Научная статья на тему 'Диагностика готовности субъектов образовательного процесса профессиональной переподготовки педагогических работников к профессиональному саморазвитию'

Диагностика готовности субъектов образовательного процесса профессиональной переподготовки педагогических работников к профессиональному саморазвитию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ АНДРАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / SUBJECTS OF ANDRAGOGICAL INTERACTION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / PROFESSIONAL RETRAINING OF TEACHERS / ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ / DIAGNOSING OF READINESS FOR PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Мария Александровна

В статье описана сущность понятия «готовность к профессиональному саморазвитию субъектов образовательного процесса профессиональной переподготовки педагогических работников», выделены его компоненты, обоснован выбор критериев, показателей, методик и инструментария диагностики готовности к профессиональному саморазвитию педагогов, прошедших профессиональную переподготовку, и преподавателей андрагогов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSING OF READINESSFOR PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS OF PROFESSIONAL RETRAINING OF TEACHERS

The article describes the essence of the notion of «readiness for professional self-development of subjects of educational process of professional retraining of teachers», its components,the choice of criteria, indicators, methods and tools for diagnosing of readiness for professional self-development of teachers who have passed professional retraining and andragogists

Текст научной работы на тему «Диагностика готовности субъектов образовательного процесса профессиональной переподготовки педагогических работников к профессиональному саморазвитию»

УДК 37.013.83, 37.018.48 © М. А. Казакова

М.А. Казакова

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ

В статье описана сущность понятия «готовность к профессиональному саморазвитию субъектов образовательного процесса профессиональной переподготовки педагогических работников», выделены его компоненты, обоснован выбор критериев, показателей, методик и инструментария диагностики готовности к профессиональному саморазвитию педагогов, прошедших профессиональную переподготовку, и преподава-телей-андрагогов.

Ключевые слова: субъекты андрагогического взаимодействия, профессиональная переподготовка педагогических кадров, диагностика готовности к профессиональному саморазвитию.

В свете происходящих изменений в системе образования, вызванных динамичными процессами модернизации, существенно меняются требования к профессионализму педагогических работников. Педагог, желающий оставаться в современных условиях конкурентоспособным и востребованным специалистом, должен-непрерывно профессионально развиваться, осваивать новые трудовые действия для выполнения необходимых трудовых функций, овладевать новыми компетенциями, приобретать новые специальности.

Стратегияинновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р)одним из важнейших с точки зрения инновационного развитиякон-курентных преимуществстраны называет человеческий капитал. Среди приоритетных задач развития образования в условиях перехода экономики на инновационную социально ориентированную модель раз-витиястоит создание благоприятных условий и стимулов для формирования целостной системы непрерывного образования, отвечающей требованиям, предъявляемым инновационной экономикой, а также для постоянной переподготовки и повышения квалификации всего экономически активного населения страны.

В этой связи, различные аспекты профессиональной переподготовки педагогических кадров -психологические основания процесса профессиональной переподготовки, методы совершенствования и оптимизации системы переподготовки учителей, профессиональное становление учителя в процессе профессиональной переподготовки и многие другие-вы-зывают сегодня заинтересованность ученых и практиков (Н.И. Булаева, Л.Ф. Вязниковой, О.А. Кобловой, З.К. МортазаСамии, Е.А. Родиной, Е.В. Худяковой и др.). Педагогические исследования в этой области раскрывают специфику образовательного процесса профессиональной переподготовки и подчеркивают роль субъектов образовательного процесса в достижении планируемых результатов.

Уникальность образовательного процесса профессиональной переподготовки педагогических кадров как особой категории взрослых обучающихся, обладающих специфическими характеристиками, требует разработки особых подходов, принципов, моделей и исключает возможность их заимствования, к примеру, из практики организации процесса повышения квалификации педагогов.

Так, особую значимость приобретает андраго-гическое взаимодействие субъектов образовательного процесса профессиональной переподготовки педагогических кадров как процесса взаимного воздействия, основанного на системе межсубъектных связей и направленного на трансформацию профессионального самосознания субъектов и формирование их готовности к профессиональному саморазвитию. При усло-вииорганизации андрагогического взаимодействия обучающихся педагогов и преподавателей профессиональной переподготовки в соответствии с моделью андрагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в профессиональной переподготовке педагогических работниковбудет обеспечиваться результативность этого процесса.

Т.Э.Галкина, Е.В.Комарова, С.Н.Толстикова в числе показателей, отражающих успешность процесса адаптивного андрагогического взаимодействия в системе ДПО называют преобладание положительной адекватной самооценки у обучающихся и преподавателей, рост мотивации обучающихся к творческой учебно-профессиональной деятельности, готовность обучающихся и преподавателей к самопознанию и саморазвитию [2, с. 126].

Свидетельством результативности андрагоги-ческого взаимодействия субъектов образовательного процесса в профессиональной переподготовке педагогических кадров выступает не только готовность педагогов по окончанию профессиональной переподготовки к осуществлению профессиональной деятельности по новой специальности, но и готовность всех субъектов образовательного процесса - как педагогов, прошедших профессиональную переподготовку, так и задействованных преподавателей-андрагогов -

к дальнейшему непрерывному профессиональному саморазвитию.

Контент-анализ современных научных публикаций, посвященных проблеме профессиональной готовности педагогов, свидетельствует об отсутствии единого четкого определения понятия готовности педагога к профессиональному саморазвитию.

Различные аспекты саморазвития личности педагога рассматривались во многих фундаментальных философских трудах (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, Э Эриксон и др.) и психолого-педагогических исследованиях (А.Г. Асмолов, A.H. Леонтьев, А.К. Марков, Г.С. Сухобская и др.).Исследователями отмечается

системный и многогранный характер профессионально-личностного саморазвития педагога, которое обусловлено в первую очередь собственным стремлением специалиста к выявлению и последующему развитию своих потенциальных возможностей в профессиональной деятельности. При этом Е.Э. Воропаева, В.В. Степанов, Е.А. Подвигина, Н.С. Пономарева фундаментальным условием успешного выполнения любой деятельности называют готовность к ее осуществлению.

Приведем несколько точек зрения на проблему профессиональной готовности педагогов (таблица 1).

Таблица 1

Понятие профессиональной готовности педагогов в современных педагогических исследованиях

Автор, год Определение понятия готовности

H.A. Токарева, 2009 г. Готовность к профессиональной деятельности - способность субъекта деятельности выполнять свои функциональные обязанности в определенных проблемных ситуациях [9].

С.В. Назаров, 2010 г. Готовность к профессиональной деятельности - совокупность когнитивной (фундаментальные, психолого-педагогические и специальные знания), функциональной (навыки, умения и опыт) и личностной (эмоционально-волевой, мотивационно-ценностный, коммуникативный и рефлексивный компоненты) компетенций, являющихся «сквозными» в структуре универсальных (социально-личностных и общекультурных, общенаучных, инструментальных) и профессиональных компетенций [4].

Э.Р. Оруджалиева, 2011 г. Готовность к профессиональной деятельности - совокупность компетенций, предполагающих свободной владение своей профессией и ориентацию в смежных областях, конкурентоспособность на рынке труда, готовность к деятельности и профессиональному росту, социальную и профессиональную мобильность, способность к адаптации в изменяющихся внешних условиях [5].

Т.Б. Падерина, 2013 г. Готовность педагога к реализации компетентностного подхода в образовании, то есть к организации учебной деятельности по формированию компетенций, представляет собой совокупность мотивационной, теоретической и практической готовности и определяется мотивационно-ценностным, деятельностным и рефлексивно-оценочным факторами [6, с. 36].

Е.Э. Воропаева, 2014 г. Готовность педагога к инновационной деятельности - сложная личностно-профессио-нальная характеристика педагога, определяющая его направленность на развитие собственной профессиональной деятельности, активность и самостоятельность освоения, творческую реализацию, создание новых способов, приемов педагогической работы, имеющих инновационную направленность [1].

М.В. Соколов, 2014 г. Готовность к профессиональному саморазвитию как категория обладает сложной структурой, состоящей из ряда компонентов и свойственных им показателей [7].

И. И. Соколова, Е.В. Пискунова, А.Ю. Сергиенко, 2015 г. Готовность педагога к профессиональной деятельности может рассматриваться как инте-гративная характеристика, включающая теоретические и методические знания, профессиональные и прикладные умения, положительное отношение к педагогической деятельности и определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности[8].

В большей части приведенных определений понятие «профессиональная готовность педагога» раскрывается как сложная структура, неотъемлемым элементом которой выступает направленность на совершенствование своей профессиональной деятельности.

Профессиональное саморазвитие субъектов профессиональной переподготовки педагогических работников возможно лишь при наличии сформировавшейся готовности к саморазвитию в профессиональной сфере. Принимая во внимание такие специфические особенности процесса профессиональной переподготовки педагогических работников, как интенсивность и краткосрочность освоения образова-

тельной программы, именно готовность субъектов к профессиональному саморазвитию представляется необходимым условием для проектирования индивидуальной траектории профессионального развития и адаптации специалиста в профессиональной сфере.

На основе проведенного контент-анализа научных публикаций периода 2005-2015 гг. определено понятие «готовность специалиста к профессиональному саморазвитию», которое раскрывается нами как осознанность необходимости и собственное стремление повышать имеющийся уровень своей профессиональной компетентности, направленные на расширение собственного профессионально-личностного опыта.

Саморазвитие специалиста в данном контексте становится стратегией дальнейшей эффективной профессиональной деятельности [10, с. 44].

Разработка критериальной базы и инструментария диагностики готовности субъектов образовательного процесса профессиональной переподготовки педагогических работников к профессиональному саморазвитию основана на положениях системного подхода. Так, готовность субъектов к профессиональному саморазвитию может диагностироваться только в совокупности трех составляющих компонентов готовности, взаимосвязанных друг с другом и образующих определенную целостность,- когнитивного, дея-тельностного и рефлексивного.

Когнитивный компонент готовности специалиста к профессиональному саморазвитию характеризуется наличием сформированных общих и профессиональных знаний, отвечающих современным требованиям, заложенным в профессиональном стандарте педагога и профессиональном стандарте педагога дополнительного профессионального образования.

Деятельностный компонент готовности включает в себя наличие приобретенных навыков профессиональной деятельности, необходимых для выполнения определенных трудовых действий и функций, для решения профессиональных задач.

Рефлексивный компонент готовности субъекта к профессиональному саморазвитию раскрывается в его способности анализировать и критически оценивать свою профессиональную деятельность и проектировать процесс своего профессиональное саморазвития.

Для выявления уровня готовности субъектов образовательного процесса профессиональной переподготовки педагогических кадров к профессиональному саморазвитию с учетом триединой структуры самого понятия были:

- определены критерии и показатели готовности педагогических работников, прошедших профессиональную переподготовку, к профессиональному саморазвитию в новой предметной области, критерии и показатели готовности преподавателей-андрагогов к профессиональному саморазвитию;

- разработан диагностический инструментарий для выявления готовности субъектов образовательного процесса профессиональной переподготовки к профессиональному саморазвитию (таблица 2).

На основе принципа интегративности диагностика готовности к профессиональному саморазвитию рассматривается как сочетание контрольно-оценочных функций с анализом индивидуального опыта [3, с. 157-158].

Готовность субъектов образовательного процесса профессиональной переподготовки педагогических работников к профессиональному саморазвитию выступает, с одной стороны, свидетельством результативности андрагогического взаимодействия обучающихся педагогов и преподавателей-андрагогов в процессе профессиональной переподготовки, и, с другой стороны, необходимым условием для дальнейшего успешного осуществления профессиональной деятельности.

Таблица 2

Критерии, показатели и способы диагностики готовности педагога к профессиональному саморазвитию_

№ п / п Кри терии Готовность педагога к профессиональному саморазвитию в новой предметной области Готовность андрагога к профессиональному саморазвитию

Показатели Способы диагностики Показатели Способы диагностики

1 Когнитивный - Овладение педагогом содержанием отдельных модулей и учебных элементов дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки; - овладение системой предметных знаний - Анализ результатов текущей аттестации обучающихся по модулям и учебным элементам дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки; - анализ результатов междисциплинарного экзамена по направлению профессиональной переподготовки - Способность ориентироваться в возрастных, личностных, психофизиологических, социальных и профессиональных особенностях обучающихся взрослых; - способность ориентироваться в системе психологических и дидактических знаний, касающихся образования взрослых; - способность руководствоваться в преподавательской деятельности принципами образования взрослых. - Анализ результатов участия во внутрикафедраль-ных семинарах; - анализ результатов неформального образования сотрудников кафедры.

2 Деятель-ностный - Умение педагога применять теоретические основы в решении профессиональных задач; - готовность к основным видам профессиональной деятельности в новой предметной области. - Анализ результатов проведения практических проб; - дневник стажировки - Способность отбирать содержание и организовывать взаимодействие субъектов в образовательном процессе адекватно запросам обучающихся как взрослых; - учет индивидуальных особенностей обучающихся педагогов (социальных, психологических, возрастных); - способность андрагога применять теоретические основы в решении конкретных профессиональных задач в работе с обучающимися педагогами. - Анкетирование слушателей (удовлетворенность разными аспектами взаимодействия с преподавательским составом кафедры); - анализ занятий

3 Рефлексивный - Осознание педагогом социальной значимости профессиональной деятельности в новой предметной области; - осознание педагогом профессиональных пер-спективв новой предметной области - профессиональная самооценка педагога как специалиста в новой предметной области - отношение педагога к профессиональному саморазвитию в новой предметной области - Анкетирование (опрос «Моё профессиональное самосознание в новой предметной области»); - эссе «Моё представление о себе как о специалисте в новой предметной области»; - программа индивидуального профессионального саморазвития педагога - Критическое осмысление преподавателем оснований, идей и методов собственной профессиональной деятельности как андрагога; - профессиональная самооценка преподавателя как специалиста в области обучения взрослых; - осознание профессиональных перспектив в собственной ан-драгогической подготовке. - Методика самоэкспертизы андра-гогической деятельности; - индивидуальный план сотрудника кафедры

Готовность к профессиональному саморазвитию предполагает в обязательном порядке осознание субъектами профессиональной переподготовки собственных профессиональных дефицитов, противоречий, направлений, целей и этапов профессионального саморазвития, проектирования желаемых результатов и определения необходимых ресурсов для их достижения.

Таким образом, результативность андрагогиче-ского взаимодействия преподавательского состава и

слушателей профессиональной переподготовки педагогических работников определяется путем выявления уровня сформированности готовности специалистов к профессиональному саморазвитию.

Вышеперечисленное способствует в перспективе достижению высокого уровня профессионализма педагогических работников и, как следствие, обеспечению высокого качества образования.

Библиографический список

1. Воропаева Е.Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности// Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/struktura-i-kriterii-gotovnosti-pedagoga-k-innovatsionnoy-deyatelnosti.

2. Галкина Т.Э., Комарова Е.В., Толстикова С.Н. Андрагогический подход к организации учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы// Ученые записки. - 2012. - № 7. - С. 122-126.

3. Макарова Н.С., Чекалева Н.В. Концепция оценки качества повышения квалификации педагогов в инновационном образовании// Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - № 3. - С. 155-158.

4. Назаров С.В. Изменения в оценке готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. - Ставрополь, 2009. - 149 с.

5. Оруджалиева Э.Р. Диагностика готовности к профессиональной деятельности студентов-бакалавров педагогического образования: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. - Махачкала, 2011. - 211 с.

6. Падерина Т.Б. Формирование готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в образовательном процессе// Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 6. - С. 36-41.

7. Соколов М.В. Диагностика готовности будущих педагогов к профессиональному саморазвитию// Современныепроблемынаукииобразования. - 2014. - № 3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view? id=13221 (датаобращения: 31.07.2016).

8. Соколова И.И., Пискунова Е.В., Сергиенко А.Ю. Исследование готовности молодых педагогов к профессиональной деятельности в свете стандартов и требований работодателей// Человек и образование. -2015. - № 1 (45). - С. 11-15.

9. Токарева Н.А. Педагогические условия формирования готовности будущего педагога к творчеству в профессиональной деятельности: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. - Ставрополь, 2009. - 149 с.

10. Ушаков А. А. Индивидуальная траектория личностно-профессионального развития преподавателя колледжа// Научно-методическая работа. - 2014. - № 9. - С. 44-46.

References

1. Voropaeva E.A. Strukturai criteria gotovnosti pedagoga k innovatsionnoy deyatelnosti [The structure and criteria of readiness of the teacher to innovate].Mode of access: http://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-kriterii-gotovnosti-pedagoga-k-innovatsionnoy-deyatelnosti.

2. Galkina T.A., Komarova E.V., Toltikova S.N. Andragogichesky podkhod k organizatsii uchebnogo protsessa v sisteme dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya spetsialistov sotsialnoy sfery [Andragogical approach to the organization of educational process in the system of vocational training of specialists of social sphere].Uchyonyezapiski, 2012,No. 7, pp. 122-126.

3. Makarova N.S., Chekalyova N.V. Kontseptsiya otsenki kachestva povysheniya kvalifikatsii pedagogov v innivatsionnom obrazovanii [The concept of quality assessment teachers' training in innovative education]. Vector nauki TGU, 2013,No. 3, pp.155-158.

4. Nazarov S.V.Izmeneniya v otsenke gotovnisti vypusknikov pedagogicheskogo vuza k professionalhoy deyatelnosti [Changes in evaluation of readiness of graduates of pedagogical high school to professional work]. Stavropol, 2009, 149 p.

5. Orudzhalieva E.R. Diagnostika gotovnosti k professionalnoy deyatelnosti studentov-bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya [Diagnosing of readiness for professional activity of students-undergraduate of pedagogical education]. Makhachkala, 2011, 211 p.

6. PaderinaT.B. Formirovaniye gotovnosti pedagogov k realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v obrazovatelnom protsesse [Formation of readiness of teachers to implement the competence approach in educational process].Innovatsionnye proekty i programmy v odrazovanii, 2013, No. 6, pp. 36-41.

7. SokolovM.V. Diagnostika gotovnosti budutschikh pedagogov k professionalnomu samorazvitiyu [Diagnosing of readiness for professional self-development of future teachers].Sovremenniye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, No. 3. Mode of access: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13221.

8. Sokolova I.I., Piskunov E.V., Sergienko A.Y. Issledovaniye gotovnosti molodykh pedagogov k professionalnoy deyatelnosti v svetestandartov i trebovaniy rabotodateley [Study of young teachers'readiness to professional activity in the light of the standards and requirements of employers].Chelovek i obrazovaniye, 2015, No. 1 (45), pp. 11-15.

9. TokarevaN.A. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya gotovnosti budutschego pedagoga k tvorchestvu v professionalnoi deyatelnosti [Pedagogical conditions of formation of readiness of the future teacher for creativity in professional activity]. Stavropol, 2009, 149 p.

10. Ushakov A.A. Individualnaya traektoriya lichnostno-professionalnogo razvitiya prepodavatelya kolledzha [Individual trajectory of personal and professional development of a college teacher]. Nauchno-metodicheskaya rabota, 2014, No. 9, pp. 44-46.

DIAGNOSING OF READINESSFOR PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS OF PROFESSIONAL RETRAINING OF TEACHERS

Maria A. Kazakova,

vice-rector for organizational and methodological activities and external relations of Institute of Further Education of

Omsk Region (Omsk, Russia)

Abstraet.The article describes the essence of the notion of «readiness for professional self-development of subjects of educational process of professional retraining of teachers», its components,the choice of criteria, indicators, methods and tools for diagnosing of readiness for professional self-development of teachers who have passed professional retraining and andragogists.

Keywords: subjects of andragogical interaction, professional retraining of teachers, diagnosing of readiness for professional self-development.

Сведения об авторе:

Казакова Мария Александровна, проректор по организационно-методической деятельности и внешним связям БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области», (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: kazakova_m@irooo.ru

Статья поступила в редакцию 05.09.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.