2015'1 ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
FORMATION MORAL AND PSYCHOLOGICAL GETTING POLICE
OFFICERS
УДК159.9:351.74
Д.С. СЕМИКИС,
кандидат биологических наук, доцент (ВУНЦ ВВС «ВВА», филиал г. Челябинск) e-mail: [email protected];
Ю.В. МУХАСОВ
(Белгородский юридический институт МВД России)
тел. (4722) 52-55-35;
Т.И. СЫСОЕВА
(Белгородский юридический институт МВД России)
e-mail: kinder [email protected]
D.S. SEMIKIN,
candidate of biological sciences, Associate Professor (Air Force VUNTS «VVA» , Chelyabinsk);
Yu.V. MUHANOV
(Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal
Affairs of Russia);
T.I. SYSOEVA
(Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal
Affairs of Russia)
Аннотация: в статье рассматривается сущность и проблематика морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел в процессе обучения в ведомственных вузах. Целью рассматриваемой проблемы является создание условий, в которых сотрудники правоохранительных органов испытают и переживут многие трудности, с которыми они столкнутся в реальной обстановке.
Ключевые слова: морально-психологическая подготовленность, сотрудник органов внутренних дел, психоэмоциональное напряжение, физическая подготовка, психологические качества.
Abstract: the article examines the nature and problems of moral and psychological training of police officers in the course of training in departmental universities. The aim we consider the problem-is to create conditions in which law enforcement experience and survive the many challenges they will face after a real situation.
Keywords: moral and psychological preparedness, officer of the Interior, emotional stress, physical training, psychological qualities.
В настоящее время деятельность сотрудников протекает в сложных условиях морально-психологической атмосферы с сохранением высокой криминогенной обстановки в стране, повышения организованности преступных элементов, жестокости и агрессивности поведения правонарушителей. Поэтому правильная и грамотная организация учебного процесса на занятиях по физической подготовке является столь актуальной и необходимой. Значительное внимание уделяется процессу психологического воспитания сотрудников органов внутренних дел, формированию готовности к преодолению опасности и трудностей
практической деятельности, выработке способности выдерживать большие нервнопсихологические нагрузки, напряженность и лишения, которые могут возникнуть в ходе службы.
С этой целью считается необходимым создание условий, в которых личный состав испытает и переживет многие трудности, с которыми он после столкнется в реальной обстановке. Только в таких условиях возможна проверка личностных качеств.
Практический опыт многих поколений спортсменов и просто любителей спорта, а также результаты исследований отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют
66
ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
2015'1
о том, что физическая культура оказывает уникальное воздействие на человека. Она способствует его развитию, оздоровлению и воспитанию, продлевает его работоспособность и активное долголетие. Преимущественно интеллектуальный характер деятельности офицеров образовательных учреждений, казалось бы, снимает необходимость физической подготовленности. Однако многочисленные исследования показывают, что значение тренированности для сохранения работоспособности и здоровья тем существеннее, чем больше требований предъявляет повседневная деятельность к двигательным, функциональным и психологическим качествам офицера.
В боевой (экстремальной) обстановке реакция у каждого человека индивидуальна. У одних возникает характерное боевое возбуждение, приводящее к обострению всех органов чувств, внимания, памяти и мышления, что способствует целеустремленности и активности действий. У других, наоборот, понижается чувствительность, замедляется реакция на внешние раздражители, нарушается координация движений и действий, ослабляется внимание и память, что снижает или ставит под угрозу результативность деятельности. У человека в трудных условиях возникает напряжение психоэмоциональной сферы, иногда называемое стрессовым состоянием. Результатом психоэмоционального напряжения может быть активизация целесообразной деятельности, что может быть оценено как мужество и стойкость. Но на практике чаще всего наблюдается состояние возбуждения, торможения и страха, которая у многих перерастает в панику и усталость.
Как правило, способ реагирования основан на опыте преодоления критической ситуации в трудных условиях. Поэтому на занятиях по физической подготовке рекомендуется создавать напряженную обстановку с постепенным наращиванием нагрузки, доводя её до предельной.
Кроме моделирования ситуации, напоминающей реальные условия боя, необходимо создать и определенное психологическое напряжение. На занятиях по физической подготовке обучаемые не могут проник-
нуться серьёзностью опасности, которая их ожидает, так как они ведут учебный бой против своих товарищей, от которых им ничего не грозит.
Нападающие должны проявлять различные эмоции, показывая через них своё отношение к противнику и свои намерения к дальнейшим действиям. Чем ярче, артистичнее и правдоподобнее будет проходить нападение на сотрудника, тем выше будет тренировочный эффект по освоению тактики ведения переговоров и боя.
В ведомственных вузах в процессе физической подготовки личного состава используются различные методы, направленные на формирование психологических качеств, необходимых для сотрудника органов внутренних дел. Их принято подразделять на словесные, наглядные и практические.
Наиболее важными в этом аспекте являются методы развития, воспитания и сла-живания.
1) Метод воспитания обеспечивает формирование убежденности в важности физической подготовки для повышения боеспособности личного состава, привитии потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, совершенствование моральных и психических качеств.
2) Метод слаживания обеспечивает совершение сплоченности личного состава, формирование навыков коллективных действий.
Наряду со специальными методами физического совершенствования используются и общие методы обучения и воспитания боевой подготовки личного состава. При этом они приобретают специфический оттенок в связи с особенностями формирования готовности у сотрудников к служебно-боевой деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на занятиях по физической подготовке предоставляются широкие возможности для совершенствования личности человека, профессионально важных качеств, определяющих будущую успешную профессиональную деятельность. Все это возможно лишь при правильной организации учебного процесса с использованием различных методов.
Литература
1. Алексеев Н.А., Кутергин Н.Б. Характеристика существующей проблемы организации учебно-тренировочного процесса по физической культуре и спорту в образовательных учреждениях // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2010. № 2. С.47-49.
2. Алексеев Н.А., Кутергин Н.Б., Кулиничев А.Н. Совершенствование физической подготовки курсантов
67
2015'1 ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
и слушателей образовательных учреждений МВД России // Физическое воспитание студентов.
2013. № 1. С. 3-6.
3. Ахматгатин АА. Основы подготовки сотрудников полиции к действиям в экстремальных ситуациях // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2013. № 3(66). С. 3-8.
4. ЗолотенкоВА. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МВД России : дис. ... канд. педаг. наук. - СПб., 2011. 199 с.
5. Игошин НА. Актуальные проблемы формирования личности правоохранительного типа в государственном образовательном учреждении МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. Т. 55. № 3. С. 229-232.
6. Кутергин, Н.Б., Горбатенко А.В. Психологические механизмы адаптационных процессов у спортсменов // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2011. № 1.С. 49-50.
7. Малиновский С.В. Особая подготовка подразделений спецназа : учеб. пособие. - Мн.: Скакун, 2008. 416 с.
8. Петров А.Ю., Акулин С.В. Теоретические основы формирования профессиональной компетенции выпускника спецвуза // Вестник Владимирского юридического института. 2012. № 2.
9. Старков МА, Задорин С.В. О проблеме повышения эффективности выполнения боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке в вузах МВД России // Обучение и воспитание: методика и практика. 2013. № 9. С. 156-161.
10. Шахматов А.В., Федосеев ГА. Некоторые аспекты совершенствования руководства морально-психологической подготовкой в оперативных подразделениях ОВД // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 1(61). С. 4-14.
References
1. Alekseev NA, Kutergin N.B. Characteristics of the existing problems of organization of training process
in physical education and sport in educational institutions // Bulletin of Belgorod law Institute of MIA Russia. 2010. № 2. P. 47-49.
2. Alekseev NA, Kutergin N.B, Kulinichev A.N. Improvement of physical training of cadets and students of
educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia // The Physical education of the students. 2013. № 1. P. 3-6.
3. Akhmatgatin A.A. Basis of preparation the police to take action in extreme situations // Bulletin of the East
Siberian Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2013. № 3(66). P. 3-8.
4. Zolotenko VA. Improvement of professional-applied physical training of students in educational institutions
of the Ministry of internal Affairs of Russia: dis. ... candidate. pedag. Sciences. - SPb., 2011. 199 р.
5. Igoshin NA. Actual problems of identity formation law enforcement type at the state education institution
of the MIA of Russia // Vestnik St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2012. T. 55. № 3. P. 229-232.
6. Kutergin N.B, Gorbatenko A.V. Psychological mechanisms of adaptation processes in athletes // journal
of Belgorod law Institute of MIA Russia. 2011. № 1. Р. 49-50.
7. Malinowski S.V Special training special units : proc. the allowance. - Mn.: Skakun, 2008. 416 p.
8. Petrov A.Y, Akulin S.V Theoretical bases of formation of professional competence of graduates of speciosa
// Bulletin of St. Vladimir Institute of law. 2012. № 2.
9. Starkov MA, Zadorin S.V. On the problem of improving the efficiency of the fighting techniques of the
struggle in the classroom for physical training in the universities of the Ministry of internal Affairs of Russia // The Training and education: methods and practice. 2013. № 9. P. 156-161.
10. Shakhmatov A.V, Fedoseev GA. Some aspects of improving leadership moral-psychological training in operational units ATS // Vestnik St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia.
2014. № 1(61). P. 4-14.
(Статья сдана в редакцию 10.02.2015)
68