12. Анализ результатов межвузовских учений 2006 г. (Московский университет МВД России), 2009 г. (Казанский юридический институт МВД России), 2010 г. (Тюменский юридический институт МВД России) показал, что следственно-оперативная группа проводящей организации (вуза) находится в благоприятных условиях, по сравнению с командами других вузов, в связи с тем, что команде вуза-организатора знакома служебно-прикладная полоса препятствий, условия выполнения специального упражнения стрельб, особенности практики работы ОРЧ и следственных органов региона.
С учетом этого обстоятельства начальник Тюменского юридического института МВД России доктор юридических наук, профессор А. И. Числов предложил следующее: команда вуза, проводящего межвузовское учение, должна принимать участие в учениях, должна быть оценена, в конкурсе СОГ вузов МВД России не участвует.
13. Перед началом межвузовских учений целесообразно проводить тестирование остаточных знаний курсантов по учебным дисциплинам «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Криминалистика», «Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел». Результаты тестирования не следует учитывать при подведении итогов учений. Они используются для установления величины корреляционной связи между остаточными знаниями курсантов и результатами практического обучения - качества подготовки следственно-оперативных групп вузов МВД России.
Сравнение результатов тестирования остаточных знаний с результатами практического обучения - качества подготовки следственно-оперативных групп вузов МВД России должно быть использовано для корректировки программ тестирования.
1 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») : приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от4 мая 2010 г. № 464. URL: http://www.mnogozakonov. ru/catalog/date/2010/5/4/59138 (дата обращения: 20.11.2010). С. 20-21.
2 Проект ФГ0С-03 по специальности «Правоохранительная деятельность» (квалификация (степень) «специалист») : письмо начальника Московского университета МВД России в Министерство образования и науки Российской Федерации от
6 ноября 2009 г. № 43/3/4844. URL: http://www.edu.ru/mon-site/ pro/fgos/vpo/pv031001s.pdf (дата обращения: 22.11.2010). С. 24-25.
3 Об организации профессиональной подготовки личного состава органов внутренних дел Российской Федерации и мерах по ее совершенствованию : решение коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2009 г № 3 км/1 : приложение к приказу МВД России от 4 декабря 2009 г. № 921.
4 Новосибирский военный институт внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России. URL: http:// vivv.nsk.ru/dokumenty.html (дата обращения: 13.11.2010).
5 Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методической, научно-иссле-
довательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования : письмо Министерства образования Российской Федерации 26 июня 2003 г. № 14-55-784. М., 2003.
6 Рекомендации ДКО МВД России по нормированию труда профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений ВПО и ДПО специалистов МВД России.
7 О проведении учений : письмо ДКО МВД России от 3 апреля 2009 г. № 21/14/2922.
8 О направлении примерных учебных планов : письмо ДКО МВД России от 9 апреля 2007 г.
9 Выражаем благодарность заместителю начальника Тюменского ЮИ МВД России по учебной работе В. Г. Пушкаре-ву, заместителю начальника ГСУ при ГУВД по Тюменской области М. С. Байгазину, заместителю начальника следственной службы Управления ФСКН России по Тюменской области А. В. Ромашко за высокий уровень объективности в оценивании действий СОГ по первому комплексу заданий.
10 О направлении обзора по результатам учений : письмо ДКО МВД Россииот7 июля 2010 г. № 21/14/6577.
11 Выражаем благодарность начальнику кафедры боевой и физической подготовки А. А. Гусеву, начальнику кафедры тактико-специальной подготовки М. М. Шахмаеву, доценту кафедры огневой подготовки С. Н. Архипову и личному составу перечисленных выше кафедр Тюменского ЮИ МВД России, заместителю начальника ОМОН ГУВД по Тюменской области Г. И. Ескину за высокий уровень объективности в оценивании действий СОГ по второму комплексу заданий.
12 О направлении обзора по результатам учений : письмо ДКО МВД России от7 июля 2010 г. № 21/14/6577.
УДК 378.147:79
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СОТРУДНИКОВ ОВД
В. А. Фетисов
В статье представляется на рассмотрение блочно-модульная модель организации и планирования физической подготовки в образовательных учреждениях мВд России, которая способствовала существенному повышению уровня профессионально-прикладной физической подготовленности, здоровья, физического развития и функциональных возможностей организма курсантов.
Ключевые слова: модернизация, компетентностный подход, блочно-модульная модель, профессиональная компетенция.
Требования к уровню профессионально-прикладной физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел определяются сложностью и разнообразием задач, которые им приходится решать в повседневной практической деятельности. Работникам полиции в условиях современной криминогенной обстановки необходимы не только знания юридических норм и законов, но и готовность в любой момент применить физическую силу в соответствии с Федеральным законом «О полиции»1.
Анализ деятельности органов внутренних дел показывает, что эффективность любой операции по пресечению противоправных действий зависит, прежде всего, от
высоких морально-волевых качеств и физической подготовленности сотрудников. Однако уровень профессиональной подготовленности многих сотрудников МВД России остается невысоким, что мешает им эффективно выполнять оперативно-служебные задачи и нередко приводит к невыполнению поставленной задачи и реальной угрозе их жизни.
Оперативная обстановка в стране требует качественно нового подхода к физической подготовке рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Требования, предъявляемые Министерством внутренних дел к выполнению служебно-оперативных задач, показывают, что приоритетным направлением в системе профессионального образования является максимальное приближение содержания обучения к специфике задач, выполняемых сотрудниками органов внутренних дел. Эти обстоятельства определяют необходимость совершенствования методики физической подготовки будущих сотрудников, профессионально подготовленных к защите себя и других лиц от агрессивных действий правонарушителей, их обезвреживанию и задержанию. В образовательных учреждениях МВД России особое значение приобретает качественная подготовка будущих сотрудников органов внутренних дел к выполнению профессиональных задач, поиск новых путей формирования профессионально-прикладной физической компетенции в процессе обучения в образовательных учреждениях МВД России. Кроме того, это стало носить характер актуальной педагогической задачи.
Проблемы профессионально-прикладной физической подготовки, включающие организацию, планирование, распределение программного материала, применение различных вариантов содержания учебной и вне-учебной деятельности, их форм, средств и методов были представлены в научных исследованиях В. С. Кшевина,
В. В. Мороза, В. П. Усенко, В. П. Бирюкова, В. А. Се-ребряникова (2003); В. Г. Колюхова, В. И. Лисицина,
В. Ф. Улабышева (2004); В. Г. Лупыря (2005) и др., в которых были предложены различные подходы, методики и практические рекомендации. Анализ научно-методической литературы показал, что на современном этапе обучения в образовательных учреждениях МВД России назрела объективная необходимость в разрешении вопросов, касающихся организации процесса физической подготовки будущих сотрудников.
По нашему мнению, совершенствование должно идти не по пути увеличения общей учебной нагрузки, а ее оптимизации через упорядочение структуры практических занятий. В этой связи компетентностный подход является одним из наиболее актуальных, перспективных направлений в организации образовательного процесса. Формирование профессионально-прикладной физической компетенции будет эффективным при условии применения современных педагогических технологий. Грамотное использование их сделает процесс обучения не только интересным, но и результативным.
Одним из направлений компетентностного подхода, который позволит эффективно организовывать образо-
вательный процесс, можно отнести блочно-модульное обучение, которое в системе профессионального образования представлено П. И. Третьяковым, И. Б. Сенновс-ким(2001); А. В. Дружкиным (2001); О. Г. Кукосяном, Г. Н. Князевой (2001) и др.
Блочно-модульное обучение, возникшее как альтернатива традиционному обучению, по мнению исследователей, интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Ее сущность состоит в том, что обучающийся самостоятельно (с направляющей педагога) достигает конкретных целей в процессе индивидуальной работы с модулем. Блочномодульное обучение представляет собой переход от ин-формационно-рецептуальных систем обучения к развивающему самоуправляемому обучению. Оно, как инновационная дидактическая система, обеспечивает гибкость обучения, его адаптацию к индивидуальным потребностям обучающихся, уровню его базовой подготовки.
Блочно-модульное обучение формирует навыки самообразования: каждый учащийся достигает поставленных целей и может самостоятельно работать с индивидуальной учебной программой, включающей целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Концепция блочно-модульного обучения предусматривает изменение образования по трем направлениям: чему учить (содержание), в какой последовательности (структура) и какими способами учить (технология).
Особенность планирования и организации блочномодульным методом заключается в формировании учебный планов и программ из конечного набора унифицированных элементов - модулей. Модель блочно-модульного обучения - целостная совокупность трех основных элементов: модульной структуры модели специалиста; специальной структуры организации и управления учебныш процессом; технологии блочно-модульного обучения.
Блочно-модульная структура учебного плана -структура, при которой отдельные блоки этого плана представляют собой М-элементы.
Образовательный модуль (ОМ) - М-элемент которого (к = 1, 2, 3...) уровня деления системы «модель специалиста», представляющей собой систему учебно-методической документации (программу обучения), определяющей цели обучения и спецификацию требований к объему, содержанию и уровню знаний, умений и на-выжов специалиста.
Учебный модуль - система учебно-методической документации для преподавателя, которая однозначно определяет цели обучения и полную спецификацию требований к объему, содержанию и уровню умений и навыков обучаемого (программа блочно-модульного обучения), содержит описание технологии блочно-модульного обучения, а также необходимого технического и учебно-методического обеспечения обучаемого.
Учебный модуль состоит из трех основных элементов (документов):
- модульная программа обучения;
- технология блочно-модульного обучения;
- комплект учебно-методического обеспечения.
Основными элементами технологии блочно-модульного обучения являются:
- предоставление учебного материала в модуле в виде структуры учебных элементов, каждый из которых, в свою очередь, представляет некоторую неделимую, логически завершенную часть учебного материала и реализует частные цели обучения и требования учебного модуля, элементом которого он является;
- четкая постановка целей, задач и программы обучения по учебному модулю в целом и по каждому учебному элементу в отдельности;
- входной контроль уровня умений и навыков обучаемого перед началом работы с учебным модулем (возврат к предыдущему учебному модулю в случае недостаточности умений и навыков);
- проверка достижений (текущий контроль) при работе с каждым учебным элементом;
- выходной контроль уровня умений и навыков при завершении работы с учебным модулем с целью проверки достижения целей обучения и определения рейтинговых характеристик обучаемого;
- специальная методика, обеспечивающая межмодульную интеграцию умений и навыков при работе со сложными учебными модулями (модулями иерархической структуры).
Успешное решение проблемы реализации компетент-ностного подхода в рассматриваемой сфере целесообразно связывать с совершенствованием педагогических основ физической подготовки, с внедрением новых, имеющих профессиональную направленность, методик и технологий обучения.
С целью разработки экспериментальной методики обучения нами были проанализированы литературные источники по проблемам формирования профессиональной компетенции курсантов образовательных учреждений МВД России. С учетом рассмотренных научно-практических предпосылок за основу инновационной методики была взята блочно-модульная методика организации учебного процесса по физической подготовке.
Педагогический эксперимент проводился с сентября 2006 по сентябрь 2008 гг. на базе Читинской специальной средней школы милиции МВД России. На первом, предварительном этапе (сентябрь 2006 - сентябрь 2007 гг.) были сформулированы гипотеза, цель, задачи исследования. Разработанная методика формирования профессиональной компетенции по физической подготовке у курсантов была внедрена в Читинской специальной средней школе милиции МВД России и сопровождалась мониторингом физического развития, физической подготовленности и функциональных возможностей организма. На втором этапе (сентябрь 2007 - сентябрь 2008 гг.) проводились исследования по оценке эффективности блочно-модульной модели формирования профессиональной компетенции по физической подготовке, в которой приняли участия 38 курсантов 17-20 лет.
Для проведения эксперимента были организованы экспериментальная и контрольная группы. Экспериментальную группу (ЭГ) составили курсанты
203 взвода (п = 16), которые занимались по разработанной нами блочно-модульной модели. В контрольную группу (КГ) вошли курсанты 204 взвода (п = 22), которые занимались по существующей программе МВД России (2006 г). На протяжении эксперимента обследование курсантов осуществлялось в 2 этапа: 1 этап - сентябрь 2006 г. - сентябрь 2007 г., 2 этап - сентябрь 2007 г. - сентябрь 2008 г. Все режимные аспекты планирования физической подготовки в КГ и ЭГ связывались с программой обучения в образовательных учреждениях МВД России.
Разработанная и внедренная блочно-модульная модель организации и планирования учебного процесса по физической подготовке, направленная на формирование профессиональной компетенции, способствовала более эффективному воздействию на физическое развитие и физическую подготовленность курсантов экспериментальной группы по сравнению с контрольной (табл. 1,2).
Анализ данных, полученных в ходе научно-исследовательского эксперимента, выявил следующие практические результаты. На начало эксперимента показатели физического развития курсантов экспериментальной и контрольной групп существенно не отличались друг от друга. Рассматривая динамику изменения показателей физического развития в конце эксперимента, можно сказать о том, что более существенное воздействие процесс физической подготовки оказал на развитие силовых способностей правой, левой кисти, становой силы. При этом темпы прироста силовых способностей обусловлены целенаправленным воздействием средств и методов разработанной нами методики.
Так, в показателях кистевой динамометрии правой руки результат в экспериментальной группе в конце исследования составил 45,81 ± 0,62, в контрольной группе -44,10 ± 0,64 кг. Прирост показателей в экспериментальной группе составил 10,52%, в контрольной группе -5,59%. В показателях кистевой динамометрии левой руки в экспериментальной группе результат составил 42,6 ± 0,60, в контрольной группе - 42,30 ± 0,62 кг. Прирост показателей в экспериментальной группе составил 7,05%, в контрольной группе - 5,09%. Результат становой силы в экспериментальной группе в конце исследования составил 90,78 ± 9,02, в контрольной группе - 87,16 ± 1,14 кг. Прирост показателей становой силы в экспериментальной группе составил 10,46%, в контрольной группе -5,82%. В показателях длины тела, массы тела и весоростовом индексе достоверных различий в конце педагогического эксперимента не выявлено, хотя наблюдается тенденция в положительной динамике.
На начало педагогического эксперимента статистически достоверных различий (р > 0,05) в показателях физической подготовленности у курсантов экспериментальной и контрольной групп выявлено не было. При проведении контрольных испытаний курсанты обеих групп показали средний уровень физической подготовленности в сравнении с нормативами в образовательных учреждениях МВД России2.
Таблица 1
Динамика изменения показателей физического развития курсантов контрольной и экспериментальной групп в течение двухгодичного педагогического эксперимента
Показатели Группа На начало эксперимента Наконец эксперимента Разница, един. Темпы прироста, % Достоверность различий
Длина тепа (см) КГ 175,2 ± 2,05 176,1 ± 1,50 0,9 0,51 1= 0,35; Р >0,05
ЭГ 174,4 ± 1,20 176,0 ± 1,02 1,6 0,91 1= 1,02; Р >0,05
Разница, един. 0,8 0,1
Разница, % 0,46 0,06
Достоверность различий г = 0,34; Р >0,05 г= 0,05; Р > 0,05
Масса тела (кг) КГ 73,5 ± 1,30 74,8 ± 1,28 1,3 1,75 1 = 0,710; Р > 0,05
ЭГ 74,1 ± 1,11 74,9 ± 0,86 0,8 1,07 1 = 0,570; Р > 0,05
Разница, един. 0,6 0,1
Разница, % 0,82 0,13
Достоверность различий г = 0,35; Р >0,05 г= 0,06; Р > 0,05
Динамометрия правой кисти (кг) КГ 41,7 ±0,76 44,10 ±0,64 2,40 5,59 1 = 2,420; Р<0,050
ЭГ 41,23 ±0,68 45,81 ±0,62 4,58 10,52 1 = 4,970; Р<0,001
Разница, един. 0,47 1,38
Разница, % 1,13 3,24
Достоверность различий г = 0,46; Р >0,05 г= 1,55; Р > 0,05
Динамометрия левой кисти (кг) КГ 40,20 ± 0,72 42,30 ± 0,62 2,10 5,09 1 = 2,210; Р <0,050
ЭГ 39,7 ± 0,76 42,6 ± 0,60 2,90 7,05 1= 3,020; Р <0,010
Разница, един. 0,5 0,30
Разница, % 1,24 0,71
Достоверность различий г = 0,48; Р >0,05 г= 0,35;Р > 0,05
Становая сила (кг) КГ 82,23 ± 1,67 87,16 ± 1,14 4,93 5,82 1 = 2,440; Р <0,050
ЭГ 81,76 ±1,32 90,78 ±1,27 9,02 10,46 1 = 4,88; Р <0,001
Разница, един. 0,47 3,62
Разница, % 0,57 1,95
Достоверность различий г = 0,22; Р >0,05 г = 2,12; Р < 0,05
Весоростовой индекс КГ 0,420 ± 0,024 0,425 ± 0,018 0,005 1,19 1= 0,170; Р >0,050
ЭГ 0,425 ± 0,030 0,426 ± 0,027 0,001 0,24 1= 0,025; Р >0,050
Разница, един. 0,005 0,001
Разница, % 1,19 0,24
Достоверность различий г = 0,13; Р >0,05 г= 0,03; Р > 0,05
Таблица 2
Динамика изменения показателей физической подготовленности курсантов контрольной и экспериментальной групп в течение двухгодичного педагогического эксперимента
Показатели Группа На начало эксперимента На конец эксперимента Разница, един. Темпы прироста, % Достоверность различий
Бег 3000 м (сек) КГ 745,8 ± 12,74 703,05 ± 10,47 42,75 5,90 1 =2,60; Р < 0,05
ЭГ 749,5 ± 11,95 667,2 ± 11,23 82,3 11,6 1 = 5,02; Р < 0,001
Разница, един. 3,70 35,85
Разница, %о 0,50 5,16
Достоверность различий г = 0,21; Р > 0,05 г = 2,34; Р < 0,05
Бег 100 м (сек) КГ 13,64 ± 0,10 13,46 ± 0,08 0,18 1,33 1 = 1,40; Р >0,05
ЭГ 13,80 ± 0,13 13,44 ± 0,12 0,36 2,64 1 =2,04; Р > 0,01
Разница, един. 0,16 0,02
Разница, %о 1,17 0,15
Достоверность различий г = 1,00; Р > 0,05 г = 0,14; Р > 0,05
Подтягивание в висе (кол-во раз) КГ 13,3 ± 0,24 14,0 ±0,22 0,7 5,13 1 =2,19; Р < 0,05
ЭГ 13,1 ± 0,32 14,9 ± 0,28 1,8 12,85 1 = 4,28; Р < 0,001
Разница, един. 0,2 0,9
Разница, %о 1,50 6,43
Достоверность различий г = 0,51; Р > 0,05 г = 2,57; Р < 0,05
Челночный бег 10 х 10 м (сек) КГ 25,5 ± 0,20 25,1 ± 0,18 0,4 1,58 1 = 1,48; Р > 0,05
ЭГ 25,8 ± 0,34 24,53 ± 0,32 1,27 5,05 1 =2,76; Р < 0,05
Разница, един. 0,3 0,73
Разница, %о 1,18 2,91
Достоверность различий г =0,77; Р > 0,05 г = 2,02; Р > 0,05
Анализ результатов тестирования физической подготовленности в конце педагогического эксперимента позволил нам установить тенденцию к достоверному ее повышению у курсантов экспериментальной группы. Так, результат в беге на 3000 м в экспериментальной группе на протяжении эксперимента повысился, составив 667,2 ± 11,23 сек; результат в подтягивании в конце исследования в этой группе составил 14,9 ± 0,28.
В показателях физической подготовленности, определяющих уровень скоростнык, координационных способностей, в конце педагогического эксперимента достоверности различий в экспериментальной группе нами не вышвлено, хотя наблюдается тенденция положительной динамики. Результат в беге 100 м в экспериментальной группе на протяжении эксперимента повысился и составил 13,44 ± 0,12. Результат в челночном беге 10 х 10 км на протяжении эксперимента изменился и составил в экспериментальной группе 24,53 ± 0,32.
По результатам проведенного эксперимента, проходившего с сентября 2006 г. по сентябрь 2008 г., можно констатировать, что предложенная нами блочно-модульная модель формирования профессиональной компетенции, направленной на повышение уровня физической подготовленности курсантов вуза МВД России, эффективнее в сравнении с существующей программой подготовки в образовательный учреждениях МВД России
Компетентностный подход к обучению курсантов и повышению уровня физической подготовки позволяет приблизить содержание и методику к условиям и характеру оперативно-служебной деятельности, обеспечит служебно-прикладную направленность обучения, наполнит учебные занятия элементами реальной правоохранительной деятельности, будет значительно способствовать формированию профессиональной компетенции сотрудников органов внутренних дел.
1 Рос. газета. 2011. 8, 10 февр.
2 О внесении изменений и дополнений в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, утвержденное приказом МВД России от 29 июля 1996 г № 412 : приказ МВД России от 15 мая 2001 г. № 510. Ш.Ь: http://www.lawmix.ru/pprf/37160 (дата обращения: 12.01.2011).
УДК 378.147:79
ФОРМИРОВАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ СОТРУДНИКУ БАЗОВЫХ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ
Д. Е. Сафонов
В статье рассмотрены аспекты формирования комплекса базовых боевых приемов борьбы, содержащего основные приемы, в первую очередь необходимые сотрудникам органов внутренних дел в экстремальных ситуациях оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.
Ключевые слова: боевые приемы борьбы, комплекс базовых боевых приемов борьбы, эффективность применения боевых приемов борьбы.
Боевые приемы борьбы - один из ведущих разделов учебной дисциплины «Физическая подготовка» в образовательных учреждениях МВД России. Боевые приемы борьбы можно понимать как специально организованные движения, представляющие собой единый двигательный акт, выработанный в практике единоборств, самозащиты, силового задержания противника, с учетом анатомии человека и биомеханики его движений.
С помощью боевых приемов борьбы сотрудники должны обеспечивать собственную безопасность и силовое пресечение различных противоправных проявлений1. Чем выше уровень обученности боевым приемам борьбы у сотрудников органов внутренних дел, тем эффективнее их действия при выполнении оперативно-служебных и служебно-боевых задач: действий в составе нарядов, при проведении специальных операций, в экстремальных ситуациях и т. п., а также в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости2.
Анализ данных о гибели и ранениях сотрудников органов внутренних дел позволил сделать вывод, что основной их причиной являются неумелые действия при задержании правонарушителя3. Это свидетельствует о том, что в процессе обучения сотрудников недостаточно уделяется внимания способам обеспечения профессиональной и личной безопасности в чрезвычайных обстоятельствах и экстремальных условиях служебной деятельности, в том числе с применением боевых приемов борьбы4.
С целью выявления наиболее эффективных боевых приемов борьбы для решения с их помощью оперативно-служебных задач в свое время проводились различные исследования (Ю. И. Блажко, В. П. Гилев, А. А. Гусев, В. А. Дегтярев,В. В. Денискин,В. Г. Колюхов,В. Г. Лу-пырь, О. А. Невзоров, В. Н. Носуля, В. В. Орлов, Ю. А. Па-нарин, Е. В. Панов, Ю. Т. Чихачев). Однако при анализе данных исследований у нас не сложилось единого представления, какие же боевые приемы борьбы являются наиболее часто применяемыми и эффективными при осуществлении служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел, что следует из неоднозначности выводов, сделанных авторами в оценке эффективности и частоте применяемых приемов. Следует также отметить, что опрошенные в ходе исследования сотрудники органов внутренних дел фактически производили выбор применяемых ими боевых приемов борьбы только из числа тех, которые были представлены им для обучения в соответствии с учебными программами. При этом существовала возможность выбора боевых приемов борьбы и вне рамок учебной программы, а выборочное уточнение результатов опроса показало, что некоторые из опрашиваемых приемы и действия, применяемые ими, именовали неправильно. Из приведенных исследований также не было ясно, проводились ли задержания индивидуально или с напарником (в составе наряда). Общими для всех исследователей являются следующие выводы:
- на практике сотрудниками милиции применялся ограниченный арсенал боевых приемов борьбы, используемых каждым из них в случаях противоборства с правонарушителями;
- задержание правонарушителя нередко осуществлялось с переходом от борьбы стоя к борьбе лежа.