Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности учителя на базе образовательного учреждения в условиях реализации президентского проекта «Наша новая школа»'

Формирование профессиональной компетентности учителя на базе образовательного учреждения в условиях реализации президентского проекта «Наша новая школа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ / НАУЧНАЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балашова Юлия Дмитриевна

В данной статье освещено одно из возможных направлений деятельности ОУ по повышению квалификации педагогов организация работы научного общества учителей; предложено положение о научном обществе учителей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности учителя на базе образовательного учреждения в условиях реализации президентского проекта «Наша новая школа»»

Вторая составляющая рассматриваемой готовности - комплекс знаний о современных требованиях к результатам школьного образования, об инновационных моделях и технологиях образования, иначе - обо всем, что определяет потребности и возможности развития существующей педагогической практики. Чувствительность учителя к проблемам определяется прежде всего тем, как он понимает цели школьного образования вообще и из них выводит требования к результатам своей работы. Если эти требования не будут соответствовать самым высоким стандартам, то и проблем в результатах своей работы учитель видеть не будет. Точно так же учитель, слабо ориентированный в инновационных моделях образования и инновационных программах и технологиях, не будет видеть не только недостатков педагогической системы школы и своей практики, но и возможностей их устранения.

Однако недостаточно только знать о существовании инновационных образовательных моделей, программ, технологий. Чтобы учитель мог хорошо ориентироваться в пространстве возможностей и мог сделать правильный выбор, он должен хорошо понимать условия их эффективного применения. Всякое изменение в деятельности должно быть не только актуальным, но и реалистичным, т.е. соответствующим реально существующим в данной школе условиям. Если, например, учитель хочет строить свою работу, реализуя технологию развивающего, проблемного или исследовательского обучения, а в целом педагогический процесс в школе строится по знаниево-ориентированной модели, то он должен отдавать себе отчет в том, что в этих условиях возможно лишь частичное применение инновационной технологии.

Степень компетентности учителя в инновационном образовании может быть различной, поэтому различным будет и уровень его готовности к инновационной деятельности в этом аспекте.

Третий компонент готовности учителя к инновационной деятельности - совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет учитель, т.е. компетентность в области педагогической инноватики. Учитель, хорошо подготовленный к инновационной деятельности в этом аспекте:

- владеет комплексом понятий педагогической инноватики;

- понимает место и роль инновационной деятельности в образовательном учреждении, ее связь с учебно-воспитательной деятельностью;

- знает основные подходы к развитию педагогических систем школы;

- умеет изучать опыт учителей-новаторов;

- умеет критически анализировать педагогические системы, учебные программы, технологии и дидактические средства обучения;

- умеет разрабатывать и обосновать инновационные предложения по совершенствованию образовательного процесса;

- умеет разрабатывать проекты внедрения новшеств;

- умеет ставить цели экспериментальной работы и планировать ее;

- умеет работать в рабочих группах внедренческих проектов и проведения экспериментов;

- умеет анализировать и оценивать систему инновационной деятельности школы;

- умеет анализировать и оценивать себя как субъекта инновационной деятельности.

Общий уровень готовности учителя к инновационной деятельности является функцией от:

• уровня мотивационной готовности;

• уровня компетентности в инновационном образовании;

• уровня компетентности в педагогической инно-ватике.

Итак, мы всесторонне рассмотрели понятие инновационной деятельности учителя, определили, из каких компонентов складывается инновационная деятельность, при каких условиях она возможна, какую роль в деятельности педагога играет творчество, а также какие существуют уровни и условия готовности педагога к инновациям, а значит, к личностному росту. Хотелось бы пожелать тем, кто вступил на путь инноваций, терпения, веры в свои силы и удовлетворенности результатами своего труда.

Литература

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1995, С. 56

2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. -М., 1987

3. Кларин ММ. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках - М., 1994

4. Лазарев B.C. Влияние педагогического коллектива на результат инновационной деятельности. // Эксперимент и инновации в школе. 2009. - №5.

5. Лазарев B.C. Инновационная деятельность учителя // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №3.

6. Лазарев B.C. Творчество и инновационная деятельность учителя // Инновационные проекты и программы в образовании. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №2.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2004

8. МаслоуА.Г. Мотивация и личность. -СПб., 1999

9. Сластенин В. А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997

В данной статье освещено одно из возможных направлений деятельности ОУ по повышению квалификации педагогов — организация работы научного общества учителей; предложено положение о научном обществе учителей школы.

Балашова Юлия Дмитриевна

учитель математики ГОУСОШ №1162 г. Москва

,--- - — —1I

формирование профессиональной компетентности учителя на базе образовательного учреждения в условиях реализации президентского проекта «наша новая школа»

Какие условия можно создать в школе для самообразования, самореализации и профессионального роста учителя?

1 "

Ключевые слова: профессиональная компетентность учителя; самообразование; научное общество учителей; научная, исследовательская и экспериментальная деятельность.

Одной из главных задач новых образовательных стандартов является формирование культуры мышления и практического действия учащегося, что возможно только при условии наличия соответствующей культуры мышления у педагога. Сама стратегия развития Российского образования предполагает, что сегодня следует вести речь в первую очередь об активных формах повышения квалификации, о создании условий для самообразования учителя. В этом случае большое значение имеет готовность учителя обучаться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, самостоятельно выполнять исследовательские задания, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт, рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически осмысливать существующие и формулировать новые проблемы.

Цель данного сообщения осветить одно из возможных направлений деятельности ОУ по повышению квалификации педагогов, показать возможности школы в подготовке учителя новой формации. Основными задачами такой подготовки являются обеспечение доступности и эффективности повышения квалификации для каждого учителя. Доступность обеспечивается выбором формы и темы обучения, возможностью участия в работе сетевых сообществ. Эффективность определяется возможностью учителя участвовать в управлении ОУ, заниматься исследовательской, научной и экспериментальной деятельностью на основе социального партнёрства; возможностью и готовностью участвовать в различных профессиональных и творческих конкурсах, успешно строить свою карьеру, сохранить профессиональное долголетие. Остановимся на такой форме работы как научное общество

учителей, которое было создано в нашей школе с целью обеспечения условий для творческого развития и самореализации педагога.

В составе научного общества учителей работают следующие секции: «МИК» (мастерство, интеллект, компетентность), «Лидер», «Надежда», «Аналитик». Возглавляют работу совет НОУ, президент и научный руководитель.

В рамках секции «МИК» происходит применение, апробация, оценка эффективности и возможных рисков применения инновационных педагогических технологий. В данный момент ведётся работа над следующими технологиями: проектными с использованием технологии ВикиВики и элементов обогащающего обучения, эпистемическими, кейс технологиями. На базе школы было проведено обучение педагогов курсу «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века» программы Intel «Обучение для будущего» с целью освоения современных педагогических методик, сетевой педагогики, формирования новых представлений педагогов о системе оценивания. Апробация эпистемических технологий, в основе которых лежит мыследеятельностный подход, проводится не только в учебно-воспитательном процессе, но и в работе с педагогическим коллективом (при проведении педсоветов, семинаров - практикумов, дидактических игр и т.д.). Учителя - члены НОУ принимают участие в работе сетевых инновационных образовательных моделей, в частности, в работе Центра инструкционного дизайна в образовании в качестве общественных экспертов конкурса «Инструкци-онно-дидактический дизайн в образовании».

Участники секции «Лидер» занимаются созданием и апробацией комплексно-целевых программ, на основе которых строится управление школой (по вер-

тикали). На данный момент в школе апробируются следующие КЦП: «Здоровье», «Подготовка к ЕГЭ», «Подготовка к ГИА», «ТОББО», «Управление качеством образования», «Интеллект», «Подросток»; оценивается эффективность и возможные риски применения программ «Интеллект» и «Подготовка к ЕГЭ».

Секция «Аналитик» занимается анализом деятельности школы (с применением методики swot анализа), апробацией и созданием новых методик управления качеством образования; разработкой критериев оценки качества труда педагога. Данная работа строится на основе результатов деятельности школы в рамках ГЭП «Управление качеством образования», разработок Московского центра качества образования, сетевого взаимодействия поданной проблеме.

Члены секции «Надежда» осуществляют руководство исследовательской деятельностью учащихся в рамках научного общества учащихся «Надежда», используя результаты работы школы в ГЭП «Экология и устойчивое развитие» и «Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследова-тельской деятельности учащихся».

Результатом работы научного общества учителей является рост творческого и профессионального мастерства педагогов школы, и, как следствие, рост творческой активности учащихся. К числу результатов можно отнести:

- подготовку управленческих кадров из числа учителей школы;

- участие педагогов в профессиональных конкурсах;

- увеличение числа печатных работ;

- увеличение числа учащихся - победителей олимпиад и уровня этих олимпиад;

- рост числа участников и победителей исследовательских и творческих конкурсов.

Таким образом, участие учителей в работе научного общества обеспечивает творческое применение педагогами стандартов и технологий, связанных с использованием возможностей инфраструктуры школы будущего: работы с процессами обновления знаний, работы по формированию и отслеживанию способностей и компетентностей учащихся, работы по созданию сценариев образовательных ситуаций, разработки индивидуальных траекторий развития детей; организации проектной и исследовательской деятельности учащихся; и, безусловно, способствует решению задачи подготовки учителя школы будущего, формированию и совершенствованию профессиональной компетентности учителя.

Положение о научном обществе учителей ГОУ СОШ № 1162

Научное общество учителей (НОУ) - самостоятельное формирование, которое объединяет учителей школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к совершенствованию профессиональной компетентности. НОУ руководствуется в своей деятельности законодательством РФ, Конвенцией о правах ребенка, осуществляет свою

деятельность в соответствии с частью 1 Гражданского кодекса РФ «Об общественных объединениях», Законом РФ «Об образовании» и данным Положением.

Цель: Создание в школе условий для самообразования, самореализации и профессионального роста учителя.

Задачи:

1. Приобщение педагогов к научной, исследовательской и экспериментальной деятельности.

2. Обеспечение доступности и эффективности повышения квалификации каждым учителем.

3. Руководство научно-исследовательской деятельностью учащихся.

4. Создание условий для расширения среды общения педагогов школы, развитие их интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

5. Создание условий для участия учителя в управлении школой. Систематизация научной, исследовательской и экспериментальной деятельности учителей, содействие в профессиональном становлении учителя.

6. Участие учителей в профессиональных и творческих конкурсах.

Структура НОУ.

1. Членами НОУ являются педагоги школы, изъявившие желание активно участвовать в научной, исследовательской и экспериментальной деятельности.

2. Высшим органом НОУ является общее собрание, проводимое в начале учебного года. На собрании подводятся итоги работы за год, планируются приоритетные направления работы, утверждается план работы на год, избирается Совет, который осуществляет непосредственное руководство работой НОУ, президент НОУ.

3. В состав Совета НОУ входит научный руководитель, президент НОУ, могут входить руководители секций. Совет НОУ координирует работу, осуществляет приём новых членов общества.

4. В составе НОУ работают следующие секции:

• «МИК».

• «Лидер».

• «Надежда».

• «Аналитик».

Основные направления работы НОУ.

1. Апробация, оценка эффективности и возможных рисков применения инновационных педагогических технологий (в рамках секции «МИК»),

2. Создание и апробацией комплексно-целевых программ, на основе которых строится управление школой (по вертикали) - в рамках секции «Лидер».

3. Руководство исследовательской деятельностью учащихся в рамках научного общества учащихся «Надежда».

4. Анализ деятельности школы по всем направлениям (в рамках секции «Аналитик»),

Содержание и формы работы.

1. Организация и проведение исследовательских, проектных работ, в рамках осуществляемых

секциями учебно-исследовательских, научно-педагогических проектов.

2. Создание творческих групп для решения конкретных исследовательских задач.

3. Подготовка к печати научных статей, учебных программ, видеопособий и т.п.

4. Организация обучения педагогов школы по темам исследовательской работы.

5. Организация и проведение школьной научно-практической конференции.

6. Участие в профессиональных и творческих конкурсах.

Права, обязанности участника НОУ:

1. В научное общество учащихся может вступить каждый учитель, имеющий интерес к научной деятельности

2. Каждый участник НОУ имеет право:

• войти в состав любой из секций (не более 2-х);

• избирать и быть избранным руководителем секции, президентом НОУ;

• выбрать форму выполнения работы;

• получить необходимую консультацию у научного руководителя, руководителя секции, президента НОУ.

3. Учитель, участвующий в НОУ, обязан:

• регулярно и активно участвовать в заседаниях НОУ;

• периодически сообщать о промежуточных результатах своей работы на заседании своей секции;

• соблюдать сроки выполнения работ.

Литература

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования: под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М. : Просвещение, 2008. - 39 с. (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019046-6.

2. Программа и сопровождающие учебные материалы по повышению квалификации работников образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Проект «Строим школу будущего» как база экспериментально-инновационного развития столичного образования.

Основная задача данной статьи заключается в том, чтобы познакомить российского читателя с некоторыми современными зарубежными подходами к формированию или тренингу (а точнее, активизации) мотивации учебной деятельности учаи^ихся.

Сиденко Елена Александровна

старший преподаватель АПК и ППРО

Основные представления о процессе обучения и его мотивации в зарубежной психологии

В зарубежной психолого-педагогической науке существуют различные подходы к определению обучения как взаимодействия двух деятельностей -учебной деятельности учащихся и профессиональной деятельности учителя.

Один из них заключается в том, что учение - это усвоение знаний, умений и навыков. В соответствии с этим подходом учитель демонстрирует учащимся правильные ответы, учащиеся их имитируют (т. е. воспроизводят, повторяют и усваивают), а учитель при этом подкрепляет и усиливает эти правильные ответы с по-

мощью самых разных средств, обеспечивая прочность усвоения знаний, умений и навыков.

Представители другого подхода исходят из того, что ученик - это своего рода пассивное воспринимающее устройство, которое учитель наполняет знаниями, информацией примерно так же, как наполняют водой пустой стакан из полного кувшина.

И наконец, третий подход заключается в том, что ученик - активный субъект, находящийся в процессе постоянного активного взаимодействия со своим окружением. Задача учителя при этом заключается в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для этого взаимодействия, или, образно говоря, построить сцену для спектакля, дать актерам сценарий, костюмы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.