Научная статья на тему 'Формирование профессиональной мобильности студентов технического университета как педагогическая проблема'

Формирование профессиональной мобильности студентов технического университета как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONAL MOBILITY / SYSTEMS ACTIVITY-BASED TECHNOLOGY OF TEACHING / NEW PRINCIPLES OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малыгина Ольга Анатольевна

Формирование профессиональной мобильности студентов, обучающихся по наукоемким техническим направлениям, является одной из актуальных проблем высшей школы; автором разрабатывается научно-методическая концепция, основанная на системно-деятельностном подходе к обучению и обеспечивающая решение проблемы, начиная с младших курсов технического университета; реализация концепции осуществляется на материале курса высшей математики, содержание которого строится на новых принципах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation the professional mobility of students in the technical university as pedagogical problem

Formation of professional mobility for students studying high-tech disciplines is one of topical interests of higher school; the author develops scientific-and-methodical concept based on principles the system-activity approach to training technology; this concept gives solution the problem from beginning courses of technical university; realization of this concept is fulfilled on the base of higher mathematics course; the contents of this course is constructed on the base of new principles.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной мобильности студентов технического университета как педагогическая проблема»

Малинов Валериан Григорьевич к. ф.-м. и., доцент

Ульяновский государственный университет Россия, Ульяновск e-mail: vgmalinov@mail.ru

Valerian Malinov

candidate of phys.-math. sciences,

senior lecturer

Ulyanovsk State University

Russia, Ulyanovsk

e-mail: vgmalinov@mail.ru

УДК 378.147.515

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Ключевые слова: профессиональная мобильность; системно-деятельностная технология обучения; принципы экспериментального обучения.

Аннотация: Формирование профессиональной мобильности студентов, обучающихся по наукоемким техническим направлениям, является одной из актуальных проблем высшей школы; автором разрабатывается научно-методическая концепция, основанная на системно-деятельностном подходе к обучению и обеспечивающая решение проблемы, начиная с младших курсов технического университета; реализация концепции осуществляется на материале курса высшей математики, содержание которого строится на новых принципах.

Выполнение социального заказа по подготовке компетентных профессионально мобильных специалистов, бакалавров и магистров по наукоемким техническим направлениям предполагает реализацию такого обучения, которое бы позволяло уже на младших курсах университета (вуза) при изучении дисциплин фундаментального цикла сформировать у студентов основу профессиональной мобильности. Общеизвестно, что высшая математика играет значительную роль в базовой подготовке выпускников наукоемких технических направлений. В связи с этим формирование основы профессиональной мобильности можно начинать уже в процессе обучения студентов этих направлений высшей математике. Но традиционная модель изучения высшей математики в техническом университете (вузе) не обеспечивает достижения поставленной цели. Таким образом, имеет место противоречие между реальными потребностями в формировании основы профессиональной мобильности учащихся наукоемких технических направлений уже на младших курсах, в частности при изучении высшей математики, и функционирующей в высшей школе моделью обучения. Разрешение выделенного противоречия предполагает разработку научно-методической концепции, обеспечивающей формирование основы профессиональной мобильности в процессе обучения студентов наукоемких технических направлений высшей математике. Такова педагогическая проблема.

Теоретическими основаниями разрабатываемой автором научно-методической концепции, обеспечивающей формирование основы профессиональной мобильности в процессе обучения студентов наукоемких технических направлений высшей математике, являются психологическая теория

© О. А. Малыгина

деятельности учения и системный подход. Реализация концепции предполагает внедрение экспериментального обучения высшей математике в высшей профессиональной школе. Рассмотрим основные принципы предлагаемой модели обучения.

Совершенствование обучения в высшей профессиональной школе должно охватывать несколько направлений. Одним из них является перестройка содержания обучения на основе использования взаимосвязей профессиональной компоненты образования с математической и методологической составляющими содержания обучения, а также с личностными аспектами подготовки специалистов, бакалавров, магистров. Другими направлениями, непосредственно связанными с первым, выступают введение системно-деятельности ой технологии обучения и осуществление повышения квалификации преподавательского состава вуза с учетом последних психологопедагогических разработок.

Усвоение преподавателем основ системно-деятельностного подхода в обучении строится на следующих принципах!

1. Принцип интеграции современных технологий обучения.

2. Принцип модульности при построении содержания обучения.

3. Принцип построения содержания каждого модуля в логике системного исследования.

4. Принцип описания содержания обучения в единстве общего, особенного и единичного.

5. Принцип предметной деятельности учащегося.

6. Принцип развивающего обучения.

Формирование профессиональной мобильности будущих выпускников университета (вуза) в процессе обучения высшей математике осуществляется уже подготовленным преподавателем. Такая деятельность предполагает формирование мотивации у студентов по усвоению соответствующих компетенций, обеспечивающих их профессиональную мобильность; формирование ориентировочной основы профессиональной мобильности; осуществление контрольно-коррекционной функции. Содержание ориентировочной основы профессиональной мобильности включает инвариантные, специальные и особенные составляющие. В процессе экспериментального обучения формируются инвариантные составляющие: методологическая, математическая, критически-оценочная, творческая, элементы профессиональной и социально-организационной составляю-

Экспериментальное обучение студентов высшей математике строится на следующих принци-

Пс1Х.

1. Принцип интеграции современных технологий обучения.

2. Принцип построения содержания курса высшей математики в логике системного исследо-

ВШпГИЯ.

3. Принцип описания курса высшей математики в единстве общего, особенного и единичного.

4. Принцип предметной деятельности учащегося.

5. Принцип развивающего обучения.

6. Принцип оптимального сочетания фундаментальности и профессиональной направленности обучения высшей математике в техническом вузе.

Общим принципом, определяющим функционирование двух обучающих подсистем (обучение педагога и обучение студента), является принцип единства основ подготовки педагога и ученика по экспериментальной программе с учетом особенностей каждого субъекта процесса.

Реализация поставленных целей обеспечивается посредством специально разработанной методической модели, включающей учебно-методические комплексы по целому ряду математических дисциплин, систему качественных и количественных параметров оценки результатов обучения и NPS-технологию оценки эффективности эксперимента.

К результатам внедрения научно-методической концепции в учебный процесс можно отнести развитие личности педагога и студента, формирование профессиональной мобильности каждого из них (конечно, в разной степени).

Abstract: Formation of professional mobility for students studying high-tech disciplines is one of topical interests of higher school; the author develops scientific-and-methodical concept based on principles the system-activity approach to training technology; this concept gives solution the problem from beginning courses of technical university; realization of this concept is fulfilled on the base of higher mathematics course; the contents of this course is constructed on the base of new principles.

Keywords: professional mobility; systems activity-based technology of teaching; new principles of teaching.

Olga Malygina candidate of ped. sciences, senior lecturer Moscow State Institute of Radiotechnics, Electronics and Automatics (Technical University) Russia, Moscow e-mail: shuhov@rosno.ru

УДК 621.01.512

ВРАЩАТЕЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ СИСТЕМЫ ЧАСТОТНО-ФАЗОВОЙ АВТОПОДСТРОЙКИ ЧАСТОТЫ С ИНВЕРТИРОВАННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ЧАСТОТНОГО ДЕТЕКТОРА

© С. С. Мамонов

Ключевые слова: вращательные режимы; предельные циклы; частотная автоподстройка.

Аннотация: Рассматривается система частотно-фазовой синхронизации с инвертированной характеристикой частотного кольца; для случая фильтров первого порядка получены условия существования нескольких вращательных режимов; на примере системы с синусоидальной нелинейностью рассмотрено влияние инвертированной характеристики частотного кольца на вращательные режимы.

Малыгина Ольга Анатольевна

К. П. Н., ДОЦ0НТ

Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)

Россия, Москва e-mail: shuhov@rosno.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.