1УДК 377 ББК 74.57
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Л. В. Нестерова
Аннотация. В статье выделены критерии профессиональной готовности специалиста технического направления, представлены педагогические условия для формирования профессиональных компетенций на примере Нефтеюганского индустриального колледжа (филиала) ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет».
Ключевые слова: компоненты профессиональной готовности специалиста, потребители образовательных услуг, профессиональной направленности, маршрутная карта.
FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF THE FUTURE TECHNICAL SPECIALISTS
L. V. Nesterova
Abstract. The article highlights the factors of professional readiness of technical specialists and presents pedagogical conditions for the formation of professional competencies on the case study of Nefteyu-gansk Industrial College (branch) Yugra State University.
Keywords: components of professional readiness of the specialists, consumers of educational services, professional orientation, route map.
Сегодня пополнение рынка труда кадрами, адаптированными к требованиям современных производств, приобретает огромное значение. Общество испытывает потребность в наличии комплекса мобильных форм обучения с максимально благоприятными условиями для построения собственной траектории движения в образовательном пространстве. Профессиональную готовность выпускников технического профиля можно характеризовать как интегративное качество личности, выражающееся в готовности личности к самостоятельному выполнению действий в сфере заданных технологических процессов, способностью адекватного реагирования на системные изменения. Важными показателями являются готовность к получению новых знаний, их практической реализации, способность принимать профессиональные решения и брать на себя ответственность за их реализацию. В качестве структурных компонентов профессиональной готовности специалиста технического направления выделим:
• гносеологический, как показатель совокупности используемых процессов, способов и методов приобретения знаний, необходимых для профессиональной деятельности в определенной сфере;
• аксиологический, как показатель формирования у участников образовательного процесса профессиональных ценностей в реалиях системных изменений настоящего времени, готовность к системному получению новых знаний;
• нравственно-психологический, как показатель формирования требуемых в выбранной сфере деятельности свойств личности;
• рефлексивный, как показатель способности субъекта организовывать, фиксировать и оценивать результат состояния развития, саморазвития, выявлять причины динамики процессов и принимать адекватные решения.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальностям, среди прочего, предусматривают необ-
ходимость формирования компетенций самостоятельного определения задач профессионального и личностного развития, самообразования и осознанного планирования повышения квалификации (ОК8), предполагает формирование готовности будущих специалистов к частой смене технологий в профессиональной деятельности (ОК9) [1]. Соответственно, в первую очередь необходимо уделять внимание получению практико-ориентиро-ванных умений, как совокупности последовательно воспроизведенных практических действий, основанных на теоретических знаниях и обращенных на решение производственных задач в соответствии с профессиональной направленностью. Данная совокупность представлена умениями: технико-технологическими, гностическими, конструктивными, организаторскими и коммуникативными, что соответствует основным общим и профессиональным компетенциям [2]. Приобретение практи-ко-ориентированных умений формируется на базе учебного заведения за счет реализации педагогических условий:
1. Создание нормативной базы непрерывной профессиональной подготовки специалистов и методологического оснащения образовательного и воспитательного процессов, обеспечения профессиональной направленности всех видов учебной, воспитательной и практической деятельности.
2. Оснащение материальной базы образовательного учреждения оборудованием, аналогичным применяемому в современном производстве.
3. Укрепление социального партнерства и интеграция работодателей на всех стадиях проектирования, ведения и оценки результатов образовательного процесса, системное обновление информационно-образовательной среды, как фактора, непосредственно влияющего на качество современного образовательного процесса, его структурно-содержательные и организационные компоненты [3].
Современные производства предъявляют достаточно жесткие требования к уровню и качеству подготовки специалистов среднего звена. Особое внимание обращается на грамотную организацию процессных связей, раз-
витие системного взаимодействия с потребителями и поставщиками услуг, организацию контроля. Можно смело относить в разряд качеств, направленных на повышение конкурентоспособности, подлежащих формированию у выпускников учебных заведений в современных условиях, потенциальную готовность и способность к переквалификации, понимание необходимости и значимости этого процесса, мобильность, инициативность, активную позицию к инновациям [4]. Формирование профессиональной готовности будущих техников-технологов, выпускников Нефтеюганского индустриального колледжа (филиала) ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», начинается с момента поступления в образовательное учреждение. В колледже практически реализуется система непрерывной профессиональной подготовки специалистов. Так, с целью повышения мотивации обучения выбранной специальности и ознакомления с возможностями построения индивидуальной образовательной траектории с точки зрения непрерывности для студентов разработана «маршрутная карта». Настоящий документ актуален для студентов, обучающихся по специальности 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений». Цель создания документа - оказание помощи в выборе и реализации профессиональной траектории специалиста нефтегазодобывающей отрасли. Маршрутная карта с самого начала образовательного пути способствует формированию качеств профессиональной готовности будущего выпускника и позволяет решить следующие важные задачи:
1. Уточнение этапов реализации образовательного маршрута и обязательных критериев их выполнения.
2. Определение возможных траекторий индивидуального профессионального развития и конкретизация условий для их выполнения.
3. Оказание информационной помощи обучающемуся для грамотного планирования и реализации поставленной цели.
Таким образом, уже в начале пути студент информируется о предстоящих образовательных этапах, индивидуальных возможностях и соответствующих им результатах. Созданная
Таблица
Выраженность компонентов профессиональной готовности выпускников
Компоненты Показатели оценки работодателем Степень выраженности компонента, % 2015 г.
Гносеологический Степень познавательной активности приобретения знаний, необходимых для профессиональной деятельности в нефтегазодобывающей отрасли Высокая, 86%
Аксиологический Уровень мотивации выпускника к освоению инноваций в нефтегазодобывающей отрасли. Характер профессиональной направленности ценностных ориентаций в направлении развития и реализации своих профессиональных потенциалов Средняя, 63%
Нравственно-психологический Сформированность требуемых в выбранной сфере деятельности свойств личности Средняя, 51%
Рефлексивный Способность субъекта организовывать самооценку уровня профессионального и личностного развития и принимать адекватные решения Средняя, 41%
на базе колледжа нормативная база профессиональной подготовки специалистов и методологическое оснащение образовательного и воспитательного процессов в дальнейшем позволяет обучающемуся моделировать собственную траекторию профессионального роста. Установленные тесные связи с ведущим работодателем, - ООО «РН-Юганскнефтегаз» предоставляют возможность максимально ре-ализовывать практические аспекты обучения. Для сопряжения возможностей образовательной организации и потребностей работодателя на базе колледжа реализуется совместный имиджевый проект «Я - специалист». По сути, подготовка студентов к участию в данном мероприятии начинается именно с формирования профессиональной компетентности в свете реальной востребованности потребителя образовательных услуг. В ходе многоэтапного мероприятия со стороны ведущих работодателей происходит оценивание уровня профессиональной готовности будущих специалистов и их первичный отбор на рабочие места нефтедобывающего предприятия. По результатам анализа проведенного анкетирования производственных предприятий выпускники колледжа имеют достаточный уровень знаний и профессиональных навыков для работы на производстве.
Результаты оценки работодателем показателей выделенных компонентов профессиональной готовности, полученные в результате анкетирования будущих специалистов и потребителей образовательных услуг на совместных
имиджевых мероприятиях 2012-2015 гг., позволяют предложить следующую интерпретацию результатов наблюдения, анкетирования, собеседований (таблица).
Таким образом, представляется возможным сделать вывод о том, что степень выраженности компонентов профессиональной готовности выпускников Нефтеюганского индустриального колледжа (филиала) ФГБОУ ВО «ЮГУ» соответствует уровню требований работодателей. Таким образом, достижение качественных результатов в процессе формирования профессиональной готовности будущих специалистов технического профиля возможно при наличии и взаимосвязи следующих педагогических условий:
• Формирование и поддержание профессиональной мотивации студентов на протяжении всего периода обучения.
• Организация образовательного процесса с применением элементов профессиональной направленности в комплексе используемых образовательных, воспитательных, практических занятий.
• Интеграция с ведущими отраслевыми предприятиями, как системное действие, на всех этапах подготовки их будущего сотрудника.
• Оснащение материально-технической и информационной базы образовательной организации в оптимальном приближении к реальным условиям современных производств.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений. Приказ Минобрнауки РФ от 12 мая 2014 г. № 482.
2. Нагаева, С. Н. Формирование практико-ори-ентированных умений будущего техника-технолога в контексте компетентностного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. Н. Нагаева. - Красноярск, 2012.
3. Гоголева, И. И. Возможности образовательного кластера в региональной системе педагогического образования / И. И. Гоголева // Среднее профессиональное образование. -2015. - № 8.
4. Степанова, Г. А. Теория и практика непрерывной профессиональной подготовки в системе многоуровневого образования (На примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) / Г. А. Степанова, Л. В. Нестерова // Вестник Академии Энцикл. Наук. - 2014. - № 3 (16). - С. 46-51.
REFERENCES
1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart srednego professionalnogo obrazovani-ya po spetsialnosti 21.02.01 Razrabotka i ekspluatatsiya neftyanykh i gazovykh mestoro-zhdeniy. Prikaz Minobrnauki RF ot 12 maya 2014 g. No. 482.
2. Nagaeva S. N. Formirovanie praktiko-orien-tirovannykh umeniy budushchego tekhnika-tekhnologa v kontekste kompetentnostnogo podkhoda. Extended abstract of PhD Dissertation (Education). Krasnoyarsk, 2012.
3. Gogoleva I. I. Vozmozhnosti obrazovatelnogo klastera v regionalnoy sisteme pedagogichesk-ogo obrazovaniya. Srednee professionalnoe ob-razovanie. 2015, No. 8.
4. Stepanova G. A., Nesterova L. V. Teoriya i praktika nepreryvnoy professionalnoy podgoto-vki v sisteme mnogourovnevogo obrazovaniya (Na primere Khanty-Mansiyskogo avtonomno-go okruga - Yugry). Vestn. Akademii Entsikl. Nauk. - 2014. - № 3 (16). - S. 46-51.
Нестерова Людмила Викторовна, директор Нефтеюганского индустриального колледжа (филиала) ФГБОУ ВО «ЮГУ», Почетный работник СПО e-mail: [email protected]
Nesterova Ludmila V., director, Nefteyugansk Industrial college (branch) Yugra State University, Honored worker of Vocational education e-mail: [email protected]