Научная статья на тему 'Формирование профессионального интереса у будущих педагогов-организаторов при прохождении педагогической практики'

Формирование профессионального интереса у будущих педагогов-организаторов при прохождении педагогической практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПЕДАГОГ-ОРГАНИЗАТОР / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PROFESSIONAL INTEREST / PEDAGOGUEORGANIZER / ORGANIZATIONAL COMPETENCE / TEACHING PRACTICE / PEDAGOGIC MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курачинова Юлия Леонидовна

В статье рассматриваются основные функции педагогического сопровождения формирования организаторской компетентности студентов. Представлено разнообразие форм, методов и условий формирования профессионального интереса будущих педагогов. Содержание статьи раскрывает систему формирования теоретической и практической готовности у студентов педагогического колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курачинова Юлия Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are main functions of pedagogic accompaniment of formation of the organizational competence of students in this article. Great variety of forms, methods and conditions of forming future pedagogues professional interest. The article content reveals the system of formation of theoretical and practical readiness of teachers training college students.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионального интереса у будущих педагогов-организаторов при прохождении педагогической практики»

практ. конф., Зеленоград, октябрь 1995 / под общ. ред.

О. С. Газмана - М. :УВЦ «Инноватор», 1996. - 72 с.

4. Гаврилов Ю. Звездопад отменяется // Неделя. -№ 5205 (126) от 10 июня 2010 г.

5. Голицына И. А. Социально-педагогическая поддержка будущих офицеров как целевая функция преподавателя военного вуза : Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2006. - 20 с.

6. Каган М. С. Метаморфозы бытия и небытия: онтология в системно-синергетическом осмыслении. -СПб. : Logos, 2006. - 414 с.

7. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М. : Наука,

1997. - 283 с.

8. Кулишов В. В. Педагогическая поддержка самоактуализации личности : Дис. ... канд. пед. наук. -Краснодар, 2000. - 175 с.

9. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. -М. : Просвещение, 1988 - 301 с.

10. Михайлова Н. Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: учебно-метод. пособие. - М. : МИРОС,

2002. - 207 с.

11.Москвин В. Г. Психолого-педагогическая поддержка личностно-профессионального самоопределения учащихся специализированных классов военнопограничного профиля : Дис. ... канд. пед. наук. -Хабаровск, 2001. - 233 с.

12. Мудрик А. Н. Общение в процессе воспитания : учеб. пособие. - М. : Пед. общ-во России, 2001. - 320 с.

13. Новиков А. М. Методология образования. -М. : «Эгвейс», 2006. - 488 с.

14. Олекс О. А. Управление развитием образования: организационно-педагогический аспект. -Минск : РИВШ, 2006. - 332 с.

15 .Передня Д. Г. Самообразование курсантов высших военно-учебных заведений МО РФ и его институциональное регулирование (Социологический анализ) : Дис. ... канд. социол. наук. - М.,

2003. - 217 с.

16. Подповетная Ю. В. Модель педагогического содействия самообразованию курсантов военного вуза : Дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2002. - 182 с.

17. Управление качеством образования : Практикоориентированная монография и методическое пособие / под. ред. М. М. Поташника. - М. : Пед. общ-во России, 2004. - 448 с.

18. Чакрян Т. К. Развитие у студентов способности к личностно-профессиональной самоактуализации: педагогическая поддержка: Дис. ... канд. пед. наук. - Сочи, 2009. - 175 с.

19. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - 2-е изд. - М. : Сентябрь, 2000. - 111 с.

удк 377 Курачинова Юлия Леонидовна

Карачаево-Черкесский педагогический колледж имени Умара Хабекова

[email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

В статье рассматриваются основные функции педагогического сопровождения формирования организаторской компетентности студентов. Представлено разнообразие форм, методов и условий формирования профессионального интереса будущих педагогов. Содержание статьи раскрывает систему формирования теоретической и практической готовности у студентов педагогического колледжа.

Ключевые слова: Профессиональный интерес, педагог-организатор, организационная компетентность, педагогическая практика, педагогическое сопровождение.

Для решения в практической деятельности за- сформированность профессионального интере-

дач образования современному педагогу необхо- са способствует положительному отношению студимо обладать организационной компетентностью. дентов колледжа к выбранной специальности, по-

Для формирования этой способности большое зна- степенному включению их в самостоятельную

чение имеет устойчивый профессиональный ин- практическую деятельность. Заинтересованность

терес к педагогической теории и практике. в труде учителя является необходимым услови-

Как показывает анализ результатов прохож- ем для развития профессиональных способнос-

дения студентами педагогической практики, тей. Если студент выбрал профессию, полюбил

© Курачинова Ю. Л., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

83

ее, то, безусловно, будет стремиться приобретать и развивать свои знания, совершенствовать умения и навыки в этой области, а в дальнейшем попытается реализовать их в своей работе [1].

Формирование профессионального интереса будущих педагогов-организаторов в Карачаево-Черкесском педагогическом колледже представляет собой бинарный процесс. В течение четырёх лет студенты изучают основные психологопедагогические дисциплины и дисциплины дополнительной квалификации «Педагог-организатор», проверяя свою компетентность в ходе педагогической практики.

Для этого в систему дисциплин дополнительной квалификации «Педагог-организатор», входят следующие учебные дисциплины: «Теория и методика организации воспитательной работы с детьми», «Теория и методика воспитательной работы с детскими организациями (объединениями)», «Практикум проведения кружковой работы», «Организация и методика игровой деятельности», «Режиссура культурно-досуговой деятельности», «Практикум по организации культурно-досуговой деятельности», «Оформительское дело», «Обучение вокалу», «Основы практической психологии».

Изучение данных дисциплин позволяет студенту овладевать содержанием различных направлений деятельности педагога-организатора. Среди них выделим следующие:

- содействие развитию личности, талантов и способностей, формирование общей культуры воспитанников;

- организация работы детских клубов, кружков, секций, и других любительских объединений;

- организация игровых программ, вечеров, праздников, походов, экскурсий;

- поддержка социально значимой инициативы воспитанников в сфере их свободного времени, досуга и развлечений;

- поддержка воспитанников в реализации их прав на создание детских ассоциаций, объединений, организаций;

- изучение возрастных и психологических особенностей, интересов и потребностей воспитанников [2].

Период обучения в педагогическом колледже, обоснованный приобретенным педагогическим опытом в период практики, способствует трансформации обыденных, житейских представлений

о назначении и особенностях педагогической деятельности в научную систему знаний.

Этому способствует присвоение студентами новых ролей - педагога, организатора, исследователя, воспитателя. Включение практических заданий в основные теоретические курсы, прохождение студентами педагогического колледжа различных видов практики влияет на эффективность изучения теории профессиональной подготовки, становится основой организационной компетентности будущего педагога.

Подготовка к прохождению педагогической практики по дополнительной квалификации «Педагог-организатор» осуществляется в ходе специальных занятий. Изучение отдельных тем, необходимых студентам для успешного прохождения практики проходит с использованием ситуаций «игры и импровизации». Каждому из студентов предоставляется возможность выступать в роли организатора перед своими однокурсниками: например, провести игру, показать фрагмент воспитательного мероприятия, инсценировать, представить фрагмент или сценарий коллективного творческого дела, продемонстрировать наглядный или методический материал к занятию на определённую тему или по одному из видов деятельности. Студентам предлагаются задания на выбор - подобрать задания к интеллектуально-познавательной игре, играм на знакомство с коллективом и другие; принять участие в педагогической ситуации - и здесь студенты выступают в роли предполагаемых воспитанников. В результате систематического применения и анализа собственных действий обучающиеся вырабатывают организационные навыки и накапливают педагогический опыт. При этом создаются условия для успешного формирования профессионального интереса у будущих педагогов.

Таким образом, формирование профессионального интереса у студентов связано с развитием потребностей в приобретении знаний, выработкой умений и навыков максимальным приближением заданий учебного процесса к их реализации на практике.

В формировании практической готовности будущего педагога-организатора важную роль играет педагогическое сопровождение. Создавая условия для формирования организационной компетентности у студентов дополнительной квалификации «Педагог-организатор» при прохождении ими педагогической практики, препо-

84

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

даватель находится в роли наставника, консультанта, помощника и методиста.

Содержание этих ролей связано с основными функции педагогического сопровождения формирования организационной компетентности студентов:

- проведение диагностики педагогической и методической готовности к педагогической практике;

- помощь в осуществление целеполагания и проектирования конкретных внеклассных занятий и внеурочных воспитательных мероприятий;

- мотивация и вовлечение студентов в процессы самообразования и саморазвития;

- консультирование и коррекция педагогической деятельности студентов;

- осуществление контроля за выполнением заданий в процессе прохождения педагогической практики;

- организация рефлексии педагогической деятельности в процессе педагогической практики [3].

На преподавателя-методиста при этом возлагается ответственность за организацию групповой и индивидуальной работы со студентами в период педагогической практики. В задачи преподавателей входят: психолого-педагогическое и методическое сопровождение педагогической практики; помощь в педагогической деятельности и установлении контактов с сотрудниками образовательного учреждения, оценка результатов педагогической деятельности студентов; консультации и другие формы профессиональной поддержки; индивидуальная помощь студентам.

Все это обеспечивает эффективность формирования профессионального интереса студентов к педагогической деятельности и подтверждает теоретическую и практическую готовность будущих педагогов-организаторов к работе с детьми и подростками.

В соответствии с учебным планом во втором полугодии студенты третьего курса - будущие педагоги-организаторы, выходят на педагогическую практику «Пробные уроки и занятия». Базой для прохождения практики становятся 5-9 классы МОУ города Черкесска «Гимназия №2 9». В ходе практики студенты организуют и проводят классные часы (тематические, личностно ориентированные), стараясь выбирать разнообразные формы и методы воспитывающей деятельности: игры (интеллектуально-познавательные, деловые, физические, психологические),

игровые программы, творческие конкурсы, праздники и развлечения, дискуссии.

Студенты дополнительной квалификации «Педагог-организатор» принимают участие в организации и проведении классных часов для студентов первых курсов нашего педагогического колледжа. Среди самых ярких воспитательных дел для первокурсников были: конкурсная программа «Здравствуйте!»; творческий конкурс, посвященный Дню всех влюблённых «Такая разная любовь»; конкурсные программы, посвящённые 23 февраля «Солдатская смена» и Международному Женскому Дню «Весна, улыбки и цветы!». Такая деятельность способствует формированию и совершенствованию разных групп способностей и умений у студентов, как младших, так и старших курсов: умение держаться перед аудиторией, коммуникативные умения, перцептивные умения, дидактические умения, умение работать в команде. Атмосфера, устанавливающаяся во время такого общения, располагает, развивает, воспитывает.

Будущему педагогу-организатору необходимо быть активной, инициативной, творческой личностью, а для формирования профессионального интереса студентов на занятиях необходимо реализовывать следующие составляющие:

- учебную деятельность строить на основе принципов: единства познавательной и воспитывающей деятельности (целей, задач, содержания, методов, средств, форм работы); самостоятельности, личностной и общественной значимости успешной учебной деятельности, индивидуального подхода;

- создавать атмосферу свободного, продуктивного общения, позволяющего каждому чувствовать себя максимально свободным и раскрепощённым, что, в свою очередь, раскрывает и углубляет эмоциональную сферу человека;

- совершенствовать и анализировать эффективность новых учебно-методических комплексов по разделам изучаемых дисциплин;

- находить новые формы, методы, средства обучения дисциплинам дополнительной подготовки, широко использовать информационные технологии;

- организовывать групповую работу с использованием ситуаций игры, выбора, диалога [2].

Мы разделяем мнение французского физика Паскаля, который говорил: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». Для подтверждения этих слов

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 1

85

необходимо грамотно организовывать образовательный процесс и педагогическую практику.

При изучении проблемы формирования профессионального интереса студентов мы выделили совокупность педагогических факторов и методических приемов, способствующих повышению интереса, среди которых особое место отводится личности преподавателя, его эрудиции и мастерству преподавания. Существенное место в деле повышения профессионального интереса у студентов занимают в педагогической деятельности традиционные и нетрадиционные формы контроля и оценки знаний, умений, навыков студентов; творческие работы студентов; проектные исследовательские работы (создание учебных презентаций, учебных проектов); создание студенческого портфолио.

Таким образом, в ходе обучения в колледже необходимо развивать и совершенствовать у сту-

дентов способности к самостоятельной творческой работе, к педагогическому мышлению «без образца», осуществляя идеи педагогического сопровождения формирования организационной компетентности будущих педагогов. Разработка методического инструментария педагогического сопровождения формирования организаторской компетентности, на наш взгляд, является актуальной и своевременной, практикоориентированной проблемой.

Библиографический список

1. Белухин Д. А. Личностно-ориентированная педагогика: учеб. пособие. - М. : Московский психо-лого-социальный институт, 2005. - 448 с.

2. Михайлова Н. Н. Квалификационные требования к педагогу, работающему в сфере педагогической поддержки ребёнка // Народное образование. -

1998. - № 6.

3. Селевко Г. К. Воспитательные технологии. -М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 320 с.

УДК 37.013:78 Михайлова Татьяна Александровна

Оршанский педагогический колледж имени И. К. Глушкова,

Республика Марий Эл mihta 1212@rambler. ш

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассмотрены педагогические условия эффективности процесса развития музыкальной культуры студентов на основе личностно-ориентированного подхода.

Ключевые слова: музыкальная культура студентов, педагогические условия, личностно-ориентированный подход.

Музыка с давних времен применялась как одно из средств воспитания молодого поколения. Именно этот вид искусства, воздействуя на эмоции и чувства, способствует нравственному росту ребенка, развитию его интеллектуальной сферы, творческих способностей, а это особенно актуально для личности современного молодого человека, от которого требуется проявление активности, самостоятельности, творчества, инициативы в организации собственной жизни. Применение на практике личностно-ориентированного подхода в обучении позволяет заложить в учащихся механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.

Исходя из специфики профессионального образования, а также принципов организации личностно-ориентированного обучения мы выделяем комплекс педагогических условий эффективного развития музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированной подхода. Выделенные условия были реализованы в процессе опытно-экспериментальной работы со студентами Оршанского педагогического колледжа им. И. К. Глушкова, обучающихся по специальности 050711 «Социальная педагогика» в период с 2008 по 2010 год. К ним относятся.

1. Разработка и внедрение модели в процесс развития музыкальной культуры студентов

86

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

© Михайлова Т. А., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.