УДК 377 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ТЕХНИКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
Латипов Р.Д., Савицкий С.К., Хайдаров И.И.
Рассматриваются понятия «культура профессионального мышления» и «профессиональное мастерство» в процессе подготовки техника машиностроительного профиля. Цель статьи - рассмотреть критерии реализации новой образовательной модели и показать, что в новой образовательной модели студент является субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия, а также результатом становится активная, творческая деятельность студента, далекая от простой репродукции, это подтверждает, что современный выпускник должен не только обладать некоторым объемом знаний, но и уметь учиться: вести поиск и находить требуемую информацию для решения тех или иных проблем, использовать разнообразные источники информации, постоянно приобретать дополнительные знания. Анализ всех подходов к структуре и содержанию профессионально-значимых качеств, представленных в данной статье, позволил синтезировать совокупную многокомпонентную структуру культуры профессионального мышления и профессионального мастерства, содержащую теоретико- и практико-ориентированные, а также личностно-ориентированные компоненты, с учетом специфики применения информационных технологий в обучении и воспитании.
Ключевые слова: культура профессионального мышления;
профессиональное мастерство; техник машиностроительного профиля; формирование профессионально-значимых качеств.
FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF THE TECHNICIAN OF A MACHINE-BUILDING PROFILE
Latipov R.D., Khaydarov I.I., Savitsky S.K.
The article discusses concepts «culture of professional thinking» and «professional skill» in the course of preparation of the technician of a machine-building profile. Article purpose - to consider criteria of realization of new educational model and to show that in a new educational paradigm the student becomes the subject of informative activity, instead of object of pedagogical influence, and also active, creative activity trained, far from a simple reproduction becomes result, it confirms that the modern person should not only possess a certain volume of knowledge, but also be able to study: to search and find the necessary information, to solve those or other problems, to use various sources of the information for the decision of these problems, constantly to acquire additional knowledge. The analysis of all approaches to structure and the maintenance of the is professional-significant qualities presented in given article, has allowed to synthesize cumulative multicomponent structure of culture of professional thinking and the professional skill, containing theoretical and praktical-focused, and also the personal-focused components, taking into account specificity of application of information technology in training and education.
Keywords: culture of professional thinking; professional skill, the technician of a machine-building profile; formation of professionally significant qualities.
Изменения, происходящие в структуре и содержании современного среднего профессионального образования, которое ориентировано на подготовку техника машиностроительного профиля, обладающего достаточно высоким уровнем профессионально значимых качеств, таких как культура профессионального мышления и профессиональное мастерство в условиях интеграции экономики и создания глобального информационного
пространства, выдвигают к профессиональной деятельности техника машиностроительного профиля качественно новые требования: обладать
совокупностью знаний, умений и навыков, быть способностным анализировать профессиональные ситуации и уметь оригинально решать ординарные и неординарные профессиональные задачи. Такие задачи в условиях постоянного наращивания объема производственных мощностей становятся труднореализуемы ввиду того, что доминируют недостаточное обладание знаниями, умениями и навыками, слабая способность анализировать профессиональные ситуации, низкоуровневое умение оригинально решать ординарные и неординарные задачи, это делает актуальной педагогическую проблему повышения качества технического образования, его направленности на развитие культуры профессионального мышления будущего техника машиностроительного профиля. Появление новых производственных форм, которые требуют усвоения все большего объема информации, порождает необходимость в непрерывном повышении уровня культуры профессионального мышления техника машиностроительного профиля на основе применения информационных технологий. Исходя из этого, одной из главных функций среднего профессионального образования при подготовке техника машиностроительного профиля выступает перенаправленность обучения с информативности на развитие качеств, отвечающих содержанию компонентов культуры профессионального мышления. Внутренним содержанием процесса формирования культуры профессионального мышления техника машиностроительного профиляна основе применения информационных технологий становится специфическая организация образовательного пространства, выработка индивидуального творческого стиля общения между педагогом и студентом.
С развитием информационного общества связаны и интенсивные процессы формирования новой образовательной модели на смену классической. Новая образовательная модель основывается на изменении
фундаментальных представлений о человеке, его развитии через образование. В этой связи меняется основная образовательная цель: сейчас она заключается не столько в подготовке через знания, сколько в создании и обеспечении условий для самоопределения и самореализации личности. Основой для данного утверждения является изменение отношения к человеку и к знанию, которое должно быть ориентировано в перспективу, а не в прошлое.
Критерием исполнения новой образовательной модели начинает быть опережающее обучение. В новой образовательной модели студент является субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Ее результатом становится активная, творческая деятельность студента, далекая от простой репродукции. Современный выпускник должен не только обладать некоторым объемом знаний, но и уметь учиться: вести поиск и находить требуемую информацию для решения тех или иных проблем, использовать разнообразные источники информации, постоянно приобретать дополнительные знания.
Исходя из вышесказанного, целесообразно вести речь о потребности развития качественно нового профессионального мышления на основе применения информационных технологий, ориентированного на постоянный прием, обработку и передачу информации и направленного на оптимальное решение профессиональных задач в кратчайшие сроки, в условиях постоянно изменяющейся технологической и информационной среды.
Ввиду изменения социально-экономических условий деятельности системы среднего профессионального образования, возникает проблема в обеспечении подготовки специалистов среднего звена, хотя одновременно открываются новые возможности для ее развития, о чем свидетельствуют и результаты совместных исследований психологов и педагогов, которые посвящены учебной деятельности и ее взаимосвязи с профессиональной деятельностью на современном этапе развития производства. В исследованиях констатируется, что, в соответствии с условиями современного рынка труда,
специалист в своей профессиональной деятельности должен обладать культурой профессионального мышления.
Рассмотрим понятие «культура профессионального мышления» в современной интерпретации.
В трудах З.А. Решетовой культура профессионального мышления понимается как область человеческой деятельности, связанная с самовыражением и проявлением субъективности, характера, навыков, умений и знаний человека, которые позволяют ему успешно выполнять профессиональные задачи на высоком уровне мастерства: быстро, точно и оригинально решать как ординарные, так и неординарные задачи в определенной предметной области. Выпускник, обладающий высоким уровнем культуры профессионального мышления, характеризуется обычно как человек творческий, по особому воспринимающий предмет своей деятельности, способный к рационализаторству, новаторству и открытиям [12].
В исследованиях А.С. Маркова культура профессионального мышления есть область человеческой деятельности, связанная с самовыражением и проявлением субъективности, характера, навыков, умений и знаний человека, и направленная на превалирующее использование принятых именно в данной профессиональной сфере приемов решения проблемных задач, способов анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений. Профессиональные задачи, решаемые специалистом, обладающим высокой культурой профессионального мышления, нередко обладают неполнотой данных, дефицитом информации, ибо профессиональные ситуации быстро меняются [9].
Рассматривая труды А.В. Карпова в области исследуемого нами понятия, мы пришли к выводу, что культура профессионального мышления -это область человеческой деятельности, связанная с самовыражением и проявлением субъективности, характера, навыков, умений и знаний человека в ходе познавательного процесса обнаружения и разрешения профессиональной
проблемности, характеризующаяся личностной включенностью на преобразования в ходе профессиональной деятельности [4].
Формирование культуры профессионального мышления техника на основе применения информационных технологий с учётом профиля среднего профессионального образования выдвигает требование готовить выпускников таким образом, чтобы они не только усваивали, но и могли систематизировать, оценивать и обобщать наглядные факты, признаки объектов и явлений, встречающихся в трудовой деятельности. Высокая квалификация выпускника невозможна без овладения логическими действиями на профессиональном материале. Овладение абстрактными приёмами мыслительных операций, дает выпускнику возможность гибко строить свои рассуждения, а его мышление становится содержательным и мобильным, поднимает на более высокую ступень развития.
В трудах В.В. Лихолетова культура профессионального мышления понимается как система, выступающая мерой и способом формирования и развития сущностных сил специалиста на основе определенных знаний, научных факторов, с помощью их усвоения и применения; обеспечиващая активную деятельность, направленную на постоянное усовершенствование операций, процессов, видов и форм мышления, а также качества ума в соответствии с задачами и условиями профессиональной деятельности [8].
Ю.М. Кулюткин в своих трудах считает, что студент, обладающий культурой профессионального мышления, характеризуется гибкостью, нестереотипностью и оригинальностью мышления, способностью быстро изменять приемы действия соответственно новым условиям профессиональной деятельности [7].
Таким образом, под культурой профессионального мышления понимаются некоторые особенности мышления выпускника, позволяющие ему успешно выполнять профессиональные задачи на высоком уровне мастерства: быстро,
точно, оригинально решать как ординальные, так и неординарные задачи в определенной предметной области.
Понятие профессионального мастерства не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.
По-мнению Е.А. Климова, профессиональное мастерство необходимо рассматривать «не просто как некий высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека» [5].
Сегодня в научной литературе все чаще говорится о формировании профессионального мастерства в различных видах деятельности. Пути формирования профессионального мастерства могут быть различными.
В виду того, что самореализация техника как личности наиболее плодотворно происходит в профессиональной деятельности, то именно она дает максимальные потенциальные возможности одновременного и наиболее полного удовлетворения всех основных его потребностей личности (потребности в профессиональном признании, профессиональном самоуважении). Само формирование личности техника машиностроительного профиля в значительной степени осуществляется в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием.
Рассмотрим, что отражает понятие «профессиональное мастерство» в современной интерпретации.
В энциклопедии профессионального образования, составленной под руководством С.М. Вишняковой, говорится, что профессиональное мастерство
- высокая и постоянно совершенствуемая степень овладения определенным видом профессиональной деятельности; характеризуется качеством выполнения работы, высокой производительностью труда, профессиональной самостоятельностью, культурой труда и творческим отношением к труду [3].
По мнению И.П. Андриади, профессиональное мастерство - это искусство, которое выражается в высоком уровне профессионализма, синтезе духовной и интеллектуальной культуры и профессиональной реализации знаний в практической деятельности, а мастер - это профессионал, достигший высокого искусства в своем деле. Профессиональное мастерство в любой деятельности является своеобразным качественным ориентиром, к которому надо ориентироваться. Это связано с тем, что профессиональное мастерство - это не только синтез духовной и интеллектуальной культуры и профессиональной реализации знаний в практической деятельности, но и адекватное реагирование на происходящие в профессиональной деятельности и структуре квалификации изменения [1].
Исследователи Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Г.И. Михалевская и др. считают, что профессиональное мастерство - это не просто сумма необходимых умений, а умение решать проблемы способами и методами, подходящими к данным условиям и в данное время. Самое важное в творчестве мастера - то, что он в совершенстве может анализировать, обобщать, а главное
- делать выводы из опыта своего и коллег. Мастер, предугадывая трудности, стремится их предотвратить, профессиональные задачи рассматривает в диалектическом единстве с другими и принимает решения с «дальним прицелом». Обогащают мастерство такт, интуиция, способность к экспромту [6].
В зависимости от того, к какому определению профессионального мастерства склоняется исследователь, какие отдельные черты или качества личности он выделяет, считает определяющими, ставит на передний план, с неизбежностью будут детерминированы пути формирования профессионального мастерства конкретной личности.
Проданов И.И. профессиональное мастерство определяет как интегративное свойство личности педагога, включающее профессиональную компетентность, нравственность и инициативу [11].
Автор считает, что критериями профессионального мастерства является личностная значимость результатов труда работников.
В тоже время В.В. Буткевич пишет, профессиональное мастерство - это устойчивое свойство личности и деятельности, а также способность к саморазвитию и самокоррекции [2].
Разнообразие и разноплановость трактовок понятия «профессиональное мастерство» обусловлены различием научных подходов: личностно-
деятельного, системно-структурного, знаниевого культурологического к научным задачам, решаемым исследователями.
Деятельность профессионала-мастера, на наш взгляд, должна быть профессионально целесообразной, индивидуально-творческой и оптимальной, а профессиональное мастерство определяется как качественный уровень профессиональной деятельности, которая имеет творческий характер и ориентирована на социально значимый конечный результат и оптимальный процесс достижения цели.
Проведя анализ понятия "профессиональное мастерство" в разных областях деятельности, в качестве его основных компонентов выделяем систему профессиональных знаний, умений, навыков и профессиональных способностей, а также профессионально важных качеств личности.
Понятие мастерства следует относить не к отдельновзятому умению, а к некоторой совокупности умений, сформированных, возможно, на разных уровнях, которые индивидуализируют процесс деятельности, делают его качественно своеобразным. Высшим уровнем мастерства является искусство, творчество.
Общие закономерности формирования профессионала своеобразно проявляются в различных профессиях. Предмет, задачи, средства, условия и результаты труда специфичны в его разных видах, соответственно различаются и профессионально важные психологические качества, необходимые для профессиональной деятельности в различных профессиях. Процессы от
адаптации к мастерству и творчеству в различных профессиях могут проходить неодинаково легко и быстро, по-разному может складываться соотношение саморазвития и самосохранения.
Наиболее четко специфику профессионализма в разных профессиях можно представить через профессиограмму, содержащую указания на нормативные характеристики профессиональной деятельности работника (предмет, задачи, условия, средства, результат и др.) и определенные профессионально важные психологические качества, которыми он должен обладать для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, что, в свою очередь, становится основой для детерминирования специфики профессиональной деятельности в профессии и для сопоставления профессий.
Рассмотрим предложенную С.Я. Батышевым и В.А. Скакун структуру основных показателей профессионального мастерства [13].
Профессиональное мастерство - это высокая и непрерывно совершенствующаяся степень овладения определенным видом профессиональной деятельности.
Для работника, достигшего профессионального мастерства, характерна развитая способность в кратчайшие сроки переключаться с одних видов и условий труда на другие, приспосабливаться к новым требованиям и перестраивать характер своей деятельности соответственно меняющимся производственным ситуациям. Навыки и умения работника, достигшего профессионального мастерства, тесно связаны с его общими и специальными знаниями. Формирование у учащихся профессионального мастерства является одной из главнейших целей производственного обучения.
Подготовка конкурентоспособного и востребованного на рынке труда техника требует большого профессионального мастерства.
Профессиональное мастерство есть искусство обучения и воспитания, которое доступно каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, но требует неустанного совершенствования. Это профессиональное
умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие студента, в том числе его мировоззрения и способностей.
Сущность профессионального мастерства заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность.
Все эти компоненты взаимосвязаны в системе профессионального мастерства. Им присуще саморазвитие, основу, которую составляет синтез знаний и направленности; важным условие успешности являются способности, а средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности, - умения в области техники.
Главным признаком профессионального мастерства является умение научить учащихся тому, что знает и умеет сам мастер. Профессиональное мастерство проявляется в уверенном владении эффективными способами обучения учащихся, в способности воспитывать у них положительные качества личности, уважение к своей будущей профессии.
Профессиональное мастерство - это не природный дар человека, хотя природные задатки, т.е. то, что называется склонностями, способностями, призванием к профессиональной деятельности, во многом способствуют овладению им. Профессиональное мастерство формируется и развивается посредством активного творческого профессионального труда на основе глубоких и разносторонних профессиональных знании и умении.
Рост мастерства происходит постоянно при наличии у него соответствующего стремления.
Профессиональное мастерство нельзя расценивать и оценивать по отдельным знаниям - оно проявляется в системе работы мастера, как важная характеристика профессионала.
Важной стороной профессионального мастерства является искусство ставить перед собой задачи в возрастающей сложности, требующее самостоятельных решений, сообразительности, доступного поиска.
Профессиональное мастерство также характеризует профессиональный такт - чувство меры, целесообразности всего того, что он делает.
Профессиональный такт определяет деятельность профессионала-мастера как профессионально целесообразную, индивидуально-творческую и оптимальную, а профессиональное мастерство - как качественный уровень профессиональной деятельности, имеющей творческий характер, ориентированной на социально значимый конечный результат и оптимальный процесс его достижения.
Профессиональное мастерство проявляется в профессиональной деятельности личности и отдельно от личности не существует.
Анализ всех подходов к структуре и содержанию профессиональнозначимых качеств: культуры профессионального мышления и
профессионального мастерства с учетом специфики применения информационных технологий в обучении и воспитании позволяет синтезировать совокупную трехкомпонентную структуру, содержащую теоретико- и практико-ориентированные, а также личностно-ориентированные компоненты.
Список литературы
1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999, С. 160.
2. Буткевич В. В. Формирование личности учителя в теории и практике педагогического образования (1960-1990 г.г.): Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1994. С. 341
3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: Изд-во НМЦ СПО, 1999. С. 538
4. Карпов А.В. Системный подход как методологическая основа разработки проблемы интегральных способностей личности. М.: ИП РАН, 2004.
5. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. С. 387
6. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989. С. 168
7. Кулюткин Ю.М. Моделирование педагогических ситуаций. М.: Педагогика, 1981. 136 с.
8. Лихолетов В.В. Теория и технологии интенсификации творчества в профессиональном образовании. Дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 2002. 432 с.
9. Марков А.С. Условия формирования профессионализма // Образование: исследовано в мире. 2002. 7 с.
10. Поливода И.М. Профессиональное мышление специалиста информационного общества // Фундаментальные исследования. 2005. № 7. С. 73-74.
11. Проданов И.И. Теория и практика управления развитием
профессионализма учителя в региональной инновационной системе образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1998. С. 34
12. Решетова З.А. Психологические основы профессионального
обучения. М.: МГУ, 1985.
13. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2007. С. 336
14. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С.Я.Батышева. М., АПО. 1999. 440 с.
15. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в
современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
References
1. Andriadi I.P. Osnovy pedagogicheskogo masterstva: Ucheb. posobie dlya stud. sred. ped. ucheb. zavedenii [The basis of pedagogical skills: Study guide for students of pedagogical colleges]. Moscow: ACADEMA, 1999, 160 p.
2. Butkevich B.B. Formirovanie lichnosti uchitelya v teorii i praktike pedagogicheskogo obrazovaniya: Dissertaciya doctora ped. nauk [Formation of the person of the teacher in the theory and practice pedagogical education]: The dissertation of a Doctor of Pedagogical Sciences. Moscow. 1994, 341 p.
3. Vishnyakova S.M. Professional'noe obrazovanie: Slovar'. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika [Professional education: Dictionary. Key concepts, terms, actual lexicon]. Moscow: The scientifically-methodical center of average vocational training, 1999. 538 p.
4. Karpov A.V. Sistemnyi podhod kak metodologicheskaya osnova razrabotki problemy integral'nyh sposobnostei lichnosti [The systems approach as a methodological basis for the development issues of integrated abilities of the person], Moscow: Russian Academy of Sciences, 2004.
5. Klimov E.A. Psyhologiya professionala [Psychology of the professional]. Voronezh: Scientific and production accosiention «MODEK», 1996. 387 p.
6. Kuzmina N.V. Professionalism deyatel'nosti prepodavatelya i mastera proftechuchilischa [Professionalism of activity of the teacher and the instructor of inservice training of technical training college.]. Moscow: Vysshaya shkola, 1989. 168 p.
7. Kulyutkin Ju. M. Modelirovanie pedagogicheskikh situacii [Modeling of pedagogical situations]. Moscow: Pedagogika Publ., 1981. 136 p.
8. Liholetov V.V. Teoriya i tehnologii intensifikacii tvorchestva v professional 'nom obrazovanii [Theory and technology of the intensification of creativity in professional education: The dissertation of the Doctor of Pedagogical Sciences]. Chelyabinsk, 2002. 432 p.
9. Markov A.S. Usloviya formirovaniya professionalizma [Condition of professionalism formation]. Obrazovanie: issledovano v mire - Education: researched in the world. 2002.
10. Polyvoda I.M. Professioanl’noe myshlenie specialista informacionnogo obshchestva [Professional thinking of the specialist of an information society]. Fundamentalnye issledovaniya [Basic researches], no. 7 (2005): 73-74.
11. Prodanov I.I. Teoriya i praktika upravlenya razvitiem professionalizma uchitelya v regional’noi innovacionnoi sisteme obrazovaniya [The theory and practice of management by development of professionalism of the teacher in a regional innovative education system: Thesis from the dissertation of the Doctor of Pedagogical Sciences] St-Petersburg, 1998. 34 p.
12. Reshetova Z.A. Psychologicheskie osnovy professional’nogo obucheniya [Psychological bases of professional training], Moscow: Moscow State University, 1985.
13. Skakun V.A. Organizaciya i metodika professional’nogo obucheniya: Uchebnoe posobie [The organization and technique of professional training: Study guide]. Moscow: FORUM: INFRA-M, 2007. 336 p.
14. Enciklopediya professional’nogo obrazovaniya [The vocational training encyclopedia: In 3 т. / ed Batysheva S.J.]. Moscow: Academy of postgraduate education. 1999. 440 p.
15. Jakimanskaya, I.S. Lichnostno orientirovannoe obuchenie v sovremennoi shkole [Personality-oriented training in the modern school]. Moscow: Sentyabr, 1996. 96 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Латипов Рустам Динфирович, преподаватель специальных дисциплин
Технический колледж
Завод двигателей, АБК 308, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, 423808, Россия
e-mail: [email protected]
Савицкий Сергей Константинович, доцент кафедры «Автоматизация и
информационные технологии», кандидат педагогических наук, доцент
Камская государственная инженерно-экономическая академия
пр. Мира, д.68/19, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, 423810,
Россия
e-mail: savitsky_s@mail. ru
Хайдаров Ильнар Ильгизович, преподаватель специальных дисциплин
ГБОУ СПО «Технический колледж»
Завод двигателей, АБК 308, г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
423808, Россия
e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS
Latipov Rustam Dinfirovich, Instructor of special subjects
Technical college
ABK 308, Zavod Dvigatelei, Naberezhnye Chelny, Tatarstan, 423808, Russia e-mail: [email protected]
Savitsky Sergey Konstantinovich, Associate Professor of Department «Automation and information technologies», Candidate of Pedagogical Science, Docent
Kama State Engineering Academy of Economic Studies
68/19, Mira Avenue, Naberezhnye Chelny, Tatarstan, 423810, Russia
e-mail: savitsky_s@mail. ru
Khaydarov Ilnar Ilgizovich, Instructor of special subjects
Technical college
ABK 308, Zavod Dvigatelei, Naberezhnye Chelny, Tatarstan, 423808, Russia
e-mail: [email protected]
Рецензент:
Мустафин Азат Филькатович, ведущий специалист, кандидат педагогических наук (Корпоративный университет «КАМАЗа»)