образование. качество. инновации
формирование профессионализма и компетентности сотрудника (специалиста) органов внутренних дел
Новые социально-экономические условия выдвигают повышенные требования к деятельности сотрудника (специалиста) правоохранительных органов. В профессиональной сфере все более важную роль играет профессионал, его интеллект, образованность. Высшей степенью развития профессионализма является компетентность. Компетентность - «степень выраженности, проявленности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности» [1].
Требования профессионализма и компетентности сотрудников (специалистов) милиции вытекают из понимания службы в органах внутренних дел как особого вида профессиональной деятельности. Обеспечение достаточного уровня профессионализма сотрудников (специалистов) правоохранительных органов предполагает наличие надлежащих организационно-технических условий для их профессионально-квалификационного развития. Профессионализм невозможен без наличия соответствующего профессионального образования.
В специальной литературе дано много определений профессионализма. Так, под ним понимается высший стандарт профессиональной деятельности, характеризующий личностные возможности исполнителя, его свободу выбора наиболее удобных и соответствующих конкретной ситуации способов деятельности. Базу профессионализма создают высшая квалификация, мастерство и целеполагание в трудовой деятельности [2].
Распространено также определение профессионализма как глубокого и всестороннего знания и овладения практическими навыками в конкретной области общественно полезной деятельности [3].
Проблематичным в правовом аспекте представляется законодательное определение понятия «компетентность», которое до сих пор не встречается ни в одном действующем нормативно-законодательном акте,
н.в. быхтина,
кандидат педагогических наук (БелЮИ МВД России);
н.А. Рязанова,
адъюнкт (БелЮИ МВД России)
включая указы президента и постановления правительства. Таким образом, одним из принципов, не получивших какого-либо юридического закрепления и тем более развития и практической реализации в правоохранительных органах, был и остается принцип профессиональной компетентности сотрудника (специалиста) органов внутренних дел. Что же представляет собой компетентность? И почему так важно, чтобы в правоохранительных органах находились не только профессионально подготовленные, образованные, но еще и компетентные люди? Встречаются различные толкования этого термина. Отдельные авторы под термином «компетентность» понимают объем знаний и опыт работника, способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, знание сущности выполняемой работы и предмета деятельности, наличие профессионального образования, навыков в работе, изучение и освоение передового опыта, а также возможных последствий конкретного способа воздействия, уровень умения и опыт практического использования знаний [4].
Нередко компетентность представляют как способность к эффективной реализации в практической деятельности специальных, профессиональных знаний, обусловленных психическими и личностными качествами человека.
Компетентность часто рассматривается и с точки зрения человеческих способностей, в структуре которых выделяют: интеллектуальную компетентность - знания, образованность, способность к аналитическому мышлению и комплексному подходу к выполнению служебных обязанностей. Это - доскональное знание дела, сущности выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей; ин-тегративную компетентностъ - способность
ОБРАЗОВАНИЕ. КАЧЕСТВО.
ИННОВАЦИИ
к интеграции знаний и умение выделить приоритетные направления и наиболее действенные формы деятельности, наличие навыков рационально и эффективно действовать в условиях быстро изменяющейся среды; ситуативную компетентность
- жизненный и профессиональный опыт, умение действовать в неординарной ситуации, настойчиво добиваться поставленной цели; коммуникативную компетентность
- наличие коммуникативных способностей, умение поддерживать ровные и уважительные отношения с коллегами, правильно воспринимать мнение других, вести беседы и переговоры [5].
Формирование профессиональной компетентности - процесс, продолжающийся на протяжении всей профессиональной деятельности и, по сути, начинающийся задолго до нее. Именно поэтому необходимо остановиться на вопросе формирования профессиональной компетентности в процессе обучения.
Штат сотрудников (специалистов) правоохранительных органов, в частности следователей, дознавателей, участковых уполномоченных милиции, оперуполномоченных уголовного розыска и др. пополняется, в основном, за счет выпускников специализированных вузов системы МВД России.
В связи с увеличивающейся год от года нехваткой высококвалифицированных кадров правоохранительных органов возникает проблема, связанная с недостатком сотрудников (специалистов), способных конструктивно работать в сложной оперативной обстановке, фактическим отсутствием специалистов правоохранительных органов с достаточно высоким уровнем подготовки по специальным дисциплинам. Это связано с ежегодным уменьшением количества аудиторных часов по уголовному праву, уголовному процессу, криминалистике и другим специальным дисциплинам.
Следовательно, недостаточный объем теоретических знаний и практических навыков у специалистов-правоведов в дальнейшем сказывается на качественном уровне их профессиональной деятельности. На плечи сотрудников (специалистов)- непрофессионалов ложиться ответственность не только должностного лица, ведущего производство по уголовным делам и материалам об административных правонарушениях, но и не малый объем этих самих дел и материалов.
Одной из характеристик профессиональной компетентности специалиста правоох-
ранительных органов является постоянный динамизм. В процессе профессиональной деятельности специалисту органов внутренних дел постоянно приходится повышать профессиональные знания посредством использования новых моделей образования: дистанционного обучения, получения второго и последующего высшего образования, прохождения аттестаций и курсов повышения квалификации. Именно в процессе получения дополнительного образования предоставляется возможность развивать и совершенствовать структуру профессиональной компетентности специалиста.
Формирование профессионализма и компетентности специалиста органов внутренних дел при их детальном рассмотрении будут неразрывно связаны с особенностями профессии, сферой и способами их практической реализации, применения и обусловлены кругом полномочий, обязанностей и ответственности. Необходимо отметить тот факт, что при осуществлении своей деятельности сотруднику (специалисту) органов внутренних дел необходимо будет решать конфликтные ситуации, иметь дело с человеческими страстями, вторгаться в духовный мир человека, выступать в роли арбитра, педагога-воспитателя. В связи с этим в деятельности сотрудника органов внутренних дел многое зависит от личных качеств конкретного специалиста, от умения устанавливать и поддерживать контакты с людьми и, конечно же, от уровня его профессионализма и компетентности.
Подготовка специалиста в высшем учебном заведении, в частности, в специализированном вузе системы МВД должна осуществляться на основании компетентнос-тного подхода, ведущей категорией которого выступает компетентность. Компетентность в современном обществе соотносится с профессиональной деятельностью и профессиональным успехом.
Успешность формирования профессионализма и компетентности будущих специалистов органов внутренних дел напрямую зависит от образовательного процесса. Специализированный вуз системы МВД как высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов органов внутренних дел, в значительной степени повышает эффективность реализации своих функций, если организация, содержание и технологии образовательного процесса направлены на формирование профессиональной компетентности.
ОБРАЗОВАНИЕ. КАЧЕСТВО. ИННОВАцИИ
Литература
1. Калачева Т.Г. Профессионализм государственных служащих субъекта федерации: методологический и методический подходы. - Н.Новгород, 1998.
2. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика. - М., 2001.
3. Зазыкин В.Г., Чернышов А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. - М., 1993. С. 46.
4. Веснин В.Р. Менеджмент персонала: уч. пособие. - М., 2000. С. 295; Колесников Ю.В. Государственная служба: словарь. - М., 2000. С. 50-51; Терминология в системе дополнительного профессионального образования: словарь. - М., 2001. С. 32; Англо-русский и русско-английский словарь понятий и терминов. - М., 2001. С. 69.
5. Охотский Е.В. Государственная служба в Российском парламенте: социально-правовые и организационно-кадровые аспекты: монография. - М., 2001.
культурный ассимилятор как средство формирования поликультурной компетентности курсанта вуза мвд
россии
Интеграционные процессы, происходящие на современном российском образовательном пространстве, сопряжены с поиском новых путей формирования личности современного специалиста, способного свободно ориентироваться в поликультурном мире, понимать его контекст и ценности, воплощать их в личностной позиции и достойных способах цивилизованного поведения в процессе кросс-культурного взаимодействия с представителями иных культурных сообществ.
Для того, чтобы эффективно осуществлять профессиональную деятельность в условиях поликультурного общества, будущему специалисту органов внутренних дел необходимо наличие поликультурных качеств, ценностных ориентаций, мотивационных установок, знаний об истории и культуре, обычаях и традициях разных народов; умений сочетать национальную самоидентификацию с уважением к другой культуре, опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур, осознания поликультурности социума.
Некоторые отечественные исследователи (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Б.С. Гер-шунский, Ю.М. Лотман), развивая теорию поликультурности, рассматривают идеи о всеобщности диалога как универсального способа взаимопонимания людей, а также, в качестве одного из основополагающих элементов, выделяют межкультурную комму-
Б.Н. СЕЛИН
(БелЮИ МВД России)
никацию, которая опирается на положения диалоговой концепции философского подхода к культуре как к сфере межкультурного взаимодействия.
Следует отметить, что именно умения и навыки межкультурной коммуникации позволяют обучаемым осознать тот факт, что язык, сознание, культура и менталитет являются звеньями одной цепи, поэтому незнание национально-обусловленного подтекста приводит к межкультурным недоразумениям. К факторам, определяющим толерантное коммуникативное поведение, можно отнести:
- знание и использование безопасных тем;
- знание культурно обусловленных моделей поведения;
- культурологические (историко-культурные, социокультурные, этнокультурные) знания и умения.
Используемый на протяжении уже почти полувека культурный ассимилятор является одной из наиболее признанных техник формирования позитивного поликультурного взаимодействия представителей различных культур.
Первые «культурные ассимиляторы» были разработаны в начале 60-х годов психологами университетов штатов Иллинойс и Вашингтон под руководством Гарри Триан-диса [1].
Культурный ассимилятор - это «программируемая учебная техника, предназначенная