Научная статья на тему 'Формирование профессионально-творческой направленности студентов технических специальностей'

Формирование профессионально-творческой направленности студентов технических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / PROFESSIONAL AND CREATIVE-ORIENTED INDIVIDUAL / TECHNICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Анна Михайловна

Статья посвящена проблеме формирования профессионально-творческой направленности личности студентов технических специальностей. Представлена педагогическая модель, а также совокупность педагогических условий, необходимых для обеспечения продуктивности указанного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of the is professional-creative orientation of students of technical specialities

This article is dedicated to the problem of creating engineers personality through the processes of developing profession-artistic directivity of students of technological universities. Collection of pedagogical conditions necessary to maintain the process of developing profession-creative directivity of students of technological universities while studying foreign language.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-творческой направленности студентов технических специальностей»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

А.М. Романова

Кафедра иностранных языков Белорусский государственный технологический университет ул. Свердлова, 13а, Минск, Беларусь, 220050

Статья посвящена проблеме формирования профессионально-творческой направленности личности студентов технических специальностей. Представлена педагогическая модель, а также совокупность педагогических условий, необходимых для обеспечения продуктивности указанного процесса.

Ключевые слова: профессионально-творческая направленность личности, технический вуз.

Профессионально-творческую направленность (ПТН) студентов технического вуза мы определяем как совокупность ведущих мотивов профессиональной деятельности (побуждающих к достижению максимально высоких результатов в процессе ее осуществления, определяющих систему ценностей), рефлексивных навыков, творческой активности, способствующих творческой самореализации личности в профессии.

Показателями сформированности ПТН студента выступают:

— наличие у студента положительной мотивации учебной деятельности (побуждение к достижению максимально высоких результатов деятельности, детерминированность характера профессионального бытия будущих специалистов, системы ценностей, способов самосовершенствования и принятия ответственных решений, которые обеспечивают творческую самореализацию в профессии и удовлетворенность собой как ее субъектом);

— проявление творческой активности при выполнении профессионально ориентированных заданий, ведение активно-преобразующей творческой деятельности (способность актуализировать смысл предстоящей деятельности, определять приоритеты ее ценностей через коммуникацию с сокурсниками, преподавателями технического вуза на иностранном языке; способность понимать, аннотировать и реферировать оригинальную техническую литературу на изучаемом языке; широта «репертуара» средств профессионально ориентированного коммуникативного самовыражения; способность овладевать новым интеллектуальным умением как средством личностного самоформирования);

— наличие и проявление рефлексивных способностей и навыков (способность анализировать собственный опыт; способность определить наличие у себя приемов и умений анализа текстового материала; владение рациональными приемами усвоения учебного материала; активное понимание логики изложения; составле-

ние ключевых понятий усвоенного материала; владение приемами систематизации учебного материала; знание требований, которые предъявляются к усвоенному материалу; умение составлять систему проверочных заданий для определения уровня усвоения) и т.д.;

— потребность в творческой самореализации в профессии (преодоление в течение учебного занятия личностного сопротивления сложившимся стереотипами деятельности; поиск информации; овладение рефлексивными способами деятельности; мотивация на творческую деятельность и самореализацию; внутренний контроль; ориентация на достижения максимально высоких результатов; включение в учебно-исследовательскую работу студентов; личная ответственность за принимаемые решения, реалистичность восприятия обстоятельств и условий предстоящей профессиональной деятельности).

Разрабатывая педагогическую модель формирования профессионально-творческой направленности студентов технического вуза, мы исходили из следующего.

Предпосылкой формирования ПТН является обогащение положительной мотивации учебной деятельности.

Формированию и совершенствованию рефлексивных способностей студентов способствует включение их в деятельность по анализу и синтезу профессиональной литературы на изучаемом языке, которая развивает критичность, самостоятельность, гибкость и активность мышления будущего специалиста.

Ведение студентами учебно-исследовательской деятельности на изучаемом языке осуществляется в процессе решения профессионально ориентированных задач, актуализирующих творческие приемы мышления.

Формирование умений и навыков творческой и рефлексивной деятельности студентов предполагает постепенный, но динамичный переход от начального уровня учебно-познавательной деятельности (узконаправленного) к целевому (творческому) с последующим включением студентов в проектную, учебно-исследовательскую деятельность.

Обучение специальности через язык, обучение языку через специальность — одно из важных условий формирования ПТН студентов технического вуза.

Педагогическая модель формирования ПТН студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку опирается на изучение дисциплины «Иностранный язык» и предполагает, во-первых, формирование ведущих мотивов профессионально-творческой деятельности посредством выполнения самостоятельной исследовательской работы творческого характера, требующей владения умениями профессиональной иноязычной коммуникации; во-вторых, формирование рефлексивных, творческих умений и навыков студентов в процессе выполнения аналитической работы с терминологией, обработки, реферирования и аннотирования оригинальной технической литературы по специальности; в-третьих, формирование потребности в творческой самореализации в процессе ведения учебно-познавательной, активно-преобразующей, учебно-исследовательской и научной деятельности по специальности (в том числе на иностранном языке).

Наша модель включает три этапа формирования профессионально-творческой направленности студентов.

На первом этапе формирования ПТН (профессионально-творчески-потен-циальный уровень сформированности ПТН студентов) (I курс) задачей являлось стимулирование рефлексивной и творческой активности в рамках учебно-познавательной деятельности по иностранному языку. С первых занятий осуществлялось погружение обучаемых в специально создаваемую атмосферу, присущую среде дисциплины «Иностранный язык», путем постепенного ввода конкретного учебного материала (согласно поставленным практическим, образовательным, развивающим и воспитательным задачам) и использования комплекса педагогических технологий обучения иностранному языку на основе активизации и интенсификации деятельности студентов, а именно: развивающей технологии в силу ее ведущего принципа проблемности обучения, развивающих игр в силу их направленности на формирование мотивации учебной деятельности (направленные на формирование речи, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения).

На втором этапе формирования ПТН (профессионально-творчески-активный уровень) (I, II курс) основной задачей эксперимента явилось формирование у студентов творческой активности и умений самостоятельного расширения навыков иностранной коммуникации по специальности, максимального использования полученных на данный момент знания по предмету, ведения активной самостоятельной работы на этой основе. С этой целью использовались проблемные технологии обучения, case-метод и разработанные нами деловые игры «Синхронный переводчик», «Рекламный ролик».

На третьем этапе формирования ПТН (профессионально-творчески-направ-леный уровень) (III, IV курсы) все полученные студентами знания, связанные с их будущей профессиональной деятельностью, использовались при ведении учебно-исследовательской работы по специальности в рамках дисциплины; во взаимосвязи с курсовым проектированием систематически и целенаправленно совершенствовались умения и навыки ведения исследовательской, творческой деятельности (в рамках профессионально-ориентированного обучения иностранному языку).

Так как работа над описанными творческими проектами требовала владения междисциплинарным подходом при решении проблем, навыками систематизации и управления информацией, современными социально-личностными и социальнопрофессиональными коммуникациями, участие в них способствовало проявлению студентами следующих навыков: когнитивных (беглость, гибкость, оригинальность, дивергентность мышления и восприятия), профессионально-исследовательских (ведение самостоятельной исследовательской работы по специальности, в том числе и на иностранном языке), коммуникативных профессионального характера на иностранном языке, рефлексивных (обработка оригинальной иноязычной литературы по специальности без словаря с целью извлечения информации, составления аннотаций и реферирования деловой документации).

Чтобы студенты стремились к творческой самореализации в вузе, преподавателю в ходе педагогического взаимодействия необходимо соблюдать ряд педагогических условий:

— постоянно поддерживать у студентов желание приобщаться к миру человеческой культуры, укреплять и расширять его возможности;

— создавать атмосферу творчества и сотворчества для самооткрытий, приобретения нового опыта творческой жизнедеятельности;

— стимулировать правильные взаимоотношения в различных системах общения: «общество — группа — личность», «коллектив — микрогруппа — личность», «преподаватель — группа студентов», «преподаватель — студент»; «студент — студенческая группа»;

— стимулировать совместное со студентами продуктивное, диалогическое общение в разных сферах их активной жизнедеятельности.

Поскольку компонентами компетентной деятельности современного специалиста выступают его способность принимать решения в нестандартной ситуации, готовность нести ответственность за принимаемые решения, вести самостоятельную исследовательскую деятельность по специальности на иностранном языке (работа с первоисточниками, анализ и обработка профессиональной документации и информации), мы видим профессионально ориентированное обучение будущих специалистов иностранному языку в техническом вузе интегрированным с профилирующими дисциплинами. В связи с этим наша работа была направлена [1]:

— на включение студентов в учебную, учебно-исследовательскую и научную деятельность по специальности на изучаемом языке;

— использование возможностей содержания, форм, методов изучения иностранного языка на разных уровнях коммуникативной компетентности студентов для эффективного влияния на их сознание как будущих специалистов;

— формирование положительной мотивации ведения профессионально ориентированной учебно-исследовательской деятельности в процессе изучения иностранного языка;

— комплексное применение технологий проблемного и игрового обучения, активных методов профессионально-ориентированного обучения, стимулирующих проявление творческой активности студентов и формирование у них ПТН;

— подготовку студентов к ведению самостоятельной профессиональной деятельности в динамично меняющихся социально-экономических условиях в сотрудничестве с зарубежными коллегами.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: Магистр, 1997.

[2] Романова А.М. English in business: Пособие для студентов экономических специальностей. — Мн.: Изд-во БГТУ, 2003.

[3] БидструпХ. Сатира и юмор. — М.: Искусство, 1964.

THE FORMATION OF THE IS PROFESSIONAL-CREATIVE ORIENTATION OF STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALITIES

A.M. Romanova

Department of foreign languages Belarus State Technological University

Sverdlova str., 13а, Minsk, Belarus, 220050

This article is dedicated to the problem of creating engineers personality through the processes of developing profession-artistic directivity of students of technological universities. Collection of pedagogical conditions necessary to maintain the process of developing profession-creative directivity of students of technological universities while studying foreign language.

Key words: professional and creative-oriented individual, technical university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.