ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ
МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
В статье рассматриваются профессионально-личностные мотивы изучения иностранного языка специалистами технического профиля как проявление личностной позиции будущих специалистов в собственном образовании и условия их формирования. Обосновываются условия развития соответствующей мотивации, выясняется, в какой последовательности осуществляется работа над развитием мотивов, предлагаются педагогические средства и опытно-экспериментальная апробация модели формирования профессионально-личностных мотивов изучения иностранного языка будущими специалистами технической сферы.
Ключевые слова: профессионально-личностные мотивы изучения иностранного языка, модель и процесс формирования смысла изучения иностранного языка, средства создания ситуаций включения в самостоятельное изучение языка.
И. Б. Засухина
Преподаватель, ГБПОУ «Колледж автомобильного транспорта № 9», г. Москва
E-mail: Zasukhina@gmail.
Irina B. Zasukhina
Teacher, College of Automobile Transport No. 9, Moscow, Russia
В современной ситуации развития общества знание иностранного языка становится фактором, действительно востребованным в практической и интеллектуальной деятельности человека. Усиление интеграционных тенденций в современной цивилизации, динамика вхождения страны
Как цитировать статью: Засухина И. Б. Формирование профессионально-личностной мотивации изучения иностранного языка у студентов технического колледжа // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 6 (56). С.39-50. БО! 10.24411/2224-0772-2018-10028
в мировые процессы и связанные с этим новые приоритеты и масштаб преобразований требуют подготовки специалистов, способных реали-зовывать свои профессиональные функции в условиях, предполагающих владение иностранным языком. В современной ситуации развития общества владение иностранным языком становится фактором, влияющим на профессиональную эффективность и карьерный рост сотрудника. В условиях интернационализации мирового рынка труда принятие смысла языкового образования (самообразования) и практическое владение студентами иностранным языком повышает профессиональный уровень и востребованность российских специалистов, усиливает профессиональную конкурентоспособность, обеспечивает успех делового сотрудничества с иноязычными партнерами. Работодатели в условиях возрастающей необходимости внедрения зарубежных технологий и общения с иноязычными специалистами все чаще предоставляют рабочие места профессионалам с хорошим знанием иностранного языка.
Специалист, который не подготовлен к работе в мировой современной экономической и технологической сфере, к решению производственных задач на уровне международных стандартов качества, не готовый к непосредственному деловому взаимодействию с иноязычными партнерами, по современным меркам оказывается некомпетентным. Современное профессиональное образование не будет полноценным, если не обеспечить сформированность представления о смысле знания иностранного языка для профессионального и общекультурного развития выпускника колледжа и его умения решать профессиональные задачи в иноязычной среде. Особое значение сегодня приобретают возможности дисциплины «Иностранный язык» в формировании личности, развитии ее способностей.
Для лучшего понимания способов становления профессионально-личностных мотивов обучения целесообразно обратиться к феномену смыс-лообразования, выяснить, при каких условиях трудная, напряженная и не сразу приводящая к результату работа по изучению иностранного языка обретает субъективную значимость, т.е. смысл, для студента и в конечном счете трансформируется в устойчивый мотив [3]. Рассматривая понятие «смысл» в философско-психологическом аспекте, мы обратились к работам теории смысла и смыслообразования А. Г. Асмолова, А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, Е. Г. Беляковой, А. Ф. Закировой и др., которые характеризуют реальные жизненные отношения людей.
В работах современных исследователей (Е. Г. Белякова, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев, Ф. Е. Василюк и др.) выявлены важнейшие условия возникновения нового смысла. Это — изменения в жизненной ситуации воспитанника; события, которые побуждают его «увидеть себя со стороны»; общение с носителями нового смысла, их пример; выявление в самом себе неизвестных ранее возможностей; социокультурная престижность предмета и занятия, о смысле которого идет речь; увлеченность и успешность в деятельности, благодаря чему эта деятельность обретает личностную значимость («сдвиг мотива на цели деятельности» — А. Н. Леонтьев); сознательное расширение своего культурного кругозора, благодаря чему открываются новые жизненные смыслы.
Процесс образования смыслов составляет, по сути, основу личностного развития воспитанника, выступает как механизм становления субъективно-психологического содержания смысловой сферы личности.
Вместе с тем обследования показывают, что сегодня мотив изучения иностранного языка у студентов технических специальностей находится на низком уровне и большая часть обучающихся среднего специального образования (СПО) изучают иностранный язык для использования знаний в решении жизненных ситуаций (28%), на втором месте — реализация в профессиональной среде (25%), на третьем месте главный мотив — совершенствование навыков работы за компьютером (22%), на четвертом — получение диплома (15%), и на пятом месте — стремление к профессиональному успеху благодаря знаниям иностранного языка наряду с профессиональными навыками и умениями (10%). Полученные данные представлены в Диаграмме 1.
ДОСТИЧЬ
профессионального успеха благодаря знаниям иностранного языка -10%
Диаграмма 1. Показатели мотивации студентов при изучении иностранного языка
Есть ли студенты, которые рассматривают язык как важнейшую часть своей профессиональной подготовки?
Требуется создание особых ситуаций, чтобы изучение иностранного языка заняло более высокие уровни в смысловой сфере личности студентов. В данном случае нельзя не учесть признаки сформированности мотивации, среди которых — «активное, деятельное включение студента в учебный процесс, личностно-пристрастное отношение к учению, сформированность у студентов приемов самостоятельного приобретения знаний и опыта самостоятельной работы с языком, интереса к выполняемому делу, нацеленному на определенный результат» [1]. Таким образом, целью изучения иностранного языка становится внутренняя потребность обучающегося. А именно: если обучающиеся предпочитают встречаться и общаться с разными людьми, когда язык становится инструментом в общении с носителями языка (native speakers), можно говорить о формировании мотивации. Примером могут служить нестандартные домашние задания по иностранном языку, такие как найти двух-трех собеседников на сайте https://www.mylanguageexchange.com, подготовить руководство к компьютерной игре (англоязычной) [12]. Для выполнения любой деятельности, в том числе изучения иностранного языка, требуется наличие системы знаний о ресурсах и способах действий. Имея определенный запас знаний, студент будет мотивирован к расширению своего словарного запаса, освоению новых тем, развитию умения ориентироваться в современной англоязычной информационной среде и выполнению сложных задач. В данном случае обучающийся нуждается в обеспечении условий для интеллектуального развития и творческой самореализации. Следовательно, одним из критериев сформированности мотивации у студентов следует указать наличие системы знаний, связанных непосредственно с целями обучения, удовлетворением любознательности, преодолением препятствий, интеллектуальной активностью. На данном этапе будет полезно проведение круглых столов, а также решение ситуативных задач, где основные тезисы изложены на иностранном языке, в парах с обучающимися, которые имеют более высокий языковой уровень.
Следующий этап формирования мотивации характеризуется созданием ситуаций, побуждающих к активному диалогу между преподавателем и студентом, во время которого актуализируются полученные раннее знания, в частности лексические единицы. Осуществление исследователь-
ского подхода помогает студентам с недостаточным и низким уровнем сформированности мотивации изучения иностранного языка успешно познавать и находить подходящие пути разрешения проблемных задач, в том числе на иностранном языке [6]. Для реализации данного условия будет уместно строить диалог с использованием «горячих» новостей в молодежной сфере. Таким образом создается бурное обсуждение, где каждый может высказать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, максимально используя словарный запас. Также хорошим примером может служить обсуждение иноязычных видеороликов. Причем во время дискуссии основная задача преподавателя — поддержать «горячее» обсуждение, задавая вопросы «зачем», «с какой целью», подталкивая тем самым студентов к полной аргументации ответа [8].
Мотивы, как отмечал А. Н. Леонтьев, «открываются сознанию в объективированной форме, как некие значимые предметные результаты, субъективно же выступают в форме переживания желания, хотения, стремления к цели» [5].
Теоретический анализ данной проблемы позволил перейти к эмпирическому поиску и обоснованию эффективности педагогических условий, обеспечивающих динамику исследуемого процесса.
Для проверки эффективности реализации модели формирования смысла и развития профессионально-личностных мотивов в период с апреля 2016-го по октябрь 2017 г. проводилось экспериментальное исследование на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Колледж автомобильного транспорта № 9» среди студентов специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Первая ситуация создавалась на этапе смыслопоиска профессионально значимой основы личности с целью создания благоприятных условий для успешного нахождения студентом смысла изучения иностранного языка в профессиональной деятельности — это «открытие самого себя» [13]. В. В. Сериков полагает, что методы создания подобной ситуации по-разному представлены в разном возрасте обучающихся. Однако на протяжении всего процесса обучения необходимо наличие условий, при которых обучающийся посмотрит на себя со стороны, будет заинтересован собой, откроет в себе новый потенциал и нечто уникальное, что заставит поверить в себя. На данном этапе студент ставит перед собой задачи личностного роста и совершенствования. Часто смыслообразу-
ющая ситуация доминируетнад о стальными, поскольку общающегося охватывает желание сделать нечто большее и значимое. Это своего рода импульс н действию, яркий всиласн, кооо.ош нуждается в поддержке см стороиы яр^а^г^с^даноте;^^. Я^]ачн(ге^т^ога^о и оаадте]тесс^1^андя^'^1а педагога в процессе смыслообразования при изучении иностранного язожа б^ан реиулоогтивным в алщае испоаязованид амедели доммднинатиныдго д:^аиь^с^^гдта^ии п{^еяиртваодгай и обинающныдя» [4]. Важным методом, реализующим педагогическую поддержку, ста-аоанаи Фо.мириярнжо мичиганна ризоглающих ситуазщй (снеуация измажег^ cмовcлтн р^^а^еДРя иноетpaнроеo ринка; си«нания акти-ол-зации креативного смысла; ситуация самореализации в творческом процессе изучения иностранного языка). В данном случае хорошим пдимотнм можне служить вненриние азананых аннонодоаий нт зенамир. Подобногд ряда технология явлыпоитн аеНственным спнонТом ни огаие закрепления знаний по лексике и грамматике [7]. Групповая настольная иг° а «Лаксический конструкторы — иниж из вартантов технологии азартного изучения английского языка. Результаты этапа смыслопоиска представлены на Диаграмме 2.
14 12 10 8 6 4 2 0
ь
I Контрольная группа
I Экспериментальная группа
Низкая Средняя Высокая
Диаграмма 2. Показатели мотивации студентов при изучении иностранногоязыка на этапе смыслопоиска
Вторая ситуация — «принятие нового смысла» ценности, роли, деятельности [11] — создается на этапе смыслостановления учебной позиции студентов, их самоотношения и смыслореализации в условиях взаимодействия с иноязычной речью в ситуациях, связанных с реальным профессиональным процессом [4]. В большинстве случаев данная ситуация реализуется вне среды привычного образа жизни и общения, когда
открываются новые перспективы и возможности, когда студент обретает желание расти и развиваться, ориентируясь на характер действий авторитетных людей. Большинство людей параллелизируют и сопоставляют себя с другими, в данном случае будет крайне удачным «сотворение кумира», образца для подражания. Кроме того, на первый план выступают достижения людей и то, что помогло их профессиональному становлению. Актуальным для данного этапа является трансдисциплинарный подход и поддержка преподавателей не только иностранного языка. Педагоги подтвердят, что при отсутствии конкретных примеров и жизненных ситуаций при изучении иностранного языка образовательный процесс проходит сложнее, чем в случае использования актуального эмоционального материала. Этому есть и практическое подтверждение. Так, в 2010 году на базе Тюменского государственного нефтегазового университета проводился эксперимент, в ходе которого руководство пересмотрело и внесло значительные изменения в методику преподавания иностранного языка и профессиональных модулей, которые впоследствии стали преподаваться преимущественно на иностранном языке [9]. В результате эксперимента у экспериментальных групп вырос уровень сформированности мотивации изучения иностранного языка, а как следствие, прогресс в восприятии на слух, переводе и говорении. Вследствие этого применение интересного для студентов контента, включающего мультимедийную информацию на иностранном языке (просл)виивание подкастов, просмотр роликов, изсение инструкций) станет доступным и познавательным в виду высокой степени сформи-рораннести сменой ирония о аудд^всния.
14 12 10 8 6 4 2 0
I Контрольная группа
I Экспериментальная группа
Низкая Средняя Высокая
Диаграмма 3.Показатели мотивациистудентовпри изучении иностранного языка на этапе смыслостановления
Третья ситуация — «самопреодоление» — создается с целью учета специфики становления смысла изучения иностранного языка у студентов различных типологических групп. На данном этапе обучающийся стремится к осмысленной работе над собой, готов отойти от привычного образа жизни, сформировавшихся стандартов. В дальнейшем работа над собой и усилия, приложенные для ломки стереотипов, переходят в привычку и становятся правилом. Студенты мотивированы результатами собственной деятельности, оценкой преподавателя. Во время изучения любого предмета и в частности иностранного языка, только чувствуя себя безопасно и уверенно, обучающийся может успешно познавать новое. Удовольствие, которое студент получает от объема работы, выполненной для личного роста и профессионального становления, является мощным толчком к внутренне-мотивированной активности.
14 12 10 8 6 4 2 0
I Контрольная группа
I Экспериментальная группа
Низкая Средняя Высокая
Диаграмма 4. Показатели мотивации студентов при изучении иностранного языканаэтапесамопреодоления
Четвертая ситуация — «переживание и преодоление собственных ошибок» с целью моделирования в процессе обучения профессионально-коммуникативных ситуаций, интегрирующих профессиональные и речевые действия будущих специалистов и обеспечивающих общение на иностранном языкеприрешениипрофессиональных задач.«Это — непременный психологический момент воспитания, когда обучающийся побуждается к рефлексиисвоегоопыта, когдаактуализируется главный нравственный регулятор поведения — совесть, видение собственной вины в своих злоключениях и неудачах» [11]. Нередко на данном этапе студент переживает снижение мотивации, а иногда ее отсутствие. Обучающийся не идентифицирует себя с грамотным, компетентным
специалистом, что крайне важно для студентов технических специальностей, другими словами, студенты перестают осознавать значимость изучения иностранного языка для собственного профессионального становления как полноценных специалистов, заслуживающих признания и уважения за свои знания и умения.
■ Контрольная группа
■ Экспериментальная группа
Диаграмма 5. Показатели мотивации студентов при изучении иностранного языканаэтапепреодоления ошибок
Пятая ситуация — «планирование будущего» — создается с целью последовательного расширения опыта использования иностранного языка как фактора укрепления смысловой позиции личности студента. Этими терминами В. В. Сериков обозначал «профессионально-карьерные планыи выработкуценностныхориентиров,правил поведенияв типичных жизненных коллизиях. Словом, речь идет о целостном образе себя в будущем» [10].Данный этап имеетсходствос ситуацией«открытие самого себя». Однако на первом этапе студентом движет стремление к новизне,а напятом — самоосуществление.Профессиональнаямотива-ция и направленность сами становятся мотивом изучения иностранного языка, активизируют познавательную деятельность студентов, повышают академическую успеваемость, способность и стойкость в преодолении трудностей. Встречи, обсуждения и интервью с зарубежными гостями (native speakers) станут дополнительным импульсомдляповышения интереса студентов к изучению иностранного языка. Темами дискуссии можетстатьобсуждениеинтересовработающеймолодежи,способов самореализации или продвижения профессиональных навыков, то есть топики на актуальные темы, волнующие данную группу студентов.Во время обсуждения приглашенные гости могут перейти на разговор в режиме «вопрос-ответ», где допускаютсявопросы на разныетемы.Также
12
Низкая Средняя Высокая
участие в дистанционных олимпиадах ведет к углубленному изучению предмета, развивает творческие способности.
16
Низкая Средняя Высокая
■ Контрольная группа
■ Экспериментальная группа
Диаграмма 6. Показатели мотивации студентов при изучении иностранного языка на этапе планирования будущего
Рассмотренные нами ситуации реализуются в разных по контексту и содержанию работах, исследованиях, проектах, в разных дисциплинах и профессиональных модулях, но являются неотъемлемой частью обучения, его характерной психологической составляющей. Из этого следует, чтоосновуобучения составляет совокупность жизненных ситуаций-событий, актуальных и важных в процессе профессиональ-но-личностногоформированиясмыслаизучения иностранного языка. Открытие личностного смысла — процесс долговременный, поскольку развитие индивидуальностии креативности,самоопределение, пере-оценкавзглядов,изменение привычеки формированиемоделибуду-щего требует педагогических, духовных и интеллектуальных ресурсов. «Строительнымматериаломличностиявляютсяегопереживания» [2], поэтому задача педагога — помочь раскрыться, создать творческую и благожелательнуюсреду.Формируяличностный смысл,необходимо четкопонимать, чтоключевая цель — не количествовыученныхпредло-жений или выполненных упражнений, а личный опыт и переживания, полученные впроцессе обучения.
Резюмируя исследования, выполненные в ходе эксперимента, мы попытались выделить своеобразные «ситуации-события», некие «ре-перные точки», через которые должен пройти студент для того, чтобы
произошли изменения в его взглядах, ценностях, поведении, опыте» [11]. На разных этапах студент переживает разные показатели мотивации. Основная цель этих этапов — накопление опыта личностной самореализации для того, чтобы происходил личностный рост, а на фоне этого формировались профессионально-личностные мотивы изучения иностранного языка. Таким образом, как показал эксперимент, реализация выделенных психолого-педагогических условий позволяет способствовать формированию профессионально-личностных мотивов изучения иностранного языка у будущих специалистов и обеспечить связанное с этим повышение уровня профессиональной компетентности и подготовленности к самостоятельной успешной профессиональной деятельности в технической сфере.
Литература
1. Антонова С. В. Формирование мотивации через новейшие технологии на занятиях английского языка // Казанский педагогический журнал. 2012. № 3 (93). С. 5-11
2. Братусь Б. С. Введение в психологию: учебник // Общая психология. В 7-ми т. Том 1. М.: Академия, 2005. 352 с.
3. Выготский Л. С. О педологическом анализе педагогического процесса // Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2004. 512 с.
4. Кулиева Е. Н. Развитие смысла профессиональной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе // Вестник ПГУ. 2014. № 4. С. 22-24.
5. Леонтьев А. H. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 279 с.
6. Развитие психики // Философия психологии: из научного наследия / под ред. Д. А. Леонтьева. М: Изд-во Московского университета, 1994. С. 67-162.
7. Локтюшина Е. А. Иностранный язык в структуре профессиональной деятельности современного специалиста // European Social Science Journal. 2014. Т. 2, № 6 (45). С. 202-208.
8. Лонгарези А. М., Араужо Э. С., Пиотто Д. К., и др. Жизнь и творчество Виталия Владимировича Рубцова — теоретика совместной деятельности // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 4. С. 5-18.
9. Панова А. В., Ведерникова Ю. А. Актуальные методы преподавания иностранных языков: из опыта работы в рамках международного проекта «Темпус» // Вестник автомобильно-дорожной академии. 2012. Вып. 1 (15). С. 37-38.
10. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы: монография. М.: 1998, 229 с.
11. Сериков В. В. Патриотическая позиция как вид личностного опыта: условия становления // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Педагогические науки. Филологические науки. Исторические науки. 2015. № 3 (98). С. 22-26.
12. Moodie G. Identifying vocational education and training // Journal of Vocational Education & Training. 2002. No. 54 (2). 255 с.
13. Serikov V. V., Loktyushina E. A. Language Competence in a Puzzle of Modern Russian Vocational Education // International Education Studies. 2015. Vol. 8, No. 12. С. 37.
FORMING OF PROFESSIONAL AND PERSONAL MOTIVES FOR STUDYING A FOREIGN LANGUAGE AMONG STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGE
The article deals with professional and personal motives of studying a foreign language by specialists of technical field as a way of manifestation of personal attitude of future specialists within the process of their own education and in the conditions of their forming. The author justifies the conditions for the development of appropriate motivation, finds out in what sequence work related to the development of motives is carried out and offers pedagogical tools and experimental experimental approbation of a model for the formation of professional personal motives for learning a foreign language by future technical specialists.
Keywords: professional and personal motives of studying a foreign language, model and process of forming the meaning of learning a foreign language, means of creating situations for inclusion within independent language learning.
References
• Antonova S. V. Formirovanie motivacii cherez novejshie tekhnologii na zanyatiyah anglijskogo yazyka // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2012. № 3 (93). S. 5-11. [in Rus].
• Bratus' B. S. Vvedenie v psihologiyu: uchebnik // Obshchaya psihologiya. V 7-mi t. Tom 1. M.: Akademiya, 2005. 352 s. [in Rus].
• Kulieva E. N. Razvitie smysla professional'noj deyatel'nosti studentov v processe izucheniya inostran-nogo yazyka v vuze // Vestnik PGU. 2014. № 4. S. 22-24.. [in Rus].
• Leontev A. H. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M.: Politizdat, 1975. 279 s. [in Rus].
• Loktyushina E. A. Inostrannyj yazyk v strukture professional'noj deyatel'nosti sovremennogo special-ista // European Social Science Journal. 2014. 2015. T. 2, № 6 (45). S. 202-208. [in Rus].
• Longarezi A.M., Arauzho E.S., Piotto D. K., i dr. Zhizn' i tvorchestvo Vitaliya Vladimirovicha Rubcova — teoretika sovmestnoj deyatel'nosti // Kul'turno-istoricheskaya psihologiya. 2018. Tom 14. № 4. S. 5-18. [in Rus].
• Moodie G. Identifying vocational education and training // Journal of Vocational Education & Training. 2002. No. 54 (2). 255 s. [in Rus].
• Panova A. V., Vedernikova Yu. A. Aktual'nye metody prepodavaniya inostrannyh yazykov: iz opyta raboty v ramkah mezhdunarodnogo proekta «Tempus» // Vestnik avtomobil'no-dorozhnoj akademii. 2012. Vyp. 1 (15). S. 37-38. [in Rus].
• Razvitie psihiki // Filosofiya psihologii: iz nauchnogo naslediya / pod red. D. A. Leont'eva. M: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1994. S. 67-162. [in Rus].
• Serikov V. V. Lichnostno orientirovannoe obrazovanie: poisk novoj paradigmy: monografiya. M.: 1998, 229 s. [in Rus].
• Serikov V. V Patrioticheskaya poziciya kak vid lichnostnogo opyta: usloviya stanovleniya // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. Filologicheskie nauki. Istoricheskie nauki. 2015. № 3 (98). S. 22-26. [in Rus].
• Serikov V. V., Loktyushina E. A. Language Competence in a Puzzle of Modern Russian Vocational Education // International Education Studies. 2015. Vol 8, No. 12. S.37. [in Rus].
• Vygotskij L. S. O pedologicheskom analize pedagogicheskogo processa // Psihologiya razvitiya reben-ka. M.: Eksmo, 2004. 512 s. [in Rus].