УДК 37.016
Н.А. Кузнецова, г. Шадринск
Формирование профессионально-педагогической позиции будущих педагогов по физической культуре в рамках дисциплины «Социология
физической культуры и спорта»
В статье охарактеризована система работы по дисциплине «Социология физической культуры и спорта», направленная на формирование профессионально-педагогической позиции будущих педагогов по физической культуре.
Профессионально-педагогическая позиция.
КА. Kuznetsova, Shadrinsk
The formation of professional-pedagogical position of future teachers of physical culture in the discipline «Sociology of physical culture and sport»
The article described the system of work in the discipline «Sociology ofphysical culture and sports» aimed at formation of professional-pedagogical position of future teachers of physical culture.
Keywords: professionally-pedagogical position.
Традиционная система работы в педагогических вузах готовила педагогов, ориентирующихся на такое же традиционное преподавание в школах. От будущих учителей, прежде всего, требовалось быть способными к качественному преподаванию профильного предмета. Отличительной особенностью результатов такого подхода было формирование специалиста, вооруженного знаниями, умениями и навыками, но сторонящегося творчества и самостоятельности как обременительных и излишних функций педагогического механизма.
Однако в современных условиях, рассматривая образование в школе как комплексный процесс становления личности ребенка, его интеллектуальных, нравственных и физических сил, иначе следует расставлять акценты и в подготовке студентов педагогических вузов. Определяясь со смыслом работы учителя в современных условиях, необходимо делать упор на развивающие цели, иначе организовывать педагогическую деятельность. Личность ребенка должна стать главной ценностью педагога.
Поэтому современное педагогическое образование, в том числе учителей физической культуры, отвечая потребностям времени, должно изменить традиционную систему подготовки педагога и направить свои усилия на подготовку не просто специалиста-предметника, но профессионала-педагога, который будет организовывать свою деятельность, сообразуясь с ценностями всестороннего развития личности ученика (А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, Е.Н. Богданов, Е.И. Исаев, Л.М. Митина, А.А. Орлов, В.А. Сластенин, И.Л. Федотенко, Н.А. Шайденко, А.Э. Штейнмеца, И.С. Якиманская) [1].
Таким образом, построение процесса обучения в педагогическом вузе и, в частности, на факультете физической культуры, на наш взгляд, должно направляться
задачами осознания будущими учителями ценности педагогической профессии и выработки у них чёткой профессионально педагогической позиции.
Профессиональная педагогическая позиция выступает в качестве важнейшей категории, отражающей суть процесса профессионализации. Профессиональная позиция учителя рассматривается как неотъемлемая составляющая профессиональной компетентности и необходимое условие осуществления педагогической деятельности (В.К. Зарецкий, И.А. Колесникова, С.И. Краснов, А.К. Маркова, В.И. Слободчиков, A.M. Трещев, Г.А. Цукерман).
По мнению В.И. Слободчикова, В.П. Бедерхановой, СИ. Краснова, профессионально-педагогическая позиция включает особенности сознания, деятельности и личности педагога, определяющие его готовность осуществлять свою деятельность творчески, сообразно гуманистическим принципам, в контексте личностно-деятельностной концепции [1].
На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы, решающими среди них являются: «профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент, характер» [5], то есть профессиональная педагогическая позиция является «интегральной характеристикой личности учителя, сквозь призму которой можно анализировать личностные особенности и деятельность педагога».
Позиция у А.К. Марковой являются непреложными составляющими педагогического труда. А.К. Марковой не поднимается проблема отсутствия педагогической позиции как таковой, потому что в контексте исследования автора этого быть не может. Любое педагогическое действие рассматривается как проявление той или иной конкретной педагогической позиции. Позиции, некоторые из них, могут быть слабо выражены, но, по мнению А. К. Марковой, учитель может, работая над собой, развивать ту или иную сферу педагогического мастерства, и вместе с этим будет развиваться и расширяться и круг используемых позиционных форм. Таким образом, «позиция - это не качество конкретной личности, а атрибут статуса педагога. Значит, у всякого пришедшего в школу преподавать, есть профессиональная педагогическая позиция». И проблема для А.К. Марковой состоит в том, чтобы учитель грамотно использовал свой позиционный ресурс [2].
В исследовании С.П. Будниковой профессиональная педагогическая позиция учителя определяется как «личностное образование, характеризующееся единством профессионального сознания и деятельности, включающая систему отношений педагога к ученику и условиям его развития, к коллегам и самому себе» [1].
Исходя из вышесказанного, встает вопрос о становлении профессионального сознания педагога в единстве с педагогической деятельностью, с огласующихся с целями гуманистической, личностно-ориентированной образовательной парадигмы.
Профессиональная позиция начинает формироваться в процессе профессиональной подготовки. Поэтому особое внимание этому фундаментальному качеству будущего учителя необходимо уделять на этапе профессионального обучения. В процессе образования идет освоение будущими педагогами «норм и средств профессиональной деятельности, соответствующей технологии и традиций. В свою очередь, эти средства
призваны обеспечить реализацию ценностей развития личности учащихся, которые должны стать доминирующими и направляющими деятельность будущих педагогов» [1].
В формировании основ профессионального педагогического сознания важнейшая роль отводится организации знаний педагога. Они должны быть: 1) оперативными (обеспечивать регуляцию практических действий); 2) связаны с профессиональными ценностями (ценности в педагогической деятельности выступают как ее цели); 3) принятыми субъектом; 4) связанными с программами действий в конкретных ситуациях.
Требуемая целостность педагогического сознания возможна при условии «осознания учителем неосознаваемых ранее установок по отношению к себе и другим, определении их эффективности в осуществлении деятельности. Создание подобных условий становится отдельной задачей профессиональной подготовки педагогов» [4].
Система работы на факультете «Физическая культура» Шадринского педагогического института в целом и по каждому предмету в отдельности (не только на предметах психолого-педагогического цикла) направлена на формирование профессионально-педагогической позиции будущего учителя.
Назначение лекционного курса «Социологии физической культуры и спорта» при таком подходе в том, чтобы побудить к рефлексии, к собственным размышлениям и поискам, пробудить у будущего педагога исследовательский интерес к профессионально-педагогической деятельности, сопоставлению собственных смыслов профессионально-педагогической деятельности с теоретическим знанием, оформлению смыслов в систему ценностных ориентаций, реализуемых в профессиональной деятельности педагога.
Формирование профессионально-педагогической позиции будущих учителей физической культуры требует использования и новых форм работы на практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы по предмету. Большие возможности для этого предоставляет проектная деятельность (индивидуальная и групповая), творческие задания в форме эссе, мини-сочинений, аннотаций, решение проблемных ситуаций и др., в которых студенты выражают своё отношение к тем или иным проблемам действительности или педагогической деятельности, а также ищут пути для их решения.
Осознанию ценностных характеристик педагогической профессии способствует, например, изучение таких тем по предмету «Социология физической культуры и спорта», как: «Социальные функции физической культуры и спорта», «Ценностный потенциал физической культуры и спорта», при освоении которых студенты анализируют место и роль физической культуры и спорта в социальных институтах общества, образе жизни населения в целом и стиле жизни конкретных людей, знакомятся с инновационными компонентами педагогической системы освоения ценностей физической культуры и спорта: физкультурным, валеологическим и олимпийским воспитанием, а также спортизированным физическим воспитанием.
Выработке профессионально-педагогической позиции будущих специалистов способствует выполнение ими таких заданий, как:
- разработка проектов «Пути освоения ценности физической культуры и спорта через инновационные компоненты педагогической системы», «Реализация принципов толерантности, диалога и сотрудничества как путь преодоления кризисных явлений в олимпийском спорте», «Работа педагога физической культуры (или тренера) по разрешению кризисов спортивной карьеры на разных этапах социализации спортсмена»,
«Особенности социально-педагогического управления социальным поведением юных спортсменов»;
- написание эссе на темы: «Реализация идей олимпизма в деятельности учителя физической культуры», «Реализация олимпийского воспитания в работе учителя физической культуры как средство воспитания толерантности у школьников», «Подготовка тренером спортсмена к завершению спортивной карьеры» и др.
Таким образом, актуальная задача перестройки современного педагогического образования решается на факультете физической культуры путём организации системы преподавания предметов, направленной на освоение будущими учителями ценностей педагогической профессии и выработку профессионально-педагогической позиции, признающей создание условий для развития и саморазвития личности ученика как высшую ценность педагогической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Будникова, С.П. Психологические условия становления профессиональной позиции у будущих педагогов на этапе производственной (педагогической) практики [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / С.П. Будникова. - Калуга, 2003. - 180 c. - Режим доступа: http://www.dslib.net/psixologia-vozrasta/budnikova.html.
2. Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст] : кн. для учителя / А.К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993. - 192 с.
3. Постникова, Н.И. Воспитательное пространство факультета физической культуры [Текст] / Н.И. Постникова // Проблемы безопасности и здоровья в современном мире : сб. науч. ст. Второй Всерос. науч. заоч. конф. / Международ. акад. наук пед. образования, Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : ШГПИ, 2010. - С. 207-213.
4. Ронзин, Д.В. Профессиональное сознание учителя как научно-практическая проблема [Текст] / Д.В. Ронзин // Психологический журнал. - 1991. - № 5. - С. 65 - 71.
5. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Академия, 2004. - 576 с.
УДК 796.328
И.И. Молодцова, г. Шадринск
Регулирование психофизического состояния студентов средствами
фитнес-технологий
В статье описано применение фитнес-технологий на занятиях по физическому воспитанию студентов, помогающих регулировать психофизическое состояние.
Психофизическое состояние, фитнес-технологии, здоровье.
1.1. Molodtsova, Shadrinsk