонстрация - логическая форма связи названных двухэлементов,обуславливающаянеобходимостьвы-ведения одного из другого, тезиса из аргумента.
Корректность доказательства означает не только его правильность. Если доказательство содержит лишние ходы, громоздко, опирается на верные, но не до конца обоснованные утверждения, то такое доказательство нельзя назвать корректным. В данном случае корректность данного доказательства означает не только его однозначную определенность, но и наличие качественных показателей :«откорректированность», «улучшенность».
Проведенный анализ понятия «корректность» (см. также работы [6, 7]) позволяет сделать ряд выводов о его существенных свойствах:
- понятие «корректность» обладает свойством общности и универсальности;
- понятие «корректность» обладает свойством фундаментальности;
- понятие «корректность» обладает свойствами относительности и системности;
- понятие «корректность» позволяет выделить инварианты деятельности при решении задач, формировании понятий, формулировании вопросов и ответов и реализовать единый подход при формировании про-фессиональныхкомпетенцийпорешениюзадач,владе-нию понятиями, формулировке вопросов и ответов.
2. Общепрофессиональная компетенция специалиста решения математических задач (ОПК РЗ)
В Федеральном государственном образовательном стандарте 2010 года высшего профессионального образования (бакалавриат) для направлений подготовки «Физико-математическиенауки» по профилям: 010100 Математика, 101200 Математика и компьютерные науки, 010500 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем, 010800 Механикаиматематическоемоделирование,-указаны следующие профессиональные компетенции:
- умение понять поставленную задачу (ПК2);
- умение формулировать результат (ПК3);
- умение на основе анализа увидеть и корректно сформулировать математически точный результат (ПК5);
- умение самостоятельно увидеть следствия сформулированного результата (ПК6);
- умение ориентироваться в постановках задач (ПК8);
- знание корректных постановок классических задач (ПК9);
- понимание корректности постановок задач (ПК10);
- самостоятельное построение алгоритма и его анализ (ПК11).
Все указанные компетенции выражают требования к деятельности специалиста по работе с задачей или с отдельными ее частями, а потому их можно объединить в одну общую профессиональную компетенцию ОПК РЗ - общепрофессиональную компетенцию специалиста,обеспечивающуюуспешноерешениема-тематических задач. Таким образом, ОПК РЗ состоит изПК2, ПК3, ПК5, ПК6, ПК8, ПК9, ПК9, ПК10, ПК11.
Общепрофессиональная компетенция (ОПК), обеспечивающая успешное решение задач (РЗ), (ОПК РЗ) - это перечень требований к знаниям, умениям, опыту деятельности и к личным качествам индивида, обладание которыми обеспечит успешноерешение математических задач.
Рассмотрим компонентный состав выделенной компетенции ОПК РЗ.
Содержательная (когнитивная, знаниевая) составляющая:
а) межпредменые знания:
- знания о структуре задачи (данные, требование, решение, обоснование, предметная область),
- знания об этапах решения задачи (осмысление условий и требования задачи, поиск решения, осуществление решения, «взгляд назад»);
- знания о структуре деятельности по решению задачи(предмет, цель, средства, способыдействий,ре-зультат);
б)предметныематематическиезнания:понятия, основные утверждения (теоремы, свойства, взаимосвязь между ними), знание методов решения ключевых задач, знание трех требований корректности задачи.
Операционно-деятельностная (технологическая) составляющая:
- умение выделять структурные звенья задачи;
- умение выполнять анализ данных и требования задачи;
- умение осуществлять целенаправленный поиск решения задачи, составлять алгоритм решения;
- умение правильно реализовывать алгоритм решения;
- умение осуществлять «взгляд назад»;
- владение методами проверки задачи на корректность (полнота и непротиворечивость данных, единственность решения, вырьирование данных и метода решения) на каждом из этапов решения задачи;
- владение методами решения ключевых задач.
Личностная составляющая:
- высокий уровень познавательной мотивации;
- математические способности;
- черты характера: целеустремленность, настойчивость, критичность, открытостьновому, высокаяра-ботоспособность.
3. Модель формирования ОПК РЗ
Анализ математических объектов на установление корректности дает подход к формированию ОПК РЗ.В нашем исследовании объектом моделирования является система формирования профессиональной компетенции, обеспечивающей решение математических задач - ОПК РЗ. Структурно - содержательная модель процесса формирования ОПК РЗ состоит из трех бло-ков:теоретико-методологического,содержательно-дея-тельностного и критериально-оценочного (рис.).
В содержательно-деятельностный блок входят содержание общего и вариативного разделов математики: математический анализ, дифференциальные уравнения, алгебра, геометрия, спецкурсы, спецсеминары; этапы формирования ОПК РЗ, методическое обеспечение учебного процесса (формы, методы и средства обучения).
Критериально-оценочный блок - это предполагаемый результат, критерии и уровни сформирован-ности ОПК РЗ.
Этапы формирования ОПК РЗ: адаптационный, репродуктивный и продуктивный.
На адаптационном этапе студенты знакомятся со структурой задачи, этапами ее решения, тремя требованиями корректности. Этот этап соответствует началу формирования компетенции ОПК РЗ и соответствует обучению на 1-ом курсе. На репродуктивном этапе студенты в процессе деятельности усваивают «деятельность по образцу» решения корректных и некорректных задач, требования существования и единственности решения усваиваются на уровне владения, требование устойчивости решения - на уровне
Цепь: фармиршяние ОіІК Р5
№тДЯІ»УШ»ГП» ПГНВДІ'ІШ.ШМИИЙППДНІ^ ДИІНПДШПННЙ ІШЦД^ ІШШПГТЯП-I |М1 II і црпипшн? ■ПДТПД ДДМІН? ІШДИІД ПИЯТИР ДД^ЦЧ і НІІГПД
Дцдиімичто придам- профееаннжпьшхі іі|ниііжднн, фунджвнташян-тн,
^ЧУТГ"™1™111 Л|ІК Д (™чни«ир|‘)- ШИПШШІІ сикртдоан»-тнсншт ніі»д лнтспши:
* СОДЕРЖАГЕЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬШХТГНЫЙ БЛОК
Сц^н|ідмнн' ;|цн|ніиінии Відлшіін ид ■ и _ штядгпшртш ііш^ і—гііця^ і У<ЦР1|Ш
ц^ррнпртидц» ур«нииі«
ГцДН|ІД чим- ДНГЦНШІННЦ НЦЩЦНшД 1ДГЛІ — Щ1НУ1ІНЧИДЯН і|цш»11 ДДПИДНДУ пп-цмурги гпхуяяш^м
Сккибн ^ПИВИРВ^ЧС&ПНДЕПЕИВИСП: ччім пі—■ ■іуміншд нцціиніїуіііник
ВддніДуднішг іДнігніпуид- ■тттт""-ртіИПИТ ШІН11НИ1 ЩСПИДІ-
ШКИЛНІ, ити^уидпрдмч мы
ртммфсцддроиш икпгадиашмн, репрадугтттмттмт продужтнЕны!. ррсдпд ийучшни: шрр"'т11ыдн ішцці<*іч^двджчн,щнлцяммноед6ешечиш.е!
. Д
КГКГЕРИАЛШСШЦКНПЧтЛИ БЛОК
Кркщнн рдодпюстн сосітлмжшднх ОіІК Е1| Уткятн гфосшгфсшжттштг нгани пглпн, мшп
Рис. Модель методической системы формирования ОПК РЗ
интуитивного представления. На продуктивном этапе достигается владение и оперирование понятиями и методами теории некорректных задач.
У ровень сформированности ОПК РЗ определяется по следующим критериям.
1. Характер мотивации: внутренняя - внешняя, познавательная - репродуктивная;
2. Владение знаниями о структуре задачи: постановка задачи (данные, требование); поиск решения и осуществление решения; «взгляд назад»;
3. Анализ данных задачи на полноту, противоречивость в соответствии с требованием задачи;
4. Владение стратегией поиска решения задачи, характер егопроведения: хаотично - целенаправленно, осознанное владение анализом - синтезом, формули-
рование гипотез, разбиение на подзадачи, рассмотрение частных и предельных случаев, всех возможных вариантов, выбор рационального способа решения, умение выделить главную идею, которая приводит к решению;
5. Качество выполнения решения: правильность, обоснованность, полнота, свернутость выполнения отдельных простейших операций, затраченное время, характер допущенных ошибок (техническая, логическая);
6. Выполнение последнего этапа, «взгляда назад»: проверка правильности решения; проверкаусло-вий корректности задачи; поиск решений, отличных от найденного; обобщение метода; формулирование новых задач;
7.Владениесредствамирешениязадач:рисунки, модели, абстракции, краткая запись задачи, представление данных задачи в различных видах, компьютер;
8. Владение методами решения задач: выбор теоретического базиса для решения задачи, владение ключевыми методами и умение их комбинирования.
Выделим существенный компонент внешней среды для данной системы - педагогические условия формирования ОПК РЗ:
1. последовательное, поэтапное введение элементов теории некорректных задач: от понятий, усвоенных на интуитивном уровне, переход к строгим математическим определениям и оперированию ими;
2.реализация принципафундаментальности, научность изложения материала, связь с современным состоянием теории обратных и некорректных задач;
3.взаимосвязьисогласованностьобучениямате-матическим дисциплинам: математическому анализу, дифференциальным уравнениям, алгебре, геометрии, вычислительным методам, математической физике, спецкурсам и спецсеминарам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тихонов А.Н., Арсенин В.Я. Методы решения некорректных задач. М.: Наука, 1979. 288 с.
2. Кабанихин С.И. Обратные и некорректные задачи. Новосибирск: Сибирское науч. изд-во, 2008. 460 с.
3. Калошина И.П. Психология творческой деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 559 с.
4. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. 432 с.
5. Введение в математическое моделирование / под ред. В. П. Трусова. М.: Логос, 2005. 440 с.
6. Яремко Н.Н. Педагогические компоненты формирования математической деятельности студентов в процессе решения некорректных задач // Известия вузов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2010. № 3 (15). С. 150-157.
7. Яремко Н.Н. Понятие корректности в математике и егореализациявпроцессеформированияматематиче-ской деятельности обучающихся // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 18 (22). С. 244-250.