FORMATION OF LEGAL CULTURE IN PRESCHOOLERS
Masesyants Elena Petrovna, Postgraduate student, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia E-mail: eiena-masesjanas>rambier.ru
The article is dedicated to the problem of preschool children's legal culture bases formation. The following international documents explaining the importance of preschoolers' legal education were analyzed: Declaration of the Rights of Children (1959), International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights (1966), and Con vention on the Rights of the Child (1989). Historical perspectives of preschool children's legal culture bases formation were determined. Social preconditions of the problem of the younger generation legal education were displayed. The definition of "legal culture" was specified. The importance of preschool children's legal culture bases formation was determined.
Keywords: legal culture; legal education; legal awareness; historical perspective; children's rights; preschoolers.
УДК 3 7.01 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬ ТУРЫ
ВАК РФ 13.00.02 У ДОШКОЛЬНИКОВ
© Масесьянц Е.П., 2017 Статья посвящена проблеме формирования основ правовой культуры у детей
старшего дошкольного возраста. Проанализированы международные документы, раскрывающие значимость правового воспитания дошкольников: "Декларация прав ребёнка" (1959), "Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах" (1966), "Конвенция о правах ребёнка" (1989). Определены исторические аспекты формирования основ правовой культуры у детей дошкольного возраста. Выявлены социальные предпосылки проблемы правового воспитания подрастающего поколения. Уточнено понятие "правовая культура". Определена значимость формирования основ правовой культуры у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: правовая культура; правовое воспитание; правосознание; исторический аспект; права ребёнка; дошкольники.
МА СЕСЬЯНЦ Елена Петровна, аспирант, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия elena-masesjanc@rambler.ru
Нынешний период становления нашего общества характеризуется самой сильной правовой доминантой. По утверждению Г.Н. Филонова, сам парадокс гражданственности рассматривается в контексте ведущих мыслей и основ "Всеобщей Декларации прав человека". Появление во второй половине XX века проблемы формирования прав ребёнка актуализирует вопросы формирования правовой культуры у дошкольников и считается свидетельством поступательного развития человеческой цивилизации. Это находит отражение в ряде международных документов: "Декларации прав ребёнка" (1959), "Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах" (1966), "Конвенции о правах ребёнка" (1989), "Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей" (1990) и др. В связи с этим намечаются две важные задачи: общественная - значительное изменение положения ребёнка в РФ и педагогическая - формирование правовой культуры молодых членов общества. Дошкольной образовательной организации принадлежит особенная роль в воспитании гражданина собственного государства.
Сегодня в обществе закрепляется понимание того, что вопросы формирования основ правовой культуры связаны с приобщением людей к общекультурным ценностям. Цивилизация рассматривается как совокупность жизненных проявлений, достижений, творчества народов, выражение и итог самоопределения воли народа или индивидуума [7, с.229]. В культуре определяются и укрепляются общечеловеческие представления о добре и зле, честности, верности, единстве слова и дела, политический выбор людей, ценности и эталоны общества, формы общественных отношений людей в ходе согласования их интересов [3, с.351]. Цивилизация как развивающийся процесс характеризуется неизменными переменами, выходом в
свет новых свойств, присвоением правовых ценностей.
Результатом формирования правовой культуры выступает правовое сознание детей. М.Н. Микляева отмечает, что правовое сознание дошкольника отражает совокупность стойких правовых познаний и правовых убеждений, выражающихся в верном правовом поведении и нравственной позиции подрастающего поколения по отношению к социальному миру [8, с.27].
Другие исследователи акцентируют своё понимание на правах человека как феномене, имеющем общечеловеческое значение (В.А. Караковский, М.А. Лазутова, Е.А. Лукаше-ва, Г.В.Мальцев, А.Ф. Никитин, З.К. Шнекедорф и другие), на нравственных и моральных ценностях (А.Н. Гусев, Ю.М. Смоленцев, А.Н. Тита-ренко и др.), на нравственно-правовом формировании личности (Г.П. Давыдов, Г.А. Кузнецов, О.Г. Шапиева и др.).
Понятие "правовая культура" содержит многозначное объяснение в гуманитарных науках. Изучив точки зрения Н.И. Азарова, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, С.А. Комарова, В.В. Лазарева, А.Д. Лопуха, Г.В. Назаренко, B.C. Нерсесянца, А.Ф. Никитина, В.А. Толстика, В.П. Сальникова, А.Ф. Черданцева, А.К, Черненко, можно сделать вывод, что это сложное, разностороннее понятие нуждается в определении, в котором были бы сосредоточены главные направления уже имеющихся в научной среде формулировок.
По мнению Н.Е. Татаринцевой, "успешность работы по формированию правовой культуры у дошкольников зависит от многих факторов. Важнейшим из них является повышение правовой культуры родителей" [12, с.150]. Большинство современных родителей имеют недостаточный уровень культуры и компетентности в вопросах воспитания детей, что выражается в безответственном отношении к выполнению своих воспитательных функций, безграмотности в решении проблем воспитания, исчезновении совместных форм деятельности, возрастающем дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу. Зачастую права детей нарушают сами родители.
"Проблемные" родители - не вина ребёнка, а его беда и горе. Жестокое обращение с ребенком - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и иные методы, которыми взрослые увечат ребёнка. Это - издевательства, унижение, всевозможные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение выражается в том, что
родители не обеспечивают ребёнку необходимые условия для развития (питание, одежда, сон, гигиенический уход и т.д.). Кроме того, пренебрежение может проявляться в отсутствии со стороны родителей уважения, тепла, ласки, заботы по отношению к ребенку. Это приводит к формированию заниженной самооценки у ребенка, сомнению в своих силах, развитию негативных форм самоактуализации в обществе, а также может выражаться в задержках психического и речевого развития, различных проявлений девиантного поведения. Поэтому формирование педагогической и правовой компетентности родителей должно выступать одной из важнейших задач современного общества, частью государственной социальной политики [11, с.97].
Сегодня очень остро стоит проблема бытового насилия. Имеются страшные случаи безжалостного обращения с детьми, и особенную : тревогу испытывают педагоги дошкольных организаций за маленьких детей. Жестокое обращение с детьми приводит к появлению людей социально дезадаптированных, не умеющих создать семью, быть хорошими родителями. Серьезным негативным последствием насилия считается последующее воспроизводство беспощадности и жестокости. В системе дошкольного образования следует поощрять работу, направленную на формирование представлений о правах человека, "ибо основные взгляды, например, взгляды на расы, формируются в дошкольные годы" [5, с. 138].
В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей представлена в документах международного права, нормативно-правовыхактахна федеральном и региональном уровнях. Значимость проблемы воспитания основ правовой культуры дошкольников обозначается в следующих документах:
- в Декларации прав ребенка (1959) признается важность соблюдения прав детей путём законодательных и других мер. Право детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту провозглашается в десяти принципах Декларации;
- Конвенция ООН о правах ребёнка (1989) рассматривает ребёнка каксубъекта права, которому предоставлен весь спектр прав человека. Конвенция признает за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального,этнического и социального происхождения, юридическое право на воспитание, развитие, активное участие в жиз-
О си
-О X
9
со
CU
си
S
53
ни общества. Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее;
- статья 2 "Закона об образовании в РФ" (2012) рассматривает воспитание как процесс развития личности, создания условий для самоопределения и социализации на основе принятых в обществе правил и норм поведения;
- ФГОС дошкольного образования (2014) провозглашает необходимость формирования общей культуры личности детей, обуславливающей усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные ценности.
Суть правовой культуры заключается в осведомлённости людей о праве, состоянии законности и правопорядка в обществе. Ядром правовой культуры личности считается развитие положительного, развитого, целостного правосознания, побуждающего к правомерным деяниям и действиям. Составляющие правовой культуры личности соединяют познание собственных прав и свобод, способность критически расценивать принимаемые законы, готовность принимать участие в подготовке законодательства, возражать против тех законов, которые противоречат духу права, умение отстаивать собственные права, солидаризироваться с другими гражданами, чьи права нарушаются.
Формирование правовой культуры - это система мер влияния на понимание, ощущения и волю с целью передачи и усвоения представлений о законодательстве, формирование убеждений в их верности и обязательного выполнения, выработки привычек поведения в духе закона. Очень важно создавать отношение к праву как необходимому условию и ме-
ханизму соблюдения общественной справедливости, средству сохранения прав и свобод человека.
Литература:
1. Азаров А. Защита прав человека: Международные и российские механизмы. - М., 2000. - 321 с.
2. Апиян С.Н. Правовое воспитание: понятие, формы, методы, пути совершенствования : автореф. дис.... канд. пед. наук / С. Н. Апиян. - Ереван, 2001. -23 с.
3. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях / Т.В. Болотина.-М., 2002,- С. 46.
4. Демоз Л. Психоистория. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2001.
5. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов / под ред. Т.И. Оверчук.-М., 2001.-С. 472.
6. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления старших дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова.- М., 1998. - С. 160.
7. Кохановский В. П. Философия /В. П. Кохановс-кий. - Ростов-н/Дону : Феникс, 2005. - 522 с.
8. Микляева Н.В. Правовые основы управления ДОУ: практическое пособие/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 192 с.
9. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции / М„ 2002. - С. 288.
10. Татаринцева Н.Е., Гречишникова К.О. Педагогические условия оказания помощи родителям в воспитании детей // Известия ЮФУ. Педагогические науки. 2015. № 6. С.97.
11. Татаринцева Н.Е., Масесьянц Е.П. Историко-культурные предпосылки правового воспитания детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 12(83). - Ч. IV. - С. 150.
12. Achenbach, T.M., & Edelbrock, C.S. Behavioral problems and competencies reported by parents of normal and disturbed children aged 4 through 16. Monographs of the Society for Research in Child Development, 1981.
13. P. Adcinc Character counts! 1995.
THE USE OF SPINNING SIMULA TOR CONTROL A CTION IN THE PREPARA TION OF ARMWRESTLERS OF MEDIUM SKILL LEVEL
Reutova Lyudmita Petrovna, DSc of Pedagogical science, Professor, Department of Theory and Methodology of Professional Education
Kochkarov Enver Angelsovich, Associate Professor, Department of Sports
Janklow Azret Eredzepovich, Honored coach of Russia, Senior Lecturer, Faculty of Physical Culture, Karachay-Cherkess State University named after U.D. AHev, Karachaevsk, Karachay-Cherkess Republic
The article describes the best possible usage of the simulator controlling effect in the preparation of armwrestlers in the average level of skill and peculiarities of technology of its application in the training activities of athletes; are characterized by productive characteristics, implying the improvement of the biomechanical characteristics of the movement and increase of indicators of special physical fitness armwrestlers in the average level of skill. In addition,