Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетенции с применением ИКТ по дисциплине "прикладная экономика"'

Формирование профессиональной компетенции с применением ИКТ по дисциплине "прикладная экономика" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / EDUCATIONAL PROCESS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL COMPETENCE / INFORMATION TOOLS / COMPUTER PRESENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омарова А. А.

В нынешнее время необходимость использования в профессиональном образовании информационно-коммуникативных технологий при подготовке студентов к семинарам по прикладной экономике возрастает, так как данные технологии повышают качество усвоения программы по дисциплине «прикладная экономика». Для более профессиональной подготовки студентов занятия необходимо дополнять современными средствами обучения, что позволяет повышать уровень профессионального мастерства будущих специалистов, умение легко адаптироваться к новшествам в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омарова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE WITH USING TH ICT IN THE DISCIPLINE OF "APPLIED ECONOMICS"

At the present time the need of using in vocational education the information and communication technologies in the training of students to seminars of Applied Economics increases, as these technologies increase the quality of learning the programme of the discipline "Applied Economics". For more professional training of students, classes need to be supplemented with modern teaching tools, it allows to raise the level of professional skills of future specialists, the ability to adapt easily to innovations in practice.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетенции с применением ИКТ по дисциплине "прикладная экономика"»

УДК: 371.3.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С

ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРИКЛАДНАЯ

ЭКОНОМИКА» Омарова А. А.

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала

Аннотация. В нынешнее время необходимость использования в профессиональном образовании информационно-коммуникативных технологий при подготовке студентов к семинарам по прикладной экономике возрастает, так как данные технологии повышают качество усвоения программы по дисциплине «прикладная экономика». Для более профессиональной подготовки студентов занятия необходимо дополнять современными средствами обучения, что позволяет повышать уровень профессионального мастерства будущих специалистов, умение легко адаптироваться к новшествам в практической деятельности.

Ключевые слова: образовательный процесс, информационно-коммуникационные технологии, профессиональная компетенция, информационные средства, компьютерная презентация.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE WITH USING TH ICT IN THE DISCIPLINE OF «APPLIED ECONOMICS»

Omarova A. A.

FSBEI HE «Dagestan state pedagogical university», Makhachkala

Abstract. At the present time the need of using in vocational education the information and communication technologies in the training of students to seminars of Applied Economics increases, as these technologies increase the quality of learning the programme of the discipline "Applied Economics". For more professional training of students, classes need to be supplemented with modern teaching tools, it allows to raise the level of professional skills offuture specialists, the ability to adapt easily to innovations in practice.

Keywords: educational process, information and communication technologies, professional competence, information tools, computer presentation.

Образовательные учреждения высшего профессионального образования, согласно национальной доктрине образования в РФ, обязаны создавать условия

для качественной подготовки «высокообразованных людей и

высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий» [1], иначе, владеющих профессиональной компетентностью.

Необходимость использования новых информационно-коммуникационных технологий продиктована тем, что повышение эффективности обучения связано с педагогическими потребностями в формировании критического мышления, креативного подхода к развитию и обучению, формированию умений к самостоятельной деятельности в процессе обучения.

Современный процесс обучения строится на основе информационных средств, включающих информационные продукты, информационную технику и педагогические технологии, позволяющих углублять усвоение разнообразных знаний, умений по различным дисциплинам, потому как используется персональный компьютер с соответствующим программным и информационным ресурсом и с методическим обеспечением, с соблюдением режима технологии обучения. Образовательный процесс построен на использовании информационных, программных и аппаратных ресурсов в соответствии с методическим характером ведения процесса обучения. В рассматриваемом контексте формирование профессиональной компетентности будущего работника отражает прикладную значимость обучения, является обобщающим критерием выявления готовности молодых специалистов к профессиональной деятельности на разных этапах их подготовки.

Профессиональная компетентность включает интегральную характеристику личностных, деловых качеств будущего специалиста, отражающую не только определенный уровень умений и знаний, но и опыта, социально-нравственную позицию личности, позволяющего достигать цели в профессиональной деятельности. Профессиональная компетенция отражает и качественную характеристику развития личности обучающегося, степень подготовки его как профессионала, то есть это профессионально поставленное отношение к своей работе, которое обеспечивало бы эффективное выполнение работником своих функциональных обязанностей, уровень совершенства своих профессиональных качеств, овладения профессиональными навыками, умениями, знаниями.

Любая педагогическая технология может определяться как информационная, если ее рассматривать с позиций информационного подхода, так как суть процесса обучения состоит в движении и преобразовании

информации. Так, например, при использовании впервые в образовательном процессе компьютеров появляется такой термин как «новые информационные технологии», а когда начали использовать такой вид связи со студентами, как телекоммуникации, то в обиход вошло понятие «информационно -коммуникационные технологии», то есть ИКТ. В образовательном процессе средства информационно-коммуникативных технологий используются одновременно с организационными, нормативно-техническими, учебно-методическими материалами, обеспечивающих достижение образовательных целей.

Учебные дисциплины, входящие в программу обучения по экономическому направлению, вносят определенный вклад в повышение качества получения профессионального образования. Значительная роль в этом принадлежит дисциплине «прикладная экономика», как универсальной дисциплине, отражающей описание и изучение экономических объектов и процессов и как фактору, формирующему экономический стиль мышления у обучающихся. В свете перехода на новые ФГО стандарты, разработанные с позиции компетентностного подхода в образовании, вопрос повышения качества обучения прикладной экономике приобретает особую актуальность [3]. Этому предшествовали научные работы, связанные с сущностью компетенций в образовательных системах, представленные И.А. Зимней, Ю.Г. Татурой и др.

Целью обучения прикладной экономике в учреждении профессионального образования состоит в том, чтобы студент получил: -базовую экономическую подготовку в соответствии с программой; -овладел навыками экономико-математического моделирования в области выбранной профессиональной деятельности.

Навыки экономико-математического моделирования можно рассматривать как навык применения экономических знаний на практике, то есть формирования профессиональной компетентности будущего работника.

Важно при этом использовать ИКТ на занятиях по прикладной экономике, так как экономические дисциплины соприкасаются с математической подготовкой, а математика тесно связана с информатикой и эту связь вполне можно продемонстрировать студентам. Например, при проведении занятия по теме «Способы обработки экономической информации» в кабинете, оснащенном компьютерами с использованием программы MS EXCEL, одним из способов решения экономических задач здесь может быть графический способ, и программа MS EXCEL позволяет достаточно оперативно с заданными параметрами построить график взаимосвязи экономических величин.

Немаловажную роль играют при изучении тем по прикладной экономике занятия-презентации. Такие занятия реализуют принципы наглядности и доступности, они очень эффективны своей динамичностью, так как между субъектами образовательного процесса выступает некий посредник, то есть компьютер, который способствует очень эффективному динамичному взаимодействию. Такое занятие обеспечивает достаточно емкий объем информации и задач за небольшой промежуток времени и при этом в любой момент можно обратиться к предыдущему слайду. Проведение такого рода занятий с использованием ИКТ дает мощный стимул в процессе преподавания. Так, по своей природе более 70% информации у обучающегося воспринимается визуально. Дидактические преимущества таких занятий - это создание эффекта присутствия, когда у студентов появляется желание узнать побольше.

Для оптимального образовательного процесса в практике проведения занятий желательно объяснять новый материал с использованием компьютерной презентации, как источника информации по новым темам, что является одновременно и наглядным пособием. На таких занятиях можно наблюдать повышенный эмоциональный настрой на учебу, нежели при традиционной форме проведения занятий без визуального сопровождения. Результативность изучения тем по прикладной экономике значительно повышается, если также дополнять изучение тем проведением деловых игр, олимпиад, викторин, используя ИКТ.

Очевидно, что необходимо готовить будущих педагогов к активному использованию современных информационно-коммуникативных технологий. В такую подготовку необходимо включать обучение, каким образом планировать применение технических средств обучения. Особое внимание надо уделять роли и месту технических средств обучения в процессе подготовки по профессиональному направлению к конкретной будущей профессии, уникальным возможностям новых технологий, используя их наряду с традиционными формами обучения. Так, разработаны различные программы, такие, например, как табличный процессор, который представляет собой визуальную среду, позволяющую выполнять вычисления различного характера и не требующую знаний алгоритмизации и программирования. Возможности табличного процессора существенно расширяются за счет включенных в него надстроек, содержащих различные пакеты программ для статистического анализа [2]. Необходимо прививать навыки самостоятельного планирования процесса обучения с привлечением технического оборудования для результативности выполняемых педагогических задач.

Таким образом, сочетание информационно-коммуникационных технологий и традиционных форм обучения дает большую эффективность в усвоении содержания тем по дисциплине «прикладная экономика». Эти формы прекрасно дополняют друг друга, максимизируя способности студентов к усвоению содержания дисциплины, формируя их профессиональные компетенции и значительно повышают эффект работы педагогов. Использование ИКТ на занятиях по прикладной экономике позволяет реализовать такие цели процесса обучения, как:

- повышение качества подготовки по темам;

- формирование информационной культуры;

- учебные возможности каждого студента;

- формирование компетенций будущих специалистов.

Литература:

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. URL: http://www.humanities.edu.ru (дата обращения: 22.01.2017).

2.Мельников П. П. Компьютерные технологии в экономике: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2012. 212 с.

3.Гринберг А. С., Шестаков В. М. Информационные технологии моделирования процессов управления экономикой: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 399 с.

References:

1.The National Doctrine of Education in the Russian Federation. URL: http://www.humanities.edu.ru (reference date: January 22, 2017).

2.Melnikov P. P. Komp'yuternyye tekhnologii v ekonomike: ucheb. poso-biye [Computer technologies in economics: textbook]. Moscow: KNORUS, 2012. 212 р.

3.Grinberg A. S, Shestakov V. M. Informatsionnyye tekhnologii modelirovaniya protsessov upravleniya ekonomikoy: ucheb. posobiye dlya vuzov [Information Technologies of Modeling of Economic Management Processes: textbook]. Moscow: UNITY-DANA, 2003. 399p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.