Формирование представлений об окружающем мире у младших дошкольников посредством применения ИКТ
Борисова Т. В.,
воспитатель, МОУ «Детский сад "Солнышко"», п. Судоверфь, Ярославская обл., Россия
Гришмановская М. В.
заведующая МОУ «Детский сад "Солнышко"», п. Судоверфь, Ярославская обл., Россия
Аннотация: В статье дается определение информационно-коммуникативным технологиям, о преимуществе использования ИКТ в обучении дошкольников, об основных способах применения ИКТ. Также описывается реализация программы дополнительного образования «Мир вокруг» для формирования представлений об окружающем мире у младших дошкольников посредством применения ИКТ
Окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. Ознакомление детей с фактами и явлениями окружающего мира - одна из основных задач умственного воспитания.
Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающей действительности. Они овладевают речью, способами умственной деятельности, у них проявляются познавательный интерес, отношение к окружающим, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также, самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.
Наше время - это время перемен, которые вызваны развитием информационного общества, основной ценностью которого становится информация и умение работать с ней. Эти изменения заставили нас, педагогов, по - новому взглянуть на процессы воспитания и образования в детском саду, так как мы должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Значительную роль в этом может сыграть использование современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в своей деятельности, которые являются - одним из приоритетов образования.
Сегодня применение ИКТ можно считать, теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка. В настоящее время от человека требуют не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно, оперировать ими.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников ИКТ обладают рядом преимуществ: сочетают в себе динамику, звук, текст, видео, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Позволяет значительно разнообразить процесс образования.
Именно маленькому ребенку, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.
Таким образом, детям необходимо помочь выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Представление ребенка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Важно, чтобы полученные детьми знания не
были абстрактными, и они понимали и осознавали себя частью окружающего мира, научились самостоятельно ориентироваться и действовать в окружающем мире.
Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).
Ученые отмечают, что использование мультимедиа технологий в настоящее время является актуальным для детей дошкольного возраста [11, 13].
Мультимедиа - это система, обеспечивающая одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статическими изображениями и текстами [31]. Игровые элементы, добавленные в мультимедиа программы, «включают» познавательную деятельность обучающихся и положительно влияют на усвоение материала. Более того, многие полагают, что телевидение и компьютер, подключенный к интернету, могут обеспечить детям младшего дошкольного возраста широкое знакомство с жизненными ситуациями и возможностями. Дети могут использовать компьютер и другие технологии для ознакомления с окружающим миром, приобретения социального опыта [13, 25].
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников ИКТ обладает рядом преимуществ [27]:
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
• проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
• ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
• позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
• компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию -первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
Условия эффективного внедрения ИКТ в ДОУ [13]:
• повышение ИКТ- компетентности педагога;
• наличие оснащенной технической базы;
• наличие программного обеспечения;
• наличие свободного доступа к компьютеру в учреждении. Более сильным условием может стать наличие компьютера на рабочем месте педагога;
• возможность распространения опыта. Педагогические инновации;
• наличие консультанта в учреждении по ИКТ;
формирование информационно-образовательной среды в учреждении на основе применения ИКТ.
Основные методы и приемы использования ИКТ в работе с детьми [26]:
• объяснительно-иллюстративный метод (предусматривает применение экранных средств: видеофрагменты, компьютерные приложения. Данный метод повышает познавательную активность детей за счет наглядности и мультимедийных средств);
• метод информационного ресурса. Цель данного метода - формирование, закрепление представлений и расширение теоретических знаний детей;
• исследовательско - поисковый метод. Метод ориентирован на активное применение анимированных интерактивных игр исследовательско - поискового характера;
• метод контроля, коррекции знаний и представлений у детей. Данный метод дает возможность скорректировать работу педагога.
Реализация каждого метода в практической деятельности состоит в совокупности из отдельных методических приемов - словесных, наглядных, игровых и практических.
Словесные и наглядные приемы предполагают использование компьютерных приложений, экранных средств, Интернет-ресурсов, которые содержат доступный, интересный и иллюстративный материал. К практическим приемам относится выполнение заданий на основе словесного или визуального представления информации.
Все перечисленные методы и приемы в процессе обучения детей используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом.
Основные способы применения ИКТ[29]:
• подбор иллюстративного материала к занятиям, информационного материала для оформления стендов, родительских уголков, группы;
• подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии);
• оформление групповой документации, отчетов;
• создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми, для проведения родительских собраний;
• использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;
• использование видеокамеры и соответствующих программ (для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа видеоматериалов, создания фильмов);
• использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;
• обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов;
• оформление буклетов, электронного портфолио группы, материалов по различным направлениям деятельности;
• создание медиатек, представляющих интерес, как для педагогов, так и для родителей;
• создание электронной почты, ведение сайта ДОУ;
• использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных;
• сетевые технологии общения. Для ведения обстоятельных обсуждений педагогических тем с коллегами и консультаций со специалистами;
• дистанционное обучение - для повышения квалификации.
Таким образом, абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Мы считаем, что в условиях ДОУ необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности, однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, необходимо помнить и об отрицательных аспектах использования компьютерных технологий с детьми дошкольного возраста, об возрастных особенностях психического развития дошкольников. Следует помнить и о том, что заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.
Противоречие: воспитатели дошкольных учреждений осознают важность, значимость и необходимость ознакомления детей с окружающим миром посредством сочетания различных видов деятельности, разнообразных средств и форм работы, в том числе и использования ИКТ в работе с детьми. Однако не все дошкольные учреждения на сегодняшний день оснащены методическим и программным обеспечением учебного
процесса, отвечающего специфике дошкольного образования с учетом ФГОС; не все педагоги имеют возможность использования новых компьютерных технологий в домашних условиях, а также не сформулированы единые программно-методические требования к применению ИКТ в образовательной деятельности. Следовательно, не все педагоги используют современные методы и приемы в работе с детьми и не все могут осознать сущность и значимость информационно-коммуникационных технологий.
Проблема: как сформировать у младших дошкольников представления об окружающем мире посредством использования методов и приемов ИКТ?
Цель работы: апробировать и проверить результативность применения ИКТ для формирования представлений об окружающем мире у младших дошкольников в процессе реализации программы дополнительного образования (кружка) «Мир вокруг».
Цель данной программы:
• апробировать ИКТ как средство формирования представлений об окружающем мире у младших дошкольников;
• вызвать у детей интерес посредством ИКТ к познанию окружающего мира;
• формировать у детей представления о мире природы, о явлениях окружающей действительности;
• развивать умственные способности, логическое мышление;
• способствовать речевому развитию воспитанников;
• активизировать в процессе игровых занятий с применением ИКТ самостоятельную и познавательную деятельность детей.
Задачи:
• продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их функциями и назначением;
• продолжать формировать представления о себе, как человеке, о членах семьи, подчеркивая, их заботу друг о друге;
• продолжать формировать элементарные представления о некоторых растениях; умение различать по внешнему виду и вкусу некоторые овощи и фрукты;
• продолжать формировать представления о животных и их детенышах, о некоторых насекомых;
• продолжать знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года; воспитывать бережное отношение к природе, учить обращать внимание на ее красоту.
Условия проведения кружка «Мир вокруг»:
• согласовано место проведения кружка «Мир вокруг» с администрацией ДОУ -«Мультимедиакабинет»;
• согласован режим работы кружка «Мир вокруг» с администрацией ДОУ, старшим воспитателем, родителями - вторая половина дня (16.00-16.15), НОД распределена в первую половину дня;
• осуществлен подбор средств ИКТ для работы кружка «Мир вокруг»;
• разработан и утвержден перспективный план работы кружка «Мир вокруг».
Средства ИКТ для работы кружка «Мир вокруг»:
• ноутбук;
• проектор;
• интерактивная доска;
• экран;
• фотоаппарат;
• акустические колонки.
Принципы построения программы кружка «Мир вокруг»:
• доступности;
• научности;
• систематичности и последовательности предлагаемого материала с постепенным усложнением;
• наглядности;
• концентричности - периодического возвращения к ранее пройденному материалу на более высоком уровне;
• здоровьесберегающий принцип (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, подвижные игры).
Продолжительность реализации программы 1 год.
Возраст детей- четвертый год жизни.
Правила игры с ребенком:
• начинать игру с игровых тренингов, направленных на развитие речи и
внимания воспитанников;
• игра должна приносить ребенку радость;
• подборка игр должна осуществляться по принципу «от простого к сложному»;
• не требовать от ребенка решения поставленной задачи с первой попытки;
• не сдерживать двигательную активность детей.
Условия для сбережения здоровья детей в ходе реализации программы кружка «Мир вокруг»:
• использование новых моделей средств ИКТ (соответствие международным стандартам безопасности);
• включение в ход каждого занятия игр, направленных на профилактику нарушения зрения и отработку зрительно - пространственных отношений;
• смена нескольких видов деятельности детей во время одного занятия (для снятия мышечного и нервного напряжений);
• использование компьютера исключительно для работы интерактивной доски и мультимедийного проектора (исключение прямого воздействия компьютера на ребенка);
• строго дозированное использование средств и форм ИКТ в работе с детьми (непрерывная продолжительность просмотра презентаций, фрагментов видео файлов, продолжительность интерактивных игр - не более пяти минут в течение одного дня в неделю);
• обеспечение гигиенической рациональной организации рабочего места (влажная уборка, проветривание, соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности, соотношение расстояния от экрана доски до первого ряда детей - 2-2,5 м. Детей рассаживают с учетом их роста и медицинских показателей).
Ожидаемые результаты:
• активизация живого интереса к познанию окружающего мира;
• закрепление представлений у детей о мире природы, о явлениях окружающей действительности;
• повышение уровня речевого развития детей.
Литература
1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. - М., 1968
2. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. Младшая группа. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128с.
3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью / младшая группа/. - М.: ЦГЛ, 2004. - 112 с.
4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1998, 249 с.
5. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 2005
6. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М.: Мозаика - Синтез, 2006
7. Дреер С.С., Потыкан А.Н. Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой: Диагностический журнал. Вторая младшая группа. - Волгоград: Учитель.2011.- 51 с.
8. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир.- М.: Мозаика-Синтез., 2008. - 64 с.
9. Зацепина М.Б. Воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 192 с.
10. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Ч.П. - М., 1981
11. Калаш И.А. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. Юнеско, 2011
12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
13. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. и др. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - с.128
14. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
15. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. -583 с.
16. Немов Р.С. Психология. Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. кн. 2. Психология образования. - 2-е изд. - М.: Просвещение: Владос, 2001. - 496 с.
17. Поддьяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Ч.П. - М., 1981
18. Подласый И.П. Педагогика. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 576 с.
19. Смирнова Е.О. Детская психология.: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. -СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
20. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. - М., 1975
21. Усова А.П. Обучение в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
22. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для учащихся пед.уч. - М.: Просвещение, 1986. - 415 с.
23. Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада. - М.: Дрофа, 2006. - 176 с.
24. http://cpks-kolpino.spb.ru/index.php?option=com_content&view=
article&id=139:-q------q&catid=62:2010-12-13-07-29-01&Itemid=59
25. http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/ispolzovanie-ikt-v-praktike-raboty-detskogo-sada
26. http://nsportal.ru/detskii-sad/informatika/library/1-znachenie-ispolzovaniya-ikt-v-protsesse-razvitiya-doshkolnikov
27. http://festival.1september.ru/articles/520166/
28. http://festival.1september.ru/articles/639493/