тельности студента в процессе обучения. К ним относятся: социально-перцептивные, ситуационные, импровизационные, моделирующие и ролевые игры, психогимнастические упражнения, упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами, техники присоединения.
Итак, наш опыт позволяет заключить, что достоинством модели является учет многокомпонен-тности педагогической толерантности, комплексное воздействие на эмоционально-волевую, ценностно-мотивационную, когнитивную и поведенческую сферы личности студентов. Данная мо-
дель не только повышает уровень педагогической толерантности, она, оказывая влияние на многие детерминирующие качества личности, способствует личностному росту, эффективности межличностного общения, формированию здоровьесберегающего отношения к себе и субъектам образовательного процесса.
Библиографический список
1. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
УДК 371.3
Кукушкина Любовь Анатольевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ КЛАССОВ
В статье рассматривается сущность формирования правовой компетентности учащихся профильных юридических классов. Определяются и характеризуются условия процесса формирования правовой компетентности учащихся профильных юридических классов.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, правовая компетентность, учащиеся.
Складывающаяся социально-экономическая ситуация развития российского общества и происходящее реформирование системы образования, увеличение роли права в жизни людей поставили ряд педагогических задач по повышению уровня правового обучения и воспитания учащихся.
Потребность в высокой степени подготовленности подрастающего поколения занимает особое место в Российском государстве. Стране все больше требуются грамотные, инициативные, предприимчивые, компетентные, способные результативно и законно действовать во благо общества граждане.
По мнению В.М. Басовойв соответствии с нормами определенного языка или этапом развития отдельной отрасли знания встречается, во-первых, отождествление понятий «компетенция» и «компетентность», при этом они определяются как способность, состоятельность, правомочность, предназначенность для выполнения конкретных функций или решения задач, иными словами, они означают наличие полномочий и фиксируют их объем, достаточныйдля принятия ре-шений;во-вторых, когда эти термины разделяются, то под компетенцией понимается право орга-
на власти, организации, специалиста принимать решения и мера их ответственности за предпринятые шаги. Компетентность же определяется как способность и готовность личности к действиям, обладание ею в необходимом объеме специальными знаниями, умение ими пользоваться в типичных и нестандартных ситуациях, освоенность видов и способов деятельности, которые обеспечивают успешность решения соответствующих задач.
В.А. Болотов и В.В. Сериков считают что, компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождении обучающимся своего места в мире.
Под компетенцией мы понимаем знания, умения и навыки выполнения определенной деятельности, при решении конкретных социальных задач, нацеленных на достижение результата, а компетентность - это результат учения, характеристика человека, отражающая диапазон его осведомленности в определенной сфере жизнедеятельности.
Правовая компетентность учащихся профильных юридических классов, нами рассматривается как осознание личностью юридических норм,
© Кукушкина Л.А., 2011
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2011
309
восприятие социально-правового опыта, способность выбирать средства и способы правомерного поведения.
Профильные юридические классы осуществляют образовательный процесс в соответствии с целями и задачами, определяющими деятельность образовательных учреждений, реализуют идею общего интеллектуального, нравственного развития личности, направлены на формирование гражданской, социальной компетентности, информационной культуры, социальной мобильности и гибкости. Профильная направленность классов ориентирована на обучение старшеклассников, желающих продолжить образование в средних специальных и высших учебных заведениях по специальности «Юриспруденция».
Формирование правовой компетентностиуча-щихся профильных юридических классов на этапе профильной подготовки будет эффективным, еслибудут решены следующие проблемы:
1. Организована совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных курсов, дисциплин, уроков, внеклассных воспитательных мероприятий, содержания социальной практики и профессиональных проб в образовательном пространстве школы и на базе юридического факультета, базирующихся на принципах дифференциации, индивидуализации, комплексной диагностики профессиональных интересов и социальных ценностей учащихся;
2. Реализована программа повышения профессионального мастерства педагогов, классных руководителей, построенная на практико-ориен-тированном подходе;
3. Осуществлена система работы с родителями и система социального партнерства в рамках юридического факультета КГУ им. Н.А. Некрасова.
Эффективное формирование правовой компетентности учащихся в профильных юридических классах возможно на основе специально подобранной системы методов, форм и средств воспитания и обучения.
Существуют несколько классификаций методов обучения:
1. По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я. Голант, И.Т Огородников, С.И. Перовский): словесные методы, наглядные, практические.
2. По характеру учебно-познавательной деятельности учащихся, взаимной деятельности учителя и учащихся - система инновационныхмето-
дов обучения И.Я. Лернера - М.Н. Скаткина: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод,метод проблемного изложения, частично-поисковый, эвристический, метод, исследовательский метод.
3. Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы: а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Каждая из этих классификаций имеет определенное основание и позволяет с различных сторон реализовывать процесс формирования правовой компетентности учащихся профильных юридических классов.
Мы в процессе учебной и внеучебной деятельности по формированию правовой компетентности учащихся используем следующие методы: словесные (беседа, дискуссия, диспут); наглядные (плакаты, рисунки, наблюдения); практические (решение социально-правовых задач, анализ документов, рассмотрение вариантов судебной практики);
Для того, что бы у учащихся накопился определенный опыт по юридическим знаниям, в преподавании используются объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, показ, объяснение. Это метод предполагает последующую репродукцию изложенного педагогом материала процессом демонстрации, упражнений, специальных заданий и т.п.
Когда у учащихся накоплен определенный материал по учебной дисциплине, усвоены ведущие понятия, используются методы проблемного изложения (решение проблемных ситуаций, деловая игра и др.); метод рассчитанный на продуктивную деятельность учащихся (диспут, самостоятельная работа, социальный практикум), а также используются исследовательский метод (работа в научном кружке «Правовед», подготовка докладов на школьные и студенческие научнопрактические конференции, анализ проблемной ситуации, творческая работа учащихся); анализ конкретных юридических ситуаций, игровые методы (сюжетно-ролевые игры «Детектив шоу», интеллектуальные игры).
Проблемное обучение выступает одним из направлений усовершенствования учебного про-
цесса. Активизируя момент познания, проблемное обучение развивает интеллектуальную активность и творческое мышление будущего юриста, в то время как педагог, ведущий занятие по курсу, получает возможность в определенной степени управлять процессом познания учащихся.
Практика нашей профессиональной деятельности показывает, что наиболее эффективным является использование лекции проблемного характера. Именно данный вид лекций дает возможность представить предметный и социальный контексты профессионального будущего, наряду с постижением теоретических особенностей юридической профессии. Использования этого типа лекций на стадии профильногообучения дает учащимся-возможность организации совместной с преподавателем познавательнойдеятельности, а также-самостоятельно получать знания, осознавать и самостоятельно решать поставленные задачи.
С точки зрения практики использование лекций - визуализации, всочетание с метод устного изложения, а также способность преобразовывать словесную и письменную информацию в визуальную форму является важным профессиональным качеством. Вследствие того, что практически любая форма визуализации содержит те или иные элементы проблемности, процесс наглядности способствует созданию сложной ситуации, разрешение которой осуществляется на основе анализа, синтеза, обобщения, т.е. способствует развитию активной мыслительной деятельности учащихся. Данный метод может быть использован на этапе введения учащихся в новый раздел или новые темы курса, такие как: «Меж-культурная коммуникация юристов», «Проблемы криминализации Российского общества».
Использование разнообразных методов обучения происходит в процессе применения разнообразных форм обучения в их преемственности и взаимосвязи. Основной для учащихся в профильных юридических классах является урок. Применяются различные виды уроков: дискуссия, урок с элементами психологического тренинга, занятие с элементами игрового обучения, экскурсия, конференция.
Наравне с учебной деятельностью большое значение имеет самостоятельная работа учащихся.
Внеаудиторная самостоятельная работа - это деятельность учащихся по усвоению знаний и умений, протекающая без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляемая им.
Цель самостоятельной работы - содействие оптимальному усвоению учащимися учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании.
Задачи самостоятельной работы:
- углубление и систематизация знаний;
- постановка и решение познавательных задач;
- развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умений работы с различной по объему и виду информацией, учебной и научной литературой;
- практическое применение знаний, умений;
- развитие навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля за его эффективностью.
Для более эффективной самостоятельной внеаудиторной деятельности по усвоению учебного материала учащимся профильных юридических классов были предложены следующие виды самостоятельной работы: подготовка информационного сообщения; написание реферата; написание конспекта первоисточника; написание эссе; написание рецензии; написание аннотации; составление опорного конспекта; составление глоссария; составление тестов и эталонов ответов к ним; составление и решение ситуационных задач; составление кроссвордов по теме и ответов к ним; создание материалов-презентаций
Для наиболее эффективной работы в рамках профильной подготовкии формированию правовой компетентности учащихся юридических классов предложены как традиционные, так и инно-вационныевиды самостоятельной работы которые курируются как преподавателями, ведущими профильную подготовку, так и специалистами практиками занимающимися проблемами в различных отраслях права.
Процесс формирования правовой компетентности учащихся профильных юридических классов реализуется при следующих условиях:
- формирование субъективной позиции учащихся в социально-профессиональном выборе;
- реализации комплексной программы работы в рамках учебной и внеучебной деятельности;
- организация педагогический поддержки в процессе освоения старшеклассниками профессиональной роли.
При реализации первого условия, мы опирались на понимание роли учащегося с позиции его как субъекта деятельности. Субъектную позицию подростка, мы будем определятькак кри-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2011
311
терий его личностного развития, проявляющийся в стремлении к активному познанию самого себя, к социальному самоопределению, к выстраиванию профессиональной стратегии, к принятию норм и ценностей России как правового государства.
Рассматривая воспитывающую среду профильного класса как условие формирования субъектной позиции подростка, мы выделяем следующие ее функции:
1. Социальную, обеспечивающую освоение подростком социального опыта.
2. Защитную, организующую защищенность подростка от возможного негативного влияния социальной среды, потенциальных и возможных угроз существующих в обществе.
3. Педагогической поддержки, направленной на личностное развитие подростков, формирование их субъектной позиции в воспитывающей среде класса.
Реализация второго условия - реализация комплексной работы в рамках учебной и неученой деятельности, основанной на социально-профессиональной направленности, позволяетсоздать условия для продуктивного решения включенности школьников в социальные отношения, выбором ими своей роли, позиции в контексте самореализации.
Сопровождение процессов, связанных с включением школьников в социальные отношения, выбором ими своей роли, позиции в контексте самореализации, самоутверждения и рефлексии, способствует приобретению практико-ориенти-рованного опыта в социально значимой деятельности, выработке собственных средств решения проблем, развитию навыков социального партнерства, социальной активности и функциональной грамотности.
Реализация третьего условия - организация педагогической поддержки в процессе освоения учащимися профессиональной роли - направлена на самопознание учащихся, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом является готовность учащегося к выбору профессии, осмыслению, проектированию вари-
антов профессиональных жизненных путей.
Таким образом, формирование правовой компетентности учащихся профильных юридических классов заключается в том, что каждому учащемуся, благодаря специально сконструированному образовательному пространству предоставляется возможность через полученные знания, умения, навыки эффективно использовать полученную информацию при дальнейшем профессиональном выборе. Формирование правовой компетентности является значимым условие при включенности старшеклассников в социальную деятельность, дает им возможность делать осознанный, юридически грамотный выбор, быть законопослушными членами общества.
Библиографический список
1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. - М.: Наука, 2008. - 142 с.
2. Бабанский Ю.К. Комплексный подход в воспитательной работе с подростком. - М., 2009. -201 с.
3. Басова В.М. Формирование социальной компетентности сельских школьников: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Ярославль, 2004. - 45 с.
4. БолотовВ.А., Ефремова Н.Ф. Система оценки качества российского образования // Школа: день за днем. Педагогический альманах. Официальный сайт Центрального филиала городского центра развития образования г. Новосибирска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.den-za-dnem.ru
5. Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 30 сентября [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru
6. Лобанова Н.Н., Косарев В.В., Крюча-тов А.П. Профессиональная компетентность педагога. - Самара; СПб., 2010. - 107 с.
7. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - .№5. - С. 16-21.
8. Юрасюк Н.В. К вопросу о формировании правовой компетентности современного специалиста // Современные технологии в российской системе образования: Мат-лы VI Всерос. науч.-практ. конф. - Пенза, 2008.