УДК 334.012.42
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СЕТЕЙ
В ЭКОНОМИКЕ
О. А. Слесаренко
FORMATION AND DEVELOPMENT OF BUSINESS NETWORKS IN THE ECONOMY
O. A. Slesarenko
Аннотация. Основной целью данной работы является рассмотрение основных целей и видов предпринимательских сетей, их преимуществ и недостатков. Также изучение новой формы организации бизнеса - кластерной, проведение анализа ее влияния на развитие экономики. А также определение перспектив предпринимательских сетей в российской экономике.
Ключевые слова: предпринимательские сети, кластер, межфирменное сотрудничество.
Abstract. The main purpose of this paper is to review main goals and types of business networks, their advantages and disadvantages and to consider a new form of business organization - cluster and its impact on the economy. As well as to determine the prospects for business networks in the Russian economy.
Key words: business networks, cluster, inter-firm cooperation.
Стремительное развитие высокотехнологичных продуктов, новых технологий, поддержание устойчивого конкурентного преимущества, высокий уровень риска заставляют крупный, средний и малый бизнес вступать в устойчивые долгосрочные взаимоотношения друг с другом, образуя предпринимательские сети. Предпринимательские сети - это группы компаний, связанные между собой по вертикали или по горизонтали экономическими отношениями, направленными на повышение общей конкурентоспособности сети и доходности [1]. Успех каждого партнера в предпринимательской сети зависит от успеха сети в целом.
Целями участников сети являются достижение динамичного развития за счет извлечения синергетического эффекта от сотрудничества на основе снижения трансакционных и операционных издержек, расширения коммуникаций, привлечения ресурсов, обеспечения защищенности от внешних угроз и рисков. Риски перераспределяются между участниками предпринимательских сетей, иногда они передаются от крупных предприятий к более мелким (так называемый аутсорсинг), поскольку экономические последствия наступления или внезапного роста рисков для первых существенно больше.
Синергетический эффект от долговременного и стабильного сотрудничества является результатом объединения элементов ресурсного потенциала каждого из партнеров на основе взаимодополнения. Кроме того, успех сетей во многом связан с трансформацией функций управления и организации бизнес-процессов. Данные конкурентные преимущества используются для разработки и реализации стратегии динамического развития предпринимательской сети.
Также целью сети является материальный результат в виде прямого расширения бизнеса и объемов продаж. Другим направлением работы сети является исследование новых услуг для будущего потребителя. Это знания о динамике ожиданий потребителя, новые формы товаров и услуг с новой полезностью для потребителя.
Возникновение таких форм сотрудничества явилось следствием перехода от одного типа экономической системы - индустриального, при котором захват собственности на средства производства и развитие производственной базы служили стратегическими факторами развития предприятий, к постиндустриальному, в котором информационные ресурсы, накопленный опыт научных разработок и высокоэффективные технологии становятся центром всеобщего внимания [2].
Крупный и малый бизнес успешно сосуществовал еще в дореволюционной России, которые нередко были связаны технологически и дополняли друг друга. Более того, крупное производство во многих случаях само поощряло развитие мелкого производства, давая ему для обработки различные материалы, заказывая специальные изделия ручной работы, выделки и т.д. [3].
Необходимость появления предпринимательских сетей была вызвана в частности тем, что существует постоянная зависимость корпораций от малых фирм. Но это вовсе не означает, что обязательно все малые предприятия должны участвовать в предпринимательских сетях или каких-либо иных формах взаимодействия с крупным бизнесом.
От обычных рыночных сделок отношения в рамках сети отличаются тем, что они подкрепляются не силами закона, а морально-этическими нормами, отношениями доверия. Первоначальной основой для образования сети является единая технологическая или коммерческая цепочка, объединяющая фирмы, или отношения субподряда. Сети позволяют получить преимущества, которые дает вертикальная интеграция, и вместе с тем дают возможность сохранить выгоды гибкой, хорошо адаптирующейся к изменениям внешней среды структуры.
Межфирменные соглашения определяют согласованную политику их участников по тем направлениям деятельности, по которым в целях повышения общей конкурентоспособности сеть выступает как единое целое. Координацию действий отдельных звеньев цепи при сохранении их независимости и ответственности осуществляет фирма-лидер.
В то же время гибкий характер сети позволяет сгруппированным фирмам конкурировать между собой за увеличение доли в общем объеме продаж, привлекать в случае надобности новых участников со стороны. На основе разветвленной системы субподрядных отношений сеть включает наряду с крупными и крупнейшими предприятиями средние и мелкие.
Различаются сети двух видов: отраслевые и региональные. Отраслевые сети эффективны в секторах, требующих особой гибкости и адаптивности к частым изменениям внешней среды. Это - отрасли высоких технологий, производство потребительских товаров. Примером региональных сетей служат технополисы, являющиеся формой территориальной интеграции науки, образования и наукоемких и высокотехнологичных производств.
В основе межфирменного сотрудничества лежит обмен опытом и совместное ведение исследований, что создает ряд выгод:
- снижение риска инновационных разработок путем использования имеющегося опыта;
- рассредоточение капитальных затрат, формирование портфелей инвестиций;
- преодоление ограничений внутригосударственного регулирования инновационного развития при международных формах сотрудничества;
- обмен взаимодополняющими технологиями и патентами;
- экономия на масштабе работ;
- смягчение издержек конкурентной борьбы.
Современные предпринимательские сети являются одной из новых форм диверсификации предпринимательской деятельности. Участники предпринимательских сетей распределяют свою деятельность с целью страхования от возможных угроз и рисков. Одно из главных достоинств сетей - способность быстро устанавливать рациональные связи в условиях постоянных изменений конъюнктуры рынка, так как инфраструктура сети обусловливает ее быстрое реагирование и динамическую устойчивость функционирования [3].
К конкретным преимуществам сетей относятся быстрое распространение и создание новой, необходимой для фирмы информации, ускорение внедрения нововведений, разделение риска между участниками сетей.
Предприятия малого и среднего бизнеса могут вступать не только в партнерские взаимоотношения между собой, но и интегрироваться в единые предпринимательские производственно-хозяйственные комплексы: финансово-промышленные группы, холдинги, предпринимательские союзы, альянсы крупного и малого бизнеса сетевого характера. Современная экономика характеризуется двумя взаимозависимыми и противоположными тенденциями. С одной стороны, происходит концентрация и централизация капитала и производства, идет бурный процесс слияния, образования различных предпринимательских сетей, состоящих из множества предприятий. Причем причинами этого процесса могут выступать как технологические и организационные, так и чисто экономические, связанные, например с минимизацией налогообложения.
Сети возникают в рамках определенной культурной, исторической и институциональной системы и подвержены непрерывным эволюционным изменениям. Экономическая ситуация, при которой подобные сети возникли в России, отличается от развитых экономических систем. Так, в частности, на этот процесс оказывает сильное влияние наличие неформальной экономики, под которой понимается хозяйственная деятельность фирм, не отражающаяся в формальных договорах между компаниями [4].
В современных условиях развитие крупных предпринимательских сетей зависит от позиций хозяйственной системы в глобальном разделении труда, а именно от того, связана ли ее роль с обеспечением ресурсами постиндустриальных и развитых индустриальных «промышленных» социально-экономических систем, или она сама принадлежит к кругу «промышленных» экономик, или она в большей степени ориентирована на глобальную спекулятивную деятельность. Направленность на экономику «извлечения», построенную преимущественно на потреблении природных ресурсов, а не на создании промышленного продукта, является пагубной для хозяйственной системы, поскольку она при такой структуре экономической активности попадает
в значительную зависимость от условий торговли и формируемых на мировом рынке сырьевых ресурсов. Между тем в России сохраняется тенденция развития именно данного типа системного неравновесия. Это подтверждается, например, увеличением объемов добычи газа, доли его экспорта [3].
Изменение экономической, предпринимательской и организационной культур происходит одновременно и в рамках формирования соответствующего типа неравновесия. При этом качественно меняются рутины функциональных и фундаментальных подсистем внутреннего пространства крупных предпринимательских организационных сетей, их структурные и институциональные особенности.
В последнее время в мировой практике появилась новая форма организации бизнеса - кластерная. Кластер - это сообщество экономически тесно связанных и близко расположенных фирм смежного профиля, взаимно способствующих общему развитию и росту конкурентоспособности друг друга. Преимущественно это неформальные объединения крупных лидирующих фирм с множеством средних и малых предприятий, создателей технологий, связующих рыночных институтов и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости, сосредоточенных на ограниченной территории и осуществляющих совместную деятельность в процессе производства и поставки определенного типа продуктов и услуг [4]. Роль крупного бизнеса в процессе образования кластеров заключается в привлечении малых и средних предприятий для налаживания производства на основе тесной кооперации и субконтрактационных связей при активном деловом и информационном взаимодействии. Это способствует развитию всех участников кластера и обеспечивает им конкурентные преимущества по сравнению с другими обособленными предприятиями, не имеющими столь крепких взаимосвязей.
Кластеризация положительно сказывается на развитии как регионов, так и отраслей. Прообразы кластеров складывались по мере формирования крупных промышленных систем. Формирование промышленных кластеров есть результат взаимодействий крупных предпринимательских сетей, отраслей и регионов. Кластерный метод позволяет реализовать наиболее важные предпринимательские взаимосвязи в технологиях, навыках, информации, маркетинге и потребительских запросах, которые характерны для целого комплекса фирм и отраслей. Эти взаимосвязи оказывают определяющее влияние на направленность, темпы инноваций и конкурентоспособность конечной (системообразующей) продукции кластера. Кластерный подход, как показывает мировая практика, не только служит средством достижения целей промышленной политики, но и является мощным инструментом для стимулирования регионального развития, которое в конечном итоге может состоять в увеличении занятости, заработной платы, отчислений в бюджеты различных уровней, в повышении устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности [4].
Современные кластеры, как правило, охватывают несколько отраслей и включают в себя разнообразные крупные интегрированные группы, специализирующиеся вокруг конкретного звена в цепочке создания конкретного конечного продукта. Наличие интенсивных процессов индустриальной кластеризации можно рассматривать как действенный катализатор для притока
компаний в соответствующий регион. Это означает, что возрастет стоимость региональных факторов производства, прежде всего, труда и капитала. Региональный рынок будет работать в данном случае в двух направлениях. Во-первых, произойдет перемещение выигрышей, полученных от кластеризации, на региональные рынки факторов производства в качестве покрытия дополнительных издержек, связанных с приобретением соответствующих факторов производства. Во-вторых, возникнет процесс оттока экономической активности из данной региональной системы в другие регионы с более выгодным соотношением прибыли и издержек производства.
Каковы перспективы предпринимательских сетей в российской экономике? В течение ближайшего периода они проблематичны, по крайней мере, в крупных масштабах. Предпринимательские сети на современном этапе развития экономики представляют качественно более развитую форму ведения бизнеса. Они обеспечивают свой успех и дальнейшее развитие не за счет административного ресурса или монопольного положения на рынке, а благодаря новому подходу к модернизации бизнеса. Ведь в основе существования таких сетей лежат взаимное доверие предпринимателей, их готовность к открытым действиям, обмену достоверной информацией. А в обстановке неустойчивого российского рынка довольно характерным является стремление многих предпринимателей использовать временные преимущества, предоставляемые конкретной ситуацией, в ущерб остальным партнерам. Однако в условиях динамического развития экономики создание предпринимательских сетей в России - дело не очень далекого будущего.
Список литературы
1. Экономический словарь. - URL: http://abc.informbureau.com/html/ idaaideieiaoaeuneea_naoe.html
2. Кастельс, М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. - М. : Academia, 1999. - С. 494-505.
3. Блинов, А. В. Малое предпринимательство: Теория и практика : учеб. / А. В. Блинов, И. Н. Шапкин. - М. : Дашков и К, 2003.
4. Асаул, А. Н. Методологические аспекты формирования и развития предпринимательских сетей / А. Н. Асаул, Е. Г. Скуматов, Г. Е. Локтеева ; под ред. д.э.н., проф. А. Н. Асаула. - СПб., 2004.
Слесаренко Олеся Александровна
студентка,
Липецкий государственный технический университет E-mail: [email protected]
Slesarenko Olesya Alexandrovna student,
Lipetsk State Technical University
УДК 334.012.42 Слесаренко, О. А.
Формирование предпринимательских сетей в экономике / О. А. Слесаренко // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 2 (6). -С. 86-90.