ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.П. МасловаН.К. Студенникова 2
поволжская государственная социально-гуманитарная академия 443090, г. Самара, ул. Блюхера, 25 E-mail: [email protected]
2Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
Рассмотрено понятие профессиональной компетентности. Проведен анализ результативности учебно-исследовательской деятельности бакалавров. Определены цели и задачи обучения студентов написанию реферата. Представлены содержание и структура авторских листов обратной связи, используемых при написании рефератов по дисциплинам «Русский язык» и «Русский язык и культура речи».
Ключевые слова: профессиональная компетентность, учебно-исследовательская деятельность, реферат, лист обратной связи.
Одной из самых актуальных проблем в настоящее время является повышение качества образования в высшей школе. Решение этой проблемы связывают с изменением самой образовательной парадигмы со знаниевой на компетентностную и, прежде всего, с переосмыслением целей образования, которые в соответствии с федеральным государственным стандартом третьего поколения отражены в перечне наиболее значимых для профессиональной деятельности будущего выпускника компетенций, что представляется радикальным средством модернизации российского образования.
Одним из ключевых понятий компетентностного подхода является понятие профессиональной компетентности. Компетентность представляет собой «интериоризи-рованную (присвоенную в личностный опыт) совокупность, систему, некий «знание-вый» багаж человека» [1]. При таком понимании компетентность характеризует человека как субъекта специализированной деятельности, приводящей к рациональному и успешному достижению поставленных целей. Этим представлениям соответствует точка зрения Ю.Г. Шатура, понимающего под компетентностью в структуре модели качества подготовки выпускника «качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности...» [8]. Профессиональная же компетентность выпускника определяется как «целостная, системная совокупность свойств выпускника вуза, позволяющая ему целенаправленно, успешно и достаточно эффективно выполнять типовую деятельность (в пределах освоенной образовательной программы) и разрешать проблемные ситуации, возникающие в реальной профессиональной деятельности» [там же].
В стандартах отражены компетенции:
1) Для дисциплины «Русский язык»: логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6), выполнять подготовку и редактирование текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6).
1 Наталья Петровна Маслова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания.
2 Надежда Кимовна Студенникова, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики.
2) Для дисциплин «Русский язык и культура речи», «Деловые коммуникации»: свободное владение литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыки публичных выступлений; умение создавать и редактировать профессиональные тексты, анализировать рассуждения и высказывания (ОК - 14); умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, в письменной и устной форме правильно (логически) оформлять результаты мышления (ОК - 2).
Успешность и результативность исследовательской деятельности будущих специалистов зависят от уровня их компетентности в сфере проведения научных исследований.
Принцип обучения и развития через исследование, в том числе учебное, является основополагающим в современной модели организации педагогического процесса в вузе. Этим обусловлено последовательное включение студентов в исследовательскую деятельность на факультете начального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии и на факультетах Самарского государственного технического университета. Подготовка ведется с ориентацией на последующую профессиональную сферу деятельности нынешних студентов, которая потребует от них использования современных научных знаний и умения применить результаты своего труда в профессиональной среде, что в целом должно способствовать формированию качеств конкурентоспособных молодых специалистов, ориентированных на успех.
Целью исследовательской работы студентов в сфере современного русского языка - помимо приобретения углубленных знаний предметного и межпредметного характера - является овладение ими минимумом знаний в области методологии научных исследований и умением их использовать, достаточным для продуктивной учебной и последующей профессиональной деятельности. Обращаясь к научным текстам, студенты знакомятся с методами логической организации текста - дедукцией, индукцией, методом аналогии, проблемным изложением, что помогает вырабатывать умение развивать мысль на основе общего положения или закона, аргументировать выдвинутый тезис, делать выводы на основании отдельных фактов, воспитывает исследовательский подход к окружающим явлениям или событиям.
Кроме того, исследовательская деятельность способствует формированию языковой личности - этой «совокупности способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов)» [3].
Задачи исследовательской работы со студентами ориентированы на соответствие требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников вузов. Они предусматривают знакомство со спецификой научноисследовательской работы, этапами и элементами научных исследований, методами познания (анализ, синтез, классификация, обобщение и др.) и соотношением теоретических и эмпирических методов исследования, формирование умений проводить исследовательские работы различных видов.
Формирование у будущих специалистов готовности к исследовательской деятельности происходит на протяжении всех лет обучения в вузе. Одной из форм учебно-исследовательской деятельности студентов является реферат, при написании которого они получают общее представление об исследовательской работе и навыки, которые понадобятся им при подготовке курсовых и дипломных работ.
Рефераты делятся на репродуктивные (воспроизводят содержание исходного текста) и продуктивные (предполагают критическое или творческое осмысление литературы). В свою очередь репродуктивные рефераты делятся на рефераты-конспекты
(информативные) и рефераты-резюме, которые содержат лишь основные положения, а продуктивные - на рефераты-обзоры (тематические) и рефераты-доклады (см. рисунок). Для учебных целей (при написании курсовых, дипломных, диссертационных работ) важны как информативные рефераты, так и тематические. Информативные рефераты содержат в обобщённом виде все основные положения первичного документа, иллюстрирующий их материал, важнейшую аргументацию, сведения о методике исследования, использованном оборудовании, сфере применения. Тематические рефераты предполагают проблемное изложение материала на основе сопоставления нескольких источников.
Виды рефератов
конспект резюме обзор доклад
Виды рефератов
На факультете начального образования Поволжской государственной социальногуманитарной академии темы рефератов учитывают реальные задачи, стоящие перед начальной школой, современное состояние и перспективы развития начального образования; они тесно связаны с проблематикой курсовых и дипломных работ, темами научных сообщений и докладов. Так, например, при написании рефератов по дисциплине «Словообразование» профессиональная направленность реализуется в таких темах, как «Словообразовательные модели как предмет практического рассмотрения в учебниках для начальной школы», «Содержание программы и учебного материала по теме «Состав слова» (анализ школьных программ и реализация их требований в УМК для начальной школы)», «Трудности в обучении младших школьников, связанные с морфонологиче-скими чередованиями в слове», «Причины трудностей и ошибок младших школьников при разборе слова по составу Способы их предупреждения» и др.
В СамГТУ по дисциплине «Русский язык и культура речи» предлагаются следующие темы рефератов: «Взаимодействие функциональных стилей русского литературного языка», «Особенности официально-делового стиля русского литературного языка», «Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле», «Разговорная речь в системе функциональных разновидностей литературного языка», «Особенности научного стиля русского литературного языка», «Русский литературный язык и нелитературные варианты языка», «Специфика стиля художественной литературы и его жанры», «Словотворчество писателей и литературный язык», «Полезные и вредные заимствования в русском литературном языке», «Подлинная и мнимая тавтология в русском литературном языке», «Особенности ударения в русском литературном языке», «Московское и петербургское произношения», «Произношение заимствованных слов в русском литературном языке», «Стилистическое использование канцеляризмов и речевых штампов», «Дискуссия как управляемый публичный спор», «Приемы подготовки ораторской речи», «Язык и стиль распорядительных документов» и др.
В рамках эксперимента, ведущегося в вузах страны с 2002 года (со времени выхода приказа № 2654 от 11.07.2002 Минобразования России), в Поволжской государ-
ственной социально-гуманитарной академии на факультете начального образования и в Самарском государственном техническом университете для улучшения подготовки будущих специалистов введена рейтинговая система оценки успеваемости студентов, которая сочетается с традиционной системой обучения студентов. Рейтинг - это индивидуальный суммарный показатель уровня знаний студента и его отношения к процессу обучения, устанавливаемый на каждом этапе текущего, рубежного и итогового контроля знаний. Обратим особое внимание на то, что одна из задач, которую помогает решить введение рейтинга, - это улучшение обратной связи «преподаватель - студент» с целью дальнейшего совершенствования учебного процесса.
Представим работу с информативным рефератом (СамГТУ) и тематическим рефератом (ПГСГА).
В обоих случаях студентам предлагается подготовленный комплект материалов, включающий информацию о требованиях, предъявляемых к написанию рефератов.
Перечислим эти материалы:
- лист обратной связи с комментарием относительно избранных критериев формирующей оценки и степени их достижения при написании студенческого реферата,
- комментарии для студентов к позициям листа обратной связи.
Подготовка материалов была вызвана желанием (и необходимостью) формализовать процедуру и конкретизировать критерии оценивания, а также сообщить о критериях оценивания учебных достижений студентам до начала процесса оценивания с тем, чтобы оценка могла регулировать их учебную деятельность (именно поэтому она и называется «формирующей»). Введение листа обратной связи позволит выявить слабые места в подготовке студента и скорее предпринять корректирующие меры по конкретным учебным позициям. Благодаря листу обратной связи студент понимает, из каких составляющих складывается оценка за работу.
В табл. 1 и 2 приводятся образцы листов обратной связи. Таблицы сопровождаются комментариями для студентов.
Таблица 1
Лист обработки критериев оценки написания информативного реферата (СамГТУ)
Ф.И.О.___________________________________________________________________
Факультет, курс, группа________________________________________________
Тема____________________________________________________________________
Дата сдачи работы_______________________________________________________
Дата проверки__________________________________________________________
Оценка/кол-во баллов____________________________________________________
Параметры Критерии оценки Кол-во баллов (тах) Кол-во набран- ных баллов Комментарий преподавателя
Структура Структурированность работы в целом и отражение этого в плане 1
Четкое определение композиции первоисточника 1
Правильно выделены тема и ключевые вопросы реферируемой работы 1
Точно сформулирован вывод автора первоисточника 1
Итого: 4
Параметры Критерии оценки Кол-во баллов (max) Кол-во набран- ных баллов Комментарий преподавателя
Содержание Проблемно-реферативная проработка литературы по теме 2
Последовательность, логичность изложения 1
Итого: 3
Оформление Требуемый объем 1
Соблюдение учебно-научного стиля, отсутствие элементов нестрогих функциональных стилей 1
Соответствие техническим стандартам 1
Наличие и правильность оформления выходных данных первоисточника 1
Грамотность 1
Итого: 5
Суммирующая итоговая оценка: 12
Самооценка 1) Трудность при написании реферата для меня представляет... 2) Чтобы написать реферат, мне необходимо.
Приведем комментарии для студентов к позициям листа обратной связи.
Комментарии к позициям листа обратной связи
Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа, основанная на соответствующем первоисточнике; в нем раскрывается суть исследуемой проблемы, приводится точка зрения автора.
Цель составления реферата - в системе изложить научную проблему, тему; приобрести при этом навыки «сжатия» научной информации, выделения в теме главного; освоить приемы работы с учебно-научной литературой; приобрести навыки правильного оформления научной работы.
Соответствие содержания заявленной теме: работа, содержание которой не соответствует заявленной теме, оцениванию не подлежит.
Структура учебного реферата - выходные данные первоисточника, композиция реферируемой работы, тема первоисточника, рассматриваемые вопросы, вывод автора.
Объём реферата - 2-3 страницы текста, набранного на компьютере.
Требования к оформлению: шрифт - Times New Roman, размер шрифта - 14; межстрочный интервал - множитель 1, 2; ширина полей: левое - 3, правое - 1,5, верхнее, нижнее - 2. Выравнивание по ширине. Может быть включена функция «Автоматическая расстановка переносов».
Таблица 2
Лист обратной связи с комментарием относительно избранных критериев формирующей оценки и степени их достижения (ПГСГА)
Ф.И.О._________________________________________________________________________
№ группы_______________________________________________________________________
Специальность__________________________________________________________________
Тема___________________________________________________________________________
Дата сдачи работы______________________________________________________________
Дата проверки__________________________________________________________________
Оценка/кол-во баллов___________________________________________________________
Параметры Критерии оценки Кол-во баллов (max) Кол-во набран- ных баллов Комментарий преподавателя
Структура Структурированность работы в целом и отражение этого в плане 1
Четкое введение 1
Правильно сформулированные цели и задачи 1
Грамотно сформулированное заключение 1
Итого: 4
Содержа- ние Использование 5-8 первоисточников по теме 1
Проблемно-реферативная проработка литературы по теме 2
Последовательность, логичность изложения 1
Соотнесенность с практикой 1
Итого: 5
Оформление Требуемый объем 1
Соблюдение учебно-научного стиля, отсутствие элементов нестрогих функциональных стилей 1
Соответствие техническим стандартам 1
Наличие и правильность оформления ссылок 1
Наличие и правильность оформления списка литературы 1
Грамотность 1
Итого: 6
Суммирующая итоговая оценка: 15
Самооценка 1) Трудность при написании реферата для меня представляет... 2) Чтобы написать реферат, мне необходимо.
Приведем комментарии для студентов к позициям листа обратной связи.
Комментарии к позициям листа обратной связи Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа, основанная на обзоре соответствующих первоисточников; в нем раскрывается суть исследуемой проблемы, приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.
Цель составления реферата - в системе изложить научную проблему, тему; приобрести при этом навыки «сжатия» научной информации, выделения в теме главного; освоить приемы работы с учебно-научной литературой; приобрести навыки правильного оформления научной работы.
Соответствие содержания заявленной теме: работа, содержание которой не соответствует заявленной теме, оцениванию не подлежит.
Проблемно-реферативная проработка литературы по теме - изложение материала должно носить проблемно-тематический характер, т. е. обязательно сопоставление (сравнение и противопоставление) различных точек зрения на освещаемые вопросы.
Структура учебного реферата - титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы.
Оглавление отражает разбивку текста реферата на главы, разделы, параграфы, пункты и др., каждый из которых должен иметь свое название.
Введение включает формулировку сути исследуемой проблемы, обоснование выбора темы, ее актуальности, практической значимости, цель и задачи реферата, характеристику использованной литературы.
Основная часть - каждый ее раздел, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из её сторон, логически является продолжением предыдущего.
В заключении подводятся итоги по теме реферата, приводятся рекомендации; заключение должно быть меньше введения.
Источники в списке литературы располагаются по алфавиту, список оформляется в соответствии с техническими правилами.
Объём реферата - 20-30 страниц текста, набранного на компьютере.
Требования к оформлению: шрифт - Times New Roman, размер шрифта - 14; межстрочный интервал - множитель 1, 2; ширина полей: левое - 3, правое - 1,5, верхнее, нижнее - 2. Выравнивание по ширине. Может быть включена функция «Автоматическая расстановка переносов».
Оценка реферата в баллах и возможность ее улучшить стимулируют студента к повышению уровня образовательного результата.
В пространстве для самооценки студент может помещать свои вопросы или схематично (например, смайликами) помечать, насколько он освоил каждое из заданий, включенных в лист обратной связи.
Очевидно, что письменные комментарии могут (и в ряде случаев должны) быть сопровождены, во-первых, устными объяснениями, во-вторых, отсылками к имеющейся (в том числе и в учебно-методическом кабинете кафедры) учебной литературе [4, 5, 6].
Предложенная модель является одним из инструментов организации обратной связи и служит повышению мотивации студентов к выполнению учебноисследовательской работы в форме реферата.
В ходе эксперимента производилась диагностика уровня сформированности навыков и умений написания реферата по авторским многоуровневым тестам. Результаты свидетельствуют о том, что число студентов, овладевших навыками реферирования на базовом уровне, увеличивается на 31,5%, а число студентов, получивших высокие баллы за написание рефератов, увеличивается на 38,5%.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Макеева С.Г. Особенности языковой подготовки будущих учителей начальных классов / С.Г. Макеева, И.И. Мельникова // Начальная школа. 2007. № 5. С. 85-89.
2. Шатур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 15-22.
3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.
4. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: учеб. пособие по развитию навыков письменной речи. М.: Флинта: Наука, 2002.
5. Маслова Н.П., Назарова О.А., Студенникова Н.К., Филиппова Т.С. Формирование навыков устной и письменной научной речи: учеб. пособие по курсу «Русский язык и культура речи» (для студентов нефилологического профиля). Раздел «Учебный реферат обзорного типа». Самара: Изд-во СГТУ, 2007. С. 146-147.
6. Маслова Н.П., Сеничкина Е.П., Сидорова Н.Н. Современный русский язык (словообразование): учебно-методическое пособие для студентов факультета начального образования. Приложение 4. Рекомендации к написанию и оформлению реферата. Самара: Изд-во ПГСГА, 2009. С. 156-159.
7. Прокудина И.С. Реферирование как способ диагностики языковых способностей учащихся. http://old.kuzspa.ru/conf-feb-2009/files/2/prokudina.doc.
Поступила в редакцию 20.10.2012.
В окончательном варианте 20.10.2012.
UDC378
DEVELOPMENT OF THE BACHELOR’S PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE EDUCATIONAL AND RESEARCH PROCESS ACTIVITY
N.P. Maslova1, N.K. Studennikova2
1Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
25, Bluykhera str., Samara, 443090
E-mail: [email protected]
2Samara State Technical University
244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100
E-mail: [email protected]
The concept of the professional competence has been examined. The analysis of the effective bachelor’s educational and research activity has been made. The goals and problems of teaching the students to write an essay have been denoted. The content and structure of the personal back assessment reports of the essay on the subjects "The Russian Language ” and "The Russian Language and Speech Culture ” have been presented.
Key words: professional competence, educational and research activity, essay, back assessment reports.
Original article submitted 20.10.2012.
Revision submitted 20.10.2012.
Nataliya P. Maslova, candidate of philology, associate professor, Department of Russian Language and Methods of its Teaching, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities. Nadegda K. Studennikova, lecturer, Department of Psychology and Pedogogics, Samara State Technical University.