УДК 378.1.801.318
A. M. Романова, ст. преподаватель
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
This article is dedicated to the problems of choosing appropriate interaction, methods and technologies of teaching students of non-linguistic universities English for special purposes. We consider developing creative personality of modern students by means of this academic subject to be the most actual for making them professionals and prominent figures. Several results of students creative academic and scientific research work, such as scientific films «Fairs and Exhibitions», «Advertising», «The Art of Management», are described below.
Введение. Изменение социальных, политических, рыночных условий, модернизация производственного сектора, развитие новых отраслей промышленности, разработка и внедрение новых технологий и техники отражаются на квалификационных требованиях, предъявляемых выпускникам вузов.
В свете этого современная система высшего технического образования претерпевает ряд изменений: меняются образовательные стандарты; вводятся новые учебные дисциплины; осуществляется многоуровневая подготовка специалистов по новым специальностям и специализациям; учебная деятельность студентов профессионально и творчески направлена: репродуктивная деятельность ^ репродуктивно-творческая деятельность ^ рефлексивно-творческая деятельность ^ творческая деятельность; происходит интеграция дисциплины «Иностранный язык» с профилирующими предметами.
Основная часть. Белорусский государственный технологический университет (БГТУ) готовит специалистов по следующим химическим специальностям: химическая технология производства и переработки неорганических материалов, химическая технология производства полимерных соединений, химическая технология производства изделий из стекла и керамики, конструирование и производство изделий из композиционных материалов и пр.
Производственно-прикладное значение указанных специальностей, тесная связь теоретико-практического курса обучения с научно-исследовательской деятельностью обучаемых, технологическая оснащенность и заданность учебного процесса технического вуза задают уровень профессионально-ориентированной подготовки будущих специалистов не только по профилирующим, но и по социально-гуманитарным дисциплинам.
Так, в соответствии с Образовательным Стандартом Республики Беларусь по преподаванию цикла социально-гуманитарных дисциплин в высших технических учебных заведениях страны (РД РБ 02100.5.227-99) предъявляются следующие требования к знаниям и умениям выпускника по дисциплине «Иностранный язык»: знать основные фонетические, грамматические, лек-
сические правила, позволяющие использовать иностранный язык как средство профессионального общения; уметь анализировать оригинальные научные, социально-политические тексты; приобрести навыки ведения общения профессионального характера на иностранном языке, чтения и перевода литературы по специальности без словаря с целью извлечения информации, составления аннотаций и реферирования деловой документации [1].
Как видно из приводимых руководящих документов современного специалиста должны отличать положительная мотивация деятельности, рефлексивная деятельность (анализ и обработка профессиональной документации и информации), ведение самостоятельной исследовательской и научной деятельности по специальности, творческая активность в профессиональной сфере.
Соответственно, профессионально-ориентированному, интегрированному с профилирующими дисциплинами обучению будущих специалистов иностранному языку в техническом вузе сегодня характерно:
1)активное привлечение студентов к ведению учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности по специальности на изучаемом языке;
2) эффективное влияние на сознание будущих специалистов посредством развития профессиональной направленности студентов в процессе изучения иностранного языка на разных уровнях их коммуникативной компетентности;
3) формирование положительной мотивации ведения профессионально-ориентированной учебно-исследовательской деятельности в процессе изучения иностранного языка;
4) комплексное применение технологий проблемного и игрового обучения, активных методов профессионально-ориентированного обучения, способствующих проявлению творческого потенциала студентов и развитию у них творческой направленности;
5) подготовка студентов к ведению самостоятельной профессиональной деятельности в динамично меняющихся социально-экономических условиях в сотрудничестве с зарубежными коллегами [2].
Обеспечению эффективности учебного процесса по иностранному языку способствует развитие профессиональной направленности студентов. Данной проблеме посвящены труды ряда отечественных и зарубежных исследователей. Так, профессиональная направленность личности определяется П. Вайнцвайгом как проявление целевых ориентацией личности [3], В. А. Сластениным -как ее свойство, о котором можно судить по успешному овладению профессией и степени удовлетворения человека своим трудом [4]. Однако, на наш взгляд, высшим уровнем развития профессиональной направленности будущего специалиста является его целеполагание ведения самостоятельной исследовательской, профессиональной деятельности, потребность в профессиональном самосовершенствовании, творческой самореализации.
Мы разделяем позицию ученых, рассматривающих профессиональную направленность студентов в контексте творчества. Как отмечает И. П. Калошина, большую роль в процессе формирования будущего специалиста играет его стремление к профессиональной самореализации, важной составляющей которой является творческая направленность и активность личности [5]. П. К. Энгельмейер видит сущность профессионального творчества в сочетании умения действовать самостоятельно и адекватно, осмысливая свою деятельность в свете научно-теоретических знаний [6]. По мнению В. И. Андреева, осознание специалистом степени своего мастерства и идеальных моделей, являющихся синтезом науки и практики, преломленных через собственную индивидуальность, служит ориентиром для формирования самостоятельной профессиональной позиции творческого, новаторского характера [7].
Из вышеизложенного становится очевидной важность синтеза профессиональной и творческой направленностей личности при формировании сознания будущего специалиста в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе.
Мы определяем профессионально-творческую направленность студента (ПТН) как совокупность ведущих мотивов профессиональной деятельности (потребность в творческом самовыражении, стремление к творческой самореализации в профессиональной деятельности, активной исследовательской творческой деятельности в профессии), побуждающих к достижению максимально высоких результатов в процессе ее осуществления, определяющих характер ее профессионального бытия, системы ценностей, способов самосовершенствования и принятия ответственных решений, которые обеспечивают творческую самореализацию в ней и удовлетворенность собой как ее субъектом. В структуре данного понятия нами выделе-
ны мотивация учебной деятельности, рефлексия, творческая самореализация. В качестве средства развития данной направленности в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык» выступает процесс педагогического стимулирования сознания студентов к творческой самореализации. В предлагаемой нами модели формирование ПТН в процессе профессионально-ориентированного обучения иностранному языку осуществляется в три этапа - начальный, продвинутый и целевой, которые коррелируют с соответствующим уровнем ПТН:
1) ПТ-потенциальный (учебная деятельность репродуктивна, не носит творческий либо профессиональный характер, происходит формирование положительной мотивации ведения творческой и профессионально-ориентированной учебно-исследовательской деятельности, большое значение имеет фактор позитивной эмоциональной среды);
2) 1Н -продвинутый (учебная деятельность рефлексивна, носит творческий характер, большую роль играет фактор рефлексивно-творческой активности);
3) ПТ-направленный (учебная деятельность профессионально направлена, носит творческий характер, обучаемые проявляют навыки творческой и рефлексивной деятельности при решении профессионально-ориентированных задач) [8].
На этом уровне ПТН студентов отличают не только творческая активность, осознание важности учебно-творческой самостоятельной работы и наличие опыта ее ведения, стремление к творческому самовыражению, но и четкая потребность в проявлении своих умений самостоятельной научной, исследовательской деятельности, в разработке и осуществлении дополнительных профессионально-ориентированных проектов творческого характера, инициатива участия в которых исходит от обучаемых.
Примером такой разработки может служить учебный фильм «Реклама», подготовленный на втором году обучения студентами экспериментальной группы факультета ИЭФ на иностранном языке. Этапы его подготовки:
1) выбор темы, актуальность которой продиктована учебной программой как профилирующих дисциплин «Экономическая теория», «Статистика и бухгалтерский учет», так и дисциплиной «Иностранный язык»;
2) сбор, анализ, реферирование оригинальной литературы по экономической теории, маркетингу;
3) разработка концептуальной основы фильма с учетом актуальности выбранной темы, технических средств информации и обучения, проанализированной литературы, подобранного видеофонда;
4) техническая работа по изготовлению фильма (создание видео- и аудио-ряда на иностранном языке с применением специальных компьютерных программ);
5) презентация фильма;
6) оценка работы и ее результатов.
Творческий процесс самостоятельной учебной деятельности по профессионально-ориентированной теме потребовал от студентов владения иностранным языком, навыками рефлексии и творческой активности. Организация процесса самостоятельной работы студентов над данным творческим проектом и анализ его результатов показали, что студентам данной экспериментальной группы они присущи.
В процессе развития ПТН студентов по нашей модели мы сочетали параллельно уровни рефлексивной и учебно-исследовательской деятельности студентов. Результатом данной работы стало развитие у студентов потребности и способности самовыражении, целеполагания, самоактуализации в профессиональной сфере, которые мы определили как основу профессионально-творческой самореализации. Этому способствовали:
- сформированная положительная мотивация учебной, исследовательской, продуктивной и профессиональной деятельности (проявившаяся в раскрытом творческом потенциале студентов при ведении ими творческой активности);
- развитая творческая активность студентов (переходящая в творческую деятельность по специальности);
- развитие рефлексивной деятельности студентов в процессе обучения с комплексным применением описанных педагогических средств обучения и активного ведения самостоятельной
контексте антропоцентрических технологий: совокупное применение проблемной технологии обучения (отбор актуальных задач для проектной работы на занятиях по иностранному языку; создание проблемных ситуаций, требующих активной рефлексивной, познавательной деятельности студентов по специальности) и технологии игровых имитаций (имитация профессиональной проблемной ситуации, решение которой требует синтеза профессиональной и творческой активности, проявления продуктивного мышления на изучаемом языке).
Литература
1. Образовательный Стандарт Республики Беларусь РД РБ 02100.5.227-99 для высших технических учебных заведений. Цикл социально-гуманитарных дисциплин. - Минск, 1999.
2. Основы педагогики: учеб. пособие /
A. И. Жук [и др.]. - Минск: Аверсэв, 2003.
3. Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности / П. Вайнцвайг. - М.: Прогресс, 1990.
4. Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин. - М.: Магистр, 1997
5. Калошина, И. П. Структура и механизмы творческой деятельности: нормативный подход / И. П. Калошина. - М.: Изд-во ИГУ, 1983.
6. Энгельмейер, П. К. Теория творчества / П. К. Энгельмейер. - СПб.: Образование, 1910.
7. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс: в 2 кн. /
B. И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1996. - Кн. 1.
8. Романова, А. М. Взаимодействие преподавателя и студентов при развитии профессионально-творческой личности обучаемых / А. М. Романова // Гуманизация и демократизация педагогического процесса в условиях университетского образования: материалы меж-дунар. науч. семинара, Китен, 1-8 сент. 2008 г. / Софийский университет «Св. Кл. Охридски». -Китен, 2008.
работы на иностранном языке по специальности.
Заключение. Формирование ПТН студента в процессе изучения иностранного языка происходит через сотворчество с талантливой творческой личностью. Развитие ПТН мы видим в