ФОРМИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Р.Ф. Галимов, С.И. Гильманшина
В статье рассмотрены педагогические условия и модель формирования природоохранных компетенций в системе экологического образования. Предложены принципы моделирования экологически направленного мышления и формирования природоохранной компетентности.
Ключевые слова: природоохранные компетенции, экологически направленное мышление.
Formation of environmental competencies in the system of pedagogical education. In the
article pedagogical conditions and model of formation nature protection competence in the system of ecological formation are considered. Principles of modeling of ecologically directed thinking and formation of nature protection competence are offered. Key words: environmental competence, environmentally directed thinking.
Сегодня экологическое образование в области окружающей среды, включающее природоохранную деятельность, официально признано в качестве одного из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем, как в России, так и за рубежом [1].
В основе взаимоотношения человека и окружающей его природы, как известно, лежит регулируемая законами общественной жизни трудовая деятельность. Понятие деятельности по законам природы (или природоохранная деятельность) выражает целесообразное взаимодействие человека, общества и природы, осуществляемое с учетом закономерного развития природных систем с целью создания благоприятной естественной среды для жизни человеческого общества. Этот особый вид деятельности реализуется при природопользовании, природосохранении, природовосстановлении и других специфических формах и направлениях взаимодействия человека и природы.
Анализ научной литературы позволяет говорить о том, что проблема организации природоохранной деятельности в теории и практике экологического образования строится на воспитании комплекса личностных качеств и носит системный характер. Личностные качества, способствующие успешному формированию психологической готовности человека к природоохранной работе, рассматриваются комплексно. При этом, по мнению известных ученых (С.Д.Дерябо, Б.Т.Лихачев, В.А.Ясвин и др.), необходим акцент на положительном отношении (мотивационной готовности); высоком уровне произвольности поведения (волевой готовности), т.е. умении включиться в конкретное задание природоохранного характера, планировать и контролировать свои действия; наличии природоохранных знаний, умений и навыков (образовательной готовности); сформированности качеств, обеспечивающих способность устанавливать взаимоотношения в коллективе (коммуникативной готовности). Поскольку,
природоохранная деятельность является психолого-педагогической и социально-экономической проблемой, она имеет свою специфику, согласно вектору город - село.
Таким образом, решая вопросы экологического образования, необходимо считать одной из первоочередных задач организацию природоохранной деятельности с учетом реалий сегодняшнего дня. Для данной важной деятельности надо готовить будущих учителей в процессе обучения в педвузе, что требует рассмотрения организации и сущности природоохранной деятельности граждан современной России.
Изучение проблемы организации природоохранной деятельности показало, что в настоящее время в науке нет стабильной системы, определяющей понимание закономерностей становления и функционирования природоохранной деятельности на селе. Важен новый взгляд на природоохранную деятельность сельчан как компетенцию и системообразующий фактор воспитания интеллигентности и цивилизованности, экологического отношения к природе.
В современных социально-экономических условиях экологическое образование должно быть ориентировано на развитие личности, ее рост, а не только на приобретение ею экологических знаний. Сегодня актуально образование в условиях компетентностного подхода, когда целью приобретения экологических знаний становится формирование компетенций, обеспечивающих продуктивность природоохранной деятельности. Не отрицая основополагающей роли знаний, необходимо формирование и продуктивное использование способностей. Усиление ценностно-смыслового компонента природоохранной деятельности в современных условиях ориентирует на новое мировоззрение как образ жизни, как способ мышления.
Экологически направленное мышление мы рассматриваем как важнейшее личностное качество, необходимое для человека, поскольку экологическую направленность личности в науке понимают как личностное качество и речь ведут о формировании личности. Данный факт и все выше отмеченное требует рассмотрения сущности природоохранных компетенций и принципов моделирования экологически направленного мышления в структуре природоохранной компетентности.
«Компетенция» и «компетентность» служат смыслообразующими категориями компетентностного подхода в образовании и экологическом в том числе. Достаточно часто предметом педагогических исследований становятся так называемые непрофессиональные виды компетентности. Более того, понятие «компетентность» стало применяться для характеристики учащихся школ и даже дошкольников [2, с. 30]. В документе «Стратегии модернизации содержания общего образования» [3], где были сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, уточняется, что понятие «компетентность» включает в себя не только когнитивную и операциональную-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.
В наших исследованиях мы опираемся на следующие определения. Компетентность как способность личности к осмысленному осуществлению определенного вида деятельности должна включать соответствующие знания, навыки, способы мышления, рефлексию, самосознание и
характеризоваться степенью овладения определенными компетенциями. Компетенция - это аспект деятельности, который необходимо формировать в учреждениях образования [4]. В данной статье не рассматривается компетентность как профессиональная характеристика человека, например эколога. Речь идет о компетентности, востребованной для реализации общедоступной природоохранной деятельности граждан России.
Природоохранные компетенции, с нашей точки зрения, отражают естественнонаучную и эколого-правовую грамотность, нравственные начала, гражданственность, духовность и экологически направленное мышление. Нравственная сторона природоохранных компетенций формируется в действиях, направленных на защиту окружающей среды. Гражданственность связана с осознанием общенародной принадлежности природы. Формирование нравственно-гражданственных начал природоохранных компетенций неразрывно связано с ростом заботы о природе, чистоте водных источников, сохранении почвенного слоя, пресечении действий, наносящих ущерб окружающей среде. Организованные действия в защиту природы должны приводить учащуюся молодежь к духовности, пониманию ценности естественнонаучных знаний. Постижение красоты окружающей среды должно порождать стремление охранять среду, готовность к соответствующим эколого-правовым действиям.
Устойчивые связи, определяющие сущность природоохранных компетенций позволяют выявить роль экологически направленного мышления в структуре природоохранной компетентности. Природоохранную компетентность мы рассматриваем в качестве способность личности с экологически направленным мышлением активно использовать естественнонаучные и эколого-правовые знания в деятельности по охране природы и как социальную характеристику человека - гражданина с высокой духовностью и нравственностью, ориентированного на творческую инициативу и общекультурный рост.
Разработанная понятийная модель экологически направленного мышления как единство научного мышления в области естественных наук и практического мышления в области природоохранной деятельности позволила сформулировать принципы моделирования экологически направленного мышления в структуре природоохранной компетентности будущего учителя.
Первый принцип - принцип дидактической интерпретации логики и методов естественнонаучных наук, используемых в образовательных учреждениях. Его сущность в применении принципов дидактики, учете реальных возможностей учащейся молодежи, использовании специально составленных образовательных задач изучаемых дисциплин. Принцип обучения нравственному и эколого-правовому природопользованию с учетом психологических закономерностей усвоения системы экологических понятий школьниками.
Суть второго принципа заключается в применении интегрированных курсов, направленных на формирование экологически направленного мышления, и системы проблемных эколого-правовых ситуаций и задач с отражением нравственных противоречий, проблем, понятий
в системе рационального природопользования, а также в обучении логике и методам описания, объяснения изучаемых явлений и их прогнозированию, исследовательскому методу.
Третий принцип - это пропаганда активной трудовой деятельности по изучению и охране природы своей местности (пропагандистская деятельность, озеленение школы и населенных пунктов, восстановление и охрана лесов, охрана почв от эрозии, охрана полезных насекомых, охрана и привлечение птиц, охрана водоемов и др.).
Умение пользоваться указанными процедурами и способами определяет уровень экологически направленного мышления в структуре природоохранной компетентности будущего учителя и его готовность к формированию у учащихся природоохранных компетенций. Поскольку экологически направленное мышление является многокомпонентным личностным образованием со сложной структурой, постольку и его формирование является длительным процессом поэтапного осуществления целого ряда взаимосвязанных промежуточных целей. На формирование у учащейся молодежи экологически направленного мышления на основе компетентностного подхода оказывают влияние источники знания (социокультурные, научные и прикладные экологические, естественнонаучные) с учетом критериев отбора учебного материала.
Таким образом, для формирования у учащихся природоохранных компетенций учителю необходимо применять педагогические технологии, обеспечивающие единство естественнонаучного и эколого-правового образования, нравственного, гражданственно-трудового, духовно-эстетического воспитания.
Указанное единство могут обеспечить лишь определенные педагогические условия. Это системный и комплексный подходы к организации природоохранной деятельности; взаимное дополнение учебной, игровой, трудовой и природоохранной деятельности (их взаимопроникновение в ходе воспитания позитивного отношения к природе); дифференцированный подход к построению комплекса практических природоохранных дел, связанных со спецификой организации природоохранной деятельности во внеурочное время и возрастной группой школьников; методическая помощь педагогов учреждений дополнительного образования сельским школам (формирование направлений совместной деятельности по применению традиционных и новых форм взаимодействия с природной средой); организация исследовательской природоохранной деятельности.
Разработанная инвариантная модель формирования у учащейся молодежи природоохранных компетенций содержит две подсистемы (школьную и внешкольную). Каналом взаимодействия подсистем служит непрерывное экологическое образование. В основе модели лежит идея, предполагающая рассмотрение природоохранной компетентности как способности личности с экологически направленным мышлением активно использовать элементарные естественнонаучные и эколого-правовые знания в доступной природоохранной деятельности. В данном случае речь идет о социальной природоохранной компетентности учащейся молодежи (не путать с природоохранной компетентностью профессионального эколога).
Первая подсистема «школьная» включает учебно-воспитательный процесс, предусматривает междисциплинарность, экологизацию основных образовательных программ предметов естественнонаучного цикла и внеурочные мероприятия природоохранного содержания. В рамках этой подсистемы происходит накопление теоретических знаний об окружающей среде, научным основам природопользования и охраны природы в ходе изучения естественнонаучных дисциплин и во внеурочное время. Вторая подсистема «внешкольная» включает дополнительное природоохранное (экологическое) образование молодежи, подробно изложенное в [5].
В целом, моделирование педагогической системы подготовки будущего учителя к формированию природоохранных компетенций у учащихся сельских школ в системе экологического образования на основе компетентностного подхода включает несколько этапов. Первый этап - создание абстрактной понятийной модели природоохранных компетенций. Второй этап - разработка обобщенной модели формирования экологически направленного мышления в структуре природоохранной компетентности будущего учителя (в основе модели - представление экологически направленного мышления как качества личности). Третий этап - моделирование процесса формирования у школьников природоохранных компетенций (разработка инвариантной модели, включающей две подсистемы - школьную и внешкольную природоохранную деятельность, и вариативной модели формирования природоохранных компетенций у учащихся сельских школ). Четвертый этап - разработка интегрированной модели подготовки будущих учителей к формированию природоохранных компетенций учащихся в системе экологического образования с учетом предыдущих трех этапов. Главная особенность интегрированной педагогической модели в том, что она отражает существующие в реальности связи и отношения.
Литература:
1. Мухаметзянова Г.В., Пугачева Н.Б. Здоровьеформирующее образование: опыт, проблемы, прогнозы // Казанский педагогический журнал 2007, № 2(50). - С. 3 - 13.
2. Писарева С.А. Разработка понятия «компетентность» в диссертационных исследованиях по педагогике // Академические чтения. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. - Вып. 3: Теория и практика модернизации отечественного образования. - С. 29 - 34.
3. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования / Под ред. А.А.Пинского. - М., 2001.
4. Гильманшина С.И. Профессионально направленное мышление - основа компетентности учителя // Высшее образование в России. 2007, №4. - С. 159 - 160.
5. Галимов Р.Ф. Роль учреждений дополнительного образования и сельских малокомплектных школ в организации природоохранной деятельности // Казанский педагогический журнал. 2007, № 2(50). - С. 73 -75.