статей / С.-Петерб. ин-т психологии и акмеологии. - СПб., 2012. - С. 81-94.
2. Воронов, И.А. Календарь как основа оптимального механизма психических отражений / И.А. Воронов // Материалы I-го Междунар. конгресса «Слабые и сверхслабые поля и излучения в биологии и медицине». - СПб. : [б. и.], 1997. - С. 164-172.
3. Воронов, И.А. О безопасности космических полетов средствами физических упражнений / И.А. Воронов // Вестник Международной академии человека в аэрокосмических системах : юбилейный выпуск к 60-летию ВВА имени Ю. А. Гагарина. Специальный выпуск № 2. - Монино : [б. и.], 2000. - С. 4-13.
4. Воронов, И.А., Моторно-аудио-визуально-темпоральная (MAVT) синестезия / И.А. Воронов, С.В. Залетин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2007. - № 6 (28). - С. 37-47.
REFERENCES
1. Bocharova T.A. (2012), "Aggression and aggressive behavior at practicing martial arts", Theoretical and applied problems of acmeology, Collection of articles, pp. 81-94, St. Petersburg, Russian Federation.
2. Voronov I.A. (1997), "Calendar as basis of the optimum mechanism of mental reflections". Weak and superweak fields and radiations in biology and medicine, pp. 164-172, St. Petersburg, Russian Federation.
3. Voronov I.A. (2000), "About safety of space flights by means of physical exercises", the Messenger of the International academy of the person in space systems, Vol. 2, pp. 4-13, Monino, Russian Federation.
4. Voronov I.A., Zaletin S.V. (2000), "Motor-audio-visual-temporal (MAVT) sinestezy". Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 28 No. 6, pp. 34-47.
Контактная информация: [email protected], [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.09.2013.
УДК 378
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЕХНИКУМА
Александр Николаевич Гайдуков, соискатель, преподаватель,
Амурский институт железнодорожного транспорта филиала Дальневосточного университета путей сообщения в городе Свободном (АмИЖТ-филиал ДВГУПС)
Аннотация
В статье проанализировано современное состояние внедрения компетентностного подхода в образовательную практику среднего профессионального образования, на примере физкультурного образования будущих машинистов, обеспечивающего конкурентоспособность, мобильность и безопасность профессиональной деятельности. В своей работе мы уточнили понятие «интеграция профессиональных компетенций» при подготовке специалистов железнодорожного транспорта в рамках обязательной дисциплины «физическая культура». Выявили и обосновали педагогические условия формирования профессиональной компетентности с позиции обеспечения безопасности управления локомотивом и жизнедеятельности специалистов среднего звена, реализуемые путем интеграции профессиональных (сенсомоторных и личностных) компетенций в физкультурном воспитании и образовании студентов железнодорожного техникума.
Ключевые слова: интеграция профессиональных компетенций машинистов, инновационная технология, непрерывное физкультурное образование, прикладная физическая культура.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.09.103.p41-44
CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF THE STUDENTS OF RAILWAY
TECHNICAL SCHOOL
Alexander Nikolayevich Gaidukov, the competitor, teacher,
Amur Institute of Railway Transport, the branch of the Far Eastern Railway Transport University in Svobodniy
Annotation
The article analyzes the status of the competence approach introduction into the educational practice of the specialized secondary education, on the example of the physical education of future drivers, providing competitiveness, mobility and safety of their professional activity. In our work, we have clarified the concept «integration of professional competencies» at training the specialists of the railway transport within the obligatory discipline «physical culture». We identified and justified the pedagogical conditions for forming of the professional competences, ensuring the security of locomotive control and life of the mid-level specialists, implemented by the integrating of the professional (sensorimotor and personal) competences within the frames of the Physical culture education of the students of the Railway Technical School.
Keywords: integration of the professional competencies of locomotive drivers, innovative technology, continuous physical education, applied physical culture.
Учебная дисциплина «Физическая культура» является обязательным предметом в системе среднего специального образования. Социальный заказ на подготовку компетентных функционально и психологически подготовленных специалистов выводит данный предмет в ряд необходимых и основополагающих образовательных дисциплин. Формирование компетенций профессиональной безопасности, саморазвития в педагогической системе предмета «Физическая культура» определяется как упорядоченная самоуправляемая целостность множества динамично функционирующих элементов обучения и воспитания, специфическое взаимодействие субъектов физкультурного образования, в совокупности ориентированных на интеграцию профессиональных компетенций.
Проведенный нами в [1] анализ показал, что вопросы формирования профессиональных компетенций в процессе интеграции обучения и воспитания в железнодорожных техникумах, во многом, идентичны с проблемами совершенствования образовательной деятельности в СПО в целом. Комплексных исследований, включающих разработку нового содержания, методов, форм обучения и оценивания образовательных достижений, адекватных целям и требованиям рынка крайне недостаточно. Особое место занимает формирование компетентности в области безопасности движения и безопасности жизнедеятельности специалистов среднего звена в условиях интенсивной профессиональной деятельности.
Значительным резервом в формировании профессиональной компетентности выпускников железнодорожных техникумов является дисциплина «физическая культура». Остаются нерешенными противоречия между: требованиями работодателей к личностным качествам и физической готовности выпускников учреждений СПО и их фактической профессионально-прикладной подготовкой; объективными возможностями дисциплины «физическая культура» в интеграции профессиональных компетенций студентов учреждений СПО технического профиля и недостаточной разработанностью этой проблемы на теоретическом, содержательном и методическом уровнях; необходимостью применения инновационных технологий повышения готовности к профессиональной деятельности и недостаточным организационно-методическим обеспечением прикладного физкультурного образования студентов СПО.
Необходимость разрешения данных противоречий обусловил выбор темы исследования: «Интеграция профессиональных компетенций в процессе физкультурного обра-
зования студентов железнодорожного техникума»
Экспериментальной базой исследования являлся процесс физкультурного образования и воспитания техникумов железнодорожного транспорта Амурской области и Хабаровского края, образовательный процесс кафедры физического воспитания
Разработанные организационно-педагогические условия интеграции профессиональных компетенций будущих машинистов локомотива включают:
- создание инновационной образовательной и воспитательной среды на основе прикладной физической культуры: специализированные занятия, направленные на улучшение показателей сложных сенсомоторных реакций выбора, реакций на движущийся объект, координационных способностей, объема и концентрации внимания, памяти, стрессоустойчивости и других профессионально-важных качеств машиниста;
- применение современных технологий активного обучении: создание проблемных (аварийных) ситуаций, компьютерное тестирование, метод проектов, диагностические методики, методики срочной информации по уровням компетенций, применение прикладных видов спорта и проведение спортивных мероприятий со студентами экспериментальной группы;
- применение разработанного автором методического комплекса, включающего способы организации и формирования компетенций профессиональной безопасности и саморазвития в направленной физкультурной деятельности, способы поэтапного практического усвоения сенсомоторных упражнений и комплексов;
- актуализация через виды прикладной физической культуры взаимосвязи профессионально направленных двигательных интересов студентов с содержанием профессиональной подготовки.
Модульный принцип построения образовательных программ позволил обеспечить непрерывность и преемственность обучения на каждом уровне с первого по третий курс; вариативность методического комплекса создает возможность выбора студентами содержания прикладной психолого-педагогической и физической подготовки в зависимости от индивидуальных мотивов, интересов, уровней подготовленности.
Повышение мотивации студентов к освоению профессионально-важных качеств и умений, применение активных методов обучения, технологий взаимодействия и самообразования, в совокупности, позволило добиться позитивных результатов в формировании другой группы компетенций: умение работать в команде, принимать ответственные решения, проявлять личную инициативу, стремиться к самопознанию и саморазвитию. Содержание интеграции профессиональных компетенций в процессе физкультурного образования студентов техникума железнодорожного транспорта реализовано в следующей образовательной траектории:
Профессиональные ориентации ^ мотивация ^ интеграция профессиональных компетенций ^ компетентность специалиста.
В структуре формирования компетенций принятия ответственных решений, умения действовать в нестандартных, стрессовых и аварийных ситуациях в процессе экспериментального исследования были решены следующие задачи: формирование ценностного отношения студентов к предмету познания и освоения (психофизическая готовность машиниста); осознание необходимости и важности применения приобретенных знаний и умений для дальнейшего профессионального и личностного роста; приобретение физкультурного опыта безопасной жизнедеятельности; привитие умений принимать ответственные решения в экстремальных условиях; развитие сенсомоторных качеств и двигательных умений, необходимых для профессиональной деятельности машинистов локомотива; саморегуляция поведения в производственной и социальной среде; воспитание ответственности, самостоятельности, инициативности посредства.
Интеграция профессиональных компетенций безопасности и саморазвития повлияла на изменение форм и содержания физкультурного воспитания и образования студен-
тов, значительно активизируя самостоятельные занятия студентов по освоению сенсомо-торных упражнений и комплексов, а также совершенствования методов саморегуляции и самоконтроля. На наш взгляд, при формировании основной образовательной программы в технических учебных заведениях системы СПО, по дисциплине «Физическая культура», необходимо применять модель интеграции «компетенций безопасности и саморазвития», усиливающий мотивационный, гносеологический, физический и психологический компонент физкультурного воспитания и образования. Данная позиция получила подтверждение в результатах педагогического эксперимента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гайдуков, А.Н. Теоретические подходы к проблеме интеграции профессиональных компетенций будущих машинистов локомотива / А.Н. Гайдуков, В.В. Федоров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 26-30.
REFERENCES
1. Gaidukov, A.N. and Fyodorov, V.V. (2013), “Theoretical approaches to the problem of integration of the professional competences of future locomotive engineers”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No.5, pp. 26-30.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.09.2013.
УДК 796 (076)
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Юрий Юрьевич Жуков, кандидат педагогических наук,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье отображена актуальность, программа и результаты исследования взаимосвязей познавательной учебной активности и учебной успеваемости студентов вузов физической культуры. Здесь не только отражены такие взаимосвязи, но и определены факторы успешного обучения как в плане общего влияния познавательной активности, так и отдельных ее компонентов. К числу наиболее выраженных факторов относятся: высокая организация процесса учебы, проявление волевых усилий при выполнении учебных заданий и интерес к учебе. К числу наиболее зависимых от познавательной активности являются показатели успеваемости: по педагогической практике, по теории физической культуры, и по психологии физической культуры и спорта.
Ключевые слова: познавательная активность, волевые усилия, самостоятельность, организованность, надситуативная активность, интерес к учебе, интегрирование материала, комфортность учебной деятельности, учебная успеваемость, учебные дисциплины, коэффициенты корреляции и регрессии.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.09.103.p44-50
COGNITIVE ACTIVITY AS FACTOR OF PROGRESS OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE
Yury Yuryevich Zhukov, the candidate of pedagogical sciences,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The article reflects the urgency, program and results of the examination of the interrelations between the cognitive training activity and training progress of the students of Institute of Higher Education