3. Павлов В. А. К исследованию педагогических ситуаций с трудовым содержанием / В.А. Павлов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков // Теоретико-методологические основы воспитательного процесса в школе и вузе. Волгоград, 1984.
4. Машарова Т.В. Педагогическая технология: личностно ориентированное обучение / Т.В. Машарова. М., 1999.
Using the situations of free choice in the process of primary school teaching education
There is shown the definition of the situation of free choice and the forms of its organization (based on the course “The basis of Pedagogy craft”): choosing the lesson stages, activity, total volume and the content of a lesson; the solving with the proof of one’s choice; a choice that considers the alternative; a choice as an integration of all alternatives; a choice of a lesson content and form.
Key words: choice, freedom of choice, free choice, choice situation, free choice situation.
Е.г. ткЛчЕВА (Волгоград)
формирование профессиональноличностной саморегуляции будущего педагога в процессе Физкультурноспортивной деятельности
Описывается использование возможностей физкультурно-спортивной деятельности студента - будущего педагога для формирования у него профессионально-личностной саморегуляции.
Ключевые слова: саморегуляция, педагог, физкультурно-спортивная деятельность.
В условиях интенсивных социальных перемен, искажения духовных приоритетов, нарастающей биологической и духовной неполноценности общества все большую озабоченность во всех странах Европы, а также в России вызывает пробле-
ма психического нездоровья, неспособности современного человека противостоять стрессогенным факторам и сохранять себя как целостную личность.
Многолетние исследования Л.М. Митиной [5] показали, что резкое ухудшение психологического здоровья во многом определяется невротизирующей средой обитания, создаваемой, помимо прочих причин, и образовательными учреждениями. Высокие требования учащихся и их родителей, коллег и руководителей к личностным качествам и профессиональной деятельности учителя являются серьезным внешним стимулом в его работе над собой. Однако успех педагогической деятельности, общая удовлетворенность своей личностью и профессиональными достижениями во многом зависят от умения самого учителя регулировать свое профессиональное поведение, свою профессиональную деятельность и личностные особенности [3]. Другими словами, успех педагогической деятельности зависит от сформи-рованности профессионально-личностной саморегуляции учителя. Но в педагогической науке не разработано научное понимание категории «профессиональноличностная саморегуляция педагога» как фактора результативности его деятельности.
Ни для кого не секрет, что профессия учителя - одна из самых стрессогенных и эмоционально затратных, сопровождающаяся нередко соматическими расстройствами и личностными аномалиями. Зачастую педагог испытывает затруднения в регуляции своего профессионального поведения, беспомощность в построении субъект-субъектного взаимодействия с учениками. Причиной этого являются низкая ценность собственного здоровья, неустойчивость эмоциональной сферы, а также отсутствие в современной науке знаний о способах, факторах и условиях формирования профессионально-личностной саморегуляции.
Данное качество достигает наивысшей точки по эффективности формирования в период профессионального становления личности, а именно - в вузовских стенах. В образовательной практике педвузов студенты сталкиваются со всем многообразием видов деятельности, призванной обеспечить в итоге единство и комплекс-
© Ткачева Е.Г., 2009
ность позитивного преобразования социальных и биологических начал человека на пути восхождения к личности и становление профессионального мастерства. образование (в частности - педагогическое) уже давно предполагает не только усвоение научных основ деятельности, но и развитие самого учителя, становление его профессионального мировоззрения, адаптацию к будущей преподавательской деятельности, формирование навыков личностной и профессиональной саморегуляции (Н.К. Сергеев). При этом не всегда учитывается, а зачастую и не реализуется богатый потенциал физкультурно-спортивной деятельности, которая является важнейшим средством адаптации студента, оптимизации его эмоционального состояния, формирования опыта построения межличностных отношений и регуляции своей профессиональной позиции [2]. Разнообразие форм и методов, применяемых на занятиях физической культурой, ни в коей мере не облегчает ее использование для формирования опыта профессионально-личностной саморегуляции. Это связано с тем, что в педагогической теории и практике не выявлены технологические особенности, не разработана система принципов и условий формирования опыта профессиональноличностной саморегуляции студентов в физкультурно-спортивной деятельности.
логика научных фактов в их концептуальном осмыслении и обобщении закономерно выдвигает проблему субъектного становления человека в число наиболее глобальных и актуальных для педагогической науки. Большинство педагогов рассматривают субъекта как активное деятельностное начало личности, реализуя которое, человек осуществляет свои реальные отношения с действительностью, активно преобразуя себя и общественную жизнь. При этом основное значение в контексте общего развития личности имеет саморегуляция этой активности (К.А. Абульханова, Н.М. Борыт-ко, О.А. Конопкин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.).
Понятие «саморегуляция» носит междисциплинарный характер. В психологии саморегуляцию понимают (от лат. requlare - приводить в порядок, налаживать) как систему сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управление своей психикой. Анализ исследований А.В. Пет-
ровского, Н.Н. Никитиной, С.Ю. Головина, А.Н. Олейникова, В.А. Бодрова, Н.М. Борытко, Н.Д. Заваловой, Б.Ф. Ломова, О.А. Конопкина, В.И. Мороса-новой и других авторов позволяет прийти к выводу, что профессиональноличностная саморегуляция будущего учителя, являясь целью его профессиональнопедагогической подготовки, представляет собой способность к рефлексивному управлению образовательной средой через произвольную активность, проявляющуюся в самоосознании, самопроектиро-вании, самооценке и самоконтроле учебной и профессиональной деятельности.
специфика профессионально-личностной саморегуляции наиболее полно раскрывается в ее функциях в развитии будущего педагога:
• самоорганизации - обеспечивает осмысление себя и своего жизненного опыта, определение ценностных ориентиров и способов организации своей профессиональной деятельности;
• прогностической - обеспечивает направленность ценностных установок на проектирование и развитие себя в будущем, профессиональное становление, мобильность и вариативность возможных моделей поведения и способов саморегуляции;
• адаптации - предполагает активное приспособление педагога к социокультурной среде, наличие нестандартных творческих способов решения профессиональных задач, гибкость и мобильность способов действий;
• детерминации - является системообразующей и позволяет управлять педагогическим процессом, занимать активную позицию значимого Другого во взаимодействии с учащимися, вносить соответствующие коррективы, задающие и сохраняющие адекватное направление в продвижении воспитанников к становлению их субъектности.
с т р у к т у р а профессионально-лич-
ностной саморегуляции будущего педагога включает в себя три составляющие: рефлексивную (проявляется в способности осознавать свою роль и предназначение, осмысливать и утверждать смысловые и целевые установки, ценностные ориентиры в регуляции своей профессиональной деятельности и поведения, своего и окружающих), эвристическую (проявляется в эмоциональной готовности к вариативной профессиональной деятельности, активности в по-
иске оригинальных вариантов разрешения педагогических проблем, выработке творческого авторского стиля педагогической деятельности), нормативную (проявляется в способности соотносить свои ценностные установки, способы организации деятельности и взаимодействия с требованиями, нормами и нравственными ориентирами педагогической среды).
При рассмотрении структуры профессионально-личностной саморегуляции мы учитывали вывод В.г. Афанасьева, что при составлении целостного научного понятия об объективно существующей системе невозможно вычленить и перечислить лишь ее отдельные компоненты и стороны. Необходимо рассмотреть внутренние закономерности, взаимосвязи, взаимодействие компонентов целого. В нашем случае рефлексивная составляющая, обеспечивающая функцию самоорганизации, тесно связана с эвристической, т.к. творческому поиску и реализации на практике новых способов педагогического воздействия всегда предшествует освоение профессионального опыта, фиксируемого в рефлексии. Наряду с этим, имея лишь целостное представление о себе и своей деятельности, можно критически оценивать ее на основе взаимодействия с окружающими людьми, проводить коррекцию своего поведения, профессиональной позиции, что обеспечивает функцию адаптации к окружающему миру и является проявлением нормативной составляющей.
Таким образом, выраженность функций самоорганизации, прогностической и адаптации являются показателями сформирован-ности рефлексивной эвристической и нормативной составляющих профессиональноличностной саморегуляции будущего учителя. Интеграция же выделенных составляющих обеспечивает реализацию функции детерминации, которая функционально определяет сущность профессиональноличностной саморегуляции. Функция детерминации позволяет педагогу занимать активную жизненную позицию, вносить при необходимости соответствующие коррективы (задающие и сохраняющие адекватное направление в продвижении воспитанников к становлению их субъектности), быть способным к самореализации и самотворчеству. Все это возможно лишь в результате сознательного управления своей деятельностью и поведением, путем внутренних усилий, длительного преодоления трудностей, контро-
ля действий, направления их на достижение запланированного результата, что большинством педагогов определяется термином «воля».
Процесс волевой регуляции не осуществляется мгновенно, для ее проявления требуется ярко выраженная устойчивость, подкрепленная гуманными ценностными ориентациями, прочувствованными и выношенными самим субъектом, что обеспечивается рефлексивной составляющей профессионально-личностной саморегуляции. Процесс регуляции имеет четкий вектор, т.к. невозможен без ясного представления о пути решения проблемы, устойчивой модели поведения в конкретной ситуации, что выступает проявлением эвристической составляющей профессиональноличностной саморегуляции.
Волевое решение лежит в основе саморегуляции педагога. Но принять решение - это не значит сиюминутно исполнить. Необходимы разумные нравственноправовые основания для осуществления акта регуляции, учет внешних обстоятельств, возрастных особенностей учащихся, традиций и правил педагогического коллектива, что указывает на взаимосвязь с нормативной составляющей профессионально-личностной саморегуляции, обеспечивающей функцию адаптации педагога к профессиональной деятельности и социальной среде.
Значение составляющих профессионально-личностной регуляции изменяется в зависимости от стадий ее становления, действенности внутренних факторов и внешних условий развития. В процессе своего формирования профессиональноличностная саморегуляция проходит стадии осознания (регуляция эмоциональной сферы, шаблонность действий по правилам и инструкциям, избегание какой-либо инициативы), проектирования (регуляция практической деятельности, внутренняя потребность в самовыражении, стремление попробовать себя в новых социальных ролях), объективации (регуляция отношений на уровне «Я - Другой», межличностного взаимодействия) и надситуатив-ности (регуляция жизненной позиции на уровне «Я - социум», способность регулировать межличностные отношения в среде учащихся, четкие и самостоятельные представления о целях деятельности, путях развития коллектива, способность оказывать влияние на группу в целом). Стадийная
модель становления профессиональноличностной саморегуляции стала основой д и а г н о с т и ч е с к о г о э к с п е р и -мента с целью выявления ведущих внутренних факторов и дидактических условий этого процесса.
В соответствии с положениями теории целостного воспитательного процесса (О.С. Гребенюк, В.С. Ильин, В.В. Кра-евский, Н.К. Сергеев и др.) и выводами Н.М. Борытко о моделировании педагогического процесса в основу диагностического эксперимента было положено понимание формирования профессиональноличностной саморегуляции будущего учителя как качественно определенных состояний. Переход из одного состояния в другое требует понимания кризисов, внутренних факторов и внешних условий формирования профессионально-личностной саморегуляции. При этом под внутренними факторами понимаются движущие силы какого-либо процесса, определяющие его характер или отдельные черты, условия же - это внешние обстоятельства, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированные педагогом, интенционально предполагающие, но не гарантирующие определенный результат процесса. В качестве критериев диагностики была выбрана сформированность составляющих, а показателями служили выраженность выделенных функций самоорганизации, прогностической, адаптации и детерминации.
Проведенный комплексный диагностический эксперимент показал, что процесс формирования профессиональноличностной саморегуляции определяется рядом вариативных для каждой стадии и инвариантных факторов и условий. К числу инвариантных факторов относятся сфор-мированность эмоционально-чувственной (оптимизм, позитивное восприятие других людей), предметно-логической (умение логически мыслить, объективно оценивать поступки других, адекватная самооценка) и операционно-деятельностной (целеустремленность, самостоятельность и ответственность в решениях) сфер.
К условиям реализации этих факторов относятся оптимизация эмоционального состояния, создание комфортных условий для самоанализа; возможность самостоятельного выбора деятельности, способной раскрыть творческий потенциал;
возможность моделирования. Выявленные условия оптимальным образом сочетаются в ситуациях физкультурно-спортивной деятельности, педагогический потенциал и принципы организации которой также были рассмотрены в нашем исследовании.
Нередко занятия физкультурно-спортивной деятельностью называют «школой характера», «школой эмоций», «школой воли», «школой честной игры», утверждая таким образом эмоциональные, нравственные, эстетические ценности спорта, в котором мобилизуется не только функциональные и физические, но и психологические возможности организма. Педагогический потенциал физкультурно-спортивной деятельности студентов для формирования у них профессионально-личностной саморегуляции заключается в оптимизации эмоционального состояния и снижении уровня личностной тревожности за счет игровых элементов, получения опыта мониторинга, регуляции, моделирования различных ситуаций, а также построения межличностных и коллективных взаимоотношений.
Выполнение принципов рефлексивности (осознанное обращение к системе внутренних ценностей), автономности (независимость в принятии решений, самостоятельность, свобода выбора поступков), интерактивности (способствует реализации системы ценностей в процессе диалогического взаимодействия, обмену знаниями, опытом, способами конструктивного общения) обеспечивает поэтапную реализацию системы дидактических условий формирования у студентов профессиональноличностной саморегуляции.
литература
1. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н.М. Борытко. Волгоград, 2001. 180 с.
2. Иванова Е.А. Педагогические условия эффективной реализации адаптационного потенциала физкультурно-спортивной деятельности студентов технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Иванова. Магнитогорск, 2007. 23 с.
3. Качан Г.А. Развитие навыка осознанного саморегулирования будущих учителей экономики / Г.А. Качан // Современные проблемы становления профессионально-педагогической культуры (преподавателя вуза, колледжа, лицея, школы): сб. тр. межвуз. науч.-практ. конф. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шр:// rspu.edu.m/pageloader.php?pagename=/stmcture/ pubИshmg_centre/coИectюns_of_works/conf6.
4. Конопкин А.О. Психическая саморегуляция произвольной активности человека / А.О. Конопкин // Вопр. психологии. 1995. №1.
5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. М.: Флинта, 1998.
6. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2006. 224 с.
Forming of professional and personality self regulation of a teacher to be in the process of physical and sport activity
There is described the possibilities for physical and sport activity for a student as a teacher to be. This is done for the forming of professional and personality self regulation.
Key words: self regulation, teacher, physical and sport activity.
И.Ф. НЛГЛЙЦЕВЛ (Волгоград)
формирование субъектной позиции будущего педагога на занятиях по физической культуре
Анализируется проявление субъектной позиции в физкультурно-образовательной деятельности; описываются модель процесса ее формирования у будущего педагога на занятиях по физической культуре, критерии и уровни сформированности и обосновывается актуальность такой работы.
Ключевые слова: субъект, субъектность, субъектная позиция, физическая культура, физкультурно-образовательная деятельность, физкультурно-образовательные технологии.
Модернизация образования рассматривает будущего педагога как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе учебной деятельности, способного творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющего нахо-
дить выход из нетипичных ситуаций. Однако в настоящее время обострились противоречия между социальными ожиданиями, связанными с высокими результатами профессиональной деятельности учителя и недостаточной психофизической подготовленностью будущих педагогов в рамках традиционно сложившихся занятий по физической культуре. Учебная дисциплина «Физическая культура» представлена в блоке гуманитарных и социальноэкономических дисциплин высшего профессионального образования, предметом ее изучения являются человек, его жизнедеятельность в биологическом, психофизическом и социальном развитии, она объективно выступает сферой массовой самодеятельности и служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции. Назначением вышеуказанной дисциплины являются оказание действенной помощи студентам в укреплении здоровья, расширение области творчества, способствующего самовыражению через социально активную позитивную деятельность, формирование всесторонне развитой личности, главного субъекта исторического процесса.
Качественное состояние субъекта характеризуется его активной позицией, реализующейся в физкультурно-образовательной деятельности, которую мы рассматриваем как специфический способ отношения будущего педагога к физической культуре, проявляющийся в целесообразном изменении мотивов и целей физкультурной деятельности и общения субъектов, направленного на осознание необходимости развития психофизических качеств будущего педагога для реализации субъектной позиции в профессиональном и личностном саморазвитии.
Субъектную позицию будущего педагога мы рассматриваем как динамическую целостную систему отношений личности, структурно объединяющую в себе мотивационно-ценностные и эмоционально-волевые установки, где будущий педагог представлен как активный субъект физкультурно-образовательной деятельности, носитель личностно значимых целей и ценностей, реализующихся в профессионально-личностном саморазвитии, конструировании и осуществлении стратегии жизненной самореализации, во
© Hагайцева И.Ф., 2009