ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ
© А.Р. Поздеев, К.А. Бабушкина, Т.Е. Селезнева, 2013 УДК 340.6
А.Р. Поздеев, К.А. Бабушкина, Т.Е. Селезнева
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ - СТОМАТОЛОГОВ
Кафедра судебной медицины (зав. кафедрой - проф. В.И. Витер) ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия»
Правоведение - дисциплина, изучаемая в вузах неюридического профиля, которая необходима для получения общетеоретических знаний в области юриспруденции, а также для получения практических навыков и умений осуществления публично-правовой деятельности, направленной на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Преподавание дисциплины «Правоведение» ставит цель - дать обучаемым студентам первичные основы и представления об основных категориях права, без которых невозможно понять, усвоить действующую систему норм, правил по различным отраслям знаний, законов, иных правовых источников. В программе курса рассматривается право, система общеобязательных для всего общества правил поведения, что является основным условием развития и становления государства. В связи с началом действия нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего медицинского образования по дисциплине «Правоведение» возникла острая необходимость создания новых образовательных программ по всем медицинским специальностям, в частности и по специальности «Стоматология». Программа курса «Правоведение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента цикла обще гуманитарных и социально-экономических дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего образования. В программе курса рассматривается право, система общеобязательных для всего общества правил поведения, что является основным условием развития и становления государства. Знание основ права специалистами неюридического профиля, позволяет ему, верно и правильно, ориентироваться как в общей политике государства и принципах правового регулирования, так и в отдельных конкретных ситуациях.
В Российской Федерации по данной дисциплине осуществляется подготовка специалистов с квалификацией врач. Общая трудоемкость дисциплины для студентов стоматологического факультета составляет 3 зачетные единицы.
Учебная дисциплина «Правоведение» относится к циклу «Гуманитарных, социальных и экономических
дисциплин». Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами (история медицины, экономика, физика, математика, медицинская информатика). Большое значение уделяется и профессиональным циклам последующих дисциплин, при изучении которых студент должен знать: основы законодательства Российской Федерации, основные нормативно-технические документы по охране здоровья населения; основы страховой медицины в Российской Федерации, структуру современной системы здравоохранения Российской Федерации; особенности работы врача-стоматолога при заключении договоров на оказание медицинских услуг в рамках программ обязательного и добровольного медицинского страхования с пациентами, с любыми предприятиями, учреждениями, страховыми компаниями в установленном законом порядке; требования и правила получения информированного согласия пациента на диагностические и лечебные процедуры, ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в медицинских организациях стоматологического профиля, осуществление экспертизы трудоспособности.
Студенты должны научиться анализировать и оценивать качество медицинской, стоматологической помощи, состояние здоровья населения, влияние на него факторов образа жизни, окружающей среды и организации медицинской помощи; проводить с больными и их родственниками профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды; пропагандировать здоровый образ жизни; использовать методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья (в том числе стоматологического) от воздействия факторов среды обитания, проводить работу по пропаганде стоматологического здоровья, направленную на предупреждение наследственных и врожденных заболеваний.
Владеть методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в медицинских организациях,
алгоритмом постановки предварительного диагноза пациентам и, при необходимости, последующим направлением их на дополнительное обследование к врачам-специалистам, алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза больным.
Целью освоения дисциплины является подготовка врача с необходимым уровнем теоретических знаний об основных дефинициях и положениях правовой науки, навыков правомерного поведения при осуществлении профессиональной деятельности, участие в формировании следующих компетенций:
ОК-1 - способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
ОК-3 - способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинс-кую терминологию;
ОК-5 - способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности;
ОК-8 - способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну;
ПК-1 - способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;
ПК-4 - способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность.
Основными задачами дисциплины являются:
- обучение студентов теоретическим знаниям о принципах прав, правовых институтах, категориях и современном уровне развития правовой науки;
- обучение студентов основным положениям различных отраслей права РФ;
- обучение студентов основным положениям законодательства РФ в сфере здравоохранения;
- обучение студентов толкованию и применению юридических норм различных отраслей права к конкретным юридически значимым фактам;
- обучение студентов правильному в правовом отношении ориентированию в действующем законодательстве о здравоохранении в Российской Федерации и адекватному его применению в конкретных практических ситуациях;
- ознакомление студентов с правовыми вопросами медицинского страхования при оказании медицинской помощи (услуги) с акцентом на первичное (амбулаторно-поликлиническое) звено отечественного здравоохранения, правовым регулированием в сфере обязательного медицинского страхования;
- ознакомление студентов с правами граждан, отдельных групп населения и пациентов на охрану здоровья, гарантиями осуществления медикосоциальной помощи;
- ознакомление студентов с правами и обязанностями медицинских работников лечебно-профилактических учреждений, различных структур системы здравоохранения, принципам и положениям их социально-правовой защиты, юридической ответственностью за правонарушения при осуществлении профессиональной деятельности;
- формирование у студентов уважительного отношения к правам пациентов и ответственности врачей за причинение вреда здоровью, за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения;
- ознакомление студентов с принципами и положениями международного медицинского права в соответствии с этическими, моральными и религиозными нормами;
- ознакомление студентов с современными справочными информационными правовыми системами;
- воспитание у студентов уважительного отношения к законам и другим нормативно-правовым актам как к основополагающему гаранту соблюдения прав, свобод и интересов граждан и общества.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- основные принципы и положения конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного, гражданского, экологического, информационного права; нормы медицинского права;
- морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, этические основы современного медицинского законодательства;
- обязанности, права, место врача в обществе;
- основные этические документы международных организаций, отечественных и международных профессиональных медицинских ассоциаций.
Таблица 1
Примеры образовательных технологий в интерактивной форме
Инновационная модель Характеристика инновационной модели
Контекстное обучение Создание условий, максимально приближенных к реальным.
Проблемное обучение Инициирование самостоятельного поиска знаний через постановку проблем преподавателем учебного материала.
Информационное обучение Использование мультимедийных презентаций.
Обучающие ролевые игры, имитации (деловые игры) Рассмотрение ситуаций в зале судебного заседания (роль судьи, адвоката, прокурора, следователя, свидетелей и др.). Квалификация преступления: в соответствии с фабулами профессиональных преступлений медицинских работников, т.к. неумышленного причинения смерти по неосторожности, тяжкого вреда здоровью, незаконного помещения в психиатрический стационар, незаконного занятия медицинской и фармацевтической деятельностью.
Дискуссия в стиле «телевизионного ток-шоу» Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем.
Интернет тестирование качества знаний на сайте www.i-exam.ru Оценка качества знаний по изучаемым разделам дисциплины.
Уметь:
- самостоятельно принимать правомерные решения в конкретной ситуации, возникшей при осуществлении профессиональной деятельности врача;
- надлежащим образом оформлять медицинские документы, необходимые для реализации права на занятие медицинской деятельностью;
- ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах о труде, применять нормы трудового законодательства в конкретных практических ситуациях;
- защищать гражданские права врачей и пациентов детского возраста.
По завершению изучения данной дисциплины студент должен обладать гражданской зрелостью, высокой общественной культурой и активностью в правовой, политической и культурной жизни, понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний для реализации права.
Владеть:
- навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов;
- навыками работы с нормативными документами, регламентирующими медицинскую деятельность; понимать иерархию нормативных актов, начиная с основного закона — Конституции РФ;
- анализом различных вариантов правоотношений, возникающих в профессиональной медицинской деятель-
ности и принятия в отношении их оптимальных правовых решений;
- навыками юридической оценки случаев ненадлежащего оказания медицинской помощи (услуги), иных правонарушений медицинского персонала;
- навыками проведения анализа, последствий нарушений прав граждан в области охраны здоровья;
- навыками работы со справочными правовыми системами для поиска необходимой правовой информации.
Изучение курса предполагает сочетание лекций, семинаров, самостоятельную работу студентов с использованием литературы и нормативных источников. В процессе самостоятельного изучения курса студент должен осваивать специальную литературу, изучение и конспектирование различных источников, отработку нормативных актов, составление различных документов.
Предусматривается 7% интерактивных занятий от объема аудиторной работы.
Примеры образовательных технологий в интерактивной форме представлены в таблице 1.
Знание нормативных правовых актов способствует росту политической и трудовой активности гражданина, специалиста, поднимается его правовая культура, уважение и соблюдение закона. Преподавание дисциплины «Правоведение» ставит цель дать обучаемым студентам первичные основы и представления об основных категориях права, без которых невозможно понять, усвоить действующую систему норм, правил по различным отраслям знаний, законов, иных правовых источников.
© В.И. Витер, А.Р. Поздеев, Т.Е. Селезнева, 2013 УДК 340.6
В.И. Витер, А.Р. Поздеев, Т.Е. Селезнева
ЗНАЧИМОСТЬ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Кафедра судебной медицины (зав. кафедрой - проф. В.И. Витер) ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия»
преподаватель), вопрос с ответом по принципу "один из многих", "многие из многих", по принципу выбора правильной последовательности, по принципу соответствия.
Для совершенствования педагогического процесса на кафедре судебной медицины ГБОУ ВПО ИГМА Министерства здравоохранения Российской Федерации используются электронные курсы изучаемых дисциплин кафедры с использованием решения «1С:Электронное обучение. Конструктор курсов», разработанной на программной платформе «1С:Предприятие 8.2». Конструктор курсов позволяет не только разрабатывать собственные электронные учебные материалы включающие «теорию» и глоссарий, но и проводить тестирование полученных знаний [1]. Для контроля качества знаний студентов применяются также тесты, рекомендованные Министерством образования и науки РФ (на сайте http://www.i-exam.ru).
В Конструкторе курсов возможно создание тестов для студентов с помощью программного «мастера», или путем импорта вопросов из файла формата MS Excel. Тест может являться как самостоятельным электронным ресурсом, так и входить в состав электронного учебного курса. В контексте использования учебного курса, тест служит для закрепления знаний или их проверки. В тестах указываются подсказки, комментарии к вариантам ответов, возможна иллюстрация текста рисунками, мультимедийными вставками. Для тестирования могут использоваться несколько типов вопросов, в том числе, открытый вопрос (когда запись ответа студента проверяет
Права доступа к материалам учебного курса при тестировании программой студента и преподавателя отличаются. Если задан параметр «время», «количество попыток», то время тестирования и количество попыток, выделяемых пользователю для прохождения теста, ограничиваются. Возможно перемешивание вопросов из нескольких тем в случайном порядке. Интерфейс программы в режиме навигации, показывает текущий этап тестирования.
Использование в учебном процессе тестирования на основе Конструктора курсов фирмы 1С показало хорошие результаты. Были в короткие сроки созданы методические материалы - набор тестов, снизились затраты труда преподавателей и субъективность при оценке знаний студентов, что позволило усовершенствовать педагогический процесс.
Кафедра также осуществляет промежуточное тестирование студентов в системе контроля качества знаний на сайте http://www.i-exam.ru в соответствии с изучаемыми темами. Неожиданным помощником преподавателей стала система тестирования для группы студентов, пропускающих занятия. Тестирование в свободное и удобное время для студентов, снизило затраты времени преподавателя опрос таких студентов. Тотальное тестирование