Научная статья на тему 'Учет особенностей контингента студентов-заочников с целью развития познавательной активности при обучении иностранным языкам'

Учет особенностей контингента студентов-заочников с целью развития познавательной активности при обучении иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казначеева Светлана Николаевна, Бондаренко Виктория Андреевна

Введение. В статье авторы обращаются к вопросу выявления особенностей контингента студентов заочной формы обучения и выявления мотивов изучения иностранного языка. В качестве главной задачи системы высшего образования в Российской Федерации выступает подготовка компетентных специалистов, которые готовы к непрерывному профессиональному образованию и профессиональной мобильности. Заочная форма обучения в высших учебных заведениях является одной из основных форм непрерывного образования, которая рассматривается в настоящее время как одна из эффективных, открытых и демократичных форм профессионального образования. Проблема развития познавательной активности в современном образовании рассматривается вместе с проблемой личностного роста, успешности обучающихся в обучении, успеваемости и самостоятельности в разнообразных видах деятельности. Познавательная активность находит своё выражение в движении самого мотива человека к освоению нового, непривычного, которое требует определённого труда и приложения усилий с целью добавления к исходной базе данных в долговременной памяти. Под иноязычной познавательной активностью авторы понимают осознание студентами последовательной реализации иерархии ближних, средних и перспективных целей для профессионального становления. Материалы и методы. Авторы проанализировали состав студентов-заочников первого курса, так как изучение иностранного языка в высших образовательных учреждениях начинается на первом курсе, их возрастные особенности, а также их мотивацию поступления в вуз. Исследование проводилось на базе факультета управления и социально-технических сервисов Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. В исследовании принимали участие студенты, поступившие на 1 курс по направлениям «Менеджмент» и «Туризм». Методы исследования определялись задачами решаемой проблемы. Нами применялись эмпирические методы (наблюдение, анкетирование); статистические методы (качественный и количественный анализ результатов). Результаты исследования. Проведенное исследование позволило выявить следующие особенности контингента студентов заочной формы обучения факультета управления и социально-технических сервисов по направлениям «Менеджмент» и «Туризм»: неоднородный состав; возрастные различия; наличие устойчивой мотивации. Обсуждение и заключения. Заочная форма обучения является гибкой системой обучения, которая позволяет человеку приобрести знания, когда и где он сам хочет. Поэтому их самостоятельное обучение не должно быть пассивным. Студент должен вести активную познавательную деятельность и учиться применять полученные знания на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казначеева Светлана Николаевна, Бондаренко Виктория Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOGNITION OF PECULIARITIES OF THE CONTINENT OF PART TIME STUDENTS FOR THE PURPOSE OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY AT LEARNING TO FOREIGN LANGUAGES

Introduction. In the article the authors tackle the problem of identifying the features of the contingent of students of the extramural form of studies and identifying their motives for learning a foreign language. The main task of the higher education system in the Russian Federation is training of competent specialists ready for continuous professional education and professional mobility. The extramural form of education in higher educational institutions is one of the main forms of continuing education, which is currently considered as an effective, open and democratic form of vocational education. The problem of development of cognitive activity in modern education is considered together with the problem of personal growth, the success of students in learning, achievement and independence in a variety of activities. Cognitive activity is revealed through the motivation of a person to learn something new or unusual, which requires extra work and effort to add this information to the original database in long-term memory., The authors understand the term “foreign language cognitive activity” as the students'' awareness of the consistent implementation of the hierarchy of short-term, medium and long-term goals for professional development. Materials and methods. The authors analyzed the set of first-year students in extramural department, since the study of a foreign language begins in the first year of higher educational institutions, they analyzed their age characteristics, as well as their motivation to enter the university. The study was conducted on the basis of the Faculty of Management and Social and Technical Services of Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin. The study involved students enrolled in the 1st course in the areas of "Management" and "Tourism". The methods of investigation were determined by the tasks of the problem being solved. We used empirical methods (observation, questioning); statistical methods (qualitative and quantitative analysis of results). Results of the study. The conducted research made it possible to identify the following features of the contingent of extramural students in the faculty of management and social and technical services in the areas of "Management" and "Tourism": diverse set; age differences; sustainable motivation. Discussion and conclusions. The extramural form of training is a flexible system of training that allows a person to acquire knowledge whenever and wherever he wants. Therefore, their self-study should not be passive. The student should conduct active cognitive activity and learn to apply the received knowledge in practice.

Текст научной работы на тему «Учет особенностей контингента студентов-заочников с целью развития познавательной активности при обучении иностранным языкам»

УДК 372.881.1

DOI: 10.26795/2307-1281-2017-4-5

УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

С.Н. Казначеева1 , В.А. Бондаренко2

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация *e-mail: cnkaznacheeva@,gmail. com Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация *e-mail: b 14v@yandex. ru

АННОТАЦИЯ

Введение. В статье авторы обращаются к вопросу выявления особенностей контингента студентов заочной формы обучения и выявления мотивов изучения иностранного языка. В качестве главной задачи системы высшего образования в Российской Федерации выступает подготовка компетентных специалистов, которые готовы к непрерывному профессиональному образованию и профессиональной мобильности. Заочная форма обучения в высших учебных заведениях является одной из основных форм непрерывного образования, которая рассматривается в настоящее время как одна из эффективных, открытых и демократичных форм профессионального образования. Проблема развития познавательной активности в современном образовании рассматривается вместе с проблемой личностного роста, успешности обучающихся в обучении, успеваемости и самостоятельности в разнообразных видах деятельности. Познавательная активность находит своё выражение в движении самого мотива человека к освоению нового, непривычного, которое требует определённого труда и приложения усилий с целью добавления к исходной базе данных в долговременной памяти. Под иноязычной познавательной активностью авторы понимают осознание студентами последовательной реализации иерархии ближних, средних и перспективных целей для профессионального становления.

Материалы и методы. Авторы проанализировали состав студентов-заочников первого курса, так как изучение иностранного языка в высших образовательных учреждениях начинается на первом курсе, их возрастные особенности, а также их мотивацию поступления в вуз. Исследование проводилось на базе факультета управления и социально-технических сервисов Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. В исследовании принимали участие студенты, поступившие на 1 курс по направлениям «Менеджмент» и «Туризм». Методы исследования определялись задачами решаемой проблемы. Нами применялись эмпирические методы (наблюдение, анкетирование); статистические методы (качественный и количественный анализ результатов).

Результаты исследования. Проведенное исследование позволило выявить следующие особенности контингента студентов заочной формы обучения факультета управления и социально-технических сервисов по направлениям «Менеджмент» и «Туризм»: неоднородный состав; возрастные различия; наличие устойчивой мотивации. Обсуждение и заключения. Заочная форма обучения является гибкой системой обучения, которая позволяет человеку приобрести знания, когда и где он сам хочет. Поэтому их самостоятельное обучение не должно быть пассивным. Студент должен вести активную познавательную деятельность и учиться применять полученные знания на практике.

Ключевые слова: познавательная активность, заочная форма обучения, иностранный язык, иноязычная познавательная активность, диагностика мотивации изучения иностранного языка.

RECOGNITION OF PECULIARITIES OF THE CONTINENT OF PART TIME STUDENTS FOR THE PURPOSE OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY AT

LEARNING TO FOREIGN LANGUAGES

S.N. Kaznacheeva1, V.A. Bondarenko2

1Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

*e-mail: cnkaznacheeva@gmail.com Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don,Russian Federation

*e-mail: b14v@yandex.ru

ABSTRACT

Introduction. In the article the authors tackle the problem of identifying the features of the contingent of students of the extramural form of studies and identifying their motives for learning a foreign language. The main task of the higher education system in the Russian Federation is training of competent specialists ready for continuous professional education and professional mobility. The extramural form of education in higher educational institutions is one of the main forms of continuing education, which is currently considered as an effective, open and democratic form of vocational education. The problem of development of cognitive activity in modern education is considered together with the problem of personal growth, the success of students in learning, achievement and independence in a variety of activities. Cognitive activity is revealed through the motivation of a person to learn something new or unusual, which requires extra work and effort to add this information to the original database in long-term memory., The authors understand the term "foreign language cognitive activity" as the students' awareness of the consistent implementation of the hierarchy of short-term, medium and long-term goals for professional development. Materials and methods. The authors analyzed the set of first-year students in extramural department, since the study of a foreign language begins in the first year of higher educational institutions, they analyzed their age characteristics, as well as their motivation to enter the university. The study was conducted on the basis of the Faculty of Management and Social and

Technical Services of Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin. The study involved students enrolled in the 1st course in the areas of "Management" and "Tourism". The methods of investigation were determined by the tasks of the problem being solved. We used empirical methods (observation, questioning); statistical methods (qualitative and quantitative analysis of results).

Results of the study. The conducted research made it possible to identify the following features of the contingent of extramural students in the faculty of management and social and technical services in the areas of "Management" and "Tourism": diverse set; age differences; sustainable motivation. Discussion and conclusions. The extramural form of training is a flexible system of training that allows a person to acquire knowledge whenever and wherever he wants. Therefore, their self-study should not be passive. The student should conduct active cognitive activity and learn to apply the received knowledge in practice.

Keywords: cognitive activity, extramural form of instruction, foreign language, foreign cognitive activity, diagnosis of motivation for learning a foreign language.

Введение

В качестве главной задачи системы высшего образования в Российской Федерации выступает подготовка компетентных специалистов, которые готовы к непрерывному профессиональному образованию и профессиональной мобильности. В свою очередь и студент переосмысливает цели своей профессиональной деятельности. Обучающийся уже становится субъектом, который заинтересован в преобразовании себя как личности и будущего специалиста. Самостоятельная деятельность студентов выходит на первый план. Но практика показывает, что организация самостоятельной работы студентов не всегда отвечает своим требованиям. В исследованиях таких ученых, как И.А. Зимняя, М.И. Казаков, В.А. Якунин и другие, отмечается тот факт, что большая часть выпускников высших образовательных учреждений не имеют достаточно прочной базы профессиональных знаний, не владеют навыками самостоятельной работы, не испытывают потребности в самообразовании и профессиональном самосовершенствовании [4].

Данное положение получает актуальность, если мы говорим о студентах заочной формы обучения. Именно для них самостоятельная работа является одним из условий успешного изучения любой дисциплины, в том числе и иностранного языка, так как она обладает большими развивающими возможностями (Л.П. Аристова, Л.Г. Вяткин, Л.В. Жарова, Т.А. Ильина, Т.И. Шамова и др.)

Сегодня иностранный язык рассматривается с двух сторон. С одной стороны, иностранный язык - это инструмент коммуникаций, с другой - это средство, которое стимулирует процесс познания. Сформированность познавательной активности и самостоятельности у студентов заочной формы обучения приобретает особое значение при изучении иностранного языка, так как изучение большого количества материала происходит в процессе самостоятельной работы.

А.Е. Волков, Я.И. Кузьминов, И.М. Реморенко и др. предложили новую модель образования «Российское образование - 2020». Особенностью этой модели является

сосредоточение на необходимости получения образования в течение жизни. Образовательные траектории индивидуализируются, и набор образовательных услуг формирует не преподаватель или государство по отношению к пассивному обучаемому, а сам студент для себя.

Заочная форма обучения в высших образовательных учреждениях является одной из основных форм непрерывного образования. Исследования С.П. Крицкого, И.П. Лапчикова, А.М. Новикова подтверждают важность и необходимость данной формы обучения. В настоящее время заочная форма обучения является одной из эффективных и демократичных форм получения профессионального образования.

Обзор литературы

В России средства и пути совершенствования образовательного процесса заочной формы обучения изучались на протяжении всего периода становления данной формы. Впервые исследования по данной тематике появились в 1970 гг. Ученые С.С. Белявский, Д.В. Маневич, Т.Н. Соколова и др. полагали, что объем учебного материала по заочной форме обучения должен быть в «сжатом» виде, но в то же время должен соответствовать стационарной форме обучения. Это значит, что при заочной форме обучения самостоятельная работа преобладает над аудиторными часами.

И.Г. Шамсутдинова проанализировала в своих исследованиях педагогические основы высшего заочного образования. Она изучила историю российского заочного образования, проанализировала организацию и дидактические основы образовательного процесса в системе заочного обучения.

Работы М.Т. Громковой [7], Л.П. Давыдовой [8], И.Е. Зимакова [10] посвящены изучению российской истории, теории и практики заочного образования. За рубежом заочную форму обучения рассматривали Дж. Боат, С. Брайан, М. Беликова, А. Ведемеер, Г. Глисон, Р. Деллинг, М. Дюбове, Д. Каугман, Д. Киган, Д. Ланг, К. Олер, Б. Холмберг.

В трудах ученых Е.В. Воевода, В.И. Дубинского, И.А. Зимней и др. представлены исследования языковой подготовки студентов в высших учебных заведениях. Особое место занимают работы Н.В. Барышникова, Е.Н. Солововой, Т.К. Цветковой и др. в области теории и методики обучения иностранным языкам будущих специалистов. Проблемой формирования иноязычной познавательной активности студентов неязыковых вузов занимаются такие ученые, как Е.Г. Бабаскина, Ж.Г. Симонова, И.Л. Саввиной, Е.В. Тимофеевой, О.Г. Шишковой и др.

Представляют интерес диссертационные исследования по изучению познавательной активности студентов вуза (Ж.Г. Аристова, Н.В. Дерябина, О.О. Денина, Ю.А. Мишина и др.), организационно-педагогического сопровождения студентов заочной форм обучения (Е.В. Мошкина), формирования познавательной активности и самостоятельности студентов-заочников на примере изучения иностранного языка (О.Г. Шишкова), формирования познавательной активности студентов вуза в процессе обучения иностранным языкам (Е.В. Коробова, И.Ю. Крутова, И.Л. Саввина, Ж.Г. Симонова) и др.

Проблема развития познавательной активности в современном образовании рассматривается вместе с проблемой личностного роста, успешности обучающихся в

обучении, успеваемости и самостоятельности в разнообразных видах деятельности. Познавательная активность была изучена К.Д. Ушинским, А.К. Марковой, Г.И. Щукиной. А.К. Маркова понимает под познавательной активностью «все виды активного отношения к учению как познанию» [21, с.14]. В работах таких ученых, как С.И. Кудинов и Т. Гусева, рассматривается любознательность как свойство личности, которое является центральным в характеристике познавательной активности.

Познавательная активность находит своё выражение в движении самого мотива человека к освоению нового, непривычного, которое требует определённого труда и приложения усилий с целью добавления к исходной базе данных в долговременной памяти. В том случае, если решаемая проблема не представляется сложной, а выступает как комментарий, частный случай, требующий применения уже имеющихся знаний и навыков, тогда данная задача не может быть отнесена к познавательной активности.

«В структуре познавательной активности личности студентов при обучении иностранному языку можно выделить три составляющие: потребностно-мотивационная (познавательные потребности, интересы, мотивация и цели); операционно-познавательная (выбор оптимальных путей достижения целей познания, соответствующих приемов, методов и режимов организации работы студентов с учебным материалом; влияние личности преподавателя на сохранение и развитие познавательной мотивации); морально-волевая (мобилизация волевых усилий, проявление познавательной самостоятельности как реакции на результат рефлексивной деятельности, ситуации соперничества и др.)» [35, с.120-121].

И.Л. Саввина определяет иноязычную познавательную активность как «осознание студентами последовательной реализации иерархии ближних, средних и перспективных целей для профессионального становления» [29, с.6]. О.Г. Шишкова под иноязычной познавательной активностью понимает «личностное интегральное образование, включающее сформированность процессов целеполагания, положительные мотивы, знания, умения и навыки, положительные эмоции, развитую волю, рефлексивное управление своей деятельностью, механизмы саморегуляции и выражающееся в постоянном стремлении к самообразованию» [40, с.8].

«Этапами формирования познавательной активности можно назвать психологические феномены: любопытство - любознательность - познавательный интерес - познавательная активность» [20, с.27].

При развитии познавательной активности следует учитывать стиль познавательной активности. Через стиль познавательной активности (СПА) характеризуется специфика проявления и реализации активности на уровне интегральной индивидуальности, что репрезентируется количественными показателями и качественными характеристиками стремления субъекта к объекту познания, реализации конкретных актов познавательного поведения и наличием разноуровневых связей, имеющихся между компонентами структуры.

Анализируя стилевые исследования зарубежных и отечественных психологов, мы выделили сущностные и функциональные характеристики стиля и определили концептуальные положения, которые содержательно характеризуют стиль познавательной активности [35, С. 122]:

«1) СПА - выступает устойчивой, уникальной характеристикой субъекта познания, которая проявляется в индивидуальной специфике познавательных стремлений и реализации конкретных актов познавательного поведения;

2) СПА - системное, многоуровневое, многокомпонентное образование, которое обусловлено заданным симптомокомплексом разноуровневых свойств интегральной индивидуальности;

3) состав СПА включает в себя индивидуальные особенности взаимодействия компонентов в психологической структуре познавательной активности и выступает характеристикой специфики ее содержания, проявления и реализации в динамике;

4) СПА реализует следующие функции: адаптивная, оптимизирующая, компенсаторная, гармонизирующая, развивающая и системообразующая, так как характеризуется направленностью на достижение успеха в познавательной деятельности и на развитие, видоизменение самой деятельности и ее субъекта в ходе данного процесса;

5) СПА, способствуя гармонизации взаимосвязей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, выступает как одно из основных условий ее развития».

Сегодня статус иностранного языка в учреждениях высшего образования меняется. Важно не только приобрести специальные знания, но и успешно овладеть иностранным языком. Постепенно создается новая система языковой подготовки. Преподаватели высшей школы формируют не только языковые и речевые умения и навыки, но и расширяют и обновляют предметную компетенцию в профессиональной сфере, используя профессионально направленные тексты.

«Погружение студентов в иноязычный контекст будущей профессиональной деятельности нередко приводит, во-первых, к потере интереса у студентов с низким уровнем языковой подготовки к изучению иностранного языка; во-вторых, к снижению мотивации к изучению иностранного языка у студентов, не планирующих связывать свою будущую профессиональную деятельность с иностранным языком» [33, С.12-13].

Иностранный язык является обязательным для любой программы вуза. Знания иностранного языка - это необходимость, которая вызвана политическими и экономическими процессами в стране.

Образовательные программы в высших учебных заведениях реализуются по очной, очно-заочной и заочной формам обучения. Обучение студентов заочной формы обучения отличается от обучения студентов очной формы: образовательный процесс организуется в виде зачетно-экзаменационных сессий, которые проходят в среднем по 2-3 недели 2-3 раза в год. Количество аудиторных часов по заочной форме втрое меньше, чем по очной. Поэтому достигнуть целей, предусмотренные ФГОС ВО, в условиях заочной формы обучения сложно. При изучении иностранного языка студенты могут столкнуться с такими трудностями, как дефицит учебных часов, выделяемых на изучение иностранного языка; низкий уровень подготовки студентов по иностранному языку; слабая мотивация студентов; отсутствие мотивации изучения иностранного языка в межсессионный период; высокие требования ФГОС ВО.

Исследования, которые были проведены аналитиками компании АВЕНИР, показывают, что если человек знает хотя бы один иностранный язык, то у него увеличиваются шансы получить более высокую заработную плату. Например, уровень

дохода в месяц руководителей высших уровней управления, которые владеют иностранным языком, выше на 17%, специалистов - на 21% (по сравнению с аналогичными сотрудниками без знания языка). По данному критерию у руководителей среднего уровня управления разница составляет 44%. Заработок менеджеров по продажам, по работе с клиентами и логистов на 10-20% выше, чем у специалистов без отличного знания английского языка [11].

«При поиске путей повышения качества подготовки специалистов на заочной форме обучения необходимо сначала проанализировать всю совокупность факторов, определяющих особенности заочного обучения. Педагогический процесс при заочном обучении характеризуется значительной специфичностью. Его организация определяется условиями учебного заведения, особенностями специальности, группы, индивидуальными возможностями каждого учащегося и др. В значительной степени организационные формы обучения определяют особенности контингента студентов-заочников» [31, с. 94].

Материалы и методы

Исходя из этого, мы проанализировали состав студентов-заочников первого курса, так как изучение иностранного языка в вузах начинается на первом курсе, их возрастные особенностей, а также их мотивацию поступления в вуз.

Исследование проводилось на базе факультета управления и социально-технических сервисов Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. Факультет объединяет сервисное, инженерное и управленческое образование. Это три самостоятельных вектора, которые обеспечивают подготовку профессионалов на нашем факультете. Социально-технические сервисы сегодня представляют собой крупный сегмент общественных отношений, направленных на удовлетворение потребностей, которые связаны с социальными, культурными и духовными запросами людей, а также комплекс услуг по обслуживанию и ремонту технических средств. В исследовании принимали участие студенты, поступившие на 1 курс по направлениям «Менеджмент» и «Туризм».

Методы исследования определялись задачами решаемой проблемы. Нами применялись эмпирические методы (наблюдение, анкетирование); статистические методы (качественный и количественный анализ результатов).

В ходе исследования решались следующие задачи:

1) выявление состава студентов-заочников данного факультета;

2) выявление возрастных групп студентов;

3) выявление уровня образования студентов;

4) выявление мотивов получения высшего образования;

5) выявление мотивов изучения иностранного языка.

Результаты исследования

Было установлено, что 68,9% студентов-заочников закончили свое обучение в 2017 году и 31,1% студентов-заочников имеют большой перерыв в учебе - от 3 до 18 лет. 74% студентов проживают в г. Н. Новгород, и 26% проживают в пригороде.

Таким образом, мы видим, что состав студентов-заочников неоднороден. Следовательно, процесс обучения должен выстраиваться с учетом этих особенностей, т.е. необходимо учитывать их профессиональный уровень, жизненный опыт и те взгляды на жизнь, которые сформировались к настоящему моменту.

Следующим этапом исследования было выявление возрастных особенностей студентов, обучающихся по заочной форме, так как одним из наиболее существенных педагогических принципов является учет возрастных характеристик. Полученные данные говорят о том, что для студентов-заочников характерны большие возрастные различия. Мы разделили их на несколько групп. К первой группе мы отнесли студентов, возраст которых от 18 до 22 лет (84,6% от общего числа студентов) - пора юности. На данный возраст приходится самый большой всплеск познавательных способностей. Численность данной группы значительно превосходит численность других групп. Ко второй группе мы отнесли студентов среднего возраста (от 23 до 34 лет). Это период взросления. Численность данной группы 12 человек (13,2%). Третью группу составляют студенты в возрасте 35 лет и старше (2,2%) - период зрелости. Особенностью данной группы является то, что многие имеют стаж работы по выбранному направлению. Преподаватели получают возможность активизировать учебную деятельность, используя профессиональные умения и навыки студентов-заочников.

Мышление студентов-заочников отличается от мышления студентов очной формы обучения. Они стремятся к пониманию учебного материала, а не к его запоминанию. Исследования ученого Б.Г. Ананьева и его учеников подтверждают этот факт [2, с. 131-135].

«В возрасте от 18 до 21 года у студентов превалирует вербально-логическое мышление, с 22 до 25 лет повышается роль образного и практического мышления, а в возрасте с 26 до 29 лет превалирующее положение занимает практическое мышление. Следовательно, большая часть студентов заочной формы обучения обладают практическим мышлением, поэтому появляется необходимость в процессе их обучения теоретические знания отдельных наук связывать с конкретной областью их практического применения. Становление интеллектуальной деятельности человека происходит до 35-летнего возраста. В период от 26 до 35 лет повышается объединение всех интеллектуальных функций (анализа и синтеза, классификации, абстрактности и конкретности и других), тогда как в период между 35 и 46 годами начинает усиливаться жесткость связей между ними. Это означает, что наряду с ростом интеллектуальной активности и продуктивности в привычной профессиональной деятельности, возможности освоения новых областей знаний и навыков затруднены» [31, с.97].

Таким образом, выделение возрастных групп среди студентов заочной формы обучения обусловливает необходимость дифференцированного подхода в их обучении.

В ходе исследования было установлено, что в основном студенты-заочники имеют среднее профессиональное образование (75,8%). Лица, имеющие начальное профессиональное образование, составляют 4,4%. 19,8% студентов обучаются после школы.

Также значимым компонентом процесса обучения является мотивация. «Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми мы понимаем конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки» [27, с. 360].

«Мотивация выполняет 3 регулирующие функции:

1. Побуждающую, т.е. мотивирует студента к действию.

2. Смыслообразующую, т.е. придает деятельности глубокий личностный смысл.

3. Организующую, т.е. опирающуюся на осознание мотива, превращенного в цель» [8, с.310].

Особенностью студентов-заочников является сильный мотив получения высшего образования. В ходе исследования мы выявили, что к обучению в вузе студентов побуждает не один, а несколько мотивов. Причем они выступают во взаимодействии друг с другом.

Студентам был предложен перечень основных мотивов, побуждающих к получению высшего образования. Часть студентов выбрали два мотива. Результаты опроса выглядят следующим образом:

1. Увеличение заработной платы (36%)

2. Карьерный рост (44%).

3. Повышение своей квалификации (40%).

4. Заинтересованность работодателя в сотрудниках с высшим образованием (16%).

В настоящее время получение высшего образования способно улучшить материальное состояние человека и обеспечить рост по карьерной лестнице, поэтому люди стремятся его получить. Следующим важным мотивом является повышение своей квалификации. Этот мотив диктуется потребностью в новых знаниях, с помощью которых решаются важные производственные задачи. И последний мотив, заинтересованность работодателя в сотрудниках с высшим образованием, студенты-заочники рассматривают как один из способов закрепиться в организации и показать свою значимость при решении производственных задач организации.

Также студенты-заочники среди мотивов поступления в вуз указали следующие: «получение новых знаний» (3%); «решил поучиться вместе с другом» (2%). Кроме того, встречались такие ответы, как «решил изменить в своей жизни что-нибудь», «посоветовали родственники» и т.п.

Следующим этапом было выявление понимания студентами, зачем изучать иностранный язык. В анкету вошли следующие вопросы:

1. Нужно ли изучать иностранный язык, обучаясь заочно (да; нет; не знаю).

2. Нужен ли мне иностранный язык (да, нужен для работы; да, нужен для поездок; нет, не нужен; не знаю).

3. Можно ли изучать иностранный язык, не встречаясь с преподавателем (да, если существуют все необходимые материалы; нет; не знаю).

Более половины опрошенных студентов-заочников (56%) считают, что изучать иностранный язык на заочной форме обучения необходимо. Те, кто считает, что это не нужно, или не знают, нужно ли изучать, распределились по 20% и 24% соответственно.

56% опрошенных студентов изучают иностранный язык, так как он необходим им для поездок. Количество студентов, для кого иностранный язык нужен для работы, составляет 44%. 12% студентов-заочников полагают, что он им совсем не нужен, и 8% выбрали ответ «не знаю».

При ответе на последний вопрос 56% опрошенных студентов считают, что иностранный язык можно изучать самостоятельно, если существуют необходимые

материалы. 44% студентов уверены, что при изучении иностранного языка необходимы встречи с преподавателем.

Обсуждение и заключения

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить следующие особенности контингента студентов заочной формы обучения факультета управления и социально-технических сервисов по направлениям «Менеджмент» и «Туризм»: неоднородный состав; возрастные различия; наличие устойчивой мотивации.

На современном этапе создание новых обучающих программ для изучения иностранного языка является необходимостью. Данные программы должны включать в себя профессионально ориентированные задания, тексты, словари и средства контроля уровня сформированных навыков и умений.

Заочная форма обучения является гибкой системой обучения, которая позволяет человеку приобрести знания, когда и где он сам хочет. Поэтому их самостоятельное обучение не должно быть пассивным. Студент должен вести активную познавательную деятельность и учиться применять полученные знания на практике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алтухова М.А. Формирование информационных компетенций как фактор развития познавательной активности студентов // Сибирский педагогический журнал. 2014. №2ю С. 84-87.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛОЛГУ им. А.А. Жданова, 1968. 340 с.

3. Ахметгалиев Ф.Н. Развитие у студентов учебно-познавательной активности // Символ науки. 2017. №04-2. С. 119-120.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Барышникова Г.В. Технологии подготовки студентов-заочников неязыкового вуза к самостоятельной работе в процессе изучения иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Пенза, 2006. 250 с.

5. Болохонцева Н.М. К вопросу о повышении мотивации на занятиях по иностранному языку // Наука и практика. 2014. №3(60). С. 184-187.

6. Булыгина Т.Ф. Развитие познавательной активности и самостоятельности средствами ИКТ в курсе изучения иностранных языков в техническом вузе // Научные труды SWorld. 2014. Т.14, №1. С. 24-26.

7. Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: Изд-во МСХА, 1993. 164 с.

8. Давыдова Л.П. Организация самостоятельной работы студентов-заочников младших курсов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1985. 212 с.

9. Евсенкова А.А. Педагогические условия развития познавательной активности иностранных студентов. URL: http://vuzirossii.ru/publ/pedagogicheskie_usloviia_razvitiia_ poznavatelnoj_aktivnosti_inostrannykh_studentov/15-1-0-4349 (дата обращения: 30.10.2017).

10. Зимаков И.Е. Заочное образование в современной России // Высшее образование в России. 1995. №1. С. 73-79.

11. Знание хотя бы одного иностранного языка увеличивает шансы получать более высокую заработную плату. URL: http://english-exam.ru/tity-guilds/218.html#ixzz4taKHz7Za (дата обращения: 24.09.2017).

12. Иванова С.М. Повышение познавательной активности студентов // Наука и мир. 2014. Том 2, №10(14). С. 58-59.

13. Казначеева С.Н. К вопросу об инновационной активности как средству развития познавательной активности студентов // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2014. №4(16). С. 34-38.

14. Казначеева С.Н., Бондаренко В.А. Специфика мотивов изучения иностранного языка студентами неязыковых направлений Мининского университета // Вестник Мининского университета. 2016. №3(16). С.1.

15. Казначеева С.Н., Репина Р.В. Интеграция иностранного языка с другими дисциплинами на основе личностно-деятельностного подхода с целью развития познавательной активности студентов // Мир науки. 2016. Т.4. №11. С.11.

16. Казначеева С.Н., Челнокова Е.А. Интеграция иностранного языка и специальных дисциплин в высших учебных заведениях // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. №4-3(35). С. 9-12.

17. Кириллова Н.В., Пушкин А.А., Зайцева Е.Л. Негативные факторы, влияющие на формирование у студентов компетенций в процессе изучения ими иностранного языка в вузах неязыкового профиля // Успехи современного естествознания. 2015. №9-1. С. 155-158. URL: https://www.natural-stiences.ru/ru/artide/view?id=35550 (дата обращения: 30.10.2017).

18. Крицкий С.П. Инструментальная система создания электронных учебников и тестирующих программ для очной и заочной форм обучения. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

19. Крутова И. Ю. Методологический анализ познавательной активности студентов медицинского вуза в процессе овладения иностранным языком // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2013. №8-2. С. 92-100.

20. Крутова И.Ю. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения иностранному языку (на примере медицинского вуза): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Черкесск, 2017. 193 с.

21. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 190 с.

22. Мекеко Н.М. Теория и практика заочного обучения иностранному языку на основе компьютерных технологий: автореф. дис... канд. пед. наук:13.00.02. М., 2009. 37 с.

23. Минеева О.А., Еремеева О.В. Психолого-педагогические условия повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка // Вестник Мининского университета. 2016. №3(16). С. 3.

24. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. 272 с.

25. Овсянников В.И. Заочное и дистанционное образование: близнецы или антиподы? // Открытое образование. 2002. №2. С. 64-74.

26. Подгрушная Т.С., Протасова И.Н., Рукосуева Т.В. Способы повышения познавательной активности студентов при изучении микробиологии в медицинском вузе // Фундаментальные

исследования. 2015. №2-26. С. 5925-5929. URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38531 (дата обращения: 30.10.2017).

27. Подласый И.П. Педагогика. М., 2003.

28. Романова С.П. Организационно-педагогическое сопровождение здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Кемерово, 2010. 249 с.

29. Саввина И.Л. Формирование познавательной активности студентов в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Якутск, 2004. 21с.

30. Семина Л. В. Организация познавательной деятельности студентов на занятиях по иностранному языку // Педагогическое образование и наука. 2009. №11. С. 45-48.

31. Сибилькова Н.П. Анализ совокупности факторов, определяющих особенности и проблемы обучения студентов-заочников начертательной геометрии // Казанская наука. 2010. №9. С. 770-774.

32. Симеонова Н. М. Особенности развития иноязычной познавательной активности студентов в неязыковом вузе // Молодой ученый. 2017. №6. С. 443-448.

33. Симонова Ж.Г. Формирование познавательной активности студентов-культурологов в процессе изучения иностранного языка на основе эпистемического подхода: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Курск, 2009. 26 с.

34. Сиразеева А.Ф., Валеева Л.А., Морозова А.Ф. Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17983 (дата обращения: 30.10.2017).

35. Толстова Н.М. Стиль познавательной активности субъекта как условие успешного изучения иностранного языка // Вектор науки ТГУ. 2012. №2(20). С. 119-124.

36. Чуреева Л.А. Активизация познавательной деятельности студентов медицинского колледжа на практических занятиях профессионального модуля как условие успешности обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 46. С. 424-433.

37. Шабалина Е.П., Вебер Т.В. Формирование познавательной активности обучающихся как социально-значимого качества личности // Новые педагогические технологии. 2014. №XVIII. С. 16-18.

38. Шадова А.С., Комарова Е.В. Мотивация деятельности студентов при обучении иностранному языку в техническом вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. №4. Ч. 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/51651 (дата обращения: 28.09.2017).

39. Шамсутдинова И.Г. Теоретические основы высшего заочного образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1993. 267 с.

40. Шишкова О.Г. Формирование познавательной активности и самостоятельности студентов-заочников (на примере изучения иностранного языка): автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Рязань, 2006. 28 с.

41. Шоколова Т.Н. Самостоятельная работа студентов-заочников при изучении иностранного языка // Архитектура. Строительство. Транспорт. Технологии. Инновации. Материалы Международного конгресса ФГБОУ ВПО «СибАДИ»: в трех книгах. Омск, 2013. Кн. 3. С. 309-311.

42. Шумков А.Ю. Познавательная и творческая активность студентов // Молодой ученый. 2014. №2(61). С. 888-890.

43. Щекина Н.Б., Шварп Н.В. Приемы активизации познавательной деятельности студентов // Наука вчера, сегодня, завтра: сборник статей по материалам XI международной научно-практической конференции. Новосибирск: Сибак, 2014. №4(11). URL: https://sibac.info/conf/science/xi/37723 (дата обращения: 30.10.2017).

44. Bates A.W. Distance education in a knowledge-based society // A keynote address in the ICDE Conference on The Metamorphosis of Distance Education in the Third Millennium. Toluca, Mexico, 2007.

45. Byram M. Foreign language teaching and intercultural citizenship // Iranian Journal of Language Teaching Research. 2013. Vol. 1. Issue 3. P. 53-62.

46. Byram M. From Foreign Language Education to Education for Intercultural Citizenship: Essays and Reflections. Clevedon: Multilingual Matters, 2008. 272 p.

47. Cohen L., Manion L., Morrison K. Research Methods in Education. 7-th ed. London: Routledge Falmer, 2011. Available at: http://cw.routledge.com/textbooks/cohen7e/ (accessed: 30.10.2017).

48. Dervin F. Assessing intercultural competence in Language Learning and Teaching: a critical review of current efforts. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/ c76d/032a17c70eb07a3a7d141ef6934e0b7590f3.pdf (accessed: 30.10.2017).

49. Holmes P. Intercultural dialogue: challenges to theory, practice and research // Language and Intercultural Communication. 2014. Vol. 14. Issue 1. Р. 1-6.

50. Language Learners as Ethnographers / C. Roberts [et al.]. Clevedon: Multilingual Matters; Buffalo; Toronto; Sydney, 2001. 267 p.

REFERENCES

1. Altuhova M.A. Formation of information competences as a factor in the development of cognitive activity of students. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal, 2014, no.2, pp. 84-87 (in Russian).

2. Anan'ev B.G. Man as an object of knowledge. Leningrad,LOLGU them. A.A. Zhdanov, 1968. 340 p. (In Russian).

3. Ahmetgaliev F.N. Development of educational and cognitive activity among students. Simvol nauki, 2017, no. 04-2, pp. 119-120 (in Russian).

4. Baryshnikova G.V. Tehnologii podgotovki studentov-zaochnikov nejazykovogo vuza k samostojatel'noj rabote v processe izuchenija inostrannogo jazyka. Diss. kand. ped. nauk [Technologies for preparing part-time students of a non-language high school for independent work in the process of studying a foreign language. Cand. ped. sci. diss.]. Penza, 2006, 250p. (In Russian)

5. Bolohonceva N.M. On the question of increasing the motivation for foreign language classes. Nauka ipraktika, 2014,no.3 (60), pp. 184-187(in Russian).

6. Bulygina T.F. Development of cognitive activity and independence by means of ICT in the course of studying foreign languages in a technical college. Nauchnye trudy SWorld, 2014, t.14, no.1, pp. 24-26. (in Russian).

7. Gromkova M.T. Pedagogical basis of adult education. Moscow, MSHA Publ., 1993. 164 p. (In Russian).

8. Davydova L.P. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov-zaochnikov mladshih kursov. Diss. kand. ped. nauk [Organization of independent work of students-external students Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 1985, 212 p. (In Russian)

9. Evsenkova A.A. Pedagogicheskie uslovija razvitija poznavatel'noj aktivnosti inostrannyh studentov [Pedagogical conditions for the development of cognitive activity of foreign students]. Available at: http://vuzirossii.ru/publ/pedagogicheskie_usloviia_razvitija_poznavatelnoi_ aktivnosti_inostrannykh_studentov/15-1-0-4349 (accessed 30.10.2017) (in Russian).

10. Zimakov I.E. Distance education in modern Russia. Vysshee obrazovanie v Rossii, 1995, no. 1, pp. 73-79 (in Russian).

11. Znanie hotjaby odnogo inostrannogo jazyka uvelichivaet shansy poluchat' bole vysokuju zarabotnuj uplatu [Knowledge of at least one foreign language increases the chances of earning higher wages]. Available at: http://english-exam.ru/city-guilds/218.html#ixzz4taKHz7Za (accessed 24.09.2017) (in Russian).

12. Ivanova S.M. Increase of cognitive activity of students. Nauka i mir, 2014, t. 2, no.10(14), pp. 58-59 (in Russian).

13. Kaznacheeva S.N. To the question of innovative activity as a means of developing cognitive activity of students. Nauchno-pedagogicheskij zhurnal Vostochnoj Sibiri Magister Dixit, 2014, no. 4(16), pp. 34-38 (in Russian).

14. Kaznacheeva S.N., Bondarenko V.A. Specificity of motives for studying a foreign language by students of non-linguistic directions of Minin University. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 3(16), pp.1 (in Russian).

15. Kaznacheeva S.N., Repina R.V. Integration of a foreign language with other disciplines on the basis of a personality-activity approach for the purpose of developing cognitive activity of students. Internet-zhurnal «Mir nauki», 2016, t. 4, no. 11, p.11 (in Russian).

16. Kaznacheeva S.N., Chelnokova E.A. Integration of a foreign language and special disciplines in higher education institutions. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal, 2015, no.4-3 (35), pp. 9-12 (in Russian).

17. Kirillova N.V., Pushkin A.A., Zajceva E.L. Negative factors affecting the formation of competencies in students in the process of studying a foreign language in universities of non-linguistic profile. Uspehi sovremennogo estestvoznanija, 2015, no.9-1, pp. 155-158. Available at: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35550 (accessed 30.10.2017) (in Russian).

18. Krickij S.P. Instrumental system for creating electronic textbooks and testing programs for fulltime and correspondence courses. Rostovon Don, Phoenix, 1998 (in Russian).

19. Krutova I.Ju. Methodological analysis of cognitive activity of medical students in the process of mastering a foreign language. Evropejskij zhurnal social'nyhnauk, 2013, no. 8-2, pp. 92 - 100 (in Russian).

20. Krutova I.Ju. Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti studentov v processe obuchenija inostrannomu jazyku (na primere medicinskogo vuza). Diss. kand. ped. nauk [Formation of cognitive activity of students in the process of teaching a foreign language (on the example of a medical college). Cand. ped. sci. diss.].Cherkessk, 2017. 193 p. (In Russian)

21. Markova A.K. i dr. Formation of the motivation of teaching. Moscow, Education Publ., 1990. 190 p. (In Russian)

22. Mekeko N.M. Teorija i praktika zaochnogo obuchenija inostrannomu jazyku na osnove komp'juternyh tehnologij. Diss. kand. ped. nauk [Theory and practice of correspondence instruction in a foreign language on the basis of computer technologies. Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2009, 37 p. (In Russian)

23. Mineeva O.A., Eremeeva O.V. Psychological and pedagogical conditions for increasing students' motivation to learn a foreign language. VestnikMininskogo universiteta, 2016, no. 3(16), pp.3 (in Russian).

24. Novikov A.M. Russian education in a new era. Paradoxes of heritage, vectors of development. Moscow, Egves Publ., 2000. 272 p. (In Russian)

25. Ovsjannikov V.I. Correspondence and distance education: twins or antipodes? Otkrytoe obrazovanie, 2002, no. 2, pp. 64-74 (in Russian).

26. Podgrushnaja T.S., Protasova I.N., Rukosueva T.V. Ways to increase the cognitive activity of students in the study of microbiology in a medical college. Fundamental'nye issledovanija. Available at: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38531 (accessed 30.10.2017) (in Russian).

27. Podlasyj I.P. Pedagogy. Moscow, 2003 (in Russian).

28. Romanova S.P. Organizacionno-pedagogicheskoe soprovozhdenie zdorov'esberegajushhej dejatel'nosti uchitelja fizicheskoj kul'tury. Diss. kand. ped. nauk. [Organizational and pedagogical support of the health-saving activity of the teacher of physical culture. Cand. ped. sci. diss.]. Kemerovo, 2010, 249 p. (In Russian)

29. Savvina I.L. Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti studentov v processe izuchenija inostrannogo jazyka. Diss. kand. ped. nauk [Formation of cognitive activity of students in the process of learning a foreign language. Cand. ped. sci. diss.].Yakutsk, 2004, 21 p. (In Russian)

30. Semina L.V. Organization of cognitive activity of students in foreign language classes. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2009, no. 11, pp. 45-48 (in Russian).

31. Sibil'kova N.P. Analysis of the set of factors that determine the specifics and problems of training part-time students indescriptive geometry. Kazanskaja nauka, 2010, no. 9, pp. 770-774 (in Russian).

32. Simeonova N.M. Features of the development of foreign language cognitive activity of studentsinanon-linguistic university. Molodoj uchenyj, 2017, no. 6, pp. 443-448 (in Russian).

33. Simonova Zh.G. Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti studentov-kul'turologov v processe izuchenija inostrannogo jazyka na osnovej epistemicheskogo podhoda. Diss. kand. ped. nauk. [Formation of cognitive activity of students-culturologists in the process of studying a foreign language on the basis of an epistemic approach. Cand. ped. sci. diss.]. Kursk, 2009, 26 p. (In Russian)

34. Sirazeeva A.F., Valeeva L.A., Morozova A.F. Innovative technologies for teaching a foreign language at a university. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2015, no. 3. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17983 (accessed 30.10.2017) (in Russian).

35. Tolstova N.M. Style of cognitive activity of the subject as a condition for successful learning a foreign language. Vektor nauki TGU, 2012, no. 2(20), pp.119-124 (in Russian).

36. Chureeva L. A. Activization of the cognitive activity of the students of the medical college in the practical sessions of the professional module as a condition for the success of training. Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept», 2016, t. 46, pp. 424-433 (in Russian).

37. Shabalina E.P., Veber T.V. Formation of cognitive activity of students as a socially significant quality of personality. Novyepedagogicheskie tehnologii, 2014, no. XVIII, pp. 16-18 (in Russian).

38. Shadova A.S., Komarova E.V. Motivation of students' activity in teaching a foreign language in a technical college. Sovremennye nauchnye issledovanija i innovacii, 2015, no. 4(5). Available at: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/51651 (accessed 28.09.2017) (in Russian).

39. Shamsutdinova I.G. Teoreticheskie osnovy vysshego zaochnogo obrazovanija. Diss. dokt. ped. nauk [Theoretical basis of higher correspondence education. Dr. ped. sci. diss.]. Moscow 1993, 267 p. (In Russian)

40. Shishkova O.G. Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti I samostojatel'nosti studentov-zaochnikov (na primere izuchenija inostrannogo jazyka). Diss. kand. ped. nauk [Formation of cognitive activity and independence of students-part-time students (on an example of studying a foreign language). Cand. ped. sci. diss.]. Ryazan, 2006, 28 p. (In Russian)

41. Shokolova T.N. Independent work of students-part-time students in learning a foreign language. Arhitektura. Stroitel'stvo. Transport. Tehnologii. Innovacii. Materialy Mezhdunarodnogo kongressa FGBOU VPO «SibADI» [Architecture. Building. Transport. Technologies. Innovation. Materials of the International Congress of the SibAI in the three books]. Omsk, 2013, pp. 309-311(in Russian).

42. Shumkov A.Ju. Cognitive and creative activity of students. Molodoj uchenyj, 2014, no. 2(61), pp. 888-890 (in Russian).

43. Shhekina N.B., Shvarp N.V. Methods of activating cognitive activity of students. Nauka vchera, segodnja, zavtra: sbornik statej po materialam XI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Science yesterday, today, tomorrow: a collection of articles on the materials of the XI International Scientific and Practical Conference]. Novosibirsk, Sibak Publ., 2014, no. 4(11). Available at: https://sibac.info/conf/science/xi/37723 (accessed 30.10.2017) (in Russian).

44. Bates A.W. Distance education in a knowledge-based society // A keynote address in the ICDE Conference on The Metamorphosis of Distance Education in the Third Millennium. Toluca, Mexico, 2007.

45. Byram M. Foreign language teaching and intercultural citizenship // Iranian Journal of Language Teaching Research. 2013. Vol. 1. Issue 3. P. 53-62.

46. Byram M. From Foreign Language Education to Education for Intercultural Citizenship: Essays and Reflections. Clevedon: Multilingual Matters, 2008. 272 p.

47. Cohen L., Manion L., Morrison K. Research Methods in Education. 7-th ed. London: Routledge Falmer, 2011. Available at: http://cw.routledge.com/textbooks/cohen7e/ (accessed: 30.10.2017).

48. Dervin F. Assessing intercultural competence in Language Learning and Teaching: a critical review of current efforts. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/c76d/032a17c70eb07a3a7d141ef6934e0b7590f3.pdf (accessed: 30.10.2017).

49. Holmes P. Intercultural dialogue: challenges to theory, practice and research // Language and Intercultural Communication. 2014. Vol. 14. Issue 1. P. 1-6.

50. Language Learners as Ethnographers / C. Roberts [et al.]. Clevedon: Multilingual Matters; Buffalo; Toronto; Sydney, 2001. 267 p.

Информация об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Казначеева Светлана Николаевна - Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, e-mail: cnkaznacheeva@gmail. com

Бондаренко Виктория Андреевна - Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация, доктор экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы, e-mail: b14v@yandex.ru

Information about the author

Kaznacheeva Svetlana Nikolaevna - Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, Candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor of innovation management, e-mail: cnkaznacheeva@ gmail.com

Bondarenko Victoria Andreevna - Rostov State Economic University (RINE), Rostov-on-Don, Russian Federation, doctor of economic sciences, assistant professor of marketing and advertising, e-mail: b14v@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.