УДК 371.73
doi: 10.18101/1994-0866-2017-4-129-134
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
© Кутыгин Юрий Александрович начальник кафедры огневой подготовки, Уральский юридический институт МВД России Россия, 620057, г. Екатеринбург, ул. Корепина, 6 E-mail: [email protected]
Статья раскрывает сущность различных подходов к содержанию принципа правового воспитания и правового обучения в современной педагогике. Правовое воспитание является одним из ключевых звеньев в формировании у студентов системы гражданских ценностей и навыков законопослушности. Авторы попытались выявить взаимосвязь между теоретическими подходами в педагогике к пониманию правового воспитания и правового обучения и реальной практикой. Особое внимание уделено пониманию правового воспитания молодежью и абитуриентами военных вузов, и собственно исследование проведено с данной категорией учащейся молодежи. Кроме того, в статье рассматриваются особенности технологий и содержания правового воспитания молодежи из числа абитуриентов гражданских и военных вузов. Сравнение позволяет увидеть цельную картину тенденций развития правового воспитания и обучения в современной педагогике и наметить пути к реформированию современной системы образования. Ключевые слова: индивид; личность; образование; гражданское общество; правовое воспитание; профессиональное образование; социализация; студент; учащийся.
Идеи реформирования образования в нашей стране, а также и всей воспитательной системы в целом, к сожалению, буксуют в своей практической реализации. Основными причинами такого замедления преобразований, объективно необходимых обществу и государству, являются, на наш взгляд, глубокие процессы преобразования структуры общества и изменения мотивационных составляющих у молодежи.
Похожие проблемы пытается решить и система военных вузов России. Стоит отметить, что, готовя будущего защитника Отечества, необходимо учитывать его готовность к социально одобряемому поведению хотя бы на этапе профориентации и обучения в старших классах.
Одной из проблем воспитания молодежи становится невозможность преодоления формирования у новых поколений правового нигилизма как части общественного правосознания и способа восприятия общественного устройства. Одним из путей рационального выхода из этой ситуации становится формирование у подростков правовой культуры в процессе правового обучения и правового воспитания.
Изучая на протяжении ряда лет уровень сформированности правовых знаний как элемента правовой культуры у студентов военных вузов г. Кургана и г. Екатеринбурга, нами было выявлено отсутствие системности в наличии правовых знаний и механизма их применения в повседневной жизни, что может говорить об отсутствии правовой культуры, нежелании молодежи жить согласно закону.
Нами было проведено большое исследование наличия правовой культуры у абитуриентов военных вузов, было опрошено более 1000 молодых людей и девушек. Менее половины показали наличие сформированных правовых знаний шире школьной программы, знание законов и умение пользоваться этим знанием.
Следует заметить, что связь правового обучения и правового воспитания очевидна. Так как воспитательное обучение обусловливает взаимозависимость и взаимосвязь целевого развития сознания личности законопослушного гражданина, которое включает в себя правовое воззрение, нравственные ориентиры, установки и ценностные идеалы, вполне определенные и профессионально обусловленные характеристики. Для будущих военных и работников правоохранительных органов все эти характеристики должны быть еще более очевидны, их формирование должно начинаться задолго до поступления в специализированное учебное заведение.
Совершенно необходимо создавать соответствующую мотивацию как положительное восприятие изучаемого содержания и формировать потребность непрерывного расширения приобретенных правовых познаний. Процесс духовного становления личности предопределяется правовым обучением и правовым воспитанием молодежи, он вызван насущной необходимостью реализации идеи построения правового государства в России.
На передний план, несомненно, выступает положительно сориентированное, гармонично развитое до необходимого уровня правовое сознание, которое, в свою очередь, является главным объектом правового обучения и правового воспитания молодежи на современном этапе развития общества. Здесь подразумевается правовое сознание не только индивида, но и профессиональной группы, всего общества. Заметим, что воздействие на общественное правосознание это есть идеологическое воздействие как на сознание группы, так и на индивидуальное сознание в равной степени, и зеркально — правовое воспитание индивидуумов и групп, к которым они принадлежат, в итоге определяет и формирует развитие правосознания всего общества, потому что разные субъекты правосознания связаны между собой и диалектически зависят друг от друга.
Правовое воспитание может иметь самостоятельные цели и собственные, присущие только ему пути их реализации, а также уникальные организационные формы. Правовое воспитание есть процесс многоцелевой, который обусловлен наличием как стратегических (долговременных) целей, так и целей тактических (ближайших), как общих, так и частных. Мы можем конкретизировать поставленные цели, учитывая специфику воспитательного действия на конкретный субъект и объект, мы можем использовать уникальные формы и средства этой деятельности, как и деятельности органов, призванных непосредственно осуществлять должное правовое воспитание.
Целью правового воспитания молодежи является формирование правосознания и выработка осознанного, активного и правомерного поведения в обществе.
Таблица 1
Пути достижения цели правового воспитания молодого поколения
1. Усвоение определенной суммы знаний о правовых нормах 2. Организованное правовое просвещение во внеучебное время 3. Активное участие в правоохранительной деятельности 4. Повышение правовой культуры родителей и педагогов
Таблица 2
Рассмотрим основные требования к организации правового воспитания молодежи
наличие системного и дифференцированного подхода к воспитательному процессу учащихся
Основные требования к организации правового воспитания молодежи стимулирование положительного эмоционального отношения к сообщаемой информации
связь правовой информации с фактами из повседневной жизни учащихся, приучение их к сознательной оценке своих поступков
активизация интереса школьников к приобретению правовых знаний
учет психологических особенностей
обеспечение сознательного усвоения правовых знаний
Фундаментом правового воспитания подростков можно определить их последовательное правовое просвещение, которое способствует правильной идентификации явлений, происходящих в обществе, и обусловливает планомерное развитие социальной активности молодых граждан России. Это позволяет подросткам правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, адекватно определять красную линию между допустимым и запретным, следовать законными путями в сложных обстоятельствах и применять законные средства для защиты своих личных прав и личных (также и общественных) интересов.
Правовое образование молодежи призвано вырабатывать у них адекватный правовой механизм мышления для самостоятельного осуществления классификации и переработки поступающей извне правовой информации. Создание подобного понятийного аппарата у подростков является приоритетной задачей правового образования учащихся, потому что только так мы можем культивировать способность к ответственному, самостоятельному и сознательному постижению правовых знаний.
Правовое просвещение подростков должно состоять из изучения Конституции РФ, некоторых отраслей права, наиболее важных для молодежи, только вступающей во взрослую жизнь. Сюда относится административное, трудовое законодательство, а также брачно-семейное и уголовное. На их основе необходимо пояснять основной смысл фундаментальных принципов и положений, заложенных в Конституции РФ.
Следует обратить внимание подростков на ряд подзаконных актов. Их изучение и практическое применение очень важно для юношей и девушек. К таким документам относятся, например, Правила для учащихся образовательного учреждения, Правила дорожного движения, Правила противопожарной безопасности и др.
Активное участие подростков в правоохранительной деятельности составляет очень важную компоненту процесса их правового воспитания. В простых жизненных ситуациях они учатся на практике использовать нормативы действующего законодательства. Подростки также непосредственно имеют возможность приобретать бесценный опыт использования конкретных правовых актов в борьбе против правонарушений [4; 5].
Общепризнано, что только педагогически грамотно организованная деятельность может являться залогом эффективного и положительного воспитывающего влияния.
Главным условием организации правового воспитания в правильном педагогическом аспекте и является безусловное обеспечение положительных и эмоционально обусловленных ассоциаций у подростков в отношении к правоохранительной деятельности. Этому как нельзя лучше может способствовать раскрытие на практике общественной значимости правоохранительной деятельности и ее интересное содержание.
Еще одним главным условием грамотной организации правового воспитания можно назвать обеспечение юноше или девушке активной социальной и гражданской позиции, что подразумевает предоставление реальной возможности для проявления инициативы, предприимчивости и самостоятельности. Это даст подросткам возможность самоутвердиться среди сверстников, повысить свой авторитет и добиться их уважения. Успешное освоение и глубокое понимание подростками правообразующих норм и правовых инструментов активизируют чувство персональной ответственности, укрепляют положение молодых людей в коллективе и обществе. Они избегают незавидную участь исполнителя, чья точка зрения никому не интересна и способна провоцировать у молодежи неудовлетворенность собой и обществом, в котором они живут, и, как следствие, их общественную пассивность и социальную неустроенность.
Для будущих военных и правоохранителей содержание правового воспитания может быть откорректировано как внутри учебных программ в школе, что не всегда делается даже в специализированных кадетских классах, так и на уровне родительского подхода к формированию правовой культуры ребенка, ведь именно родители являются примером и основой его профессионального выбора.
Улучшению организации правовоспитывающей деятельности и оптимизации процесса становления правового сознания молодых людей несомненно способствует анализ и регулярная оценка уже проведенной работы. Каждый этап и событие на этом пути должны завершаться подробным анализом и беспристрастной оценкой действий каждого его участника. Такая работа может реализовываться на этапе обучения в среднем звене школы. Для военных вузов проведение подобных мероприятий носит систематический и строго контролируемый характер, однако и в этом направлении, на наш взгляд, есть ресурсы для совершенствования.
Анализируя мнение ряда ученых, мы можем увидеть, что имеется еще одно немаловажное условие в успешной организации правоохранительной деятельности в целом. Это ее преимущественная направленность на поддержание общественного правопорядка среди молодых людей, а не среди взрослых. Она должна осуществляться в образовательных учреждениях, микрорайонах, внешкольных молодежных и детских учреждениях и контролироваться взрослыми при их обязательном участии и руководстве. Необходимо донести до учащейся молодежи, что формирование правопорядоч-ности, законопослушности и изучение норм права служат на благо самого индивида, а социально одобряемое поведение является реальной возможностью для выбора военной или правоохранительной профессии.
Решение проблемы организации нравственно-правовой культуры личности подростков рассматривается как единый комплексный процесс. Он предусматривает формирование специальных условий для подростков, которые принадлежат к различным социальным группам по возрасту и типу поведения в обществе, а также обеспечивает создание у подростков правовых и нравственных констант, регулирующих отношение в обществе к окружающим процессам и событиям, и не зависит от случайных событий и ситуации. Этот процесс способствует накоплению положительного нравственного и правового опыта поведения молодых людей, их готовности к активной жизни в обществе. Мы считаем, что формирование правовой культуры у школьников необходимо
совершенствовать на всех этапах обучения, кроме того, необходимо выявлять школьников, профессиональная направленность которых может быть определена в военной или правоохранительной сфере, а именно этот контингент может быть основой для формирования социально одобряемого поведения и правовой культуры классной группы и опорой в проведении идей формирования законопослушного поведения у остальной части учащихся.
Литература
1. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. — М.: Юридическая литература, 1966. — С. 176.
2. Бугаенко Ю. Ю. Теоретико-методологические основания исследования правовой культуры общества на социальном поведении молодежи. — Краснодар: ЮГ, 2011.
3. Ганаева Е. Э. Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения // Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 467-469.
4. Костина К. А. Правовая культура в сфере правового регулирования: понятие и сущность // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. — 2012. — №2 9. — С. 388-392.
5. Красавчиков О. А. Основные черты и значение социалистической правовой культуры // Советское государство и право. — 1968. — № 6. — С. 19.
6. Кравченко И. А., Бастен А. В. Правовая культура участников финансовых правоотношений // Вопросы российского и международного права. — 2016. — № 9. — С. 127-136.
7. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. № Пр-1168). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Васильев А. А. Правовая культура России в свете отечественного консерватизма // Культура: управление, экономика, право. — 2012. — № 3.
9. Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. — М., 1982.
10. Лимаренко И. Ю. Существенные признаки правосознания // Общество и право. — 2009. — № 4.
11. Матевосова Е. К. Доктрина правового нигилизма // Актуальные проблемы российского права. — 2014. — № 6.
12. Матузов Н. И. Правовой нигилизм как образ жизни // Правовая культура. — 2012. — № 1.
13. Мельников В. Ю. Правосознание и правовое воспитание личности в демократическом, правовом государстве // Культура: управление, экономика, право. — 2012. — № 3.
14. Месилов М. А. Развитие правовой мысли о сущности правового нигилизма // История государства и права. — 2007. — № 3.
15. Погребная Ю. К. Правосознание современного российского общества: вопросы теории и методологии исследования: дис. ... канд. юр. наук. — М., 2011.
LEGAL KNOWLEDGE OF STUDENTS AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY
Yuriy A. Kutygin
Head of Department of Firearms Training,
Ural Law Institute of The Ministry of Internal Affairs of Russia
6 Korepina St., Ekaterinburg 620057, Russia
E-mail: [email protected]
The article deals with the various approaches to the content and principles of legal education in modern pedagogy. Legal education is one of the key links in development of students' system of civic values and law-abiding skills. We have made an attempt to identify the correlation between theoretical approaches in pedagogy to understanding of legal education and real practice. Particular attention is paid to awareness of the importance of legal education by youth and prospective military students. In addition, the article considers the peculiarities of the technologies and content of legal education for young people — civil and military university entrants. The comparison let us see a coherent picture of the trends in development of legal education in modern pedagogy and identify the ways to reform the modern education system.
Keywords: individual; personality; education; civil society; legal education; vocational education; socialization; student.