Научная статья на тему 'Формирование профессионально-психологической готовности специалиста в образовательных организациях МВД России'

Формирование профессионально-психологической готовности специалиста в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ / АДАПТИВНАЯ ЗАЩИТНАЯ ПРОЧНОСТЬ / КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭМОЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / ОПУСТОШЕНИЕ / ИЗНЕМОЖЕНИЕ / ПРОГРЕССИВНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / EXTREMENESS / ADAPTIVE PROTECTIVE DURABILITY / CONSTRUCTIVE EMOTIONS / PSYCHOLOGICAL SYNDROME / PROFESSIONAL STRESS / DEVASTATION / EXHAUSTION / PROGRESSIVE TRANSFORMATIONS / PROFESSIONAL COMPETENCE / MENTAL STABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитраков А. М., Алексеев Н. А., Кутергин Н. Б., Крамской С. И.

В настоящей работе обсуждаются некоторые особенности эффективности профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Проблемы формирования устойчивости к эмоционально-психологическим нагрузкам при выполнении служебных обязанностей сотрудниками полиции. Роль физической подготовки в формировании профессиональных компетентностей специалиста в образовательных организациях МВД России, а также необходимость перехода от квалификационной к компетентностной модели подготовки специалистов. Эффективность реализации организационно-педагогических условий компетентно-ориентированного подхода в профессиональном становлении выпускников вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитраков А. М., Алексеев Н. А., Кутергин Н. Б., Крамской С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL READINESS OF THE EXPERT IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In the real work some features of efficiency of professional activity of law enforcement officers are discussed. Problems of formation of stability to emotional and psychological loadings at performance of official duties by police officers. Role of physical preparation in formation of professional kompetentnost of the expert in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and also need of transition from qualification training of specialists to competence-based model. Efficiency of realization of organizational and pedagogical conditions competent the focused approach in professional formation of graduates of higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-психологической готовности специалиста в образовательных организациях МВД России»

формирование профессиональнопсихологической готовности специалиста Б образовательных ОРГАНИЗАЦИЯХ МБД РОССИИ

FORMATION OF PROFESSIONAL AND PSYCHOLOGICAL READINESS OF THE EXPERT IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL

AFFAIRS OF RUSSIA

УДК 378

А.М. ДМИТРАКОВ,

заместитель начальника института по работе с личным составом (Белгородский юридический институт МВД России)

A.M. DMITRAKOV

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Н.А. АЛЕКСЕЕВ,

профессор

(Белгородский юридический институт МВД России)

N.A. ALEKSEEV,

рrofessor

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Н.Б. КУТЕРГИН,

кандидат педагогических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России)

N.B. KUTERGIN,

сandidate of pedagogical sciences, associate professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

С.И. КРАМСКОИ,

кандидат социологических наук, профессор (Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова)

S.I. KRAMSKY,

сandidate of sociological sciences, professor (The Belgorod state technological university of V.G. Shukhov)

Аннотация: в настоящей работе обсуждаются некоторые особенности эффективности профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Проблемы формирования устойчивости к эмоционально-психологическим нагрузкам при выполнении служебных обязанностей сотрудниками полиции. Роль физической подготовки в формировании профессиональных компетентностей специалиста в образовательных организациях МВД России, а также необходимость перехода от квалификационной к компетентностной модели подготовки специалистов. Эффективность реализации организационно-педагогических условий компетентно-ориентированного подхода в профессиональном становлении выпускников вузов.

Ключевые слова: экстремальность, адаптивная защитная прочность, конструктивные эмоции, психологический синдром, профессиональный стресс, опустошение, изнеможение, прогрессивные трансформации, профессиональная компетентность, психическая устойчивость.

Abstract: in the real work some features of efficiency of professional activity of law enforcement officers are discussed. Problems of formation of stability to emotional and psychological loadings at performance of official duties by police officers. Role of physical preparation in formation of professional kompetentnost of the expert in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, and also need of transition from qualification training of specialists to competence-based model. Efficiency of realization of organizational and pedagogical conditions competent the focused approach in professional formation of graduates of higher education institutions.

Keywords: extremeness, adaptive protective durability, constructive emotions, psychological syndrome, professional stress, devastation, exhaustion, progressive transformations, professional competence, mental stability.

Никто не будет оспаривать тот факт, что работа играет в жизни человека огромную роль. Она не только обеспечивает человеку возможность существования, но и создает возможности для самовыражения и самореализации, является источником приятных, конструктивных эмоций. Особенностью правоохранительной деятельности является то, что она связана с риском, чрезвычайными ситуациями, экстремальностью. Сотрудники полиции часто подвергаются воздействию особого вида травматических событий, вызывающих негативные эмоции, которые разрушительно действуют на защитные системы, вызывают неадекватные психологические синдромы.

Работа сотрудников полиции требует определенной физической подготовленности, темперамента, адаптивной защитной прочности. Сотрудники полиции регулярно имеют дело с жестокими, импульсивными представителями преступных слоев общества, рискуют жизнью, сталкиваются с такими страданиями и ужасами, которые остальные видят с безопасного для здоровья расстояния газетных страниц, телевизионных экранов. В дополнение к каждодневной, однообразно тяжелой работе, сотрудники правоохранительных органов часто являются

мишенью для критики и обвинений со стороны граждан, средств массовой информации, системы правосудия, прокуратуры, да и собственной администрации.

Вынужденное общение с преступниками, риск для жизни, необоснованное применение оружия, ранение или смерть напарника

- лавина отрицательных эмоций обрушивается на сотрудника полиции.

Экстремальные ситуации закрепляются в виде определенного травмирующего опыта, а в некоторых случаях ведут к развитию обширного посттравматического расстройства. Свойственные полицейским активность, решительность сменяются инертностью и чувством вины как реакцией на профессиональный стресс. Это ведет к появлению противоречивых тенденций, порождает внутренний конфликт. Помимо рабочих стрессов, связанных со спецификой работы и административным давлением, негативное воздействие на сотрудника оказывает ухудшение домашних и служебных отношений, усугубляя совокупный эффект усталости, который изнашивает защитные механизмы сотрудника, делая его еще более уязвимым для стрессов.

Более того, профессия полицейского как социальная функция предъявляет со-

труднику противоречивые требования. С одной стороны, диктуется необходимость подчинения, жесткая иерархия, обусловливающая авторитарный стиль управления и нивелирующая индивидуальность. С другой стороны, даются властные полномочия, требующие способности самостоятельно мыслить, принимать решения. Умение сочетать в себе одновременно способности властвовать и подчиняться требует от человека определенной гибкости, личностной зрелости, способности к саморегуляции. При отсутствии оных развивается профессиональная деформация, проявляющаяся либо в психосоматических расстройствах, либо в асоциальном поведении.

Таким образом, постоянно получая отрицательные эмоции, человек приучает себя все воспринимать в негативном свете. Вырабатывается привычка фиксировать негативные чувства. Ее последствием является синдром опустошения - состояние, когда человек совершенно теряет интерес к своей работе.

В результате данного синдрома человек часто испытывает моральное и физическое изнеможение, полное безразличие к работе и отделяется от сослуживцев. Опустошение - это не стресс, это скорее результат долговременного воздействия стрессовых условий работы. Опустошению особенно подвержены те, кто ежедневно имеет дело с людьми, а также те, чья работа связана с повторяющимися или монотонными действиями, кто испытывает слишком большую ответственность и не в силах выносить этот груз или не получает обратной положительной связи. Г руппу риска составляют сотрудники правоохранительных органов. Опустошению наиболее подвержены трудоголики, педанты, идеалисты [5, с.243].

Для формирования психической устойчивости сотрудников полиции можно использовать все формы физической подготовки.

Задачи, решаемые с помощью физических упражнений на занятиях по физической подготовке, должны быть тесно связаны с задачами психологической подготовки средствами и методами других дисциплин учебного процесса.

Для увеличения психической нагрузки рекомендуются следующие методические приемы: использование шумовых эффектов, преодоление отдельных препятствий и всей полосы препятствий в усложненных условиях в дождь, снег, преодоление препятствия с имитацией оружия, в условиях плохой видимости [8, с.13].

Личность сотрудника ОВД привлекала к себе особое внимание во все времена. Руководители правоохранительных органов зачастую обоснованно жалуются на недостаток кадров, объясняя его оттоком профессионалов из государственных структур в частные [1].

Между тем еще более опасным явлением, по-видимому, следует считать общую неподготовленность многих сотрудников ОВД к переменам, их неприспособленность к принятию действительно значимых самостоятельных решений, их нежелание самосовершенствоваться на фоне постоянно развивающих свои умения преступников. Поэтому сложившееся положение требует от личности полицейского проявления особых качеств, которые могли бы способствовать формированию правомерного поведения. Образование как явление во всем своем многообразии в современном мире играет важную роль в жизни общества в его прогрессивных трансформациях. Образование

- наиболее эффективный путь формирования профессионализма, а высокий профессионализм является залогом успешности в социально-значимых видах деятельности человека, прежде всего за счет творческих, инновационных подходов, в том числе и в самом образовании, то есть тех, кто его осуществляет. Профессионализм признается одним из показателей цивилизованности общества [2, с.9]. Современный уровень требований к выпускникам образовательных организаций МВД России обуславливает наличие у них системы профессиональных знаний, навыков и умений, которые, с одной стороны, максимально приближены к реалиям практической деятельности, с другой стороны, надежны и эффективны. В содержание современного образования методологи рекомендуют включать уровни развития личности, а не только степень усвоения учебного материала. В настоящее время нужна не квалификация, которая связана с дроблением производственных функций на ряд задач и видов деятельности, а компетентность как своего рода соединение навыков, свойственных каждому индивиду, в котором квалификация сочетается с социальным поведением, способностью работать в группе, инициативностью, умением принимать решения и ответственность за их последствия. Практика показывает, что провозглашение новых принципов в образовании само по себе еще не обеспечивает его инновационного развития, хотя и служит важной предпосылкой этого.

С позиции науки акмеологии професси- их реализации. Любая профессиональная

онализм предполагает глубокие знания в деятельность представляет собой единство

конкретной области деятельности, нестан- двух ее составляющих: нормативной и твор-

дартное владение умениями, сильную ческой активности. И очень важно, чтобы

устойчивую мотивацию - эмоциональную специалист принимал профессиональные

заряженность на достижение высокого ре- решения в типичных ситуациях на основе

зультата, необходимое здоровье, развитие уже известных, неоднократно проверенных

необходимых способностей, нравственную на практике научных знаний, которые и со-

воспитанность личности [2, с.9]. Приоритет- ставляют ориентационную основу профес-

ной целью высшего образования является сиональных действий. Базовые компетен-

достижение профессиональной компетент- тности отражают специфику определенной

ности выпускников вузов. Профессиональные профессиональной деятельности. Специаль-

компетентности есть основа деятельности ные компетентности раскрывают специфику

специалиста, его готовность и способность конкретной предметной сферы профес-

целесообразно действовать в соответс- сиональной деятельности. Специальные

твии с требованиями дела, методически компетентности можно рассматривать как

организовано и самостоятельно решать реализацию ключевых и базовых компетен-

задачи и проблемы, а также самооценивать ций в области учебного предмета и сферы

результаты своей деятельности. Поэтому профессиональной деятельности. Проекти-

компетентности логично рассматривать как рование профессионально-психологической

базу определенных элементов деятельности. компетентности должно основываться на

Г.С. Михайлов считает, что компетентность стремлении выявить ключевые психологи-

есть наиболее доскональные знания своего ческие характеристики профессионала, да-

дела, существа выполняемой работы, всех ющие ему возможность квалифицированно

связей и отношений, возникающих в трудо- действовать в условиях психологического

вом процессе, своих возможностей и путей комфорта и дискомфорта.

Литература —

1. Анохин С.А. Правовые особенности личных свойств и качеств сотрудников ОВД // СПС «КонсультантПлюс». 2013.

2. Железняк Ю.Р. Теория и практика физической культуры. - М., 2006. № 4. С. 9.

3. Гогунов Е.Н. Теория и практика физической культуры. - М., 2005. № 4. С. 42.

4. Самойлова Н.И. Теория и практика физической культуры. - М., 2009. № 8. С. 11.

5. Руденко А.М. Управленческая психология. - Ростов н/Д. - Феникс, 2010. С. 243.

6. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности с высшим образованием: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1999. С. 353.

7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

8. Лопатин И.И., Воротник А.Н., Войнов П.Н. Влияние физической подготовки на воспитание психологических качеств курсантов учебных заведений МВД России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2012. № 2. С. 13.

9. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Педагогика. 1990. № 8. С. 82-88.

10. Пищулин В.Н. Профессиональная компетентность специалиста в контексте модернизации образования // Педагогическое наследие КД.

References

1. Anokhin S.A. Legal features of personal properties and qualities of Police Officers // ATP “Consultant Plus”. 2013.

2. Zheleznak Y.R. Theory and Practice of Physical Culture. - M., 2006. № 4. p. 9.

3. Gogunov E.N. Theory and Practice of Physical Culture. - Moscow, 2005. №. 4. p. 42.

4. Samoilova N.I. Theory and Practice of Physical Culture. - M., 2009. №. 8. p. 11

5. Rudenko A.M. Managerial Psychology. - Rostov n / D. - Phoenix, 2010. p. 243

6. Vardanyan V Structure and development of professional competence in higher education // diss ... Doctor. jurid. Sciences. - M., 1999. p. 353.

7. Zimnaya LA. Key competencies - a new paradigm of education result // Higher education today. 2003. № 5.

8. Lopatin I.I., Vorotnik A.N., Voinov P.N. Effect of physical training on the psychological qualities of cadets education institutions Ministry of Internal Affairs of Russia // Vestnik Belgorod Law Institute Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. № 2. p. 13.

9. Markova A.K.. Psychological analysis of the professional competence of the teacher // Pedagogy. 1990. № 8. P. 82-88.

10. Pishchulin V.N. Professional competence of a specialist in the context of modernization of education // Pedagogical heritage KD.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.