Формирование профессиональной мотивации будущих педагогов Formation of professional motivation of future teachers
Ракчеева Анна Вячеславовна
студентка 5 курса
Ставропольский Государственный Педагогический Институт
Росиия, г.Ставрополь e-mail: [email protected]
Rakcheeva Anna V.
5-year student Stavropol State Pedagogical Institute Russia, Stavropol e-mail: [email protected]
Казакова Анастасия Владимировна
студентка 5 курса
Ставропольский Государственный Педагогический Институт
Россия, г. Ставрополь
Kazakova Anastasiya V.
5-year student Stavropol State Pedagogical Institute Russia, Stavropol
Аннотация.
В данной статье раскрывается значимость профессиональной мотивации учащихся педагогического института.
Annotation.
This article reveals the importance of professional motivation of students of pedagogical Institute.
Ключевые слова: профессиональной мотивации, педагогического института, педагогической профессии, студентов, педагог, комплексная программа.
Key words: professional motivation, pedagogical Institute, pedagogical profession, students, teacher, integrated program.
Развитость содействует положительному отношению студентов к избранной профессии, постепенному и не болезненному введению их в самостоятельную учебную деятельность. Низкая удовлетворенность специальностью сильно уменьшает результативность профессиональной деятельности, в большинстве случаев является предпосылкой текучести сотрудников, то, что приводит к негативным экономическим последствиям. Во взаимосвязи с этим встает особенно актуальной проблема развития положительной профессиональной мотивировки у будущих преподавателей. В современной отечественной и зарубежной психологии накоплен богатый опыт в области теории мотивации и мотивов, в контексте которых профессиональная мотивация рассматривается как один из нюансов мотивации деятельности человека. Под профессиональной мотивацией Лях, М. В. подразумевает комплекс факторов и действий, которые, стимулируют и адресуют личность к исследованию будущей профессиональной деятельности [2].
Анализ и обобщение использованных материалов согласно вопросу подготовки преподавателей свидетельствует, тому что учебно-воспитательный процесс в современных педагогических вузах недостаточно стимулирует индивидуальное и профессиональное развитие учащихся. Образовательные процессы носят в значительной мере стихийный, мало контролируемый характер, то, что никак не содействует положительной ориентации выпускников на педагогическую деятельность. К отличительным чертам профессиональной мотивации учащихся педагогического института принадлежат избирательное отношение личности к материальным и духовным ценностям общества; несоответствие мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности и активность профессиональной мотивации, то, что дает возможность допустить наличие отличий в профессиональной мотивации студентов в зависимости от стадии профессионализации. Поиск себя в профессии педагога начинается зачастую вплоть до поступления в институт. Далее психолого-педагогическая подготовка в институте содействует осмыслению особенностей «профессионального старта», сама концепция образования в институте задает порядок и стиль будущей профессиональной деятельности; психологическая структура деятельности преподавателя объясняет её методы[1].
С целью раскрытия условий и факторов, оказывающих большое влияние на развитие профессиональной мотивации будущего педагога О. Ю. Харченко, провела анализ содержания программы образования в педагогическом институте. Вследствие чего выявила необходимый потенциал с целью формирования процесса развития профессиональной мотивации будущих педагогов и разработана модель формирования профессиональной мотивации студентов.
Профессиональная мотивация будущих педагогов формируется постепенно. В процессе начального этапа у студента в рамках эмпирических представлений о работе педагога, а также результатов профориентации в школе формируется основная профессиональная мотивация, приобретаются первые эмоционально окрашенные знания о работе педагога. На этом этапе ведется первичная диагностика профессиональной мотивации студентов. Основанием для отбора диагностических методик выступают элементы структуры профессиональной мотивации: профессионально-познавательный интерес, профессиональные планы и мотив достижения.
Самым значимым считается этап актуализации, итогом которого выступает осмысленная профессиональная мотивация студента, формирующаяся в процессе разных видов учебной деятельности в контексте будущей профессиональной деятельности. В модели четко показано, что воздействие на мотивацию оказывает собственно учебная деятельность, содержащая обучение дисциплинам и профессиональным модулям учебного плана специальности; профессионально-пропедевтическая деятельность студента и учебно-профессиональная деятельность. В процессе прогностического этапа у будущего педагога на основе стремления сделать карьеру развивается перспективная профессиональная мотивация [8].
Харченко О. Ю. так же проанализировала комплексную программу формирования профессиональной мотивации студентов, Панфиловой, А. П. которая обеспечивает скоординированность воздействия разных видов деятельности в профессиональную мотивацию будущего специалиста. Данная комплексная программа совместила авторские методические разработки учебных занятий и внеаудиторных мероприятий, психолого-педагогический тренинг «Формирование профессиональной мотивации студентов» и авторскую программу педагогической практики студентов педагогического института. Методика применения этой программы представляла собою процесс последовательной реализации её модулей. Гностический модуль программы
формирования профессиональной мотивации будущих учителей был ориентирован на определение главных направлений, выбор технологий и техник развития профессиональной мотивации студентов. Деятельностный модуль программы объединял учебные занятия по дисциплинам и профессиональным модулям, внеаудиторные мероприятия, тренинг и практику [4].
Первый курс этого модуля был ориентирован в развитие у учащихся заинтересованности к содержанию педагогической деятельности, понимание её целей и проблем, развитие адекватного образа профессии преподавателя (лекционные и практичные занятия, классные часы, тематические встречи с шефами-старшекурсниками, творческие встречи с учителями, тематические вечера и т. д.) и включал следующие способы и приемы:
Использование метода диалогического изложения (формирование педагогом безупречно опосредованной личностно-семантический условия, сопряженной с тренировочным вхождением и его участком в текстуре предстоящей высококлассной работы учащихся, а кроме того постановку им в данной основании важной безупречно-семантический трудности). Огромное значение способен иметь обсуждение студентами тем их выбора педагогической профессии. Оно строится вокруг последующих проблем: «Почему вы избрали для поступления педагогический институт?», «Возможно ли назвать престижной профессию педагога?», «Чем вам нравится будущая специальность?», «Какие проблемы вам в ней видите?», «То что нужно совершить с целью этого, для того чтобы приподнять авторитет специальности педагога?» и т. п. (фигуры: приближенная диалог, обсуждение вопроса, полемика, целый столик, церебральный, приступ). Рассмотрение злободневных трудностей действительной практики школьного обучения и воспитания, отображающих существующие в данной области серьезные противоречия (появится понимание о преподавательской реальности в отсутствии прикрас и сформируется индивидуальное понимание важных преподавательских трудностей, а формирующиеся высококлассные убеждения и взгляды получат эффективный вид). Активно-поисковая деятельность - вместе с педагогом проектируют какую-либо профессионально опосредованную проблемно-смысловую ситуацию, связанную с будущей деятельностью, а затем самостоятельно разрешают заложенные в ней противоречия (развитие ценностно-коннотационного мышления предстоящего педагога, его возможности выбирать решения в значимые безупречно-коннотационные проблемы: тот или другой свойство считается преобладающим в персоны и высококлассной работы преподавателя?)
Придание профессионально-смыслового характера самостоятельной учебной и исследовательской работе студентов в ходе подготовки к семинарским занятиям, написания учебных и научных отчетов, рефератов и сообщений, в процессе которой происходит понимание различных мировоззренческих, морально -этических и прочих важных проблем.
Второй курс направлен на организацию рефлексивно-смысловой активности студентов - применение метода постановки и решения будущими учителями посредством самодиагностки, самоанализа и самооценки актуальных для их рефлексивно-смысловых трудностей, затрагивающих, в первую очередь всего, хода и результатов учебно-профессионалной деятельности и поведения. Оценка значимости педагогических ситуаций, явлений и процессов, возникающих в окружающей его учебной, внеаудиторной действительности - студент соотносит их с собственной оценочной системой, что считается отображением своеобразия его личностно-смысловой сферы подбирая тот или иной элемент в качестве аргумента либо цели. Игровая организация профессионально-смысловой инициативности студентов в процессе учебных и внеаудиторных занятий
К примеру, с помощью способа исторической драматизации, сущность которого в условно-игровом моделировании разных эпизодов прошлого, насыщенных глубочайшим индивидуальным значением. Применяют ситуативно-ролевые, конструктивно-ролевые, проблемно-ролевые игры, содействующие пробе творческих сил, полному осмыслению разных социально-психологических и профессиональных нюансов педагогической деятельности. Дидактическая игра «Самопрезентация» формирует подходящие условия для профессионального самоопределения студентов, углубления их профессионально-смысловой позиции. Второй цикл был ориентирован на развитие положительного самооотношения студентов, склонности к саморазвитию, самоактуализации, утверждение системы ценностей, отображающих суть педагогической работы и содержал тренинговую программу «Формирование профессиональной мотивации студентов».
Третий курс был ориентирован на организацию независимой профессионально-смысловой деятельности студентов в ходе педагогической практики. Он подразумевает использование способа решения спонтанно возникающих или специально созданных практических, профессионально направленных проблемно-смысловых ситуаций, участниками которых считаются школьники, педагоги и родители. Осуществление данного метода предусматривает реальные действия и поступки и может органично сочетаться с решением главных профессионально-деятельностных проблем, возникающих перед студентами, проходящими преподавательскую практику (выполнение студентами в процессе педагогической практики самосто-ятельных проблемных и творческих заданий, допускающих применение полученных на занятиях теоретических и технологических знаний и умений с позиций ценностно-смыслового подхода. Это могут быть задачи, связанные с самостоятельным планированием, подготовкой, проведением и анализом уроков, воспитательных мероприятий, игр, творческих дел, с воспитательной работой педагога.
Список используемой литературы:
1. Ковзиридзе, М. А. Мотивация современной студенческой молодежи: учебное пособие. - М.: МИИТ, 2009.
2. Лях, М. В. Особенности развития мотивов учебно-профессиональной деятельности в студенческом возрасте // Психологическая наука и образование [электронный журнал] / www.psyedu.ru. - 2011. - № 4.
3. Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. П. Панфилова. - СПб: Знание, ИВЭСЭП, 2001.
4. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. - М.: Академия, 2009.
5. Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменения функций профессионально-педагогической деятельности учителя / Е.В. Пискунова. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 324 с.
6. Полякова В. А. Формирование готовности педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых профессиональных сообществах / В.А. Полякова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - №6. - С.28-35
7. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: [уч. пособие] — Самара: Издательский Дом „БАХРАХ — М". — 2008.
8. Харченко О. Ю.- Формирование профессиональной мотивации будущих педагогов. - М.: Академия, 2007.