Педагогический ИМИДЖ
Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html
УДК 377.6
Формирование профессиональных компетенций на занятиях по иностранному языку у студентов первого курса специальности «Туризм»
М. Ц. Ким
Политехнический колледж СахГУ, г. Южно-Сахалинск
Аннотация. В статье рассматривается актуальный вопрос применения межпредметных связей и внедрения инновационных методов, форм и технологий обучения в процессе формирования профессиональных компетенций на занятиях по иностранному языку у студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности «Туризм». Материалы данной публикации могут использоваться учителями школ, преподавателями вузов и ссузов.
Ключевые
слова: компетенция, компетентность, формирование профес-
сиональных компетенций, межпредметные связи, инновационные методы и технологии обучения.
Современное российское образование диктует новые требования к выпускникам образовательных учреждений, которые должны обладать не набором полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков, а определённым уровнем сформированных компетенций, заявленных в федеральном государственном образовательном стандарте (далее - ФГОС). Это свидетельствует о внедрении компетентностного подхода.
В ФГОС СПО по направлению подготовки «Туризм» определяются общие и профессиональные компетенции, необходимые для ведения эффективной профессиональной деятельности, формирование которых является целью профессионального образования. В становлении будущего специалиста в образовательном учреждении ориентиром взят не процесс обучения и воспитания, а его результат [1].
Таким образом, с присвоением квалификации «специалист по туризму» выпускник должен владеть следующи-
Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html
ми видами деятельности:
- сервисной - предоставление туроператорских и турагентских услуг, предоставление услуг по сопровождению туристов;
- организационно-управленческой - управление функциональным подразделением организации;
- проектной - формирование туристского продукта, планирование деятельности подразделения;
- исследовательской - выявление и анализ запросов потребителя, маркетинговые исследования рынка туристских услуг.
Формирование профессиональных компетенций начинается уже с первого курса обучения в учреждениях среднего профессионального образования. На наш взгляд, данная тенденция является результативной, поскольку студент включается в учебную деятельность с осознанием необходимости формируемых профессиональных компетенций.
Дисциплина «Иностранный язык» имеет огромный потенциал для формирования общих и профессиональных компетенций на всех этапах обучения и позволяет имитировать на занятиях профессиональную деятельность, моделируя образовательный процесс на основе межпредметных связей с профилирующими дисциплинами и профессиональными модулями.
Проанализировав программы подготовки специалистов среднего звена общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по данной специальности, разработанные в колледже Сахалинского государственного университета, мы выявили общие темы, изучаемые и на занятиях по иностранному языку (табл.1).
Таблица 1
Интеграция иностранного языка с профилирующими дисциплинами и профессиональными модулями
Дисциплина Общие темы
Индустрия гостеприимства - Types of accommodation - Виды размещения - Types of Hotels - Виды отелей - Classification of Accommodation -Классификация средств размещения - At the Hotel - В гостинице - At the Restaurant - В ресторане и др.
География туризма - Types of Tourism - Виды туризма - Tourism in European countries - Туризм в европейских странах - Tourism in Asian countries - Туризм в азиатских странах - Tourism in Russia - Туризм в России и др.
Педагогический ИМИДЖ
Дисциплина Общие темы
Организация туристской индустрии - History of Tourism - История туризма - Types of tourist companies - Виды туристических предприятий
ПМ. 01 Предоставление турагент-ских услуг (МДК 01.01 «Технология продаж и продвижения турпродук-та»; МДК 01.02 «Технология и организация турагентской деятельности») - Role of the Internet in my future profession - Роль Интернета в моей будущей профессии - New technologies - Новые технологии - Public relations - Связи с общественностью
ПМ. 02 Предоставление услуг по сопровождению туристов (МДК 02.01 «Технология и организация сопровождения туристов»; МДК 02.02 «Организация досуга туристов») - Safety of Tourists - Безопасность туристов - Essential and Additional Services -Основные и дополнительные услуги
В рамках реализации компетентностного подхода мы предлагаем профессионально ориентировать процесс обучения иностранному языку, что позволит повысить интерес к изучаемым темам, вовлечь студентов в профессиональную среду и приведёт к осознанию значимости выбранной профессии.
При этом использование межпредметных связей происходит не эпизодически, а систематически и целенаправленно. В связи с этим содержание курса «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации» предполагает определение тематики и отбор содержания учебного материала, соответствующего требованиям будущей профессиональной деятельности. В свою очередь, освоение учебного материала связано с выбором технологий обучения (табл. 2).
Таблица 2
Реализация компетентностного подхода на занятия по иностранному языку у студентов 1 курса
Формируемая компетенция Темы Инновационный метод / инновационная технология
Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации Tourism in European countries, Tourism in Asian countries, Tourism in Russia Проектная технология, технология case-study, технология критического мышления
Формируемая компетенция Темы Инновационный метод / инновационная технология
Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта Types of Tourism companies Технология развивающейся кооперации, имитационные технологии
Координировать и контролировать действия туристов на маршруте Safety of Tourists Выездная экскурсия, си-стемно-деятельностная технология
Обеспечивать безопасность туристов на маршруте Safety of Tourists Лабиринт действий, имитационные технологии
Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной At the Hotel, At the Airport Деловая игра, информа-ционно-коммуникатив-ные технологии
Таким образом, применение инновационных технологий на занятиях по иностранному языку позволяет не только активизировать деятельность студентов, но и оценивать уровень сформированности профессиональных компетенций на основе анализа самостоятельно достигнутых результатов и демонстрируемого поведения. При этом задания направлены на осуществление всех видов практической деятельности: чтение, письмо, аудирование, говорение.
Широкое использование межпредметных связей повышает мотивацию студентов к обучению и выступает основным фактором формирования профессиональных компетенций будущих специалистов, поскольку у студентов появляется возможность применять полученные знания из профессиональных курсов на практике и одновременно успешно усваивать новые знания и умения.
Список литературы
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 43.02.10 Туризм [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки РФ от 07.05.2014 N° 474 / URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_165773/cfbc88838e93ffbc7b5b2035c05baac7e01fa44a/ (дата обращения: 19.06.2016 г.).
Педагогический ИМИДЖ
^iAv;iiionpo y
Formation of Professional Competencies the First Year Students (Specialty ''Tourism'') at the English Classes
M. Ts. Kim
Polytechnic college, Sakhalin State University, Yuzhno-Sakhalinsk
Abstract. The article is focused on the actual problem of using of interdisciplinary connections and the implementing the innovative methods, forms and technologies of teaching during the process offormation of students ' professional competencies at the English classes in educational institutions of secondary vocational education (specialty "Tourism").
This material can be used by teachers, lectures of vocational and higher education.
Keywords: competency, competence, formation of professional competencies, interdisciplinary connections, innovative methods and technologies of teaching.
Ким Марина Цериевна
заместитель директора по производственному обучению Политехнический колледж, Сахалинский государственный университет 693010, Южно-Сахалинск, ул. Горького, 26
тел.: 8 (4242)462225 e-mail: [email protected]
Kim Marina Tserievna
Deputy Director of apprenticeship training
Polytechnic college, Sakhalin State University
26 Gorkogo St, Yuzhno-Sakhalinsk, 693010
tel. 8(4242)422225
e-mail: [email protected]