ИЗУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
УДК 376.37:378
ББК 74.489.87 ГСНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.01; 13.00.03
А. А. Алмазова
Москва, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ЛОГОПЕДА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. Рассматривается
проблема совершенствования профессиональной подготовки логопеда через формирование качеств языковой личности. Анализируются исследовательские подходы к изучению языковой личности. Предлагается ряд направлений, реализация которых в системе подготовки студентов-логопедов будет способствовать формированию профессиональной языковой личности.
Ключевые слова: логопед; языковая личность; лингвистическая подготовка; языковая компетенция; профессиональная компетенция.
Сведения об авторе: Алмазова Анна Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент.
Место работы: зав. кафедрой русского языка и спецметодики его преподавания, Московский педагогический государственный университет, г. Москва.
Контактная информация: 119571
E-mail: [email protected].
Целью современного высшего образования является подготовка профессионально компетентного специалиста (бакалавра, магистра), способного решать различные за© Алмазова А. А., 2014
A. A. Almazova
Moscow, Russia
FORMING OF THE PROFESSIONAL LINGUISTIC PERSONALITY OF THE SPEECH THERAPIST AS AN IMPORTANT PROBLEM OF HIGHER EDUCATION
Abstract. The problem of perfection of speech therapist training through qualities forming of a linguistic personality is discussed. The research approaches to investigation of a linguistic personality are analyzed. The range of ways is suggested, realization of which in the system of training of speech therapists would stimulate further forming of the professional linguistic personality.
Key words: speech therapist; linguistic personality; linguistic training; linguistic competency; professional competency.
About the author: Almazova Anna Alexeevna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.
Place of employment: Head of Department of the Russian Language and Its Special Methods of Teaching, Moscow Pedagogical State University, Moscow.
Москва, пр. Вернадского, д. 88.
дачи профессиональной деятельности. Для логопеда профессиональная компетентность во многом определяется уровнем его лингвистических знаний и прикладных уме-
ний. Русский язык является не только инструментом, но и объектом воздействия, поскольку деятельность логопеда по сути заключается в формировании языковых средств у ученика (ребенка или взрослого).
Лингвистика является базовой для логопедии наукой, а ее изучение — неотъемлемой частью подготовки квалифицированного специалиста. У логопедии и лингвистики имеется много точек пересечения как теоретического, так и прикладного характера.
В логопедии, как и в специальном образовании в целом, ключевыми категориями являются антропоцентризм и гуманизм, провозглашающие ценность человеческой жизни, веру в возможности личности. Антропоцентрическое направление активно реализуется и в лингвистике как идея изучения «человека говорящего», познание языка и мира через язык в использовании его человеком, что наиболее развернуто воплощено в теории языковой личности.
Предпосылки создания данной теории заложены в трудах
В. фон Гумбольдта и его последователя Й. Л. Вайсгербера, говоривших о неразделимой связи человека и его родного языка, влияющего на его картину мира на протяжении всей жизни [1; 2].
Появление целостной концепции языковой личности в отечественной науке связано с именем Ю. Н. Караулова, который считает, что языковая личность — это человек, обладающий способностью
создавать и воспринимать тексты, различающиеся: «а) степенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точностью отражения действительности; в) определенной целевой направленностью» [3, с. 60].
Развитие языковой личности, таким образом, связано с наличием трех факторов: 1) речевых возможностей (практическое владение языком), 2) широкого кругозора,
способностью к установлению логических связей, системы знаний, в том числе и знаний о языке, собственно лингвистических (когнитивная составляющая), 3) мотивационно-
прагматической ориентации личности (осознанное стремление к совершенствованию речевых и лингвистических возможностей).
В логопедии проблема языковой личности является двусторонней. Во-первых, она может рассматриваться в контексте решения задач логопедического воздействия на личность и речь обучаемого. Во-вторых, понятие языковой личности может быть применено непосредственно к логопеду. В этом, втором, аспекте мы и рассмотрим данную проблему.
Формирование языковой личности проходит несколько этапов [4], на протяжении которых развивается языковая компетенция (приобретается речевой опыт и формируется система знаний о языке), расширяется кругозор, определяется мотивация и способность к рефлективной деятельности. Выпускники школ могут достичь высокого уровня развития языковой личности при условии достаточной моти-
вации и наличия целенаправленно выстроенной системы обучения.
Если говорить об абитуриентах, поступающих в вуз на логопедический профиль, то они, безусловно, демонстрируют разный уровень развития языковой личности. К сожалению, чаще он оказывается невысоким, как и у значительной части современных выпускников школ.
Ряд публикаций и исследований позволяет нам опосредованно рассмотреть некоторые аспекты и особенности языковой личности студентов-логопедов.
Е. Н. Волкова [5] приводит данные, согласно которым почти у половины студентов-логопедов (46 %) отмечается низкий уровень коммуникативной культуры, среди прочего выражающийся в недостаточном запасе лингвистических знаний, неэффективном использовании языковых средств общения, неспособности к спонтанному высказыванию и трансформации высказывания при изменении ситуации или условий общения и его анализу, невыразительности, монотонности высказывания.
Нами было проведено развернутое исследование, направленное на оценку специфики и качества лингвистической подготовки будущих логопедов, в котором приняли участие около 800 студентов разных вузов, курсов и форм обучения. Материалы, полученные в ходе исследования, показали, что студенты, испытывая и осознавая определенные трудности в изучении русского языка, рассматривают
его освоение как путь совершенствования собственной речевой культуры. Однако уровень развития устной и письменной речи, качество лингвистических знаний и готовность к их применению в будущей профессиональной деятельности, степень осознания роли и места лингвистических знаний в логопедии остаются недостаточными даже у выпускников [6; 7].
Так, по нашим данным, только около 10 % студентов написали полноценные тексты (эссе) на предложенную тему, аргументировали свои суждения, создали композиционно стройное высказывание, не допустили ошибок в языковом оформлении.
Примерно такое же количество студентов продемонстрировало хорошую устную речь. У подавляющего же большинства опрошенных выявлены нарушение или недостаточность технических параметров (дыхание, голосоведение, дикция) устной речи, логико-смыслового построения высказывания и его темпо-ритмических характеристик, несоблюдение различных норм. У части студентов можно наблюдать целый «букет» негативных характеристик устной речи [8].
Хотя разобранные исследования не были прицельно направлены на оценку уровня развития языковой личности, из представленных данных можно заключить, что этот уровень у большинства студентов невысок.
Однако, согласно авторитетному мнению М. Р. Львова, становление языковой личности завершается лишь к 21 году, да и в даль-
нейшем она может совершенствоваться [9]. Следовательно, правильно построенное обучение в вузе может активизировать имеющиеся у студентов внутренние ресурсы для развития языковой личности.
Какова же профессиональная языковая личность логопеда?
Специальных трудов об особенностях формирования языковой личности логопеда в процессе профессиональной подготовки, насколько нам известно, нет, языковая компетентность логопеда отдельно исследователями также не выделяется. В ряде работ, посвященных изучению профессиональной компетенции, авторы выделяют в ее составе компетенцию коммуникативную. В немногочисленных исследованиях близкой тематики, как правило, оценивается речевая практика логопеда, профессиональный речевой опыт.
Так, Е. Н. Жукатинская, Е. Е. Ма-ринич [10; 11] рассматривают профессиональную компетентность логопеда как интегральное образование, выделяя в ней в качестве компонента коммуникативную компетентность. Последняя описывается без профессионально ориентированных акцентов как «умение устанавливать межличностные связи, организовывать целесообразные взаимоотношения в коллективе, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных ситуациях, четко и ясно излагать мысли, убеждать, аргументировать, передавать рациональную и эмоциональную информацию,
организовывать и поддерживать диалог, пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации» [11, с. 8].
Целенаправленно изучает коммуникативную компетенцию логопеда Е. Н. Волкова в уже упоминавшемся исследовании [5], выделяя в ее составе когнитивный, личностный, деятельностный, аксиологический, эмоциональный компоненты. Однако авторская трактовка понятия коммуникативной компетенции дает ограниченное представление о видах профессиональной деятельности и сфере работы логопеда (коррекционно-развивающая деятельность, работа над устной речью), сужает круг адресатов коммуникации (дети), не определяет понятия культуры речи. Тем не менее автор подчеркивает профессиональную необходимость и значимость базовых лингвистических знаний, сформированности аудирования и говорения как видов речевой деятельности, способности анализа и изменения собственного речевого высказывания в языковом и стилевом плане, с точки зрения эмоциональной и интонационной выразительности речи.
Ориентиры для определения сущности языковой личности логопеда мы можем определить, рассмотрев концепции профессиональной и элитарной языковой личности.
Профессиональная языковая личность «раскрывается в особенностях производимых ею языковых единиц и целостных текстов, в своеобразии принадлежащего личности профессионального дис-
курса, подчиненного целям и задачам профессиональной деятельности» [12, с. 263].
Профессиональный дискурс является основной репрезентирующей единицей носителя языка; его появление обусловлено спецификой профессиональной деятельности. Особенности профессиональной языковой личности логопеда выражаются, таким образом, через специфику логопедического дискурса.
Л. С. Бейлинсон [13] проведено развернутое социолингвистическое исследование профессионального логопедического дискурса, который определяется автором как «институциональное общение людей, получивших специальную подготовку для выполнения определенной трудовой деятельности». Логопедический дискурс, по мнению автора, характеризуется прагматическими, ценностными, стратегическими, жанровыми, структурно-семантическими, концептуальными особенностями.
Эти особенности реализуются через нацеленность на оказание профессиональной квалифицированной помощи пациенту (обучающемуся), высокую предсказуемость (трафаретность) коммуникативных действий, отдаление адресатов дискурса, интеграцию медицинского и педагогического дискурса, наличие деонтологических установок, реализацию набора коммуникативных тактик.
Речь логопеда характеризуется особым фонетическим (специфическая артикуляция, осознанность и дифференцированность темпо-мело-
дического, интонационного оформления), лексическим (устойчивая терминология и дидактические включения, прямое значение слов, специально отобранный материал для занятий), текстуально-грамматиче-
ским (преобладание описательных текстов, акцентуация основной
мысли, специфика в использовании местоимений) оформлением.
Формирование набора умений, обеспечивающих становление такого дискурса, требует определенных знаний (в том числе лингвистических, речеведческих), способности к контролю и самоконтролю за речью. Для овладения профессиональным логопедическим дискурсом недостаточно того лингвистического багажа, с которым абитуриенты приходят в вуз.
К какому уровню развития профессиональной языковой личности следует стремиться?
Чтобы определить максимальную планку развития языковой личности логопеда, обратимся к концепции элитарной языковой личности, представления о которой основаны преимущественно на оценке языковой компетенции.
О. Б. Сиротинина, которая
ввела понятие элитарной языковой личности в практическую риторику, отмечает: «Носители элитарной речевой культуры владеют всей системой функционально-стилевой дифференциации языка и каждый функциональный стиль используют без особых усилий, как бы автоматически» [14, с. 6].
Отнесенность к элитарной языковой личности определяется
рядом параметров: владение литературными нормами в их функционально-стилевой дифференциации, совершенное владение речевыми жанрами и стилями (научный, педагогический дискурс), наличие индивидуального стиля, реализация всех качеств хорошей речи (целесообразность, ясность, богатство, выразительность, точность, логичность и т. д.) в любой коммуникативной ситуации. Отметим также важность широкого кругозора, необходимость стремления к совершенствованию речевой и коммуникативной культуры, соблюдение этических норм [15; 16].
Рассмотренные нами исследовательские подходы апеллируют преимущественно к речевой и, в определенной степени, мотивационной составляющим. Лингвистические знания рассматриваются лишь как базовые для совершенствования речевых возможностей
Формирование личности, обладающей элитарной речевой культурой или стремящейся к ней, требует решения ряда прикладных и теоретических задач, связанных с изучением феномена общения (в том числе профессионального), отбором содержания, методов, форм обучения, определением риторических правил, на наш взгляд, тесно пересекающихся с деонтологическими в профессиональной деятельности логопеда.
Профессиональная компетентность логопеда во многом определяется уровнем лингвистических знаний, степенью усвоения теоретической лингвистической базы в виде обобщенных системных знаний
о языке и речи, способностью распознавать и квалифицировать нарушения языковых и речевых норм, осознавать закономерности развития и функционирования системы «язык — индивидуум — общество».
Профессиональная деятель-
ность логопеда, в отличие от большинства педагогических специальностей, требует не только дискурсивных умений, но и включения системы лингвистических знаний в различные виды профессиональной деятельности (диагностическую,
коррекционно-развивающую, пропедевтическую и др.). Эта работа обеспечивается грамотным отбором, корректной подачей языкового материала, правильным определением способов работы с ним и т. д.
Таким образом, специфика профессиональной деятельности логопеда позволяет обозначить как «программу-максимум» стремление к элитарному типу языковой личности. Ориентируясь на формирование такой профессиональной языковой личности, мы можем определить направления подготовки студентов:
• осознание студентами важности речевых умений и лингвистических знаний для профессиональной деятельности, развитие стремления к их совершенствованию;
• совершенствование речевых возможностей студентов, формирование у них профессионально ориентированных дискурсивных умений;
• освоение ими фундаментальных лингвистических знаний;
• формирование у будущих логопедов прагматической установки на применение этих знаний в про-
фессиональной деятельности; формирование прикладных профессионально ориентированных лингвистических умений.
Перспективной представляется не только практическая реализация указанных направлений в системе подготовки логопедов, но и более детальная разработка теории профессиональной языковой личности логопеда, определение ее параметров и характеристик.
Литература
1. Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию / В. фон Гумбольдт. — М. : Прогресс, 1984.
2. Вайсгербер, Й. Л. Родной язык и формирование духа / Й. Л. Вайсгербер. — М., 1993.
3. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. — М. : Наука, 1987.
4. Богин, Г. И. Типология понимания текста / Г. И. Богин. — Калинин : Изд-во КГУ, 1986. — 85 с.
5. Волкова, Е. Н. Формирование коммуникативной культуры будущих учителей-логопедов в педагогическом вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук :
13.00.08 / ВолковаЕ. Н. — Шуя, 2009.
6. Алмазова, А. А. Изучение учебно-
профессиональной мотивации студен-тов-логопедов / А. А. Алмазова // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы 2-й Меж-дунар. науч.-практ. конф. (Москва,
19—21 июня 2012 г.) : в 3 т. / науч. ред. И. В. Евтушенко, В. В. Ткачевой. —
М. : АНО «НМЦ „СУВАГ“», 2012.
7. Алмазова, А. А. Оценка грамотности письма студентов-логопедов / А. А. Алмазова // Преподаватель XXI век. — 2012. — № 2.
8. Алмазова, А. А. Проблемы совершенствования устной речи будущих логопедов в системе высшего профессионального образования / А. А. Алмазова // Голос и речь : мультидисциплинарный науч.-практ. журн. — 2012. — № 1 (6).
9. Львов, М. Р. Основы теории речи : учеб. пособие / М. Р. Львов. — М. : Академия, 2000.
10. Жукатинская, Е. Н. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя-логопеда : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Жу-катинскаяЕ. Н. — Липецк, 2008.
11. Маринич, Е. Е. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя-логопеда в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук :
13.00.08 / Маринич Е. Е. — Шуя, 2012.
12. Голованова, Е. И. Профессиональ-
ная языковая личность: специфика профессиональных процессов в сфере теории и практики / Е. И. Голованова // Non multum, sed multa: немного о многом. У когнитивных истоков современной терминологии : сб. науч. тр.
в честь В. Ф. Новодрановой. — М. : Авторская академия, 2010.
13. Бейлинсон, Л. С. Стратегии логопедического дискурса / Л. С. Бейлин-сон // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. Сер.: Филология. — 2009. — № 4, т. 2.
14. Сиротинина, О. Б. Устная речь и типы речевых культур / О. Б. Сироти-нина // Русистика сегодня / РАН. — М., 1995. — № 4.
15. Силантьева, М. С. Элитарная языковая личность в профессиональном дискурсе : автореф. дис. .. канд. филол. наук : 10.02.19. — Пермь, 2012.
16. Кочеткова, Т. В. Языковая личность носителя элитарной речевой культуры : автореф. дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.01. — Саратов, 1999.